Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоведение» Для направления 020100, гсэ. Р. 1 «Химия (бакалавры)»

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра Государственного и административного права

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Правоведение»

Для направления 020100, ГСЭ.Р. 1 «Химия (бакалавры)»

Кемерово

2008

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:

Декан юридического факультета

Ф.И.О._ Н.А. Юркевич______

«_____»__________________ 2008г.

Первый проректор КемГУ

Б.П. Невзоров___ _________________

«_____»__________________ 2008г.

УМК обсуждено и одобрено

Ученым советом юридического факультета

Протокол №___ от «___»_________200__г.

Председатель ученого совета факультета, Декан юридического факультета

Ф.И.О._Н.А. Юркевич______

«_____»__________________ 200__г.

УМК обсуждено и одобрено

Научно-методическим советом КемГУ

Протокол №___ от «___»_________200__г.

Председатель НМС, первый проректор КемГУ

Б.П. Невзоров ___________________

«_____»__________________ 200__г.


ОБСУЖДЕНО :

РАССМОТРЕНО:

Зав.кафедрой государственного и административного права

Ф.И.О.__Н.П. Ломанова___

«_____»__________________ 200__г.

Председатель методической комиссии

Ф.И.О. ___________________

«_____»__________________ 200__г.

УМК обсуждено и одобрено

На заседании кафедры

Протокол №___ от «___»_________200__г.

Зав. кафедрой государственного и административного права

Ф.И.О._Н.П. Ломанова

«_____»__________________ 200__г.

УМК обсуждено и одобрено

Методической комиссией юридического факультета

Протокол №___ от «___»_________200__г.

СОГЛАСОВАНО:

РАССМОТРЕНО:

Декан ___________________ факультета

Ф.И.О._ __________________

«_____»__________________ 2008г.

Председатель методической комиссии

Ф.И.О. ___________________

«_____»__________________ 200__г.

УМК обсуждено и одобрено

Ученым советом ___________ факультета

Протокол №___ от «___»_________200__г.

Председатель ученого совета факультета, Декан ____________________ факультета

Ф.И.О._____________________

«_____»__________________ 200__г.

УМК обсуждено и одобрено

Методической комиссией _________ факультета

Протокол №___ от «___»_________200__г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Рабочая программа учебной дисциплины………………………………………..4

Учебно-методические материалы ……………………………………………......34

Методические указания для преподавателей…………………………………….34

Контрольно-измерительные материалы………………………………………….35

Тестовые задания…………………………………………………………………..35

Методические рекомендации по подготовке рефератов и докладов………….57

Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов…..60

Словарь терминов и понятий……………………………………………………..69

Конспект лекций по дисциплине…………………………………………………83

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра государственного и административного права

«Утверждаю»

Первый проректор

Д.п.н., профессор

________________Б.П. Невзоров

«___» ________________ 200__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Правоведение», специальности:

020100;ГСЭ.Р. 1 «Химия (бакалавры)»

Факультет: химический

форма обучения: очная

курс: 2

семестр: четвертый

лекции: 20 часов

самостоятельные занятия: 20 часов

зачет: четвертый семестр

всего: 40 часов

Составитель:

ассистент Моисеенко О.В.

Кемерово

Факультет: химический

форма обучения: очная

курс: 2 (бакалавры)

семестр: четвертый

лекции: 20 часов

самостоятельные занятия: 20 часов

зачет: четвертый семестр

всего: 40 часов

2008

Рабочая программа по дисциплине «Правоведение» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 020100, ГСЭ.Р. 1 «Химия (бакалавры)»

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № ___ от «___» _____________ 2008г.

Зав. кафедрой ____________________ Н.П. Ломанова

Одобрено методической комиссией юридического факультета

Протокол № ___ от «____» ______________ 2008г.

Председатель _____________________ И.В. Масалитина

Одобрено методической комиссией _______________ факультета

Протокол № ___ от «____» ______________ 2008г.

Председатель _____________________

Организационно-методический раздел

1. Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Правоведение» изучается на первом курсе в течение одного семестров студентами дневного и заочного обучения.

Дисциплина «Правоведение» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей. Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью права в обществе, в производственной и иных сферах деятельности человека. Указанные обстоятельства позволяют говорить об особой роли и особом значении дисциплины «Правоведение» для изучения, не только всего блока гуманитарных и социально-экономических наук. В условиях построения в России правового демократического государства каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, проявлять глубокое уважение к закону, бережно относиться к социальным ценностям правового государства, обладать профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, высоким нравственным сознанием, неотъемлемой составной частью которого должно стать правосознание.

В российском обществе не должно быть места «правовому нигилизму», черты которого, к сожалению, иногда отчетливо проявляются среди молодежи в форме неверия в закон, в справедливость, отсутствия чувства защищенности. Необходимо показать студентам весь существующий арсенал законных средства для защиты своих конституционных и иных прав и интересов, а также их конституционный и личный правовой статус, дать представление о том, как в Российской Федерации с помощью правовых норм регулируются общественные отношения, в том числе и в сфере будущей профессиональной деятельности.

