Рабочая программа по русскому языку для 1 класса, учителя начальных классов

«Согласовано»: «Согласовано»: «Согласовано»:

Руководитель МО Заместитель руководителя по УВР Руководитель МОУ

Васильева А.В. МОУ Русско-Акташской СОШ Русско-Акташской СОШ

Протокол №___ от _________ Т.В. Левизанова ________Т.А. Вечкитова

«____»_______20___г. «____»_______20___г. Приказ №_____ от

«_____»________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для 1 класса

__________________________, учителя начальных классов

1-й квалификационной категории

Русско-Акташской средней общеобразовательной школы

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_____________

«______»___________201_г.

2010-2011 учебный год

Обоснование по программе «Школа России»

1. Сочетает традиционные наработки и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающего мышления.

2. Представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющее полное программно-методическое обеспечение.

3. Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области, включая такие инновационные области для начальной школы, как информатика и иностранный язык.

4. «Школа России»- школа духовно - нравственного развития.

5. Учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, которые должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы.

6. Дифференциация обучения, развитие личности каждого ребенка, снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.

Учебно-методический комплект для начальной школы «Школа России»

(руководитель к.п.н. А.А. Плешаков)

Важнейшей отличительной чертой учебно-методического комплекта «Школа России» является его ориентированность на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, что исключительно важно в наше время.

Комплект построен на современных достижениях педагогической науки и на исключительно ценных и значимых традициях отечественной школы. УМК «Школа России» - это единый комплект, который реализует общие цели.

Обучение в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и физиологическом плане. На сегодняшний день система образования располагает множеством программ, направленных на развитие интеллектуального потенциала школьников. Они, безусловно, способствуют развитию многих качеств личности, но не все учащиеся легко усваивают знания, обучаясь по этим программам, так как дети обладают разными способностями и психологическими особенностями. «Школа России» - программа, ориентированная на доступность знаний.

УМК «Школа России» выпускается в издательстве «Просвещение». Авторы учебников почти по всем предметам комплекта хорошо известны учителям со времен советской школы. Переработанные издания этих учебников сохраняют лучшие традиции начальной школы (формирование знаний и умений) и дополнены заданиями развивающего характера.

Учебная литература

УМК «Обучение грамоте» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько включает учебник этих авторов «Русская азбука» и «Прописи» В.Г. Горецкого и Н.А. Федосовой или «Чудо-прописи» В.А. Илюхиной к нему.

УМК «Русский язык» Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой для 1-4 классов включает одноименные учебники и методические пособия для учителя.

УМК «Русский язык» В.П. Канакиной и В.Г. Горецкий для 1-4 классов включает одноименные учебники и методические пособия для учителя.

УМК «Литературное чтение» включает учебники по чтению «Родная речь» Л.Ф. Климановой и др. для 1 класса и «Родная речь» М.В. Голованова и др. для 2, 3 и 4 классов.

УМК «Математика» М.И. Моро, С.И. Волковой и др. включает учебники «Математика» для 1-4 классов, рабочие тетради к учебнику, рабочие тетради «Для тех, кто любит математику» (2-4 кл.), «Карточки с математическими заданиями и играми» для 1-4 классов, методическое пособие к учебнику «Математика» М.В. Бантова и др. для 2 и 3 класса.

УМК по окружающему миру А.А. Плешакова включает учебники «Мир вокруг нас» (1-4 кл.), методические пособия к ним - «Мир вокруг нас» для 1 и 2 класса, рабочие тетради 1-4 кл.. .

Интегрированный курс «Изобразительное искусство и художественный труд», созданный авторским коллективом под руководством Б.М. Неменского, обеспечен учебниками: «Искусство и ты» Л.А. Неменской для 1 класса, «Искусство и ты» Е.И. Коротеевой для 2 класса, «Искусство вокруг нас» Н.А. Горяевой и др. для 3 класса, «Каждый народ - художник» Л.А. Неменской для 4 класса, рабочими тетрадями «Твоя мастерская» Н.А. Горяевой и др. для 2-4 классов и книгой для учителя.

Программа «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной обеспечена учебником-тетрадью «Музыка» для 1 класса, учебниками «Музыка» Е.Д. Критской и др. для 2-4 классов, рабочими тетрадями для 2-4 классов, хрестоматией музыкального материала.

Средства обучения для ученика (учебники и тетради) совершенствуются и дополняются, предлагая учителю новые формы, методы и приемы обучения (задания для дифференцированной работы, упражнения логического характера, темы и вопросы для ознакомительного изучения, циклы заданий и упражнений для осуществления оценки и контроля, самооценки и самоконтроля).

