Методическое пособие для учителей Казань 2007

ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж»

О.Ю. Ягнова, Н.С. Королева

Уроки разума

Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни у младших школьников

Методическое пособие для учителей

Казань

2007

Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан в рамках проекта Казанского педагогического колледжа «Теоретическое обоснование, разработка и апробирование методики организации антинаркотической работы среди учащихся начальной школы»

Руководитель проекта - Ягнова О.Ю., ведущий преподаватель ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж»

Соруководитель проекта - Королева Н.С., ведущий преподаватель ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж»

Участники проекта: Гильфанова А.А., заведующая педагогической практикой ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж»,

Новоселова Т. В., педагог-организатор школы №168 г. Казани

Казакова Е.Е., Тихонова Н.А., Ганиева Э.М., Маркунина Н.П., Чекова А.К., Чефранова Е.В., Васильева А.Д, Саляхутдинова М.И., Гарипова А.Х, Федотова М.А., Яшкина А.К., Абрамова М.С., Елизарова А.Г., члены волонтерской группы студентов ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж».

Рецензенты: Залялова А.Г., директор ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж»,

Талманова Т.М., заместитель директора по научной работе ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж», кандидат педагогических наук,

Мельникова Р.Ф., заведующая отделением ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж».

Ягнова О.Ю., Королева Н.С.

Уроки разума. Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни у младших школьников. Методическое пособие для учителей. – Казань: ГОУ СПО «Казанский педагогический колледж», 2007.

В данном пособии представлена программа профилактики наркомании и формирования здорового образа жизни в начальной школе. Предлагаются подробные методические рекомендации, которые помогут учителям младших классов организовать занятия с детьми.

Для учителей начальных классов, методистов, педагогов-организаторов.

Предисловие

В настоящем методическом пособии представлена программа профилактики наркомании и формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «Уроки разума».

В программе реализуется современное направление позитивной профилактики, направленной на развитие внутренних ресурсов личности, формирование у ребенка психологической и нравственной устойчивости к отрицательным влияниям среды. Содержание занятий охватывает различные стороны жизни детей: общение с окружающими людьми, интересы и увлечения, жизненные цели, обращение к собственному внутреннему миру. Предложенные разнообразные методические приемы позволяют максимально активизировать всех участников программы, и, таким образом, повысить ее эффективность.

Программа может использоваться в общеобразовательных школах, гимназиях, коррекционных школах, детских домах, на базе учреждений дополнительного образования.

Занятия могут быть интегрированы с содержанием базовых учебных предметов – «Окружающий мир», «Обществознание», «ОБЖ», проводиться в форме внеклассной работы – классных часов, работы клубов, объединений, коллективной творческой деятельности.

Формы и сроки реализации программы определяются учителем с учётом особенностей целевой группы, важности той или иной темы для учащихся, их интереса к проблеме.

Программа «Уроки разума» апробирована в начальных классах школы №49,62 г. Казани. Занятия проводились членами волонтерского отряда студентов Казанского педагогического колледжа под руководством преподавателей, имеющих опыт работы в области профилактики наркотизации и формирования здорового образа жизни у школьников и студентов.

Казанский педагогический колледж выражает благодарность директору школы № 49 Бромбергу А.Ш., заместителю директора по учебно-воспитательной работе школы № 49 Сибгатуллиной З.З., заместителю директора по начальным классам школы № 49 Чуевой О.Н., учителям начальных классов школы № 49 Блохиной И.А., Ахметзяновой А.И., Дорофеевой И.Н., директору школы № 62 Руденко Т.М., заместителю директора по начальным классам школы № 62 Габдрахимовой Т.Н., учителям начальных классов школы № 62 Павловой Е.А., Модиной Л.В., Борисовой И.Н., Семеновой Т.Н. за помощь в апробации проекта.

Стратегия

психолого-педагогической профилактики наркомании

Профилактика зависимости от наркотиков ставит перед собой цель усилить факторы защиты, препятствующие началу употребления психоактивных веществ, и уменьшить факторы риска развития зависимости от них.

Одним из факторов, увеличивающих вероятность приобщения к наркотикам, является негативное влияние социальных условий окружающей среды. К таковым относятся: доступность ПАВ, широко распространенная в нашей стране субкультура «бытового употребления» алкоголя, массированная реклама алкогольной и табачной продукции. Значительное влияние на детей также оказывают неблагоприятные микросоциальные условия в семье, школе, группе сверстников.

