Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 Финансы и кредит 080109 Бухгалтерский учет

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра финансов и кредита

Одобрено
учебно-методическим советом экономического факультета

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

Для специальностей: 080105 – Финансы и кредит

080109 – Бухгалтерский учет,
анализ и аудит

080102 – Мировая экономика

080301 – Коммерция (торговое дело)

080111 – Маркетинг

080507 – Менеджмент организации

080503 – Антикризисное управление

080502 – Экономика и управление на
предприятии (торговли)

080801- Экономика и управление на
предприятии (РГБ)

080502-Экономика и управление на
предприятии(культуры и искусства)

080502-Экономика и управление на
предприятии (операции с недвижимым имуществом)

080502- Экономика и управление на
предприятии (туризма)

Москва 2010

Автор-составитель: Г.А. Горина, кандидат экономических наук,

профессор кафедры налогов и налогообложения

Дисциплина «Налоги и налогообложение» включена в циклы:

– общепрофессиональных дисциплин федерального компонента по специальности – 080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080503 – Антикризисное управление;

– общепрофессиональных дисциплин регионального компонента по специальностям 080301 – Коммерция (торговое дело), 080101 – Маркетинг, 080507 – Менеджмент организации; 080502 – Экономика и управление на предприятии (торговли);

– специальных дисциплин федерального компонента по специальностям: 080105 – Финансы и кредит; 080102 – Мировая экономика;

©Российский государственный торгово-экономический университет, 2010

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Цели и задачи дисциплины.....................................................................................4

2. Требования к уровню усвоения дисциплины.......................................................5

2.1. Инновационные технологии, используемые в
преподавании курса "Налоги и налогообложение"...................................5

3. Объем дисциплины..................................................................................................8

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.............................................8

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.......................12

4. Содержание курса..................................................................................................14

5. Темы семинарских и практических занятий.......................................................23

6. Задания для самостоятельной работы студентов...............................................52

7. Темы курсовых работ и методические указания по их выполнению...............69

7.1. Темы курсовых работ...................................................................69

7.2. Методические рекомендации по
выполнению курсовых работ....................................................................72

8. Задания для контрольных работ и
методические указания по их выполнению........................................................76

9. Вопросы для подготовки к экзамену и зачету..................................................108

10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины...........................................111

10.1. Литература..............................................................................................111

10.2. Методическое обеспечение дисциплины.............................................112

10.2.1. Вопросы для самопроверки................................................................112

10.3. Материально-техническое и
информационное обеспечение дисциплины........................................124

  1. Цели и задачи дисциплины

Развитие российской экономики по рыночному пути предполагает использование налогов в качестве активного инструмента экономической политики.

Налоги являются объективной необходимостью, так как обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из этого, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствуя ее структуру и механизм функционирования.

Единство интересов в финансовых взаимоотношениях государства с хозяйствующими субъектами может быть обеспечено только на основе налоговых методов. За время становления рыночных отношений в России произошли значительные изменения в политике, экономике, социальной сфере. Все это требовало внесения ряда изменений в нормативную базу по налогам.

Одним из важнейших направлений реформирования налоговой системы в России является создание Налогового кодекса РФ, единого систематизированного документа, регламентирующего весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами, порядок исчисления и взимания конкретных налогов, входящих в налоговую систему России.

Изучение дисциплины «Налоги и налогообложение» находится на стыке теории и практики. Она несет большую информационную и аналитическую нагрузку, помогает в деле подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к анализу и принятию соответствующих решений.

Целью дисциплины является формирование прочной теоретической базы для понимания экономического механизма налогообложения, развитие практических навыков у студентов по исчислению и уплате налогов в России.

Задача дисциплины состоит в изучении основных положений теории налогов, основных налогов России, порядка их исчисления и уплаты, прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и полномочий отдельных органов государственной исполнительной власти в области налогообложения.

  1. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен знать:

  • теоретические основы налогообложения;

  • законодательную базу по вопросам налогообложения и таможенным платежам;

  • виды налоговых режимов;

  • состав федеральных, региональных и местных налогов;

  • особенности современной налоговой системы России и основные направления ее реформирования;

  • международные аспекты налогообложения;

  • элементы налогообложения;

  • порядок исчисления и уплаты конкретных налогов.

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Налоги и налогообложение».

I Дискуссии, проводимые на семинарских занятиях.

Дискуссия- форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам требует написание студентами тезисов или рефератов по предложенной тематике.

Тема 1. Основы налогообложения

Дискуссия по научной теории налогов (написание тезисов и их обсуждение на семинарских занятиях).

