Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство культуры Российской федерации

Министерство культуры Новосибирской области

Новосибирский государственный театральный институт

Материалы для подготовки

к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену

«История искусства музыкального театра»

«История русского театра»

«История зарубежного театра»

«История искусства драматического театра»

Часть I

Вопросы, планы ответов

для специальности 070201

«Актерское искусство»

Квалификация: «Актер музыкального театра»

Составители:

И.Г. Яськевич

В.Н. Лендова,

Г.К. Журавлева

О.С. Ефременко,

Д.А. Флеенко

Новосибирск

2011

Материалы к государственному междисциплинарному экзамену

по истории искусства музыкального театра, истории русского театра, зарубежного театра и теории театра состоят из двух частей:

Часть 1 (вопросы и планы ответов)

Часть II Вопросы, планы ответов и содержательная часть (исторический и фактический материал по истории театра, а также фрагменты из театроведческих статей и монографий).

Материалы к государственному междисциплинарному экзамену

подготовлены для выпускников Новосибирского государственного театрального института с учетом принятого кафедрой Истории театра, литературы и музыки стандарта, утвержденного Ученым советом института.

Материалы подготовлены И.Г. Яськевич, В.Н. Лендовой, Г.К. Журавлевой, О.С. Ефременко, Д.А. Флеенко

1

Вопросы по истории искусства музыкального театра

1. Происхождение оперы. Развитие оперы в эпоху барокко.

2. Опера в эпоху классицизма.

3. Итальянская опера конца XVIIIXIX веков.

4. Французская опера XIX века.

5. Немецкая романтическая опера.

6. Специфика русской оперы и оперного исполнительства в XIX веке.

7. Опера в ХХ веке.

8. Исторические и социальные предпосылки формирования, истоки оперетты. Французская оперетта.

9. Особенности венской оперетты.

10. Неовенская оперетта как новый этап в развитии жанра.

11. Оперетта в России.

12. Американский мюзикл – от истоков до наших дней.

13. Европейский мюзикл.

14. Истоки и происхождение балета. Балет барокко и классицизма.

15. Балет романтизма.

16. Балет в России в XIX веке.

17. Основные тенденции в хореографическом искусстве ХХ века.

18. Пути советского балета.

19. Режиссура в оперном театре первой половины – середины XX века.

20. «Режиссерский» оперный театр последней трети ХХ века.

Вопрос 1.

Происхождение оперы. Развитие оперы в эпоху барокко.

«Флорентийская камерата» и drama per musica. Первые постановки опер в Италии. Первые оперные театры. Требования к вокалисту, сценография и машинерия в первых оперных театральных постановках. «Коронация Поппеи» К. Монтеверди как образец ранней итальянской оперы.

Зарождение оперы во Франции (лирическая трагедия Люлли), Англии («Дидона и Эней» Перселла, «Опера нищих» Гея и Пепуша), Германии («Гамбургская опера»). Кризис итальянской оперы в позднем барокко – культ певца, «концерт в костюмах». Оперный театр Г.Ф. Генделя, его «Юлий Цезарь» как образец зрелого стиля.

Вопрос 2.

Опера в эпоху классицизма.

Формирование нового жанра – итальянской комической оперы, «Служанка-госпожа» Дж.Б. Перголези. Оперá комúк во Франции и зингшпиль в Австрии и Германии.

Основные принципы оперной реформы К.В. Глюка. «Орфей и Эвридика» как пример реформаторской оперы. Эстетические конфликты вокруг оперы («война буффонов», борьба глюкистов и пиччинистов).

Моцарт о взаимоотношении драмы и музыки в опере. Оперное наследие В.А. Моцарта. Жанр комической оперы в его творчестве – буффа («Свадьба Фигаро»), зингшпиль («Волшебная флейта»). Опера-seria в творчестве Моцарта. Обновление жанров, «изобретение» нового жанра – drama giocoso (веселая драма). «Дон Жуан» как образец оперного реализма своего времени.

Вопрос 3.

Итальянская опера конца XVIIIXIX веков.

Кризисные черты в оперном театре в Италии конца XVIII – начала XIX века. Национально-освободительная борьба как предпосылка расцвета искусств в Италии, формирования новой итальянской оперной школы. Оперное творчество Дж. Россини, «Севильский цирюльник» как вершина в развитии оперы-буффа. Другие крупные представители итальянской оперы начала XIX века – В. Беллини, Г. Доницетти.

Творчество Дж. Верди – вершина в развитии итальянской оперной школы. Требования композитора к либретто. Героико-патриотические идеи в ранних операх Верди. Формирование жанра музыкальной драмы в зрелый период. Вершины творчества – «Травиата» как образец лирико-психологической, бытовой драмы, «Аида» как образец глубокой драмы межличностных отношений на историко-этнографическом фоне.

Основные черты итальянского оперного веризма, композиторы этого течения.

Вопрос 4.

Французская опера XIX века.

Историко-романтическая опера во Франции в первой половине XIX века как проявление «большого» оперного стиля. Оперы Дж. Мейербера как вершина этого стиля (на примере «Гугенотов»). Французская лирико-бытовая опера середины XIX века (Ш. Гуно, Ж. Массне).

