5. Бытие и его понимание в философии

5. Бытие и его понимание в философии.

Исходная категория в филос. осмыслении мира. В ней фикс-ся убеждение ч-ка в сущ-ии окруж.мира и самого ч-ка с его сознанием.

Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейш.рассуждений о мире.

Понятие бытия отвлекается от всех конкрет.различ-й вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты - существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом филос.размышления.

По способу сущ-я бытие разделяется на 2 мира: 1)материальный природный мир – существует объективно, независимо от воли и сознания людей. 2) внутренний мир человека – существует субъективно.

=> специфичность бытия самого человека – он одноt принадлежит и отн-ся к 2 мирам.

Уровни бытия (как природного, так и соц-го, как матер-го, так и идеаль-го); эти уровни – сущ-е в возм-ти и сущ-е в действит-ти.Возм-ть не есть небытие, оно обладает статусом существ-я, бытия. Возм-ть есть потенциальное бытие, действительность – актуальное бытие. Эти уровни бытия трактуются иногда как формы бытия: «потенциальная форма бытия» и «актуальная форма бытия».

Какая из форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производны?.

Материализм: природное бытие.

Субъект.идеализм – субъективное бытие.

Объект.идеализм – объективный дух.

«Бытие» как исходная интегральная хар-ка мира слишком абстрактное, бедное понятие, оно становится содержательным, конкретно-всеобщим понятием только в контексте других категорий философии. Учение о бытии, или онтологию.

В зависимости от того, что кладется в первичное основание мира, все философы делятся на материалистов и идеалистов.

Парменид Элейский: Х небытие, бытие=мышление, едино, неизм., неподвиж.

Платон: небытие причастно бытию.

Неоплат-м: Б от Единого, сверхбытие.

Аристотель: сущность=суть бытия, Бог — наивысш.бытие. → СрВ: Бог = актуальнейш.всеобщ.бытие, источник всякого бытия.

Гегель: любое начало=ед=во бытия и нично, чистое Б=чистое Нб, тождественны и различны, взаимосв.

Энгельс: Б=материя, абс-но и вечно.

Экзистенциализм: Б ч-ка и Б вещей, экзист-я=осмысл.и подл.Б.

6. Проблема единства мира. Материя и субстанция.

Материализм и идеализм = виды монизма, способа рассм-я многообр-я явл-й мира, исходящий из одного начала, единой основы (субстанции) всего сущ-го.

Дуализм — независ.начала, и плюрализм - множественность начал.

1. Монизм: понимание взаимоотн-ия матер-го и идеального, предпол-е решение основного вопроса филос-ии. Ид. Монизм: как рац.обосн-ть сотворение мира сознанием? Метафизич.матер-м не может объяснить возн-е ид-го из мат-го и превр-е ид-го в матер.силу.

Диалмат соед.принцип матер. ед-ва мира с принципом развития. Все явления в мире представляют собой различные виды и проявления движущейся материи.

2. Дуализм: =, несводимые друг к другу дух и материя, идеального и материального. Крупнейший представительДекарт, разделил бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую (материю); пб взаимоотн-я 2х субстанций в ч-ке решал с позиций психофизического параллелизма: психич. и физиологич. процессы не зависят друг от друга. Для фил-и нового времени хар-ны формы гносеологич. дуализма: противополож-я познающего субъекта познаваемому объекту. Так, сознание у Локка и Юма -совокуп-ть единич. воспр-й, чувств, мыслей, не имеющих объед-ей субстанц.основы. Иной вид гнос.дуализма — Кант: сознание как деят-ть, упорядоч-ю данные опыта по своим собственным, независимым от внешнего мира законам – в соотв-и с априорными формами чув-в. созерцания и рассудка.

3. Плюрализм - несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (плюрализм в гносеологии). Понимание действ-ти до точного естествознания было связано с выдвиж-м разнородных начал (напр., «четырёх стихий»). Наука и философия нового времени в принципе отвергали плюрализм.

