Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства

Министерство образования Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

___________________Л.С.Гребнев

11.02.2003

дата

Номер государственной регистрации

556иск/сп

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Специальность: 050200 «Режиссура театра»

Квалификации: режиссер драмы,

режиссер музыкального театра,

режиссер театра кукол,

режиссер эстрады,

режиссер цирка

Вводится с момента утверждения

Москва 2002

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050200 «Режиссура театра»

1.1 Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 г. № 181.

1.2 Квалификации выпускников по специальности 050200 «Режиссура театра» в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин:

Режиссер драмы,

Режиссер музыкального театра,

Режиссер театра кукол,

Режиссер эстрады,

Режиссер цирка.

1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050200 «Режиссура театра» - 5 лет.

1.4. Квалификационные характеристики выпускников

Режиссура театра – профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств (театральное искусство разных видов, эстрадное исполнительство, цирковое искусство), предполагающая постановку спектаклей, концертных, цирковых программ.

Режиссер драмы, режиссер музыкального театра, режиссер театра кукол, режиссер эстрады, режиссер цирка осуществляет выпуск новых и капитально возобновляемых постановок, обеспечивает их высокий художественный уровень. Проводит репетиции, руководит работой постановочной группы. Осуществляет плановые и срочные вводы в поставленные ранее спектакли (представления). Контролирует сохранение художественного уровня поставленных спектаклей (представлений) в ходе их эксплуатации. Участвует в работе по пропаганде театрального, музыкального, циркового искусства, привлечению зрителей (слушателей).

1.5. Возможности продолжения образования выпускников - режиссеров драмы, режиссеров музыкального театра, режиссеров театра кукол, режиссеров эстрады, режиссеров цирка, освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования (в соответствии с квалификациями, предусмотренными п.1.2) по специальности 050200 «Режиссура театра»: выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании.

2.3. При приеме на подготовку по специальности 050200 «Режиссура тетра» проводятся дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050200 - "Режиссура театра"

3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускников для каждой из предусмотренных п. 1.2 квалификации специальности 050200 – «Режиссура театра» разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускников по специальности 050200 – «Режиссура театра», к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки выпускников по специальности 050200 – «Режиссура театра» состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки выпускников по специальности 050200 – «Режиссура театра» должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

Цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

Цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

Цикл СД – специальные дисциплины;

Цикл ДС – дисциплины специализаций;

ФТД – факультативы;

Цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины стандартом специальности не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсе философии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД.

3.5 Содержание национально-регионального компонента основная образовательная программа подготовки режиссеров драмы, режиссеров музыкального театра, режиссеров театра кукол, режиссеров эстрады, режиссеров цирка должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБ­РАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050200 - "Режиссура театра"

Индекс

Наименование дисциплин и их основное содержание

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык:

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура:

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история:

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России- неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.

Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы.

Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

ГСЭ.Ф.04

Культурология:

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

ГСЭ.Ф.05

Политология:

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

ГСЭ.Ф.06

Правоведение:

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика:

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Мозг и психика.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.

Эмоции и чувства.

Психическая регуляция поведения и деятельности.

Общение и речь.

Психология личности.

Межличностные отношения.

Психология малых групп.

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.

ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи:

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

ГСЭ.Ф.09

Социология:

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

ГСЭ.Ф.10

Философия:

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ГСЭ.Ф.11

Экономика:

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция.

Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги.

Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор.

Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере.

Структурный сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

270

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

2140

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1780

ОПД.Ф.01

История театра:

Происхождение театра. Театр как синтез искусств. Театр и литература.

Театр античности. Театральные формы в древнерусской культуре.

Дальнейшее развитие театральных форм в Европе и России. Эпоха средневековья, взаимоотношения с религией. Русский народный театр.

Сценическое искусство в Европе эпохи Возрождения. Литература Ренессанса.

Театр XYII – XYIII веков в Европе и России. Возникновение русского профессионального театра. Взаимодействие художественных культур. Классицизм. Эстетические идеи Просвещения в литературе и театре. Зарождение сентиментализма. Предромантические тенденции в театре на рубеже XYIII – XIX веков.

Театр XIX века. Смена стилей и направлений (романтизм, реализм, символизм). Специфика развития русского искусства. «Золотой век» русского искусства. Русский роман и сцена. Рождение «новой драмы». Формирование режиссерского театра.

