Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении Учебное пособие

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Дальневосточный государственный университет

Юридический институт

М. А. Дорофеева, Т.М. Самусенко

Самостоятельная работа студентов

в высшем учебном заведении

Учебное пособие

Владивосток

Издательство Дальневосточного университета

2006

Рецензент

Т.С. Исаева – к.и.н., профессор кафедры теории и истории государства и права, председатель Методического совета Юридического института ДВГУ.

М. А. Дорофеева, Т.М. Самусенко Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении: Учебное пособие.–Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2006.– с.

Учебное пособие знакомит студентов с теорией и практикой самостоятельной учебной и познавательной деятельности, содержит характеристику форм и методов самостоятельной работы студенты, а также описание некоторых технологий самоучения.

© Дорофеева М.А., Самусенко Т.М., 2006

©Издательство Дальневосточного университета, 2006

Содержание

Введение

Глава I. Основы самостоятельной работы студента и технологии самостоятельного учения

§ 1. Понятие самостоятельной работы, ее структура и принципы осуществления

§ 2. Знание – основной результат самостоятельного учебного труда студента

§ 3 Источники получения знания

§4. Фундаментальные навыки и технологии самостоятельного учебного труда студента

Глава II. Технологии образования в высшем учебном заведении. Самостоятельная работа студента, организуемая преподавателем

§ 1. Образовательные технологии в высшей школы

§ 2. Методики и формы организуемой самостоятельной работы студента. Лекция и семинарское занятие

§ 3. Перспективные педагогические технологии университетского образования

§ 4. Формы контроля знаний студентов

§ 5. Клиническое юридическое образование как высшая форма самостоятельной работы студента

Глава III. Внеаудиторная самостоятельная работа студента. Основные принципы научной деятельности студента

§ 1. Виды внеаудиторной самостоятельной работы. Реферативная научная деятельность студента

§ 2. Научно-исследовательская деятельность студента

§ 3. Курсовая работа как часть научно-исследовательской работы студента

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Знаний на всю жизнь нам не хватает,

а через всю жизнь трубопроводы

знаний не протянуты 1

Уважаемый студент!

Самостоятельная работа студента высшего учебного заведения является важнейшей составляющей процесса учения, процесса становления Вас как современной мобильной личности и квалифицированного специалиста. Данное учебное пособие предназначено оказать Вам помощь в овладении навыками самостоятельной работы.

Высшее образование – это то образование, которое с целью профессиональной и общекультурной подготовки к предстоящей жизни получают в специальных учебных заведениях молодые люди. Как правило, высшее образование сознательно приобретается в гражданском отношении зрелыми людьми, и в этом еще одно из его отличий от всякого иного.

Высшее образование необходимо тогда, когда нужна качественно сделанная сложная работа, выполнение которой требует хорошо к тому подготовленных специалистов. Высшее образование готовит молодого человека к тому, чтобы он профессионально использовал свой человеческий талант, реализуя себя для себя, для своей страны, для человечества в целом. А это невозможно без должного профессионализма.

Система высшего образования дает наиболее полную процедуру правильного профессионального образования, позволяющего регулярным и контролируемым способом достигать высшей квалификации. Как правило, именно это требуется человеку, к тому способному. Все иные разговоры высокого интеллектуального уровня о духовном самосовершенствовании, о духовной свободе, о самовыражении и самореализации на самом деле, хотя и важны, но вторичны.

Таким образом, давать высшее образование – значит, готовить молодых, людей к будущей достаточно сложной работе. При этом работа, делаемая по завершении образования, должна удовлетворять как работодателя, так и работника. Работа идет успешно, и все стороны рабочего взаимодействия испытывают чувство удовлетворения, если молодые работники не только высоко профессиональны, что абсолютно необходимо, но и работают творчески, с самоотдачей относятся к делу, умеют видеть перспективу, разумно честолюбивы и притом обладают командным духом 2.

Однако современное высшее профессиональное образование испытывает ряд кризисов, и эти мировые проблемы проявляются в отечественном образовании и усугубляются глубочайшим социально-экономическим кризисом российского сообщества. Доктор педагогических наук, Г. Ильин выделяет следующие общемировые тенденции в образовании, которые, конечно, касаются и нашей страны 3. Во-первых, это информатизация жизни – резкое увеличение объема и скорости обращены информации в современном обществе. Причинами этого стали:

научно-техническая революция, превратившая науку в производительную силу общества и поставившая получение и распространение научной и технической информации на промышленную основу;

новые технологии в полиграфии, сделавшие возможными миллионные тиражи периодической печати и активность СМИ, создающих и формирующих ежедневную картину мира.

