Методическое пособие для учителей Казань 2007

Разминка «Честно говоря»

Учитель называет привычку, и дети, у которых она есть должны встать. Перед началом игры необходимо сказать, что стесняться своих привычек, в том числе вредных, не нужно. Признавая свою привычку, человек делает первый шаг к ее устранению.

«Я делаю по утрам зарядку»;

«Я оставляю за собой грязную посуду»;

«Я делаю домашнее задание в срок, не люблю откладывать»;

«После школы гуляю на улице, хотя бы часик»;

«Я привык помогать своим друзьям и близким в трудную минуту»;

«Я все свободное время провожу, играя в компьютер»;

«Я читаю каждый день интересную книгу»;

«Я сутулюсь, когда сижу за партой»;

«Я стараюсь питаться правильно, и всегда мою руки перед едой»;

«Я в день съедаю очень много конфет»;

«Я чищу зубы утром и вечером»;

«Я не курю»;

«Я отказываюсь от спиртных напитков».

Я вижу, что у нас вами намного больше полезных привычек.

Основное содержание занятия

- Как вы думаете, какие привычки наиболее вредны для здоровья?

- Сегодня мы узнаем, как влияют на наш организм такие привычки как курение, употребление спиртных напитков, наркотиков.

Учитель вывешивает контур тела человека, нарисованный на бумаге. Во время рассказа на рисунке закрепляются изображения органов человека, вырезанных из красной бумаги (мозг, сердце, легкие, печень и др.)

- Под влиянием алкоголя, курения и наркотиков вред наносится всему организму. Курение влияет на внешность человека: кожа приобретает землистый оттенок, глаза слезятся и краснеют. Снижается острота зрения, зубы темнеют, развивается кариес, появляется неприятный запах изо рта. Курение и спиртные напитки оказывают огромное пагубное влияние на самый главный орган человеческого организма – сердце. При вдыхании дыма сигарет никотин на смолистых капельках попадает в легкие, и оседает там плотным слоем, и ведет к различным болезням гортани, бронхов и легких. Алкоголь и наркотики поражают мозг, поэтому снижаются умственные способности человека. Школьники, употребляющие алкогольные напитки, в том числе и пиво, хуже учатся. Длительное курение и частое употребление алкоголя нарушает работу желудка и кишечника. Поэтому пища плохо переваривается и усваивается организмом. А также все эти вредные привычки выводят из строя такой жизненно важный орган человека, как печень. Никотин и наркотики оказывают пагубное влияние на мышечную систему человека в целом, он чувствует себя слабым, уставшим, бессильным.

Учитель обращает внимание ребят на изображение человека на доске.

Посмотрите на этого человека, что у нас получилось? Ведь весь его организм бьет тревогу, в нем не остается ни одного здорового органа!

Поэтому, если вам предлагают спиртное или сигарету, то ваш ответ должен быть «НЕТ». Сегодня мы поучимся уверенно отказаться от таких предложений.

Игра «Скажи «Нет!»

Оборудование: карточки с вариантами уверенного отказа. Дети читают варианты хором.

«Нет! Мне это не нужно, я хочу быть здоровым!»

«Нет! Я не хочу подражать тем, кто не бережет свое здоровье!»

«Нет! Я не буду и тебе не советую!»

«Нет! У меня есть более интересные занятия!»

«Нет! Я не буду! Пойдем лучше со мной на каток!»

«Нет! Лучше пойдем ко мне смотреть футбол! Сегодня финал!»

«Нет! У меня есть новые пазлы! Пойдем собирать!»

«Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!»

Игра «Диалог с товарищем»

Оборудование: карточки с вариантами уверенного отказа и предложений.

А сейчас я предлагаю вам игру, которая научит вас правильно вести себя в сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры.

Два ученика выходят к доске: один из них выбирает карточку с предложением на столе учителя, другой выбирает вариант отказа на доске. Ученики разыгрывают ситуацию, затем меняются ролями.

Варианты предложений:

«Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Попробуй пиво!»

«Хочешь пиво? Никто и не заметит!»

«Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет!»

«Давай покурим! Или ты трусишь?»

«Пошли покурим! Или тебе слабо?»

«Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь!»

«Почему ты не куришь? Боишься, что мама наругает?»

«У нас во дворе многие курят, ничего с ними не случилось. Попробуй и ты!»

-Всегда можно отказаться от того чего вы не хотите делать, что вредно для здоровья. И никто не заставит вас. Уверенный человек поступает так всегда! У человека всегда есть выбор, как ему себя вести в разных ситуациях и что отвечать.

Задание «Как поступить»

Сейчас я расскажу вам истории, которые произошли с такими же ребятами, как и вы. Сможете ли вы помочь героям в сложной ситуации?