Разв-е идеалистич.философии в кон. 19 – 20 вв. хар-ся усилением тенденций к Пл. При этом гносеологич.основой Пл. концепций выступает релятивизм(абсолютизация условности знаний).Пл - в первоанализме: идея уникальности каждой личности, в философии жизни (Ницше), прагматизме (Джемс), экзистенциализме, «критической» онтологии Н.Гартмана (нем.). КонвенционализмА.Пуанкаре(в основе ест-научных теорий лежат соглашения/ условности), критический рационализм К. Поппера и его учеников, называемый ими «теор.плюрализмом». Пл в гносеологии и методологии науки абсолютизирует сущ-е конкурирующих друг с другом концепций, многовариантность развития современного теор.знания.

Материя, согласно марксистской фил-и, материя – филос. категория для обозначения объект.реальности, сущ-ей вне и независимо от человеч.сознания и отражаемая им, это бесконеч.множ-во всех сущ-х в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движ-я. Наиб.важные св-ва - сохр-е и изм-е (движ-е), дискретность и непрерыв-ть, пространство и время.

Субстанция - объективная реальность, материя в аспекте всех форм её движения, предельное основание мира. 1Е — Аристотель: С=суть бытия, спос.к самост.сущ-ю. М=возможность действит-ти.

Гностицизм: М=злое начало. Неоплатоники: М=деградация духовного.

В философии Нового Вр выделяются две линии анализа субстанции. 1) Ф. Бэкон: отождествить субстанцию с формами реального мира (монизм).

Декарт противоп-л этой идее мысль о сущ-ии 2х атрибутов: материальной (протяж-ть и колич. измерительность) и духовная (мыслительная). 3С: несотв.мысл-я (Бог), сотв.мысл-я, сотв.протяж-я (телесная).

Шеллинг: М=«дремлющий дух».

Спиноза: практич.= субстанцию и Бога. С=" природа творящая".

Лейбниц: монадология→множество простых и неделимых C, обладающих самост-ю, акт-ю и изменч-ю (плюралистическое понимание субстанции как совокупности их множества). Количество монад бесконечно.

2) 2е напр-е анализа С. связано с опр-м её качества, интерпр-й С. как идеи.

Локк: С=идея, возник-я в процессе познания (=совокупность идей, возникающих в процессе приобретения человеком опыта).

Беркли: матер.С нет, только духовная. Материя сущ-т только в мысли, в идеях.

Юм: ни духовной, ни материальной С. Невозможно познать, действит.ли эта С сущ-т.

Кант: необходимо признать С как усл-е возм-ти познания. «Изменчивость С.». С="условие возм-ти всякого синтетического единства восприятий т.е. опыта". С Кантом в Для Канта и Гегеля С = ступень разв-я идеи.

Материалисты:М=С, М=сущность природы

М=телесная С (не у всех, но по сути...)

7. Понятие материального и идеального

Идеальное – хар-ная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека.

2 подхода. 1) (Ильенков) И. – не тождественно субъек.реал-ти; это компонент обществ. созн-я, к к-му приобщился индивид. И.- то, чего нет в самой природе, но что конструируется ч-ком, что подлежит реализации на практике. И.- нравств.-моральные, правовые устан-я, формы гос-полит.орг-ии жизни, ритуально узаконенные схемы деят-ти во всех ее сферах. Вне ч-ка и помимо него никакого «И.» нет. «Ч-к» при этом = реальная совокуп-ть реальных людей, совместно осущ-х свою специфич.-человеческую жизнедеятельность.

2) (Д.И. Дубровский). Неразрывн.связь И. с индивидным уровнем субъекта, с психикой человека. И.- сугубо личностное явл-е, реализ-е мозговым нейродинамич. процессом опред.типа. И. – психич.явл-е; представлено всегда только в сознательных сост-х.

И. – спос-ть личности иметь инф-ю в «чистом виде» и оперировать ею во времени. И. охватывает весь круг явлений субъект. реальности; это всякое знание, сущ-е в форме субъективной реальности.

3) Сущности «И.» как субъективная реальностьсенсуалистическая традиция (Локк, Беркли и др.). «Идея» поним-ся широко — как все наши перцепции и ощущения, и аффекты и мысли).

4) От Платона: Всеобщие нормы культуры сущ-т в качестве особого объективного мира. Всё имело свои идеальные прообразы. Общая для одноименных вещей форма и общие нормы = «идеи». Св-во И - совершенство («идеальность»). Все множ-во идей - единство. Центр.идея - блага/высшего добра.

