Охрана труда и здоровья работников одно из приоритетных направлений Государственной политики. Достаточно сказать, что ст. 210 Трудового кодекса закрепила осно

Уважаемые коллеги, гости!

Охрана труда и здоровья работников – одно из приоритетных направлений Государственной политики. Достаточно сказать, что ст.210 Трудового кодекса закрепила основные направления этой политики в области охраны труда. Я назову буквально несколько, это:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- государственное управление охраной труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением государственных норма­тивных требований охраны труда;

- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опас­ными условиями труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интере­сов работников в области охраны труда.

Реализация основных направлений государственной политики в области ох­раны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объедине­ний и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопро­сам охраны труда.

Во исполнение государственной политики по охране труда хозяйствующие, общественные структуры всех уровней вопросы охраны труда, техники безопасности, профилактики здоровья решают постоянно. Y съезд ФНПР, съезд ВРК «Электропрофсоюз» определили основные приоритетные направления работы в области охраны труда.

2007 год – приказом РАО «ЕЭС России» объявлен Годом охраны труда и техники безопасности. Цель года – совершенствование работы по охране труда и снижение производственного травматизма.

По данным Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за 9 месяцев текущего года зарегистрировано 2142 страховых случая, в том числе 1910 несчастных случаев на производстве (со смертельным исходом 52 случая, тяжёлых – 149) и 232 профессиональных заболевания.

За 9 месяцев текущего года число несчастных случаев со смертельным исходом в акционерных обществах РАО «ЕЭС России» по сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличилось в 1,5 раза. При этом наиболее высокий уровень травматизма – в электросетевом комплексе. Горько, что в их числе – гибель работника Центральных электрических сетей ОАО «Челябэнерго».

Всплеск роста смертельного травматизма в 2007г. совпал с увеличением объёмов ремонтных работ энергооборудования и основную часть пострадавших (40%) составил электротехнический персонал сетевых предприятий и электростанций. Основной причиной происшедших случаев электротравматизма явилась неудовлетворительная организация подготовки и проведения работ как со стороны инженерно-технического, так и ремонтного персонала.

Для предотвращения, принятия неотложных мер по искоренению нарушений требований охраны труда, производственной безопасности и сохранения персонала приказом РАО «ЕЭС России» №656 от 16.10.2007 года предусматривается переход на новые модели управления в области охраны труда, которые позволят:

  • обеспечить интеграцию системы управления в области охраны труда, производственной безопасности и сохранения здоровья персонала с уже существующей системой управления энергокомпании;
    - привести систему управления в области охраны труда, производственной безопасности и сохранения здоровья персонала в соответствие с современными требованиями российского законодательства и лучшего мирового опыта;

  • осуществлять контроль за опасными производственными факторами;

  • управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности;

-  предотвращать возникновение опасных для жизни и здоровья персонала ситуаций и случаев профессиональных заболеваний;

  • снизить прямые и косвенные экономические потери, возникающие в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

  • повысить уровень социального партнерства и создать здоровый социальный климат в энергокомпаниях, обеспечить вовлечение всего персонала в работу системы управления безопасностью и сохранением здоровья персонала.

И сегодня, я думаю, мы услышим от представителей хозяйствующих структур информацию о выполнении решения РАО «ЕЭС России» и состоянии охраны труда и травматизма на предприятиях отрасли своё, отношение к деятельности профсоюза уполномоченных в области охраны труда.

Наличие фактов производственного травматизма на предприятиях энерготехнической промышленности и строительства также не может удовлетворять.

Нередко угроза оказаться безработным вынуждает работников соглашаться на любые условия трудового договора, пренебрегать своим здоровьем, нарушать правила техники безопасности, работать без средств индивидуальной защиты в условиях повышенного риска.

И за примером далеко идти не надо. Во вновь образованном предприятии (путём выделения в ООО «Мастера Урала») Челябинского механического завода при производстве работ по ремонту ограждения завода для работы использовался автокран завода, не прошедший сертификации и технического допуска к работам при работе на высоте.

При производстве работ на строительную платформу, которую перемещал стрелковый самоходный гусеничный кран, был допущен перегруз, так как на платформе были размещены стройматериалы и люди. Общий вес поднимаемого краном груза составил 5,26 тонн. Кран изготовлен и передан заводом «ЧМЗ» в распоряжение ООО «Мастера Урала» на 6 месяцев для проведения ресурсных испытаний и определения наработки на отказ механизма поворота крана, а не для выполнения ремонтных и строительных работ. Работники были допущены к работе без стажировки и проверки знаний по охране труда, производитель работ Лупоянов В.В. не осуществлял контроль за производством работ. В результате из-за перегруза крана на 2 тонны и крена крана платформа вместе с работниками, стройматериалами рухнула с высоты 8,5 метров на строительную площадку. С тяжёлой степенью повреждения (переломы костей) был доставлен в травмоотделение рабочий Кусков В.А.. У Соколова С.С., Парахина А.А., Брылкина М.Н., Шелегова М. - сотрясение мозга и переломы без смещения костей.