Новые тенденции в европейской опере второй половины XIX века, в частности, тяготение к реализму – в выборе сюжетов, приближении музыкального языка к жанрово-бытовой, народно-песенной основе. «Кармен» Ж. Бизе как вершина реалистических устремлении во французской опере XIX века.

Вопрос 5.

Немецкая романтическая опера.

Проявления романтического мировоззрения и романтической эстетики в опере. Первые образцы немецкой романтической оперы – произведения Э.Т.А. Гофмана, Л. Шпора. Романтические черты в «Вольном стрелке» Вебера.

Оперная эстетика Р. Вагнера – требования к либретто, музыкальной драматургии, языку, оркестру. Его борьба с итальянской оперой, положения о «музыкальном произведении будущего». Требования композитора к исполнителям. Театр в Байройте как идеальная театральная модель для вагнеровских опер. Тетралогия «Кольцо нибелунга».

Вопрос 6. Специфика русской оперы и оперного исполнительства в XIX веке.

Предпосылки формирования русской профессиональной оперной школы. Открытия Глинки («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»). Критический реализм Даргомыжского («Русалка», «Каменный гость») и фантастика Римского-Корсакова («Снегурочка»). Народная музыкальная драма Мусоргского («Борис Годунов») и лирико-психологическая драма Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама»). Специфика «зрелой» русской оперы – новые темы, сюжеты, особенности драматургии, музыкального языка. Исполнительское искусство в постановках русских опер, выдающиеся русские певцы.

Вопрос 7.

Опера в ХХ веке.

Новые процессы в оперной драматургии и жанрах в ХХ веке. Импрессионистско-символистские тенденции (К. Дебюсси); экспрессионистская опера (А. Берг, Р. Штраус); оперный неоклассицизм (И. Стравинский).

Процессы в советском оперном искусстве – борьба за обновление содержания и выразительных средств в первые послереволюционные десятилетия; «песенная опера». Оперное творчество С. Прокофьева и Д. Шостаковича.

Вопрос 8.

Исторические и социальные предпосылки формирования, истоки оперетты. Французская оперетта.

Формирование «индустрии развлечений» в Париже во времена Третьей империи, оперетта – как составляющая искусства для демократической публики. Французский ярмарочный балаган как один из истоков ранней оперетты. Театры на Бульварах.

Основоположники жанра – Ф. Эрве и Ж. Оффенбах («Орфей в аду», «Прекрасная Елена»). Сатирическая, пародийная направленность ранних оперетт. Французская оперетта 70-80-х годов. Особенности исполнительской манеры артистов французской оперетты, роль опереточной «дивы»; Анна Жюдик.

Вопрос 9.

Особенности венской оперетты.

Исторические и социальные предпосылки укоренения оперетты на венской почве. Особенности содержания венской оперетты в отличие от французской. Драматургия и музыкальный язык, огромная роль танцевальной основы, в частности – вальса. Оперетты Ф. Зуппе («Прекрасная Галатея»), И. Штрауса («Летучая мышь», «Цыганский барон»). «Звезды» венской оперетты, особенности их исполнительской манеры. Поздняя венская оперетта – К. Миллекер, К. Целлер.

Вопрос 10.

Неовенская оперетта как новый этап в развитии жанра.

Кризис венской оперетты и возрождение жанра в неовенской оперетте. Историческая ситуация, предопределившая особенности сюжетов, драматургии. Сочетание мелодраматического и комического начал. Основные типы героев. Роль развернутых сольных и ансамблевых форм. «Трафаретность» сюжетов, структуры неовенской оперетты, формирование опереточных амплуа и причины этого явления.

Вершина неовенской оперетты в творчестве Ф. Легара (на примере «Веселой вдовы») и И. Кальмана («Сильва», «Баядера»).

Вопрос 11.

Оперетта в России.

Гастроли иностранных исполнителей оперетты в России в XIX – начале XX веков. Театр Лентовского. Постановки зарубежных оперетт в императорских театрах.

Советская оперетта – новые темы, новый тип героя. Близость музыкальной стилистики советской массовой песне. Оперетты И. Дунаевского как наиболее значительные образцы жанра. Театры оперетты и исполнительское искусство в советский период. Творчество Г. Ярона, Г. Янета, Г. Богдановой-Чесноковой, Т. Шмыги.

Вопрос 12.

Американский мюзикл – от истоков до наших дней.

Особенности театральной жизни США конца XIX – начала XX веков. Истоки мюзикла – минстел-шоу, бурлеск, водевиль. Одновременное формирование нового вида музыки – джаза, влияние джаза на мюзикл. Ранние формы американских музыкально-театральных представлений, американские оперетты. Первый американский мюзикл «Оклахома!» Р. Роджерса. Темы, сюжеты мюзикла, связь с литературой. Специфика мюзикла как демократического, коммерческого искусства.

Обзор произведений – «Оклахома!» Р. Роджерса, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Хелло, Долли» Дж. Хермана, «Человек из Ламанчи» М. Ли, «Вестсайдсткая история» Л. Бернстайна. Особенности исполнительской манеры артистов мюзикла, творчество Л. Минелли, Б. Стрейзанд, Д. Андрюс.