Взаимодействие национальных художественных культур и стилей в русском и европейском театре XX веке. Многообразие (различие и общность идей) эстетических направлений. Театр – драма – роман и режиссура XX века. Жанры и формы театра. Театр и изобразительные искусства. Кино и его место в развитии искусства XX века.

Театр и музыка. Музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл). Основные этапы, тенденции развития.

Современные формы развития театра в России и за рубежом. Основные театральные идеи в России и на Западе на рубеже XX и XXI веков. Запад и Восток как проблема развития литературы и театра.

Информационная революция, компьютеризация, их роль в развитии театрального искусства.

ОПД.Ф.02

Сценическая речь:

Слово в творчестве актера. Основные требования к произношению на сцене.

Гигиена голоса актера и профилактика профессиональных заболеваний. Принципы тренировки голосо-речевого аппарата. Определение индивидуальных особенностей артикуляционного уклада студента.

Ритмизованный пластический и речевой тренинг.

Понятие орфоэпии. Нормативность сценической речи как признак профессиональной культуры актера.

Смысловая и художественная функция звуковой речи.

Развитие диапазона голоса. Звуковысотный диапазон. Динамический диапазон. Темпоритмический диапазон.

Интонационно-мелодические средства сценической речи.

Основы смыслового анализа текста. Понятие о перспективе речи.

Техника речи - артикуляция, дикция, дыхание, голосоведение. Логика речи. Речевая характерность.

Основы теории стихосложения. Художественное чтение.

Средства выразительности словесного действия.

Индивидуальные и коллективные речевые и голосовые упражнения.

ОПД.Ф.03

Пластическое воспитание:

Основы сценического движения: свобода мышц, динамичность, сила, пластичность, гибкость, ловкость, равновесие, координация, выразительность; сценическая гимнастика; основы акробатики; сценический бой; основы жонглирования и эквилибристики (в зависимости от вида сценических искусств).

Танец: классический станок; характерный станок; основы танцевального искусства - танец классический, историко-бытовой, народный, эстрадный и др. (в зависимости от вида сценического искусства).

ОПД.Ф.04

История материальной культуры и быта:

Утилитарность и эстетика материальной культуры. Понятие художественного стиля и моды. Историческая обусловленность эволюции материальной культуры.

Материальная культура (архитектура, мебель, костюм) и быт разных времен и народов: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим; Европа раннего средневековья, позднего средневековья, Древняя Русь, Европа эпохи Возрождения, Западная Европа и Россия XVII – XVIII веков, период Великой Французской революции, Западная Европа и Россия XIX века, XX века.

ОПД.Ф.05

Организация театрального дела в России:

Театр в современной социально-культурной ситуации.

Органы государственного регулирования в сфере культуры. Нормативно-правовые документы, регулирующие театральную деятельность.

Театр и другие виды организаций исполнительских искусств. Организационно-правовые формы театров. Структура театров разных видов.

Источники финансирования деятельности театров. Ценообразование. Фандрейзинг. Маркетинговые исследования.

Планирование и организация творческо-производственного процесса в театре.

Взаимоотношения театров с авторами. Виды авторских договоров. Смежные права исполнителей.

Трудовые отношения в театре. Коллективный договор.

ОПД.Ф.06

Безопасность жизнедеятельности:

Современный комплекс проблем безопасности. Человек и среда обитания. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность в организациях культуры и искусства.

Правила техники безопасности. Ответственность работника за их соблюдение. Инструктаж по технике безопасности.

Должностные лица, ответственные за технику безопасности, их обязанности.

Требования безопасности к техническому и санитарному оснащению театров, концертных залов, цирков, кино- и телестудий.

Требования безопасности и санитарные требования к декорационным конструкциям, сценическим костюмам, реквизиту, пастижерным изделиям.

Трюковые сцены (номера), сцены боя и ответственность за безопасность. Условия безопасности при использовании животных.

Расследование несчастных случаев. Последствия несчастных случаев для работника. Страхование. Социальное обеспечение.

Противопожарная защита.

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

160

Цикл специальных дисциплин

Квалификация «Режиссер драмы»

СД.00 (01)

Специальные дисциплины

4490

СД.Ф.00 (01)

Федеральный компонент

3690

СД.Ф.01(01)

Режиссура и актерское мастерство в драматическом театре:

Роль режиссера в театральном процессе.

Творческое наследие выдающихся мастеров режиссуры.

