Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии

История психологии (к.пс.н., доцент Кондрашихина О.А.)

V1. Самостоятельные работы для группы П1з

Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития навыков самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «История психологии» включает в себя работу по подготовке к лекциям, самостоятельное изучение студентами отдельных тем учебного процесса, а также самостоятельную работу по подготовке к семинарским занятиям. Форма отчетности предусматривается данными методическими рекомендациями и включает в себя в зависимости от вида самостоятельной работы и ее темы написание рефератов (по предложенным темам), конспектирование психологической литературы, аннотирование, выполнение заданий тестового контроля, составление сводных таблиц, письменные либо устные ответы и сообщения по предъявленным вопросам.

Материал, предусмотренный для усвоения студентами в процессе самостоятельной работы, выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который отрабатывается при проведении учебных занятий. В связи с этим темы, предложенные для самостоятельного изучения, входят в перечень вопросов к экзамену по дисциплине «История психологии» в качестве отдельных самостоятельных вопросов либо будучи включенными в состав других вопросов.

Самостоятельная работа 1. Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний

Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии

Задание: проанализировать литературу и подготовить конспект по следующим вопросам.

  1. Раскрыть представления о душе у Платона.

  2. Раскрыть понимание души, учение о чувствах и познании Аристотеля.

  3. Определить роль Демокрита, Анаксагора, Гераклита в формировании трех объяснительных принципов психологии.

  4. Определить значение представлений Плотина для развития психологии.

  5. Сформулировать итоги развития психологии в античности

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М.: Наука, 1990. – С. 23 – 60.

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2001.- С. 14 - 47.

  2. Ярошевский М.Г. История психология: от античности до середины 20 века. М.: «Академия», 1997. – С. 21 - 63

Форма отчетности – конспект.

Самостоятельная работа 2. Роль философских концепций 5 – 19 в.в. в развитии психологии

Цель: систематизировать и пополнить знания о роли периода 5 – 19в.в. в развитии психологии.

Задание: подготовить конспект по следующим вопросам.

1. Основные итоги развития психологии в период средних веков, Возрождения, Нового времени.

2. Психологические идеи Ф. Бекона и роль его учения в завершении развития психологии в рамках учений о душе. Учение об «идолах» как типичных ошибках познания. Понятие о роли вспомогательных средств в процессах познания. Оценка Л.С.Выготским идей Бекона об орудиях познания.

3. Пути разрешения психофизической проблемы – Декарт, Лейбниц, Спиноза.

4. Развитие психологии в рамках эмпирической философии и сенсуализма (Гоббс, Локк).

5. Развитие психологии в рамках ассоциативной философии (Дж. Беркли, Д.Юм, Д.Гартли).

6. Эмпирическая и ассоциативная философия 19-го века и ее значение для развития психологических знаний (И.Гербарт, Дж. Милль, Дж. Ст.Милль, Г.Спенсер и др.).

Форма отчетности – конспект.

Литература:

  1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М.: Наука, 1990. – С.60 - 147.

  2. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2001.- С. 47 – 95.

  3. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: изд-во «Евразия», 1998. – С.37 - 65.

  4. Ярошевский М.Г. История психология: от античности до середины 20 века. М.: «Академия», 1997. – С.64 - 118.

Самостоятельная работа 3.Формирование естественнонаучных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку.

Цель: систематизировать представления о предпосылках выделения психологии в самостоятельную науку.

Задание: составить план-конспект следующих вопросов.

1. Развитие и основные достижения физиологии нервной системы и органов чувств. Локализационный и антилокализационный подходы. Пересмотр концепции рефлекторной дуги.

2. Работы Г.Гельмгольца и И. Мюллера.

3. Возникновение психофизики и психометрии. Их значение для становления экспериментальной психологии.

4. Разделение психики и сознания в работах гипнологов.

5. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии.

6. Программы построения психологии как самостоятельной науки: В.Вундт: психология – наука о непосредственном опыте. Ф.Брентано: психология - наука, изучающая интенциональные акты. И.М.Сеченов и учение о рефлекторной природе психики. Возникновение первых психологических лабораторий.

