Методическое пособие для учителей Казань 2007

Правила уверенного человека

Стремитесь к осуществлению своих целей.

Никогда не показывайте, что вы боитесь, смущаетесь, испытываете растерянность.

Чаще улыбайтесь. Улыбка – признак уверенного в себе человека.

Не оправдывайтесь.

Не бойтесь просить.

Не бойтесь отказать.

Помните: вы, как и все люди, имеете право на ошибку.

- Уверенный человек активен, всегда стремиться к какой-либо цели. Добиться цели – это значит пройти путь от «хочу» до «могу». Порой на этот путь уходят годы, а иногда месяц или меньше. Например, научиться кататься на коньках, выучить иностранный язык и т.д.

Этот путь можно представить в виде лестницы:

Хочу, и все получается

Хочу, учусь делать, но не всегда получается

Хочу, но пока не получается

Хочу что-то сделать

Если вы не встанете на первую ступеньку, вы не сможете пройти этот путь.

Задание «Лестница»

- У каждого из вас на столе лежит лист бумаги с такой же лестницей, как у меня на доске. Подумайте, какая у вас есть цель, чему бы вы хотели научиться, чего достичь. Напишите внизу вашу цель и нарисуйте себя на выбранной ступеньке.

Задание «Качества»

Оборудование: набор качеств на карточках, клей.

Детям предлагается выбрать качества, необходимые для достижения цели и приклеить карточки в тетрадь.

Целеустремленность

Неуверенность

Воля

Рассеянность

Решительность

Твердость

Самостоятельность

Лень

Ответственность

Трудолюбие

Смелость

Недисциплинированность

- Уверенность – это целеустремленность, самостоятельность при принятии решений, независимость от мнения других, твердость. Уверенный человек стремится к тому, чего хочет. И не делает того, чего не хочет.

- Всегда ли наши желания бывают разумными?

- Уверенный человек поступает разумно. Вспомним, что неразумный поступок не приведет ни к чему хорошему. Уверенный человек может отказаться от своих желаний. Для этого у него есть воля.

Задание «Согласиться или нет?»

- Сейчас подойду к каждому из вас с каким-то предложением. Если вы согласны, отвечайте «Да, я хочу…». Если не согласны, отвечайте «Нет, я не хочу…».

- Пойдем сегодня на каток после школы.

- Бросай делать уроки. Пошли лучше в футбол поиграем.

- Пойдем в субботу в зоопарк.

- Пойдем купаться на озеро, пока родители на работе.

- Приходи вечером ко мне. Мне купили интересную компьютерную игру.

- Пошли со мной дразнить собак из соседнего двора

- Пошли кататься на горку.

- Давай заберем эту ручку, пока никто не видит.

- Давай прогуляем урок. Все равно он последний сегодня.

- Около моего дома открылась новая библиотека. Пойдешь со мной?

- Пойдем, навестим Колю, он уже неделю болеет.

- Пойдем стрелять из рогатки по птичкам.

- Мне купили новый мяч. Поиграем?

- Поможем маме прибраться в доме.

- Хочешь, я научу тебя кататься на велосипеде?

- Хочешь, я научу тебя курить?

- Давай поможем моей старенькой соседке. Она совсем одинокая.

- Давай стреляться рябиной.

- Давай разведем костер за этим домом. У меня есть зажигалка.

- У меня есть семена красивых цветов. Давай, посадим их перед домом.

Задание «Поза уверенного человека»

- Язык наших жестов и поз выразительнее наших слов. По одному движению можно понять, как чувствует себя человек в той или иной ситуации. Уверенные в себе люди отличаются прямой походкой, их жесты выразительны, позы – открыты. Примите максимально закрытую позу: согнитесь, опустите голову, скрестите руки на груди, скрестите ноги. Что вы чувствуете?

- Встаньте прямо, поднимите голову, смотрите прямо перед собой, руки положите на пояс. А теперь заведите руки за спину. Что вы чувствуете? Какие позы дают вам ощущение уверенности?

Игра «Самопрезентация»

Школьники должны рассказать о себе, встав в позу уверенного человека. Учитель предлагает использовать в рассказе подсказки:

- Меня зовут….

- Я люблю больше всего…

- Я не люблю….

- Мне нравится в людях….

- Мои светлые качества….

- Я хорошо умею….

Задание «Мои любимые книги»

- Прочитайте рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Нарисуйте рисунок к этому рассказу.

Занятие 7 «Что такое дружба?»

Задачи:

  1. Формирование понятия о дружбе.

  2. Определение качеств настоящего друга.

  3. Формирование позитивного отношения к окружающим людям.

  4. Развитие коммуникативных навыков.

Разминка «Дотроньтесь до…»

Учитель произносит фразу: «Дотроньтесь до (кончика носа, правой щеки, левого уха и т.п.) те, кто (сегодня проснулся с хорошим настроением, готов узнать что-то новое и интересное, вчера помогал маме, играл во дворе с друзьями и т.д.) Дети отвечают молча, меняя способ ответа по команде учителя.

Основное содержание занятия

- Сегодня на нашем занятии мы поговорим о дружбе, о том, кого можно считать настоящим другом. Узнаем о правилах дружбы.

Задание «Собери пословицу»

Учитель предлагает желающим собрать пословицы на доске по принципу мозаики («Без друга в жизни туго», «Верный друг лучше сотни слуг», «Друга ищи, а найдешь – береги»).

- О чем эти пословицы? Как вы их понимаете?

- Все эти пословицы о дружбе. Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах.

- Зачем нам нужен друг?

- Нам нравится встречаться со своими друзьями. С ними мы интересно проводим время, играем, гуляем, Друг постарается понять тебя, выручит в беде, никогда не предаст, всегда поделится тем, что у него есть. Когда у человека есть друзья, он чувствует себя увереннее и спокойнее в жизни. Человеку для счастья необходимо знать, что он нужен людям, а кому-то одному - особенно.