Неблагоприятные факторы среды действуют в той или иной степени на всех. Однако подвержены возникновению зависимости далеко не все, находящиеся в сходных условиях. Значит, дело в самой личности, которая либо определенным образом противостоит этим отрицательным влияниям, либо не может им противостоять. И тогда ребенок идет по пути наименьшего сопротивления трудностям, позволяя себе употреблять ПАВ.

Склонность личности к употреблению наркотических веществ может быть обусловлена ее индивидуально-психологическими особенностями: эмоционально-волевым дисбалансом, низким уровнем внутреннего контроля, отсутствием установок на общественную деятельность, ограниченностью интересов, недостаточной способностью к прогнозированию последствий своих действий. При более подробном рассмотрении этих факторов становится ясно, что все они вполне могут быть скорректированы психолого-педагогическими методами и средствами.

Формирование в детском и подростковом возрасте внутреннего барьера к отрицательным влияниям среды может стать надежным защитным фактором, препятствующим злоупотреблению наркотическими веществами. К компонентам барьера относятся: воспитанность, адаптация к социальному окружению, сформированность ценностных ориентаций, осознанность мотивационно-потребностной сферы.

«Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» определяет стратегию первичной профилактики, направленную на:

  • формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

  • внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы" и приема наркотиков.

Организация и проведение целевых программ, направленных на профилактику употребления ПАВ, является необходимостью сегодняшнего дня и занимает важное место в учебно-воспитательном процессе в школе.

Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркоманий. А именно, она может направленно влиять на развитие личности ребенка, осуществлять ее коррекцию в процессе обучения, систематически формировать навыки здорового образа жизни у школьников и контролировать их усвоение. Школа находится в тесном контакте с семьей учащегося, что позволяет постоянно контролировать ситуацию. А так же тесно сотрудничает со специалистами по профилактике. Влияние школы усиливается тем обстоятельством, что она участвует в жизни детей как раз в то время, когда школьники принимают решение о том, употреблять ли им наркотики и близкие к ним по действию вещества: алкоголь, табак.

Следовательно, на образовательное учреждение возлагается задача воспитания психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

Теоретическое обоснование ранней профилактики наркотизации

в младшем школьном возрасте

Необходимость ранней профилактики употребления психоактивных веществ в начальных классах обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» потребителей наркотиков. В детско-подростковой популяции отмечается сдвиг показателей злоупотребления ПАВ в младшие возрастные группы. По данным исследований основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами в Москве и Санкт-Петербурге приходится на 11-14 лет (40%). В Татарстане средний возраст первой пробы существенно выше. Первый опыт употребления наркотиков в Казани получили в 12-14 лет только 10% опрошенных. Во-вторых, сложившаяся превентивная практика в образовательной среде в основном направлена на подростковый возраст и молодежь, то есть на возраст, когда в эпицентре профилактических действий находится проблема, а не ее предупреждение.

Уже у 5-6-летнего ребенка есть первые представления об алкоголе, никотине, наркотиках. Они видят, как курят и выпивают родители, наблюдают подобные сцены на экране телевизора. Сделать выбор сложно даже для взрослых людей, а для ребенка еще труднее. Поэтому очень важно задолго до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать у ребенка устойчивое негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ.

Профилактика наркотизации в младшем школьном возрасте должна быть направлена в первую очередь на формирование у детей ценностного отношения к здоровью, воспитание культуры здоровья. Только осознание значимости здоровья и здорового образа жизни позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с наркотическими веществами. Информирование об опасности наркотизации без осознания человеком личностной ценности здоровья оказывается бесполезным.

Важное значение в профилактической работе имеет содействие школьнику в его социальной адаптации. Это направление реализуется в усвоении ребенком социально-ценных поведенческих норм; развитии навыков общения, самопознания, умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий. В числе общих навыковнеобходимо обучение детей способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих, умению сказать «нет», умению выявлять и избегать опасных ситуаций.