Форма отчетности – план конспект темы.

Список литературы:

  1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М.: Наука, 1990. – С. 154 – 178.

  2. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2001.- С.100 – 106.

  3. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: изд-во «Евразия», 1998. – С. 67 – 85.

  4. Ярошевский М.Г. История психология: от античности до середины 20 века. М.: «Академия», 1997. – С.106 - 126.

Самостоятельная работа 4. Концепция К.Левина.

Цель: углубить знания относительно теоретической концепции К.Левина.

Задание: составить конспект по следующим вопросам.

  1. Биографический очерк К.Левина.

  2. Теория личности.

  3. Теория мотивации.

  4. Знаменитые ученики К.Левина (Б.В.Зейгарник, Т.Дембо, Ф.Хоппе и др.).

Форма отчетности – конспект.

Литература:

1. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.18—32, 43—51.

2. Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» //Хрестоматия по истории психологии (период открытого кризиса: начало 10-х — середина 30-х годов XX века). — М.: Изд-во МГУ, 1980а. — С.196 -245.

3.Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2001.- С.188 – 191.

4.Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост, СПб: Питер, 2002. – С. 546 – 569.

5. Ярошевский М.Г. История психология: от античности до середины 20 века. М.: «Академия», 1997. – С.244 -250.

Самостоятельная работа №5. Основные этапы становления когнитивной и экзистенциальной психологии.

Цель: углубить представление относительно особенностей становления и развития когнитивной и экзистенциальной школ психологии и ее значения для развития науки.

Задания:

1. Определить научные предпосылки возникновения и развития когнитивной психологии.

2. Выделить основные направления исследований представителей данной психологической школы.

3. Ознакомиться с теорией личности Дж. Келли, определить понятие «личностный конструкт».

4. Описать концепцию В.Франкла.

  1. Составить словарь терминов по изучаемому содержательному модулю.

Форма отчетности – письменные ответы на предъявленные задания.

Литература:

    1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М.: Наука, 1990. – 342 – 365 с.

    2. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2001.- С.227 – 229, 233 - 237.

    3. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: изд-во «Евразия», 1998. –С.4811 - 497.

Самостоятельная работа №6. Развитие психологии в Украине

Цель: углубить знания студентов относительно особенностей развития психологии в Украине и достижениях ученых Киева, Одессы, Харькова.

Задание:

1. Письменно ответить на следующие вопросы:

1)Кто из украинских философов в наибольшей степени повлиял на развитие психологии в Украине? В каких научных центрах они работали?

2) В какой временной период в Одессе работал И.М.Сеченов, какие научные труды он написал в этот период?

3) Кем была создана первая в Украине психологическая лаборатория при клинике нервных и душевных заболеваний г. Харькова?

4) Каково направление научной деятельности С.Л.Рубинштейна в период его работы в Одессе?

5) Кто из известных советских ученых работает вместе с Г.И.Челпановым в Киеве?

6) В чем заключается основное направление исследований П.Я.Гальперина?

7) В чем заключается основное направление исследований А.В.Запорожца?

8) В чем заключается основное направление исследований Л.И.Божович и П.И.Зинченко?

9) Какова роль Г.С. Костюка в развитии психологии в Украине?

10) Работы каких современных украинских ученых Вам известны?

Форма отчетности – ответы на вопросы.

Список литературы:

  1. Болотнікова І.В. Науково-історічні витоки становлення української педології та психології//Практична психологія та соціальна робота. – 2002. - № 9-10. – С. 104 – 107.

  2. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М.: Наука, 1990. – С.304 - 348.

  3. История психоанализа в Украине / Сост. И.И.Кутько, Л.И.Бондаренко, П.Т.Петрик. – Х.: Основа, 1996. – 360с.

  4. Кузьмина Е.. Проблемы свободы в научном творчестве С.Л.Рубинштейна // Психологический журнал. – 2004. - №1. – С. 5-16.

  5. Леонтьев А.Н. А.Н.Леонтьев рассказывает о себе//Вопросы психологии. – 2003. - №2. – 34 – 47.