- Как чувствует себя человек, если он поссорился с друзьями?

- Он чувствует себя одиноко, неуверенно. Ссора с другом всегда вызывает неприятные эмоции. Какие?

- Мы чувствуем грусть, обиду, гнев, злость. Если сами виноваты в ссоре - стыд.

Дружбу надо беречь, сохранять, быть ей верным. Следует искать возможности для обретения новых друзей. Охотнее всего люди находят новых друзей в детстве. Сначала нужно познакомиться с человеком, который тебе понравился. Как это можно сделать?

Игра «Знакомство».

На доске на карточках варианты фраз для знакомства. Фразы прочитываются хором.

  • Меня зовут… . А тебя как?

  • Я хочу с тобой познакомиться, меня зовут… . А тебя?

  • Давай познакомимся. Как тебя зовут?

  • Хочешь, будем играть вместе? Как тебя зовут?

Затем к доске вызываются парами желающие ученики, которые проигрывают ситуации знакомства, выбирая понравившийся вариант.

- Молодцы. Я вижу, что вы умеете знакомиться.

- Сразу ли просто знакомый становится другом?

- Конечно, нужно много времени, чтобы узнать человека. Не зря русская народная пословица говорит: «Друга узнать - вместе куль соли съесть».

- А сейчас мы поговорим, о том, какой он – настоящий друг? Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Задание «Отгадай качество»

Детям предлагается назвать качество по их определениям.

«Человек, готовый всегда помочь» (отзывчивый, заботливый).

«Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (ответственный, волевой).

«Человек, умеющий доводить начатое дело до конца» (целеустремленный, настойчивый, упорный, волевой)

«Человек, любящий трудиться» (трудолюбивый).

«Человек, не способный к низким, дурным поступкам» (порядочный),

«Человек, умеющий жить дружно, мирно, без ссор» (миролюбивый, дружелюбный).

«Человек, который знает свои недостатки» (самокритичный).

«Человек, который всегда говорит правду» (честный, правдивый).

«Человек, которому интересно узнавать новое, приобретать знания» (любознательный).

«Человек, который честно выражает свои чувства, не скрывает ничего от друзей» (искренний).

«Человек, который помогает другому без пользы для себя» (бескорыстный).

«Человек, у которого есть чувство юмора» (остроумный).

«Человек, умеющий сдерживать гнев» (уравновешенный).

Задание «Пять качеств настоящего друга»

Ученикам раздаются карточки, где перечислены следующие качества: справедливый, честный, добрый, заботливый, чуткий, вежливый, миролюбивый, дружелюбный, порядочный, бескорыстный, твердый, настойчивый, целеустремленный, упорный, трудолюбивый, самокритичный, чувствительный, уравновешенный, приветливый, сообразительный, умный, искренний, любознательный, волевой, остроумный.

- Подчеркни цветным карандашом 5 качеств, которые ты ценишь в своих друзьях больше всего.

Обсуждение ответов выполняется в парах.

-Обменяйтесь карточками и сравните ваши ответы. Какие качества вы являются наиболее ценными для вас обоих? А в чем ваши мнения расходятся?

- Сейчас я прочитаю вам небольшие рассказы, а вы внимательно слушайте. Потом мы вместе постараемся определить, о хороших ли друзьях эти рассказы или нет.

Три товарища (В. Осеева)

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? – спросил его Коля.

- Завтрак потерял…

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко еще!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

- Кого из героев этого рассказа мы можем назвать хорошим другом и почему?

Синие листья (В. Осеева)

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного.

Вот и просит Лена Катю:

- Дай мне зеленый карандаш.

А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

- Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

-Ну что ж, спроси ещё и брата, говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена.

- Смотри, - говорит Катя, - крепко не нажимай, в рот не бери. И не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку.

-Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

- Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

- Ну, что ж ты? Бери!

- Не надо, - отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

- Карандаша зеленого нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

- Я ей давала, а она не берет.

Посмотрел учитель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.

- Можно ли Лену назвать хорошим другом? Почему?

Во дворе

Володя и Саша – друзья. Они живут в одном доме, вместе ходят в школу, с первого класса сидят за одной партой. У Володи есть собака – Джек. Мальчики часто вместе гуляют с Джеком, учат его выполнять разные команды. Однажды Володя вышел из дома погулять с собакой. Во дворе стояли знакомые ребята из старших классов. Среди них был и Саша.

- Иди сюда! – позвал Володю Саша.

Когда мальчик подошел ближе, он увидел в руках у ребят пачку сигарет. Они передавали ее друг другу и закуривали.

- А я не знал, что ты куришь. Зачем ты это делаешь? – спросил Володя своего друга.

- Да вот попробовал. Давай и ты! – ответил Саша, протягивая Володе сигарету.

- Нет, я не буду! И ты не кури! Лучше пойдем отсюда, я научил Джека новой команде. Сейчас я тебе покажу.

- Кого из мальчиков можно назвать хорошим другом? Как, по-вашему, должен поступить Саша? Придумайте конец рассказа.

Учитель обращает внимание детей на доску, где вывешивает плакат с правилами дружбы

- Существуют правила дружбы. Настоящий друг следуют этим правилам.

  1. Методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области Челябинск

    Информационно-методическое пособие
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

    Документ
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (1)

    Документ
  5. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

    Документ
  6. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

    Документ
  7. Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений. Под общ ред. Н. В. Борисовой. Чебоксары, 2011. 117 с. Авторы-составители

    Методические рекомендации
  8. Методическое пособие для библиотечных работников Содержание (1)

    Информационно-методическое пособие

Другие похожие документы..