Рабочая программа представляет собой комплекс учебно-методических материалов по учебному курсу «Правоведение» и включает в себя:

  1. пояснительную записку (введение);

  2. тематический план курса, составленный на основе государственного образовательного стандарта и учебного плана соответствующего факультета Кемеровского государственного университета;

  3. содержание учебной дисциплины с изложением вопросов, подлежащих рассмотрению;

  4. список нормативно-правовых актов, учебной и дополнительной литературы необходимых для изучения курс;

  5. темы контрольных работ, выполняемых студентами внеаудиторно;

  6. вопросы для зачета (устного).

Основные цели и задачи заключаются в том, чтобы:

- дать представление об особенностях правового регулирования будущей профессиональной деятельности;

- раскрыть особенности функционирования государства и права в жизни общества; дать представление об основных правовых системах современности;

- определить значение законности и правопорядка в современном обществе;

- познакомить с основополагающими жизненно-важными положениями действующей Конституции Российской Федерации - основного закона государства;

- показать особенности федеративного устройства России и системы органов государственной власти Российской Федерации;

- дать базовые знания (представления) по основным отраслям российского законодательства и особенно по тем, с которыми любой гражданин сталкивается в своей повседневной жизни: гражданскому праву, трудовому праву, семейному праву.

Приведенные задачи и цели учебной дисциплины свидетельствуют о том, что правоведение занимает важное место в профессиональной подготовке специалиста.

Структура учебной дисциплины обусловлена системой дисциплины «Правоведение», действующего законодательства РФ, а также педагогическими целями и задачами.

Особенности изучения учебной дисциплины связаны с тем, что всовременных условиях государственного строительства Российской Федерации каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественно-политической активностью, уважать закон, бережно относиться к социальным ценностям и благам правового государства, обладать профессионализмом в избранной области жизнедеятельности, правовой культурой и сознанием, неотъемлемой частью которого должно стать правосознание, уважать права и свободы человека и гражданина. Правовой нигилизм, политическая и правовая пассивность гражданина недопустимы в современном мире. Однако очень часто в общественном сознании отсутствует вера в законность и социальную справедливость, которые формируются, в том числе и из-за недостаточности знаний в области права и государственного строительства. Студентам необходимо показать весь существующий спектр законных средств и методов правового осуществления жизнедеятельности, в том числе в области избранной ими профессии.

Большая мобильность законодательства, регулирующего вопросы государства и права, приводит к тому, что учебная литература быстро устаревает. Данное обстоятельство требует большего старания в работе, тщательной проработки новых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, сосредоточения внимания на анализе материалов, публикуемых в официальных изданиях и юридических журналах.

Формами организации учебного процесса по учебной дисциплине являются, прежде всего, лекции и самостоятельная работа.

Лекции посвящены основам государства и права, основным отраслям российского права. По отдельным темам занятий возможно выполнение тестов. В рабочей программе предлагается примерное содержание тестовых заданий.

В процессе изучения учебной дисциплины предусматривается взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов, направленной на изучение теоретических положений, анализ постоянно изменяющегося законодательства. Задания для самостоятельной работы студентов представлены в УМК по дисциплине.

В результате изучения предлагаемого курса студент должен приобрести умения и навыки, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом:

 уметь правильно толковать законы и иные нормативные правовые акты;

 уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

 уметь принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом;

 уметь ориентироваться в специальной юридической литературе;

 уметь четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений;

 знать основные проблемы правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности.

 знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации.

 иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права Российской Федерации.

 знать правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.

 уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность.

Студент должен знать:

  1. определение государства и права, их роль в жизни общества;

  2. понятие нормы права и нормативно-правового акта;

  3. основные правовые системы современности;

  4. источники российского права;

  5. понятие закон и подзаконный акт;

  6. системы и отрасли российского права;

  7. понятие правонарушения и юридической ответственности, значение законности и правопорядка в современном обществе;

  8. определение правового государства;

  9. основные положения Конституции Российской Федерации;

  10. особенности федеративного устройства России, систему органов государственной власти в Российской Федерации;

  11. понятие гражданского правоотношения;

  12. определение физических и юридических лиц;

  13. понятие право собственности;

  14. обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение;

  15. основные положения наследственного права;

  16. правовое регулирование брачно-семейных отношений, взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей, ответственность по семейному праву;

  17. понятие трудовой договор (контракт), трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Методы проведения занятий: лекции, самостоятельная работа, зачет (устный).

Форма контроля: тестовый опрос (учитываются: посещение лекций, активность за весь период занятий, написание лекций, устный ответ студента на зачете).

  1. Отчет о результатах самообследования за 2001-2005 гг

    Содержательный отчет
    Ростовский государственный университет принадлежит к числу семи старейших отечественных классических университетов. Его история восходит к Императорскому Варшавскому университету, который был основан Александром I в.
  2. «Бюллетень» (18)

    Бюллетень
    Например: W102: 530812, W301: 530756. Это значит, что один экземпляр книги с номером 530812 поступил в читальный зал 1-го корпуса, другой с номером 530756 – в отдел абонемента 3-го корпуса.

Другие похожие документы..