Основы актерского мастерства.

Освоение и развитие профессиональных качеств режиссера на основе упражнений и этюдов.

Теория и практика режиссерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы: прозы, поэзии, драматургии.

Работа режиссера над пьесой.

Режиссерский замысел спектакля. Работа режиссера с актерами. Репетиционный процесс.

Работа режиссера с художником, композитором, другими создателями спектакля.

Применение разнообразных выразительных средств при постановке спектакля: пространственное решение музыка, свет, шумы, пластическая разработка и т.п.

Постановка одноактного спектакля с профессиональными актерами.

Постановка полнометражного спектакля в профессиональном театре.

СД. Ф.02(01)

Постановочная работа режиссера в драматическом театре:

Структура театра. Подразделения, непосредственно участвующие в подготовке спектакля, и их функции. Режиссер-постановщик – организатор процесса подготовки новой постановки.

Этика в театре, роль режиссера в создании нравственного климата.

Постановочный план, этапы постановочной работы, организация репетиционного процесса.

Постановочная бригада, ее состав, режиссер-постановщик как руководитель постановочной бригады в драматическом театре.

Ассистент режиссера, помощник режиссера, их функции при постановке спектакля.

Взаимодействие режиссера-постановщика с административной службой и литературной частью театра. Участие режиссера-постановщика в PR-акциях на выпуске спектакля.

Авторский контроль режиссера-постановщика на спектаклях текущего репертуара.

Освоение элементов режиссерской постановочной работы в учебном процессе, при постановке отрывков, одноактных спектаклей.

СД. Ф.03(01)

Музыкальное воспитание режиссера драматического театра:

Теория музыки, гармония, сольфеджио.

История музыки. Музыкальная драматургия.

Ансамблевое пение.

Гигиена голоса.

СД.Ф.04(01)

Теория драмы:

Предмет теории драмы. Основные категории.

Драматическое действие и его структура. Драматический характер конфликта. Композиция. Драматические жанры.

История учений о драме на Западе и в России.

Проблемы инсценирования.

Актуальные проблемы теории драмы. Драма и сценическая образность.

СД.Ф.05(01)

История искусства драматического театра:

Драматургия, актерское искусство в драматическом театре от зарождения до наших дней.

СД. Ф.06(01)

История режиссуры:

Режиссерский театр. Возникновение и развитие. Творческое наследие выдающихся режиссеров.

СД. Ф.07(01)

История театрально-декорационного искусства:

Основные этапы развития театрально-декорационного искусства со времен античности до современности.

Современные театральные художники и их творчество.

СД.Р.00(01)

Национально-региональный (вузовский) компонент

400

СД.В.00(01)

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)

400

Квалификация «Режиссер музыкального театра»

СД.00 (02)

Специальные дисциплины

4490

СД.Ф.00 (02)

Федеральный компонент

3690

СД.Ф.01(02)

Режиссура и актерское мастерство в музыкальном театре:

Место и значение режиссуры в следующих видах музыкального театра: комическая опера, опера-буфф, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл.

Изучение творческого наследия выдающихся мастеров режиссуры музыкального театра.

Специфика режиссуры музыкального театра – музыкальная драматургия основа музыкального спектакля.

Актерское мастерство артиста-вокалиста.

Развитие профессиональных навыков режиссера музыкального театра как на основе драматических, так и музыкальных этюдов.

Теория и практика режиссерского анализа музыкальной драматургии.

Работа режиссера с либретто и клавиром.

Режиссерский замысел музыкального спектакля как синтез драматического содержания и музыки.

Специфика работы с артистами-вокалистами.

Значение танца и пластики в музыкальном спектакле, работа с балетмейстером.

Работа режиссера с хормейстером.

Пространственное и световое решение музыкального спектакля. Работа режиссера с художником.

Постановка развернутой сцены (с включением хоров и хореографии) из музыкального спектакля в указанных выше жанрах или одноактного музыкального спектакля.

Постановка музыкального спектакля в профессиональном театре.

СД.Ф.02(02)

Постановочная работа режиссера в музыкальном театре:

Структура музыкального театра. Функции подразделений, цехов и творческих структур музыкального театра (солисты, хор, балет, миманс).

Режиссер постановщик в содружестве с дирижером (музыкальным руководителем постановки) – организаторы постановки. Работа режиссера с дирижером.

Этика в театре.

Постановочный план, этапы репетиционной работы, организация постановочного процесса.