Причина несчастного случая – самовольное использование техники, принятие необдуманных решений, безответственность руководителей и работников.

Пути к снижению производственного травматизма защите конституционных прав работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, лежат через систему хорошо налаженного общественного контроля в тесном взаимодействии с работодателем, органами государственного управления охраной труда, государственными органами, через коллективные договоры и соглашения.

Из 42 первичных профсоюзных организаций 37 имеют коллективные договора с работодателем.

На основе Отраслевого тарифного соглашения энергетики заключаются колдоговора на предприятиях ОАО «Челябэнерго» (7 первичных профсоюзных организаций), ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10» (7 первичных профсоюзных организаций), ОАО «Челябэнергосбыт» (1 первичная профсоюзная организация), филиала «ОГК-2» Троицкая ГРЭС (1 первичная профсоюзная организация), филиала «ОГК-3» Южноуральская ГРЭС (1 первичная профсоюзная организация).

Все коллективные договоры предусматривают работу администрации и профсоюзных комитетов по охране труда, утверждены и разработаны мероприятия по улучшению состояния рабочих мест.

Так, на мероприятия по охране труда в 2007 году запланировано

- в ОАО «Челябэнерго» 45 млн 505,6

- ОАО «Челябэнергосбыт» более 2 млн. рублей;

- в ОАО «Челябоблкоммунэнерго» более 1,5 млн. рублей;

- в Магнитогорских ГЭС более 1,2 млн. рублей.

Но, по причине малочисленности первичных организаций (менее 50 % от числа работающих на предприятиях) в настоящее время не заключены коллективные договора на предприятиях:

  • ОАО «Инженерно-диагностический центр»,

  • НП «Учебно-тренировочный комплекс»,

  • ОАО «Челябинский механический завод»,

  • ФГУП «Ведомственная охрана» Челябинский филиал.

На сегодня по обкому профсоюза не охвачено колдоговором 1520 работников.

Именно незащищённость этих работников коллективными договорами ставит перед обкомом профсоюза и первичными профсоюзными организациями задачу инициирования соглашений по охране труда.

Выборные постоянно-действующие профсоюзные органы первичных профсоюзных организаций, осуществляя превентивный (предварительный) контроль при согласовании локальных нормативных актов преследуют цель предупредить и не допускать принятия незаконных решений.

Во всех коллективных договорах предусмотрено принятие инструкций по охране труда по согласованию с профсоюзным органом. И эти требования повсеместно исполняются.

Направлением же требований профсоюзных органов по устранению выявленных недостатков в проектах предлагаемых к рассмотрению Положений, решений касающихся режима, организации и безопасности труда первичные профсоюзные организации прибегают весьма редко, стараясь «договориться без бумажки».

Право профсоюзного органа направлять работодателем представления с требованием устранения недостатков и нарушений и обязанность работодателя в недельный срок с момента получения требований сообщить выборному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах закреплено в статье 37 ТК РФ.

И если профсоюзный комитет использует своё право – он добивается поставленной цели.

Так в течение июля-октября текущего года руководство Троицких электрических сетей (председатель ППО Блохина Т.И.) обратилось за мотивированным мнением по введению нового графика работы диспетчерского аппарата районных сетей. Профсоюзный комитет высказал свои мнения по соблюдению норм труда и отдыха, привлечению к работе в выходные и праздничные дни, обеспечению выполнения месячной нормы рабочих часов. И дело не только в том, что предлагаемый режим работы не утверждён.

Юридический характер требований профсоюзных органов об устранении нарушений условий труда состоит не в том, что работодатель обязан его исполнить, а в том, что он не вправе проигнорировать его. И вот почему.

В случае, если нарушение графика работы приведёт к тяжким последствиям для работника, тот факт, что работодатель не выполнил требования профсоюзного органа будет подтверждать наличие вины и умысла в действиях работодателя. И работник будет защищён. А это одна из основных функций профсоюза.

Создание новой законодательной базы в области трудовых отношений, принятие нового трудового кодекса РФ сместили приоритеты профсоюзного контроля к защите законных прав работников на охрану труда, в том числе при их обращении в судебные инстанции.

Именно функция защиты трудовых прав подвигла профсоюзных представителей в постоянно-действующей комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ОАО «Челябоблкоммунэнерго» при инициировании представителями работодателя исключения из списка на получение молока работникам, условия труда которых отнесены к допустимым, обратиться за разъяснением в технические службы ВРК «Электропрофсоюз». Профсоюзом проведена независимая экспертиза результатов аттестации рабочих мест, приостановлено издание в одностороннем порядке приказов о прекращении выдачи молока более чем 120 работникам. Председателем ППО Пановой Любовью Александровной вопрос вынесен на рассмотрение комиссии. Изменения коллективного договора направлены в русло правового поля.