Кант: идея – это что-то необходимое, цель, «должное», а не сущее.

Гегель – не только цель, а так, что все действит-е есть лишь постольку, поскольку оно имеет внутри себя идею и выражает ее.

Научный материализм – огранич-т «И.» только областью человеч.культуры, деят-ти.

Маркс – И. материальное, пересаженное в человеч.голову и преобразованное в ней.

Ещё вар-т: И. – это гносеологические образы (образы буд.предметов или ситуаций, программы) и высшие ценности бытия ч-ка, к-е подлежат реализации в деят-ти человека.

Материальное — см.вопр.6.

10. Филос.понимание простр-ва и времени.

3 группы проблем:

1) Каков гносеологич. статус этих понятий?

2) Они явл-ся хар-кой матер.бытия или хар-т устр-во нашего сознания?

3) Каковы их осн. свойства?

На 1й вопрос - 2 т.зр. об отн-ии пространства(S) и времени(t) к материи.

Субстанциальная концепция:S и t составляют сущности, сущ-е наряду с материей и независимо от нее => независ-ть св-в S и t от хар-ра протекающих в них матер. процессов.

Реляционная концепция:S и t выступали как общая форма координации материальных объектов и их состояний.

17-19 вв. - преимущ-во было на стороне субстанциальной концепции (ньютоновская механика, электродинамика - гипотеза светоносного эфира, факт единственности эвклидовой геометрии).

Нач. 20 в. - А. Эйнштейн, теория относит-ти (отказ от субстанциальной концепции). Распадается на специальную теорию отн-ти (СТО, 1905 г.) и общую теорию отн-ти (ОТО, 1916 г.).

СТО - многие «пространственно-временные» св-ва, считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными (длина, t интервал, понятие одновременности), фактически являются релятивными.

Основное философское значение теории относительности состоит в следующем:

1) Исключала из науки понятия абсолютного S и абсолютного t.

2) Подтвердила правильность трактовки S и t как основных форм сущ-я материи, в кач-ве содерж-я к-х выступает движущаяся материя.

3) Нанесла основной удар субъективистским трактовкам сущности S и t, к-е противоречили ее выводам.

Общие свойства, характеризующие S и t, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи.

К свойствам S относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность.

t обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность.

Что касается таких свойств, как длительность t и протяженность S, то их трудно называть св-ми, поскольку они совпадают с самой сущностью S и t. Ведь протяж-ть S и проявл-ся в способности тел сущ-ть одно подле другого, а длит-ть - в спос-ти сущ-ть одно после другого, что и выражает сущность S и t как форм сущ-я материи.

К наиболее характерным св-м S относится его трехмерность. Но факт 3D реального физического S не противоречит существованию в науке понятия многомерного S с любым числом измерений.

К специфич.св-м S относят его однородность и изотропность. Однородность S означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность - равноправность всех возможных направлений.

В отличие от S,t обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов. Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Широкое распространение в этой связи получила причинная концепция t, ее сторонники считают, что при обратном течении времени причинная связь оказывалась бы невозможной.

Психологическое (перцептуальное) время связано с восприятием и переживанием t индивидом: оно то бежит, то «замедляется», что зависит от тех или иных конкретных ситуаций.

Имеется взгляд на соотн-е психологического и онтологического (т.е. реального) t, согласно которому психологическое является приоритетным в рамках данного соотношения - С.А.Аскольдов.

Для филос.осмысл-я трудным и интересным оказ-ся вопрос о соотн-ии t и вечности. Н.А.Бердяев - исторический процесс имеет двойственную природу, он что-то истребляет, но с другой стороны - сохраняет. В мире действует истинное t, в котором нет разрыва между прошлым, настоящим и будущим, t ноуменальное, а не феноменальное. Настоящая философия истории выявляет единство t.

11. Детерминизм и его разновидности. Причинность и телеология.

Наряду с пр. субстанц. единства мира и пр.разв-я, Д.=фунд. пр.онтологии.

Пр.Д.: выст-т ли мир в своем сущ-ии и разв-и как упоряд. Космос или неупоряд.Хаос (обусл. ли явл-я мира в своем сущ-ии и разв-ии, имеет ли эта обусл-ть регул., упорядоч. или произвольн., неупорядоч. характер).