  6. Роменець В.А., Маноха І.П. Історія психології ХХ століття. – Київ, “Либідь”, 1998. – 992 с.

  7. Соколова Е.Е. А.Н.Леонтьев и его время // Психологический журнал . – 2003. - №1. – С.22 – 28.

  8. Ярошевский М.Г. История психология: от античности до середины 20 века. М.: «Академия», 1997. – С. 369 – 380.

VI1. Семинарские занятия

Семинарское занятие №1.

Тема: Формирование и развитие бихевиоризма и гештальтпсихологии

Цель: систематизировать знания относительно особенностей формирования и развития бихевиоризма и гештальтпсихологии, уточнить основные положения теоретических концепций ученых, представителей бихевиоризма и гештальтпсихологии.

Основные вопросы:

    1. Три этапа развития бихевиоризма – сравнительный анализ подходов к изучению поведения.

    2. Основные направления исследований гештальтпсихологов.

    3. Теория К.Левина.

    4. Наиболее известные ученики и последователи К.Левина.

Вопросы для самопроверки знаний:

  1. Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризма? Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?

  2. В чем суть понятия научения?

  3. Что такое косвенное подкрепление?

  4. В чем роль гештальта в развитии восприятия?В чем сущность понятия «психологического поля»?

  5. Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?

  6. Что такое фи-феномен?

  7. В чем роль замещения и коммуникации потребностей в теории Левина?

  8. Чем различаются волевое и полевое поведение? Что дает возможность человеку «встать над полем»?

  9. Какие закономерности групповой динамики открыл Левин?

Задание. На основании изученной литературы и конспекта лекций заполнить таблицу, отражающую составляющие и основные достижения изучаемых теоретических концепций. Обсудить правильность заполнения.

Ученый

Предмет и задачи исследования

Основные результаты

Э.Торндайк

Д.Уотсон

Э. Толмен

К. Халл

Б. Скиннер

А. Бандура

Ученый

Предмет и задачи исследования

Основные результаты

М. Вертгеймер

К. Коффка

В. Келер

К.Левин

Форма отчетности – заполненная таблица и выступления на семинаре.

  1. Самостоятельная работа Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний Цель: систематизировать и углубить знания о роли периода античности в развитии психологии (2)

    Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «История психологии», так и для формирования и развития
  2. Руководство исследовательской работой учащихся во внеурочное время

    Руководство
    Цикл внеклассных мероприятий «Православные традиции России» как средство воспитания ценностного отношения к родному языку в младшем подростковом возрасте
  3. Шпаргалка по педагогике (для педагогов) Понятие педагогики и этапы ее развития

    Шпаргалка
    В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
  4. Философия для аспирантов. Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б

    Учебное пособие
    Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003.
  5. Психология XXI столетия. Т. 1 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2008 376с. Состав организационного комитета Симпозиума (1)

    Документ
    Сборник, который Вы держите в руках, является отражением работы Международного Конгресса «Психология XXI столетия», который будет проходить в г. Ярославле с 4 по 7 сентября 2008 года.
  6. Психология XXI столетия. Т. 1 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2008 376с. Состав организационного комитета Симпозиума (2)

    Документ
    Уже завершен подготовительный этап (сентябрь 2007- сентябрь 2008 г.) Конгресса, в процессе которого был сформирован оргкомитет Конгресса, разработана стратегия и тактика его проведения, определены участники, волонтеры, конкретное место
  7. Психология XXI столетия. Т. 1 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2008 376с. Состав организационного комитета Симпозиума (3)

    Документ
    Уже завершен подготовительный этап (сентябрь 2007- сентябрь 2008 г.) Конгресса, в процессе которого был сформирован оргкомитет Конгресса, разработана стратегия и тактика его проведения, определены участники, волонтеры, конкретное место
  8. Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2007 с. 346 Состав организационного комитета Симпозиума (1)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.
  9. Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2007 с. 346 Состав организационного комитета Симпозиума (2)

    Документ
    Представления о проектировании и термин «проектирование» используются в различных видах социальной деятельности. Его творчески наполненное содержание может вполне применяться в профилактике делинквентного поведения у несовершеннолетних осужденных.

Другие похожие документы..