  1. Сегодня ребята из старших классов придумали какую-то проверку на «трусость». Всем было очень интересно, особенно Коле, ведь мама с детства говорила, что он не по годам храбрец. За школой старшеклассники предлагали младшим покурить, кто-то пробовал, и потом с истошным кашлем бежал прочь под дикие возгласы, кто-то наблюдал в сторонке. Заметив Колю, один из старшеклассников крикнул: Ну что, малявка, будешь? Или кишка тонка?

Как поступить Коле? Как Коля может уверенно отказаться от предложения старшеклассника? Выберите вариант отказа на доске.

  1. Мама Алены очень занятая и успешная женщина, телефон у нее звонит постоянно, и каждый день расписан по минутам. Ее всегда везде приглашают и это, как говорит мама, очень выгодно. Иногда с утра у мамы хватает времени только на то, чтобы выпить чашечку кофе и выкурить сигарету. «Наверно это и делает маму такой деловой, думала Алена». Однажды к Алене в гости пришла ее подруга Лена, и Алена предложила поиграть в новую игру: они будут сидеть за столом, курить сигареты, и писать разные бумажки. «Я знаю, где у моей мамы сигареты лежат» - сказала Алена.

Как вы думаете, как поступила Лена в этой ситуации? Что ответила Лена подруге? Выберите вариант отказа от предложения на доске.

  1. По телевизору рассказывали, как какие-то мальчишки под действием спиртного купались в речке, и ничего что была уже поздняя осень. Над ними смеялись все рыбаки, а кто-то даже вызвал скорую помощь. Наташа, младшая сестренка Максима, сказала, что наверно если выпить, человек становится сильным и здоровым, и не чувствует ни боли ни холода.

Что ответил ей старший брат, как все объяснил?

Многие думают, что выпившему человеку не страшен холод. Но это совсем не так. Человек, употребляющий спиртное, становится слабым и чаще болеет.

Очень многие люди совершают поступки, основываясь на утверждениях, которые кажутся им верными. Но на самом деле, чаще всего такие утверждения оказываются ложными. Каждое слово нужно пропустить через свой собственный разум, а не принимать на веру. А когда не знаешь, как поступить правильно в трудной ситуации, знай, ты всегда можешь обратиться за советом к взрослым: родителям или учителю.

Игра «Верно, не верно»

А сейчас мы с вами поиграем в игру, я буду читать вам утверждения. Если вы согласны с ним, то показываем жестом «О кей!», а если нет, то перекрещиваем руки.

Утверждение: «Если перед сном хорошенько не наесться, особенно сладкого, то спать будешь плохо».

Это не правильно: пища, съеденная перед сном, плохо переваривается, и вызывает неприятные ощущения тяжести и дискомфорта, так как часики нашего организма настроены на отдых, а не на работу.

Утверждение: «Если бегать по утрам и делать зарядку, то уже в начале дня ты устаешь, и ни на что нет сил».

Это не правильно: физические упражнения с утра помогают нашему организму проснуться, взбодриться и прийти в тонус. Тем самым увеличивается приток крови ко всем частям и органам тела, особенно к мозгу. Это помогает быть внимательным, быстро все запоминать, а значит и хорошо учиться.

Утверждение: «Если человек курит и пьет, то он самый веселый (крутой). И с ним хотят общаться больше людей».

Это не правильно: Как правило, курящий и пьющий человек не вызывает популярности или авторитета. К таким хорошие и порядочные люди не тянутся, не стремятся общаться, и тем более предлагать дружбу. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты».

Утверждение: « Тот, кто курит и пьет, часто и подолгу болеет».

Это правильно: У людей, ведущих нездоровый образ жизни шансов прожить долгую и счастливую жизнь гораздо меньше, так как алкоголь и курение влияют на все системы нашего организма и негативно влияют на все органы.

Утверждение: «Находиться рядом с человеком, который курит безопасно».

Это не правильно: Находясь рядом с курящим, человек вред получает почти такой же. Это называется пассивное курение. Поэтому, заботясь о своем здоровье, не следует находиться с курящими в одном помещении.

Утверждение: «На празднике каждый взрослый должен выпить, ведь это традиция».

Это не правильно: Собраться на праздник вместе с родными и близкими людьми и друзьями, поздравить друг друга, спеть вместе песни, поиграть, потанцевать, подарить друг другу что-то, поводить хороводы вокруг праздничной елочки, посмотреть яркий салют, задуть свечи на именинном торте, и пожелать друг другу всего самого доброго – вот это традиции. Веселиться можно и нужно без спиртного.

Утверждение: «Наркоманы – это такие же люди, как и все остальные».

Это не правильно: Наркоманы – это люди, личность которых разрушается с каждым принятием наркотика. Они любому гадкому поступку находят оправдание. А их эгоистичность, лживость и изворотливость не знают предела. Они превращаются в источник горя и зла для всех окружающих их людей.

Утверждение: «Наркотики убивают не только слабых людей, но и сильных».

- Это правильно: Наркомания - это болезнь, сражающая даже самых сильных, самых умных, самых волевых людей, с ней справиться очень и очень тяжело.