Вопрос 13.

Европейский мюзикл.

Мюзикл в Великобритании. Шедевры Э. Ллойда Уэббера – «Иисус Христос суперзвезда», «Кошки». Увеличение роли музыкальной драматургии, утверждение формы мюзикла sung-through.

Особенности французского мюзикла – предпочтительная литературная основа, вокальные формы, хореографический стиль. Наиболее типичные примеры – «Собор парижской богоматери» Р. Коччианте, «Ромео и Джульетта» Ж. Пресгурвика.

Мюзикл в России: рок-оперы и драматические спектакли с музыкой в 70-80-е годы; жанр мюзикла в театрах музыкальной комедии («Свадьба Кречинского» А. Колкера); проект «Норд-ост».

Вопрос 14.

Истоки и происхождение балета. Балет барокко и классицизма.

Происхождение жанра балета как сценического танца в конце XVI веке при французском королевском дворе. Истоки балета – бальный танец, придворные синтетические представления. Королевская академия танца. Сюжеты и эстетика придворного барочного балета, особенности костюма.

Классицистический балет. Поиск «своего» содержание в балетном театре под воздействием идей Просвещения. Облегчение балетного костюма, усложнение техники. Формирование профессии хореографа (балетмейстера). Соотношение танца и пантомимы. Суть действенного танца. Принципы балетной реформы Ж.Ж. Новерра.

Вопрос 15.

Балет романтизма.

Подготовка перехода к новому балету в период преромантизма. Дальнейшая эволюция костюма, обогащение танцевальной техники. Утверждение романтического балета в 30-е гг. XIX века. Отражение романтического мировосприятия в балете; революционный переворот, стремительный рывок в развитии всех компонентов балетного представления.

Роли Ф. и М. Тальони в создании нового танцевального стиля. Первые романтические балеты – «Сильфида» Ф. Тальони, «Жизель» Ж. Перро и Ж. Коралли. Фольклорное ответвление романтического балета, творчество А. Бурнонвиля. Увеличение значения музыкального сопровождения в романтическом балете. Исполнительское искусство, преимущественное развитие женского танца; романтические балерины М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи, Л. Гран и др.

Вопрос 16.

Балет в России в XIX веке.

Формирование русской балетной школы под влиянием зарубежной – французской и итальянской. Роль Ш. Дидло и А. Сен-Леона в становлении русского балета. Первые русские балетмейстеры, вклад А. Глушковского в формирование русского балетного репертуара. Особенности русского балетного исполнительства. Утверждение балетной партитуры как самостоятельного, симфонического жанра в творчестве П. Чайковского. «Симфонический танец» Л. Иванова. Балетный театр М. Петипа – кульминация «большого» стиля.

Вопрос 17.

Основные тенденции в хореографическом искусстве ХХ века.

Упадок классического танца на рубеже XIX-XX века. Новая эстетическая ситуация – модернизм. Реформа балета М. Фокина и «Русские сезоны» в Париже. Выдающиеся исполнители труппы «Русский балет». Выбор небалетной музыки в качестве основы для танцев как основная тенденция в балете ХХ века.

Идейные и эстетические особенности, истоки танца модерн, наиболее крупные его представители; влияние танца модерн на дальнейшее развитие балета. Неоклассицистические тенденции в балете на примере творчества Дж. Баланчина; идеи «чистого» бессюжетного танца. «Свободный танец» М. Бежара, новые идеи в его балетах.

  1. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра» (2)

    Материалы для подготовки
  2. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра» Часть II

    Материалы для подготовки
    10. Новое поколение советской режиссуры в театре 1960-х годов. О.Н. Ефремов, Ю.П. Любимов, Г.А. Товстоногов, А.В. Эфрос. Подробно об одном из выдающихся деятелей советского театра.
  3. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра»

    Материалы для подготовки
    Культовая основа древнегреческого театра. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра. Календарный цикл дионисийских празднеств как театральный сезон (Великие Дионисии, Малые Дионисии, Линнеи).
  4. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену по курсам «История русского театра» (1)

    Материалы для подготовки
    составлены в соответствии с государственным стандартом по театральному образованию и тематическим планом учебных программ Новосибирского государственного театрального института
  5. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену по курсам «История русского театра» (2)

    Материалы для подготовки
    М.А. Булгаков на сцене МХТ: сценическая история спектаклей «Дни Турбиных» (1926), «Мертвые души» (инсценировка романа Н.В. Гоголя, 1932), «Мольер» («Кабала святош», 1936), «Последние дни» (1943).
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (5)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050100 «Актерское искусство» 4 или 5 лет в зависимости от особенностей приема, присваиваемой квалификации, условий проведения
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (6)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050100 «Актерское искусство» 4 или 5 лет в зависимости от особенностей приема, присваиваемой квалификации, условий проведения
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (9)

    Образовательный стандарт
    1.2. Квалификации выпускников по специальности 050100 "Актерское искусство" в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин:
  9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (3)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050200 "Режиссура театра" - 5 лет.

Другие похожие документы..