Так, при утверждении инструкций (должностной и охране труда) кабельщика спайщика председатель ППО Центральных электрических сетей Коршунов Леонид Алексеевич приостановил переименование профессии в связи с нарушением пенсионных прав работника.

Значительное участие председателей первичных профсоюзных организаций в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве с тяжёлыми последствиями, осуществлении общественного контроля по вопросам возмещения вреда причинённого здоровью члена профсоюза, представлении интересов членов профсоюза при рассмотрении трудовых споров.

Так при рассмотрении трудового спора Мухамадиевой М.Г., начальника контроля Челябинского филиала ОАО «Челябэнергосбыт» (председатель ППО Максютова Ирина Михайловна) было установлено нарушение порядка проверки знаний по технике безопасности, трудовые права работника были восстановлены. И таких примеров имеется в профсоюзной практике достаточно. Думаю, что коллеги в своих выступлениях сегодня поделятся накопленным опытом.

В случае выявления нарушений охраны труда, угрожающих жизни и здоровью работников профсоюзные организации имеют право потребовать немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

Таким правом воспользовался обком профсоюза. В этом году по инициативе обкома Государственным техническим инспектором труда Челябинской области Чубаевым Иваном Николаевичем с участием правового инспектора проверены состояние охраны труда на Троицкой ГРЭС, ЗАО «ТЭР», Тюменской транспортной компании, Южноуральской ГРЭС.

При отсутствии технической инспекции профсоюзов этот вариант контроля за охраной труда считаю действенным.

К числу органов, уполномоченных профсоюзами осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда относятся уполномоченные (доверенные) лица по охране труда. На сегодняшний день таких уполномоченных в членских организациях Челябинского «Электропрофсоюза» 267 человек.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда – это основное и самое массовое звено общественного контроля профсоюзов непосредственно в организации и её структурном подразделении.

Правовой основой деятельности уполномоченных является Положение, разработанное самими профсоюзами с учётом рекомендаций Минтруда и положений Федерального закона о профсоюзах.

Основными направлениями работы уполномоченных по охране труда являются:

  • участие в разработке коллективного договора и контроль за его выполнением;

  • контроль за обеспечением безопасных и здоровых условий труда на производстве;

  • участие и контроль за своевременным и правильным расследованием и учётом несчастных случаев, профессиональных заболеваний на производстве;

  • разъяснение работникам их законных прав на здоровые и безопасные условия труда, оказание помощи по их защите.

Сегодня наступило время проанализировать участие общественных инспекторов по каждому из этих направлений.

К сожалению, приходится констатировать, что общественные инспектора крайне редко включаются в переговорные комиссии по коллективным договорам, они не готовят и не передают свои предложения по улучшению условий труда, составлению плана мероприятий по охране труда, приложений к коллективному договору по выдаче спецодежды, моющих средств, молока, предоставления дополнительных отпусков и сокращённого рабочего дня, обеспечения средствами индивидуальной защиты.

Решение о внесении какой-либо профессии в тот или иной перечень принимается по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, так как только аттестация рабочих мест по условиям труда показывает объективную картину состояния условий труда.

Поэтому задача профсоюза, его общественных инспекторов – участие и изучение итогов аттестации и использования этого в период коллективных переговоров.

Уполномоченным по охране труда следует убедиться, что при аттестации учтены все производственные вредности, а существующие вредности соответствуют данным, указанным в картах аттестации. В противном случае какие-то работники могут быть лишены компенсаций.

Так при подготовке заседания постоянно-действующей комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в ОАО «Челябоблкоммунэнерго» установлено, что льгот по предоставлению компенсаций за условия труда (дополнительный отпуск, молоко) лишены машинисты автовышки и автогидроподъёмника, машинисты экскаватора, водители автомобиля (всего более 40 человек).

Для восстановления трудовых прав работников профсоюзная сторона высказала своё мнение генеральному директору Аронову Максиму Марковичу.

Поэтому – контроль за выполнением коллективного договора одна из основных задач уполномоченных по охране труда и нам необходимо перестраиваться и прилагать усилия к совершенствованию этой работы.

Участие уполномоченных по охране труда в организованных совместно с работодателем проверок в рамках трёхступенчатого контроля за состоянием промышленной безопасности и охраны труда является повсеместным как на предприятиях энергетики, энергетической промышленности, так и энергетического строительства. Ежегодно уполномоченными проводятся более 500 проверок, на выявленные нарушения даётся около 520 предписаний, подлежащих исполнению.