    Но главной причиной информационного «бума» следует признать массовое образование, поставляющее грамотных людей, производителей и потребителей как научной, так и массовой общественной информации. Информатизация общества как результат развития средств массовой информации, мировых информационных сетей и компьютерных средств обучения, явилась и следствием информационной революции, и средством ее обуздания, и катализатором ее дальнейшего возрастания. Она привела к резкому увеличению массовых источников информации (книги, пресса, радио, телевидение, Интернет), которые далеко не всегда оказываются согласованными в своих сообщениях, а то и просто стремятся опровергнуть имеющиеся сообщения или их интерпретацию.
       Наиболее очевидной проблемой, рожденной информационным бумом, стала необходимость пересмотра содержания обучения. Постоянно увеличивающийся поток информации и изменения в научных представлениях, которые с ним связаны, поставили под сомнение содержание многих «классических» учебников. Компактное и понятное изложение устоявшихся знаний, которое предполагает учебник, стало затруднительным ввиду постоянно ускоряющегося обновления состава научно-технических и социально-гуманитарных знаний.

Вторая проблема – это функциональная неграмотность, т.е. неспособность работника или гражданина эффективно выполнять свои профессиональные/социальные функции, несмотря на полученное образование. Это стало следствием не только информационного бума и информатизации, но и резко возросшей социальной динамики: развития и смены технологий в промышленности, структурных изменений в экономике, миграции населения, трансформаций социально-культурного контекста. В результате происходит быстрое устаревание приобретенных профессиональных и общекультурных знаний, потеря ими актуальности. Выпускник учебного заведения оказывается невостребованным или неподготовленным к требованиям, которые предъявляют ему работодатель и социальное окружение. Возникает необходимость доучивания, обучения и переучивания в процессе трудовой и социальной деятельности.

Функциональная неграмотность обострила проблему качества образования и усложнила ее решение — недостаточно привести в соответствие профессиональную подготовку и требования заказчика (обучающегося, работодателя, общества, государства), необходимо скоординировать темпы изменений того и другого, иначе неизбежно не только запаздывание, но и забегание вперед или даже отрыв высшей школы от жизни.

В целом, в начале прошлого века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную систему образования. Сегодня знания на планете обновляются на 15 % в год, т.е. каждые 6 лет практически полностью. Однако, к сожалению, существующее в большинстве стран традиционное базовое образование, в силу своей инерционности, не успевает за изменением мира. Как следствие, молодые люди, получившие высшее образование к 22–23 годам, являются носителями уже устаревших знаний. Следующие 5-6 лет они обычно употребляют на свою карьеру и, в зависимости от таланта и целеустремленности, достигают определенного места в обществе, а отдельные из них добиваются высших руководящих постов. В течение карьерного «форсажа» многие люди тратят в этом направлении всю свою энергию и, приобретя, наконец, высокое общественное положение, нередко становятся псевдоспециалистами, не обладающими современными знаниями, а зачастую просто интеллектуальными банкротами в высоком ранге. Новое поколение, в свою очередь, также окажется в страдательном залоге несовершенства образовательной системы и еще быстрее будет вытеснено на обочину следующей генерацией молодых, оседлавших более современные технологии и подходы к решению прикладных, финансовых, экономических, научно-технических задач 4.

Таким образом, возникла новая социальная проблема – недоиспользование каждым предыдущим поколением своего ресурса, опыта, энергии созидания. Формируются установки на необходимость освобождения места и, как следствие, комплекс естественного увядания, ускоренного биологического старения, духовного истощения и уход в небытие...

И до тех пор, пока система и технология образования будет отставать от скорости обновления знаний, эффективное время каждого нового поколения будет сокращаться.

Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав, как одно из стратегических направлений – развитие принципиально новых подходов к национальным системам образования.

Обращает на себя внимание следующий факт. После запуска в СССР первого искусственного спутника Земли, развитые страны Запада, и в первую очередь США, приступили к глубоким структурным и содержательным реформам образования, поставив его на первое место в перечне наиболее приоритетных направлений развития.

Не случайно, что первым ответом США на выдающиеся достижения Советского Союза в космосе стало не наращивание ассигнований НАСА, а многократное увеличение ассигнований в образование и принятие Конгрессом в 1958 г. закона «Об образовании в интересах национальной обороны». В нем определялась особая роль системы непрерывного образования взрослых в укреплении военно-технического и научного потенциала США, меры по поддержанию уровня современных знаний образованных специалистов в области техники и естественных наук, а также специалистов со знанием иностранных языков. Одновременно закладывались основы национальной политики в области продолжающегося всю жизнь образования.

Причем, преемственность этой политики, в основу которой был положен принцип приоритетности образования взрослых и его исключительной роли в обеспечении лидирующего положения США в мире, наблюдалась от Эйзенхауэра до Клинтона: образование занимало одно из первых мест в их политике национальной безопасности.