- Это, ребята, лишь небольшая часть из всего того, во что многие люди верят, и даже не знают, как в действительности обстоит дело.

- От всех вредных привычек можно избавиться, если очень захотеть, а иногда и приложить немного усилий.

Задание «Собери пословицу»

«Вино с разумом не ладит». «Пиво пить, табак курить – дурнем быть».

- Употребление вина и пива неразумно.

Игра «Мои привычки»

Оборудование: раздаточный материал – нарезанные из цветной бумаги цветочки, листочки

- У каждого из вас на парте по яркому цветочку, листочку и т.д. Вспомните все полезные привычки, которые знаете. Выберите понравившийся листочек и напишите полезную привычку, которая есть у вас, или вам хотелось бы ее приобрести. Затем наклеить листочек на нашего больного человечка, чтобы он снова стал здоровым. Пусть этот человечек останется у вас в классе и напоминает о том, как оставаться здоровыми.

Занятие 10 «Страна счастья»

Задачи:

  1. Помощь в осознании факторов счастья;

  2. Формирование умение конструктивного общения;

  3. Побуждение к сознательному выбору.

Основное содержание занятия

- Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос «Что нужно человеку для счастья?»

Работа в микрогруппах. Детям предлагается нарисовать на ватмане коллективный рисунок «Страна счастья». Затем дети рассказывают о своей стране. Обсуждение может проходить по следующим направлениям:

- У нас три (четыре) разных государства. Давайте найдем, чем они схожи и чем отличаются?

- Что необходимо для счастья, по вашему мнению?

- Почему вы выбрали именно эти предметы?

- От чего вы не можете отказаться?

- От чего вы могли бы отказаться?

После обсуждения детям предлагается по желанию дорисовать недостающие компоненты счастья.

Рекомендация учителю: коллективные рисунки разместить в классе.

Литература

  1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филипова Т.А. Все цвета, кроме черного: Пособие для педагогов. – М.: Вентана-Графф, 2003.

  2. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: книга для родителей. – М.: Вентана-Граф, 2005.

  3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Учусь понимать себя: 2 класс: Рабочая тетрадь – М.: Вентана-Граф, 2006.

  4. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Учусь понимать других: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений:– М.: Вентана-Граф, 2005.

  5. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Учусь общаться: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений:– М.: Вентана-Граф, 2005.

  6. Белобрыкина О.А Диагностика развития самосознания в детском возрасте. – СПб.: Речь, 2006. – 320с.

  7. Блинова Л.Ф. Зависимость как иллюзия независимости или причины обращения ребенка к наркотикам – Казань: ЗАО «Новое знание», 2002.

  8. Гарьянская Н.О. Организация психолого-педагогической деятельности по профилактике употребления ПАВ в разных возрастных группах: Журнал «Сибирский учитель», №4(34), 2004.

  9. Жиляев А.Г., Полачева Т.И. первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков (личностно-ориентированный подход): Метод. пособие – Казань: Веда, 2006.

  10. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

  11. Карпов А.М, Г.З. Шакирзянов. Самозащита от курения. – Казань: «ДАС», 2001.

  12. Карпов А.М. Самозащита от наркомании. – Казань: «ДАС», 2001.

  13. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

  14. Комлев Ю.Ю. Садыкова Р.Г. Наркотизм в Татарстане: результаты эмпирического исследования. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.

  15. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов. Под редакцией В.Н. Касаткина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

  16. Предупреждение насилия в школе. – Казань: РИЦ «Школа», 29002. – 138с.

  17. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005.

  18. Словарь русских пословиц и поговорок.- М.: «Генезис», 2005.

  19. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: «Генезис», 2006.

Содержание

Предисловие

3

Стратегия психолого-педагогической профилактики наркомании

4

Теоретическое обоснование ранней профилактики наркотизации

в младшем школьном возрасте

5

Проект по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни «Уроки разума»

7

Анализ результативности программы по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «Уроки разума»

10

Конспекты занятий по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни у младших школьников «Уроки разума»

13

Занятие 1 «Я – разумный человек»

-

Занятие 2 «Как организовать свой день»

15

Занятие 3 «Как правильно питаться»

19

Занятие 4 «Мои эмоции»

21

Занятие 5 «Мой характер»

25

Занятие 6 «Я – уверенный человек»

30

Занятие 7 «Что такое дружба?»

33

Занятие 8 «Как общаться с другими людьми»

39

Занятие 9 «О полезных и вредных привычках»

42

Занятие 10 «Страна счастья»

47

Литература

48

  1. Методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области Челябинск

    Информационно-методическое пособие
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

    Документ
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (1)

    Документ
  5. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

    Документ
  6. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

    Документ
  7. Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений. Под общ ред. Н. В. Борисовой. Чебоксары, 2011. 117 с. Авторы-составители

    Методические рекомендации
  8. Методическое пособие для библиотечных работников Содержание (1)

    Информационно-методическое пособие

Другие похожие документы..