О программе «Школа России»

Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России.
Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России. Программа “Школа России” имеет огромный, годами проверенный, педагогический опыт. Авторами программы взято все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы. Она доступна для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития, т.к. построена на таких принципах обучения, как учитывание возрастных особенностей детей, постепенное наращивание трудностей.

 

Цель обучения:

Обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями образования в Российской Федерации, концепцией модернизации образования, новейшими достижениями педагогической науки.

 

Педагогический процесс:

В основе программы "Школа России" традиции отечественной школы, осознавая их исключительную ценность и значимость. Педагогический процесс — это процесс введения человека в культуру. Культура невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Прерывание традиций не приводит к успеху, о чем свидетельствует история. Традиция  — это связь образовательного опыта предшествующих периодов с настоящим, это творческое использование всего плодотворного, что было связано в минувшем.

Наиболее существенные направления в образовании :

Личностно-развивающее образование.

Главное назначение начальной школы — воспитание личности. Приоритетным считаем духовно-нравственное развитие ребенка. “Обогащенная память и подвижная мысль — при мертвом и слепом сердце — создает ловкого, но черствого человека!” — писал И. А. Ильин. Поэтому ориентируемся на развитие у ребенка человеческих качеств: доброта, терпимость, ответственность, способность сопереживать, готовность помогать другому. Развивая человеческие качества личности, не забываем и о других составляющих развития ребенка: психических процессов, творческих способностей, учебной деятельности, как ведущей в младшем школьном возрасте. Личность едина, и ее целостное развитие возможно только при должном внимании ко всем сторонам этого процесса. Строим обучение на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке. При организации учебного процесса предпочтение отдаем проблемно-поисковому подходу. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развиваются способности ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.
Это позволяет целенаправленно развивать познавательную активность и самостоятельность. Существование различных точек зрения на один и тот же вопрос воспитывает терпимость и уважение к мнению другого, культуру диалога.

 

Граждански-ориентированное образование.

Школьники — это граждане России. “Школа России” работает над такими личностными качествами воспитания, как гражданственность и патриотизм. Развивать у ребенка интерес к познанию, постижению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного величия. Считаем необходимым закладывать в младшем школьном возрасте основы экономических знаний и правовой культуры. Стремимся воспитывать в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Ребенок должен почувствовать себя маленьким гражданином великой страны.

 

Глобально-ориентированное образование.

Россия энергично встраивается в мировую экономику, активно участвует в мировом культурном процессе, объединяет усилия с другими странами для утверждения более безопасного, справедливого и гуманного миропорядка. В этих условиях образование должно стать глобально-ориентированным. Поэтому ребенок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом должен открывать свою планету, получая представление о природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания направлены на утверждение в сознании ребенка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания.

 

Экологическое образование.

Мир вступил в третье тысячелетие с тяжким грузом экологических проблем, которые на наших глазах перерастают в глобальную проблему выживания человечества.

И это не фантазия экологов. Это настоятельно требует формирования у людей нового мировоззрения. Оно должно строиться на новой системе ценностей, в которой Природа и Жизнь заняли бы первое место.

Воспитывать любовь и уважение к Природе во всех ее проявлениях — от цветка на подоконнике до целого Мироздания. Вот концепция экологического образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

по учебной программе

«Русский язык»

Авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.П. Канакина

Рабочая программа предмета по русскому языку в 1 классе составлена на основе программы «Школа России» (под редакцией Плешакова), сб. Концепция и программы для начальной школы, 2ч., Москва, «Просвещение», 2008г., учебника «Русская азбука» В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, Москва, «Просвещение»,2004 г., «Прописи» 1,2,3,4 Н.А. Федосовой для работы с учебником , УМК: учебник «Русский язык» 1 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва, «Просвещение», 2009г, методическое пособие В.П. Канакина, Г.А. Фомичева, Москва «Просвещение», 2009 год.

Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа обязана научить детей осознанному чтению, письму, правильной и полноценной содержательной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.

2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.

3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Основу всех этих учебных курсов составляет развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг, особенно художественных.

Одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности, усвоением ими простейших грамматико-орфографических правил начальный курс русского языка предполагает решение таких основополагающих вопросов, как:

- формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей;

- обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, развитие логического и образного мышления, освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке;

- овладение посильными приемами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге – источнику знаний.