Тема 4. Налоговая система и налоговая политика государства

Дискуссия на тему: «Становление, развитие, особенности налоговой системы Российской Федерации», «Гармонизация налоговых систем».

(Написание рефератов и их обсуждение на семинарском занятии)

Тема 5. Налог на добавленную стоимость

Дискуссия на тему: «Налог на добавленную стоимость: роль налога в рыночной экономике, его преимущества и недостатки».

(Написание рефератов и их обсуждение на семинарских занятиях).

Дискуссия на тему: «Увеличение налоговой базы по НДС при получении налогоплательщиком сумм в виде штрафов, пеней за нарушение договорных обязательств по оплате товаров». (написание тезисов и из обсуждение на занятии)

Тема 9. Налог на доходы физических лиц

Дискуссия по применению единой ставки налога независимо от величины налоговой базы.

(Написание тезисов и их обсуждение на семинарских занятии).

II. Метод кейс-стади (case-study)- это метод обучения, при котором студенты и преподаватель участвуют в обсуждении деловых ситуаций или задач. Центральным понятием метода является понятие ситуации, когда их выбор влияет на конечный результат. Студент самостоятельно принимает решение и обосновывает его.

Тема 8. Налог на прибыль организаций.

1. Определите сумму авансового платежа по налогу на прибыль, уплачиваемую в бюджет субъекта РФ по месту нахождения филиала за 1 квартал налогового периода.

Известны следующие данные:

- средняя численность работников организации 150 чел., в том числе в филиале-30 чел.

- средняя остаточная стоимость амортизируемого имущества в организации- 303 750 руб., в том числе в филиале - 85 000 руб.;

- расходы на оплату труда в организации-8100 000 руб., в том числе в филиале 1620 000 руб.;

- сумма прибыли в целом по организации - 900 000 руб.

- ставка налога на прибыль – 2% в федеральный бюджет 18%, в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации и 18% в бюджет субъекта РФ по месту нахождения филиала.

Ситуация 1. Организация применяет показатель - среднесписочная численность работников.

Ситуация 2. Организация применяет показатель – сумма расходов на оплату труда.

Тема 13. Транспортный налог.

Определите, в каком из регионов должен быть уплачен транспортный налог организацией, находящейся в Москве и имеющий филиал в Люберцах Московской области.

  1. Условие - транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения организации, а по месту нахождения филиала - временная регистрация транспортного средства.

  2. Условие – транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения филиала организации; по месту нахождения организации регистрация транспортного средства не осуществлена.

Тема 18. Упрощенная система налогообложения.

  1. Определите авансовый платеж по единому налогу за I квартал налогового периода. Известно: организация применяет упрощенную систему налогообложения; доходы организации- 8 600 000руб., расходы- 7 250 000 руб., в том числе расходы на оплату труда 3 400 000 руб., взносы на обязательное пенсионное страхование- 14%.

Ситуация 1- Организация в качестве объекта налогообложения выбрала доходы.

Ситуация 2- Организация в качестве объекта налогообложения выбрала доходы за вычетом расходов.

  1. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 «Финансы и кредит» 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по «Рынку ценных бумаг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по следующим специальностям:
  2. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 Финансы и кредит 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по статистике (раздел: общая теория статистики) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  3. Учебно-методический комплекс для специальностей: 080105 Финансы и кредит

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс " Маркетинг" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям: 080105 Финансы и кредит;
  4. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 Финансы и кредит 080507 Менеджмент организаций

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Корпоративная культура» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям:
  5. Учебно-методический комплекс Специальность: 080105 «Финансы и кредит» (080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)

    Учебно-методический комплекс
    Деньги, кредит, банки: Учеб.-методический комплекс / Авт. и сост.: С.Е. Елкин., В.В. Завадская - Омск.: Типография Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011 г.
  6. Учебно-методический комплекс по специальности 080105 «Финансы и кредит» (6)

    Учебно-методический комплекс
    Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг: Учебно-методический комплекс по специальности 080105 «Финансы и кредит».– М.: МУГУ, 2008. – 35 с.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 01 Экономическая теория. История экономических учений

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании ГОС по специальностям: (080105) Финансы и кредит, (080109) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденным 17 марта 2 г.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 05 Мировая экономика (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствие ГОС(для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских)-указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы
  9. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 «Мировая экономика» 080105 «Финансы и кредит» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Страхование» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой  по дисци­плине по следующим специальностям:

Другие похожие документы..