Значение концертмейстера в репетиционном процессе.

Организация сводных репетиций с хором и балетом.

Оркестровые репетиции, как финальная часть постановочной работы над музыкальным спектаклем.

Авторский контроль режиссера-постановщика на спектаклях текущего репертуара.

Освоение элементов режиссерской постановочной работы в учебном процессе, при постановке музыкальных этюдов, сцен из спектаклей.

СД.Ф.03(02)

Музыкальное воспитание режиссера музыкального театра:

Теория музыки, гармония, сольфеджио.

Ансамблевое пение.

Сольное пение с преподавателем и концертмейстером.

Гигиена голоса.

СД.Ф.04(02)

Анализ музыкальной драматургии:

Понятие формы и жанра. История развития жанров (сонаты, симфонии, концерта, камерных жанров).

Музыкально–театральные жанры – опера, оперетта, водевиль, мюзикл, балет – особенности их развития в различных национальных школах.

СД.Ф.05(02)

История музыки и музыкального театра:

Музыка в жизни человека. Музыкальное творчество и его место в истории художественной культуры.

Пение как вид исполнительского творчества. Этапы развития вокального искусства.

Развитие музыкального театра в контексте истории музыки.

СД.Ф.06(02)

История театрально-декорационного искусства:

Основные этапы развития театрально-декорационного искусства с времен античности до современности.

Современные театральные художники и их творчество.

СД.Р.00(02)

Национально-региональный (вузовский) компонент

400

СД.В.00(02)

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)

400

Квалификация «Режиссер театра кукол»

СД.00 (03)

Специальные дисциплины

4490

СД.Ф.00 (03)

Федеральный компонент

3690

СД.Ф.01(03)

Режиссура и актерское мастерство в театре кукол:

Театр кукол как вид театрального искусства.

Режиссёр театра кукол как координатор творческо-производственного процесса создания спектакля. Творческое наследие крупнейших мастеров режиссуры театра, выдающихся режиссеров театра кукол.

Основы актёрского мастерства: элементы общей психотехники актёра, овладение техникой вождения кукол основных театральных систем.

Освоение и развитие профессиональных качеств режиссёра на основе упражнений и этюдов. Теория и практика режиссёрского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы: прозы, поэзии, драматургии.

Театр для детей и взрослых.

Работа режиссёра над пьесой. Режиссёрский замысел спектакля, особенности работы режиссера театра кукол с художником.

Работа режиссёра с актёрами. Репетиционный процесс.

Работа с композитором, балетмейстером и другими участниками создания спектакля.

Использование разнообразных выразительных средств при постановке спектакля, особенности пространственного, музыкального, светового решения спектакля в театре кукол.

Постановка одноактного спектакля или концертного номера с куклой.

Постановка полнометражного спектакля в профессиональном театре кукол.

СД. Ф.02(03)

Постановочная работа режиссёра в театре кукол:

Структура театра кукол: производственно-творческие подразделения и их функции.

Режиссёр -постановщик - организатор процесса подготовки и выпуска спектакля. Театральная этика, роль режиссёра в создании нравственного климата и творческой атмосферы.

Постановочный план, постановочная бригада, этапы создания и выпуска спектакля.

Ассистент режиссёра, помощник режиссёра, их функции при постановке спектакля.

Взаимодействие режиссёра-постановщика с администрацией, литературной и педагогической частью театра.

Участие режиссёра -постановщика в работе со зрителем, прессой , радио и ТВ, творческие встречи.

Авторский контроль режиссёра на спектаклях текущего репертуара, особенно на выездных спектаклях.

Освоение профессиональных навыков режиссёра-постановщика в учебном процессе при постановке отрывков, концертных номеров, одноактных спектаклей.

СД. Ф.03(03)

Музыкальное воспитание режиссера театра кукол:

Теория музыки, гармония, сольфеджио.

История музыки. Музыкальная драматургия.

Ансамблевое пение.

Гигиена голоса.

СД.Ф.04(03)

Теория драмы:

Предмет теории драмы. Основные категории.

Драматическое действие и его структура. Драматический характер конфликта. Композиция. Драматические жанры.

История учений о драме на Западе и в России.

Проблемы инсценирования.

Актуальные проблемы теории драмы. Драма и сценическая образность.

СД.Ф.05(03)

История театра кукол:

Основные этапы развития искусства театра кукол от зарождения до наших дней.