Д.–учение о всеобщ.обусл-сти объектив.явл-й. Сущ-е всеобщ. универс.взаимосв. всех явл-й — исход.предпосылка Д.

Общетеор.принципы Д.:

1) о всеобщ.обусл-ти матер. систем и процессов; 2) в основе всего многообр-я отн-й Д. лежит генетич., прич-я производит-ть; 3) о многообр-и типов Д. и сущ-и неприч-х отн-й Д.; 4) о закономер-ти или регуляр-ти отн-й обусловл-я: процесс обусловл-я имеет регуляр., упорядоч. х-р.

Одно явл-е (причина) порождает (вызывает) другое явл-е (следствие) = отн-я причинения. Причина есть взаимоде-е; следствие – р-т взаимод-я.

Признаки причинного отн-я: 1) наличие между 2 явл-ми отн-я произв-ва или порожд-я; 2) однонапр-ть или t асимметрия (форм-е причины всегда предшеств-т возникн-ю следствия, но не наоборот). Послед-ть во t явл-ся необходимым, но недостаточ. усл-м для сущ-я прич-о отн-я. Все явл-я в мире нельзя абсолютно и однозначно рассортировать на причины и следствия. Каждое явл-е м. выступать и в роли причины и в роли следствия в завис-ти от контекста. 3) необход-ть, однознач-ть. Формул-ка закона причинности: = причины всегда порождают = следствия; 4) пространств-я и t непрерыв-ть, или смежность. Хотя принцип прич-ти и не исчерпывает концепции Д., он сост-т его основу.

Цепи причинения: 1) однолинейные (…А-В-С-Д…); 2) двулинейные с обрат.связью (работа хол-ка: причина-возд-е на систему-р-т-обратное д-е, от обратного д-я к р-ту тоже идет стрелочка); 3) разветвл-ся (разброс попаданий в мишень).

  1. Философия как наука. Истоки философии: Сократ, Аристотель

    Документ
    Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и выполняют регулятивную функцию.
  2. Философия о знании и познании: актуальные проблемы Материалы Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 1819 июня 2010) Ульяновск 2010

    Документ
    Философия о знании и познании: актуальные проблемы: Материалы Второй Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 18-19 июня 2010)/ Под ред. Н.Г. Баранец, А.
  3. Эллинский философ и его основная проблема

    Документ
    Философия Плотина - последнее значительное слово античной философии, окончательный и, следовательно, решающий ответ на ее вопросы. Для того чтобы понять философию Плотина, надо поэтому раньше выяснить, кем был эллинский философ, что
  4. Философия (7)

    Книга
    Практическая философия — та часть философии, которая оказывает непосредственное влияние на жизнь людей — через философские тексты и речи, через живое общение философов с людьми.
  5. Философия (17)

    Книга
    В первой части книги автор обосновывает и разрабатывает идею введения института практических философов. По его мнению, философы могут и должны работать с людьми,
  6. Проблема взаимосвязи нравственности и права в философии в. С. Соловьева и наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля

    Диссертация
    Защита состоится «07» октября 2011 года в 14 часов 00 мин. на заседании диссертационного совета по философским наукам (ДМ 212.263.07) в Тверском государственном университете по адресу: 17 , Тверь, ул.
  7. Закон. Виды законов. Проблема общественных законов

    Закон
    Основные концепции развития. Прогресс. Понятие диалектики. Категории и законы диалектики. Философское понимание пространства и времени. Детерминизм и его разновидности.
  8. И. И. Богута История философии в кратком изложении (1)

    Книга
    PhDr. Vladimir Cechak, CSc., Jakub Mail, prom. fil., doc. PhDr. Vladimir Soucek, CSc., doc. PhDr. Jaroslav Sus, CSc., PhDr. Petr Vav-rousek, CSc.
  9. И. И. Богута История философии в кратком изложении (2)

    Книга
    (c) Doc. PhDr. Vladimir Cechak, CSc., Jakub Mail, prom. fil., doc. PhDr. Vladimir Soucek, CSc., doc. PhDr. Jaroslav Sus, CSc., PhDr. Petr Vav-rousek, CSc.

Другие похожие документы..