В рамках года «Охраны труда» на ЧГРЭС (председатель ППО Ваганова Ольга Борисовна), ЧТЭЦ-1 (председатель ППО Глущенко Людмила Григорьевна), ЗЭС (председатель ППО Золотарёв Александр Васильевич) и других в сентябре 2007 года проведены тематические Дни охраны труда «Подготовка рабочих мест, механизмов и оборудования, спецодежды СИЗ к работе в зимних условиях».

В результате было проверено более 150 рабочих мест, высказано более 200 предложений для устранения выявленных недостатков.

Думаю, что члены Пленума в своих выступлениях сегодня ещё отметят накопленный опыт в проведении этой работы.

Мне хотелось бы обратить Ваше внимание на расширение поля деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, привлекая их к проверке:

  • качества обучения работников при инструктаже по охране труда;

  • своевременности порядка проведения всех видов инструктажей;

  • соблюдения работниками правил и инструкций по охране труда;

  • своевременности выдачи и замены специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

  • соответствия выдаваемых СИЗ требованиям правил и норм;

  • организации на предприятии ухода за выдаваемыми СИЗ и их ремонт;

  • обучения работников использованию СИЗ;

  • использования СИЗ работниками, их хранению;

  • состояния лечебно-профилактического обслуживания работников;

  • правильного учёта и расследования несчастных случаев на производстве.

Эти задачи можно выполнить только активизируя работу общественников, проводя общественные смотры, выявляя лучших из них, поощряя их работу. Вот почему в рамках года по охране труда обкомом профсоюза объявлен смотр-конкурс «Лучший уполномоченный по охране труда», итоги которого будут подведены в 1 квартале 2008 года, Президиум ожидает предложений с мест в декабре текущего года.

Общественные смотры-конкурсы, проводимые в акционерных обществах «Челябэнерго», «Челябэнергосбыт», «ТГК-10», ТГРЭС, ЮУГРЭС и других предприятий несомненно дают положительные результаты.

Организованно по инициативе профкома ТЭЦ-2 (председатель Кутепов А.А.) проведены в 2006 г. профессиональные общественные конкурсы по охране труда «Лучшая сквозная вахта», «Лучшая вахта цеха», в котором участвовали все производственные подразделения предприятия.

В смотре-конкурсе общественных уполномоченных (доверенных лиц) профкома по охране труда участвовало 20 общественников.

Целевые и комплексные проверки общественных уполномоченных несомненно вносят свою лепту в улучшение охраны труда на предприятии. И эта категория общественников должна работать в рамках правового поля.

Сегодня Генсовет ФНПР предложил Правительству РФ рассмотреть проект Концепции формирования и развития современной системы медицины труда в России, вопрос о создании межведомственной комиссии по охране труда и здоровья работающего населения, осуществить ряд других мер по охране труда и здоровья трудящихся, а также рассмотреть вопрос о наделении технических инспекторов труда профсоюзов государственными функциями.

Принятие этих документов, конечно, поднимет значимость общественного контроля.

Но пока документ не принят, нам необходимо повышать роль и значимость общественных инспекторов путём введения в коллективные договора дополнительных гарантий деятельности уполномоченных, распространения положительного опыта, поощрения лучших.

  1. Кодексу Российской Федерации / М. О. Буянова, К. Н. Гусов [и др.]

    Кодекс
    К. Н. Гусов, заслуженный деятель науки РФ, д-р юрид. наук, проф., академик РАСН - предисловие, гл. 1, 2 (ст. 15-20, § 1-8 ст. 21; § 1-7 ст. 22), 10, 11, 29, 30, 62, разд.
  2. К трудовому кодексу российской федерации (1)

    Кодекс
    Глазырин В.В., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ - гл.
  3. К трудовому кодексу российской федерации (3)

    Кодекс
    Гейхман В.Л. - заслуженный юрист Российской Федерации, академик МАН ВШ и РАЕН, президент Российской правовой академии Минюста России, заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Российской правовой академии
  4. Сборник региональных докладов (2)

    Доклад
    Краткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный центр», адрес: Приморский край, г.
  5. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации

    Кодекс
    4) Закон от 3 июня 1886 г. "Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции"
  6. О. В. Атьман. Лингвостилистические средства вербализации концепта «здоровье нации» в американском предвыборном дискурсе

    Документ
    к.ф.н., доцент кафедры профессиональной иноязычной коммуникации Института филологии и межкультурной коммуникации Волгоградского государственного университета,
  7. Правовая политика современной россии: проблемы теории и практики

    Документ
  8. «Ориентиры»

    Ученые записки
    Представляемый номер журнала традиционно открывает раздел «Ориентиры», который содержит принципиально важную статью профессоров В.Г. Игнатова, Понеделкова А.
  9. Охрана труда (2)

    Реферат
    О.А. Глухов, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности Марийского государственного технического университета, профессор, доктор технических наук;

Другие похожие документы..