СД. Ф.06(03)

Технология театральной куклы:

Театральная кукла – художественный инструмент актёра. Различные системы театральных кукол, их художественно-технологические особенности. Освоение практических навыков изготовления основных систем кукол: перчаточная, тростевая, марионетка. Соответствие выбора системы театральной куклы режиссёрскому замыслу. Взаимодействие режиссера с художником и механиком-конструктором постановка художественного и технического задания при разработке персонажей спектакля.

СД.Р.00(03)

Национально-региональный (вузовский) компонент

400

СД.В.00(03)

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)

400

Квалификация «Режиссер эстрады»

СД.00 (04)

Специальные дисциплины

4490

СД.Ф.00 (04)

Федеральный компонент

3690

СД.Ф.01(04)

Режиссура и актерское мастерство на эстраде:

Место и значение режиссуры в искусстве эстрады. Два вида деятельности в режиссуре эстрады – постановка эстрадного номера и постановка эстрадного представления (концерта).

Творческое наследие выдающихся мастеров зарубежной и отечественной эстрады.

Школа драматического искусства – основа актерского мастерства на эстраде. Достижение психологической достоверности в острых и кратковременных эстрадных формах.

Специфика работы режиссера на эстраде, обусловленная многожанровостью этого вида искусства.

Развитие профессиональных навыков режиссера в этюдах. Этюд – как форма рождения эстрадного номера. Трюк как средство художественной выразительности в эстрадном номере.

Развитие авторских способностей режиссера эстрады. Режиссер как автор драматургии номера. Тема и идея номера, концерта.

Специфика работы с артистами разных жанров эстрады.

Совместная работа над номером с балетмейстером, педагогом-вокалистом, тренером, мастером оригинального жанра.

Работа режиссера с автором малой эстрадной формы (фельетон, монолог, скетч, куплет).

Музыка в номере и концерте. Подбор музыки, работа с композитором.

Работа режиссера с автором театрализованного эстрадного представления.

Пространственное и музыкальное решение номера и концерта.

Постановка в учебном процессе театрализованных эстрадных номеров различных жанров и отделения концерта.

Постановка театрализованного эстрадного номера или театрализованного эстрадного концерта с профессиональными исполнителями.

СД. Ф.02(04)

Постановочная работа режиссера эстрады :

Специфика работы режиссера над театрализованными номерами эстрадных жанров – разговорный, вокальный, оригинальный.

Специфика режиссерской работы над синтетическим эстрадным номером.

Специфика работы режиссера над различными формами театрализованных эстрадных представлений – концерт, тематический концерт, сольный концерт, юбилейный концерт, обозрение или ревю.

Структура концертных организаций.

Работа с автором театрализованного эстрадного представления.

Работа с редактором.

Создание постановочной бригады в зависимости от жанра номера, формы представления. Ведущая роль режиссера в этом процессе.

Этика в работе с актером и персоналом.

Работа с композитором и музыкальным редактором.

Работа с художником: лаконичность сценографического оформления – закон искусства эстрады.

Постановочный план, этапы репетиционного процесса, организация постановочного процесса.

Свет, звук, спецэффекты на эстраде.

Освоение элементов режиссерской постановочной работы над номером и концертом в учебном процессе.

СД. Ф.03(04)

Музыкальное воспитание режиссера эстрады:

Теория музыки, гармония, сольфеджио.

История музыки.

Ансамблевое пение.

Сольное пение с преподавателем и концертмейстером.

Гигиена голоса.

СД.Ф.04(04)

Анализ музыкальной драматургии:

Понятие формы и жанра. История развития жанров (сонаты, симфонии, концерта, камерных жанров).

Музыкально–театральные жанры – опера, оперетта, водевиль, мюзикл, балет – особенности их развития в различных национальных школах.

СД.Ф.05(04)

История искусства эстрады:

Истоки эстрады в России и за рубежом: народное творчество, ярмарки, балаганы и т.п..

Формы эстрадных организаций: кафе-концерты, кафешантаны, кабаре, варьете, мюзик-холлы, эстрадные театры, эстрадные заведения и др.

Формы эстрадных представлений: сборный концерт, тематический концерт, ревю, обозрение, эстрадный спектакль, сольный концерт и др..

Творчество выдающихся мастеров зарубежной и русской эстрады.

СД. Ф.06(04)

Драматургия эстрадного представления:

Основные характеристики эстрадного номера: лаконичность, ограниченность во времени, яркий конфликт, короткая экспозиция, локальность темы номера, актуальность темы, применение выразительных средств жанра...