На поведение человека в отношении вредных привычек влияют психологические установки, формирующиеся в том возрасте, когда дети начинают оценивать и регулировать свое поведение, общаться с друзьями, преодолевать первые трудности. Если в этот период ребенок не научится строить свои отношения с окружающим миром, впоследствии ему будет сложно находить общий язык со сверстниками и взрослыми. И это может стать причиной приобщения ребенка к ПАВ.

Одним из ведущих элементов, регулирующих поведение и деятельность человека, является самосознание. Самосознание лежит в основе формирования самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности. Процесс познания детьми самих себя имеет свои трудности, которые приходится преодолевать, создавая дополнительные условия. Эти условия заключаются в том, чтобы создать больше возможностей для объективизации психических переживаний ребенка, показать ему собственные качества, их проявление, помочь ребенку посмотреть на себя со стороны глазами других. Кроме того, необходимо научить ребенка анализировать свои психические и физические состояния, свои действия и поступки, их мотивы и цели, обобщать данные этого анализа и делать из них необходимые выводы.

Известно, для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо уметь принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность за них, прислушиваться к самому себе, дать возможность проявляться своей индивидуальности.

В процессе самопознания ребенок усваивает и использует: образ самого себя, отношение к себе и оценку себя другим людьми, особенно близкими (родителями, учителями, сверстниками), способы регуляции поведения, ценности, уровень ожиданий и притязаний.

Я-образ - это представление человека о самом себе, на основе которого строится система внутренних и внешних взаимодействий личности. «Какой я есть, и каким я хотел бы быть». Я-образ включает в себя когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой компоненты. Когнитивный - это образ своих качеств, внешности, способностей, знаний, умений, навыков. Эмоциональный - самоуважение, самопринятие, уверенность в себе, ценностные ориентации. Оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать признание, уважение, самостоятельность и свободу чувств, действий.

Лицам, склонным к зависимому поведению свойственна слабость эмоциональной и оценочно-волевой сфер. Тогда как область знаний, умений, навыков находится в более благополучном состоянии. Это не случайно, так как их развитие является основной целью нашего образования.

Становление Я-образа происходит в детском и подростковом возрасте. Поэтому, мы считаем необходимым, направить усилия на развитие волевых качеств личности ребенка, таких как целеустремленность, самостоятельность, настойчивость; формирование умения правильно оценивать свои эмоции, управлять ими с помощью волевых усилий.

Большое значение придается постановке уверенности. Уверенность в себе младшего школьника формируется на основе позитивного личного опыта, реальных успехов, обуславливает его способность свободно и открыто выражать свои чувства, самостоятельно выдвигать собственные цели, активно добиваясь их осуществления в деятельности, а также в общении и взаимодействии со своим социальным окружением. Отсутствие уверенности лишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции. Неуверенные люди испытывают трудности в принятии самостоятельных решений.

Формирование целостного и гармоничного Я-образа определяет устойчивость личности к отрицательным влияниям среды, способствует осознанному, ответственному выбору здорового образа жизни как альтернативы употреблению психоактивных веществ.

Проект по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни «Уроки разума»

Цель проекта по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «Уроки разума» - повышение личностных ресурсов младших школьников, лежащих в основе психологической устойчивости к употреблению ПАВ.

Под ресурсами мы понимаем определенные качества личности, знания и умения человека, позволяющие ему адекватно реагировать на требования среды. К ним относятся соответствующая возрасту позитивная самооценка; способность эффективно общаться, мыслить, понимать и управлять своими эмоциями; умение понимать социальную ситуацию, прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих, нести ответственность за свое поведение и жизнь в целом.

Профилактика, основанная на развитии индивидуальных ресурсов, будет не только эффективной, но и универсальной. Реализация проекта даст возможность ребенку осуществлять разумный выбор не только в ситуациях, связанных с предложением наркотика, и в построении своей жизненной стратегии в целом. Развитые индивидуальные ресурсы личности - это путь к успешности и здоровью.

  1. Методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области Челябинск

    Информационно-методическое пособие
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

    Документ
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (1)

    Документ
  5. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

    Документ
  6. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

    Документ
  7. Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений. Под общ ред. Н. В. Борисовой. Чебоксары, 2011. 117 с. Авторы-составители

    Методические рекомендации
  8. Методическое пособие для библиотечных работников Содержание (1)

    Информационно-методическое пособие

Другие похожие документы..