За последние 10 лет расходы на образование в США в пользу непрерывного образования увеличились в два с половиной раза и составляют сейчас более 500 млрд. долларов, превысив почти в два раза расходы на оборону. Доля взрослых, лиц в возрасте 25 лет и старше, имеющих высшее образование возросла с 1975 года с 7,7 % до 21,3 % сегодня. Мир вычислил и понял, что необходимо вкладывать в образование взрослых около 6 % валового национального продукта, выделяя в каждой отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т. п.) доли ее бюджета и рассматривая расходы на образование взрослых как капиталовложения в производство на каждом предприятии. Известные всем такие компании мира, как «Сони», «Тошиба» и т.п. работают именно по этой схеме 5.

Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского Союза на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в своем докладе в конце 80-х годов ХХ в. пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования взрослых не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней – не может быть и конкурентоспособной экономики. Иначе и быть не может, ибо в современных условиях, когда на долю людских ресурсов в формировании внутреннего валового продукта в развитых странах приходится более 80 %.

Нам близка идея о замене формулы «Образование – на всю жизнь» на формулу «Образование – через всю жизнь» 6.

Таким образом, сегодня страны ЕС предпочитают говорить о четырех видах образовательной деятельности (что нашло отражение в проекте Меморандума непрерывного образования Европейского Союза):

формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата;

неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;

информальное образование, индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер;

«образование шириною в жизнь» (lifewide learning), которое акцентирует не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм — формальное, неформальное и информальное 7.

Все перечисленные выше процессы способствовали появлению и развитию идеи массового непрерывного образования как способа преодоления возникших социальных и образовательных проблем. Оно превращается в жизненную необходимость индустриально развитых стран. Традиционное образование, предполагавшее получение общих и профессиональных знаний в течение определенного периода обучения, сменяется образованием, обеспечивающим приобретение знаний в течение всей социально активной жизни. Непрерывное образование показало, что образование не сводится к обучению, поскольку непрерывное образование не может осуществляться посредством непрерывного обучения. Происходящие изменения сегодня осознаются как все более радикальные. В нашей стране общее признание получила идея педагогической парадигмы8, ориентированной на личность. Однако стоит скорее говорить о соединении личностно-ориентированной педагогики с непрерывным образованием, которое должно стать основой развития непрерывного личностно-ориентированного образования.

В такой парадигме неизмеримо высоко возрастает роль самостоятельного учения студента 9. При изучении национальных и мировых направлений развития университетского образования совершенно отчетливо проявляется следующие тенденции:

  1. Учебный словарь-справочник

    Интернет справочник
    Настоящий словарь-справочник составлен с целью способствовать углубленному усвоению русского языка и предупреждению ошибок в использовании однокорневых имен прилагательных в речи болгарских студентов, изучающих русский язык.
  2. Министерство здравоохранения республики бурятия гоу спо республиканский базовый медицинский колледж им. Э. Р. Раднаева нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в республиканском базовом медицинском колледже (методические рекомендации)

    Методические рекомендации
    Переход к принципиально новому уровню подготовки специалистов со средним профессиональным образованием неразрывно связан с внедрением государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
  3. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая культура»

    Самостоятельная работа
    Нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечение полноценных трудовых,
  4. Методические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации призваны оказать помощь ПЦК и преподавателям в грамотном обозначении названия методической разработки, ее структурном содержании и оформлении.
  5. «Учитель основ информационной культуры личности».

    Документ
    Учебные программы дисциплин дополнительной подготовки учащихся педагогического колледжа с квалификацией «Учитель основ информационной культуры личности»
  6. Учебно-тематический план программы повышения квалификации (2)

    Учебно-тематический план
    Цель: развитие информационной и исследовательской культуры педагога, упорядочение разрозненных знаний, связанных с феноменом информационной культуры, научно-исследовательской деятельности, формирование целостного представления об информационной
  7. Самостоятельная работа студентов (срс) это планируемая, познавательная и организационно методически направляемая их деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя для закрепления усвоения лекционного и других материалов.

    Самостоятельная работа
    об организации самостоятельной работы студентов в ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)»
  8. Учебно-методический комплекс может включать следующие учебные издания: Учебно-программные (учебный план, учебная программа дисциплины);

    Учебно-методический комплекс
    Под учебно-методическим комплексом мы понимаем комплект учебных, учебно-методических, раздаточных, наглядных, аудио-, видео- и мультимедийных материалов по учебной дисциплине конкретного рабочего плана специальности (направления),
  9. Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей,

    Самостоятельная работа
    Глубокие изменения, происходящие в последние годы в экономике и в жизни общества, потребовали перестройки всей образовательной системы, основой которой является переход к многоуровневой структуре образования.

Другие похожие документы..