При обучении русскому языку реализуются основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, самостоятельности и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Обучение грамоте проводится в 1 классе с сентября в течении шести-восьми месяцев. В течение этого времени ведется работа по развитию фонематического слуха детей; обучению их первоначальному чтению и письму; расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения; обогащению словаря учащихся и развитию устных и отчасти письменных видов речи.

На уроках обучения первоначальному чтению и письму дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.

Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текстов, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.

На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом – отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т.п.

Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово». Распределение учебного материала соответствует схеме «речь – текст – предложение – слово».

Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

1.Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).

2.Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

3.Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

4.Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

Ключевыми знаниями и умениями, которые дети приобретают в 1 классе, являются фонетико-графические. Первоклассники на уроках русского языка учатся слышать и произносить основные звуки речи, различать их на основе артикуляционных признаков, получают о звуках и буквах в их соотношении, уточняют полученные в период обучения грамоте представления о гласных и согласных звуках и буквах, их обозначающих, об алфавите, ударении, ударных и безударных гласных, о парных по глухости и звонкости, твердости и мягкости согласных звуках, шипящих звуках, учатся производить простейший звуко-буквенный анализ слов.

В 1 классе проводится пропедевтическая работа, необходимая для выработки правописных навыков. Ученики узнают о различии в произношении и написании слов с парными звонкими и глухими согласными в конце слова, учатся различать ударные и безударные гласные. Уже на этом этапе первоклассники осознают, что под ударением гласные пишутся так же, как слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке ударением; что перед гласными буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук, не требует проверки на письме, а на конце слов ее нужно проверять. Ведется пропедевтическая работа по формированию умений правильно писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу,чн-чк, умений писать заглавную букву, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком, правильно переносить слова с одной строки на другую.

Детям дается общее представление о речи, ее видах, формах, языке как средстве общения. Знакомясь с текстом, ученики наблюдают за предложениями, различными по цели высказывания и интонации, учатся понимать, что смысл предложения может меняться от логического ударения, интонации, порядка слов. Дети учатся строить предложение по определенной теме, рисунку и опорным словам.

Школьники получают первое общее представление об однозначных и многозначных словах, а также о синонимах, антонимах, омонимах (без введения терминов), тематических группах слов, слов с переносным значением. Дети учатся отличать текст от предложений, не связанных между собой по смыслу, определять тему текста, подбирать к нему заголовок.

  1. Комплектование. Дифференциация классов

    Документ
    С данной задачей созвучна миссия МОУ СОШ №38 г. Липецка, которая заключается в создании позитивной образовательной среды, способствующей успехам обучающихся, их подготовленности к будущей профессиональной деятельности и выработке гражданской
  2. Доклад муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» (1)

    Доклад
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Ступинского муниципального района расположено по адресу: Московская область, город Ступино, улица Тургенева, владение 14/19.
  3. Учебный план общеобразовательного учреждения. Режим обучения. 16 Кадровое обеспечение образовательного процесса. 19 (1)

    Документ
    Наименование учреждения: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключ жизни Елецкого района Липецкой области
  4. Публичный отчёт о деятельности

    Публичный отчет
  5. Учебный план общеобразовательного учреждения. Режим обучения. 16 Кадровое обеспечение образовательного процесса. 19 (2)

    Документ
    - 9. Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья. - 39 10. Организация питания. - 49 11.
  6. Публичный доклад моу-кобяйская средняя общеобразовательная школа агроэкологического направления имени Е. Е. Эверстова

    Доклад
    8. Финансовое обеспечение функционирования и развития ОУ.9. Особенности учебного плана школы.10.Педагогический коллектив школы.11.Результаты образовательной деятельности.
  7. Анализа учебно-воспитательной работы моу «сош с. Иваниха перелюбского муниципального района саратовской области» за 2008-2009 учебный год

    Документ
    Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Иваниха Перелюбского муниципального района Саратовской области» в организации образовательной деятельности руководствуется Конституцией и Законами
  8. В 2008-2009 году школа ставила цели

    Документ
    1. Создание условий, обеспечивающих развитие и саморазвитие личности каждого ученика в соответствии с индивидуальными потребностями и потребностями школы и общества.
  9. Приказ № от 20 г. Директор ( Ф. И. О) Рабочая программа по русскому языку для умк «Школа России» 1 класс

    Рабочая программа
    программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2009 г.
  10. Доклад муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» (2)

    Доклад
    Школа находится в историческом районе города, начала работать с 1954 года в 4-х этажном кирпичном здании. До 1992г. функционировала как средняя общеобразовательная с производственным обучением.

Другие похожие документы..