Трюк ( в том числе комический трюк) как средство проявления драматургии эстрадного номера.

Жанровая природа эстрады. Особенности драматургического построения в номерах различных эстрадных жанров.

Основные виды эстрадных представлений и специфика драматургического построения в каждом из них.

СД.Р.00(04)

Национально-региональный (вузовский) компонент

400

СД.В.00(04)

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)

400

Квалификация «Режиссер цирка»

СД.00 (05)

Специальные дисциплины

4490

СД.Ф.00 (05)

Федеральный компонент

3690

СД.Ф.01(05)

Режиссура и актерское мастерство в цирке:

Место и значение режиссуры в цирке. Режиссер циркового номера. Режиссер-постановщик циркового представления.

Традиции и новаторство в цирке, выдающиеся мастера циркового искусства.

Могожанровость циркового искусства, специфика работы с актерами различных жанров. Своеобразие циркового партнерства. Композиция номера.

Трюк как основа манежного действия. Постановочные элементы в цирке. Пластическое решение игровых пауз. Образная содержательность циркового искусства.

Постановка цирковых номеров и участие в них.

СД. Ф.02(05)

Постановочная работа режиссера цирка:

Российская государственная цирковая система. «Росцирк», отдельные государственные цирки, их структура. Негосударственные цирки.

Подготовка номеров и представлений. Наиболее распространенные приемы мизансценирования в условиях круглого манежа. Традиционные мизансцены номеров различных цирковых жанров, диктуемые профессиональными требованиями их исполнения.

Работа режиссера с композитором, художником, балетмейстером.

Музыкальное сопровождение номера. Световая партитура.

Учет реакций публики, организация интерактивного общения со зрительской аудиторией.

СД. Ф.03(05)

Музыкальное воспитание режиссера цирка:

Теория музыки, гармония, сольфеджио.

История музыки. Музыкальная драматургия.

Ансамблевое пение.

Гигиена голоса.

СД.Ф.04(05)

Цирковые жанры:

Изучение различных цирковых жанров и освоение соответствующих первичных навыков. Общие приемы создания трюковых комбинаций и особенности традиций их формирования и развития в различных цирковых жанрах.

СД.Ф.05(05)

История циркового искусства:

Развитие профессионального цирка как самостоятельного вида искусства от периода его становления (конец XVII века) до настоящего времени.

СД. Ф.06(05)

Драматургия циркового номера и представления:

Приемы построения циркового номера как маленького спектакля, тенденции изменения представлений о внутренней драматургии номера. Различные варианты объединения отдельных номеров в целостный спектакль, тенденции усиления литературного начала в построении циркового представления. Тематическое представление и его драматургия.

СД.Р.00(05)

Национально-региональный (вузовский) компонент

400

СД.В.00(05)

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)

400

ДС.00

Дисциплины специализаций

устанавливаются вузом (факультетом)

300

ФТД.00

Факультативы

устанавливаются вузом (факультетом)

450

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (1)

    Образовательный стандарт
    01 – фортепиано, орган – концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель; нормативный срок обучения – 5 лет при очной форме обучения
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (2)

    Образовательный стандарт
    01 – дирижирование оперно-симфоническим оркестром – дирижер оперно-симфонического оркестра; нормативный срок обучения – 5 лет при очной форме обучения.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (3)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050200 "Режиссура театра" - 5 лет.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (5)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050100 «Актерское искусство» 4 или 5 лет в зависимости от особенностей приема, присваиваемой квалификации, условий проведения
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (6)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050100 «Актерское искусство» 4 или 5 лет в зависимости от особенностей приема, присваиваемой квалификации, условий проведения
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (7)

    Образовательный стандарт
    Художник-постановщик театра, художник-постановщик в театре кукол, художник по сценическому костюму, являясь автором произведения сценографического искусства, в процессе реализации его художественного замысла осуществляет авторский
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (8)

    Документ
    Специальность обеспечивает через систему исторически сложившихся и значимых для культуры образовательных программ подготовку художников для профессиональной творческой деятельности в сфере станковой графики, искусства книги, плаката,
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (9)

    Образовательный стандарт
    1.2. Квалификации выпускников по специальности 050100 "Актерское искусство" в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин:
  9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (10)

    Образовательный стандарт

Другие похожие документы..