Методическое пособие для учителей Казань 2007

Занятие 5 «Мой характер»

Задачи:

  1. Формирование представления о многообразии качеств личности человека.

  2. Помощь в осознании сильных и слабых сторон своего характера.

  3. Определение причинно-следственных связей качеств личности и поступков человека.

  4. Формирование мотивации развивать свои сильные стороны.

Разминка «Кто умеет хорошо»

Учитель предлагает найти детей, которые хорошо умеют справляться с разными делами. Для этого он называет разные умения следующим образом: «Кто умеет хорошо читать, …чисто писать, …громко петь, … быстро бегать, …красиво танцевать и т.д.

Дети, которые считают, что обладают названным умением, должны встать и сказать «Это я!»

Основное содержание занятия

- Как мы называем человека, который стремиться делать добро (добрый), ничего не боится (смелый), всегда говорит правду (честный), упорно стремится к своей цели (настойчивый, целеустремленный), интересуется всем новым (любознательный).

-Смелость, настойчивость, доброта, честность –это черты характера. Какой у человека характер, можно узнать по его поступкам, по тому, как он относится к себе и к окружающим людям.

Задание «Темные и светлые мешочки»

Оборудование: Два больших мешка, вырезанных из цветной бумаги –темной и светлой, карточки с названиями различных качеств личности.

Ребята должны рассортировать качества на «темные» и «светлые» и поместить их в соответствующие мешки.

«Светлые» качества

«Темные» качества

Воля

Трусливость

Доброжелательность

Хвастливость

Вспыльчивость

Лень

Аккуратность

Капризность

Правдивость

Обидчивость

Решительность

Драчливость

Трудолюбие

Лживость

Уверенность

Равнодушие

Отзывчивость

Жестокость

«Темными» качествами мы называем те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению, «светлыми» — те, что помогают.

Игра «Мои качества»

Оборудование: нарисованный на бумаге мешок, темные и светлые фишки, вырезанные из бумаги, клей (для каждого ребенка)

Учитель называет качество. Дети должны решить, обладает ли он этим качеством. Если да, то выбрать фишку соответствующего цвета и наклеить ее в свой мешок. Обсудить, какие качества дети выбрали для своего мешочка.

- Есть ли среди вас те, у кого качества только из темного мешка, светлого?

- Люди отличаются друг от друга своими качествами. В каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные», и «светлые» качества. В этом и заключается индивидуальность человека.

Светлые качества – это лучшее, что есть в человеке, за что его любят и уважают люди. Темные качества мешают поддерживать хорошие отношения с окружающими, становятся источником неприятностей. Поэтому от них надо избавляться.

Задание «Ладошки»

- Обведите карандашом на бумаге свою ладошку и на каждом пальчике напишите свое хорошее качество. А на большом пальце напишите то качество, от которого вы бы хотели избавиться.

Чтение рассказа «Туча» (Н. Мишин)

- Ты любишь небо? Голубое, глубокое и зовущее. Наверное, тебе не раз хотелось улететь в эту бескрайнюю, манящую высь или представить себя облаком, которое плавно плывет по небу? Тогда садись поудобнее и слушай.

Стоит жаркий летний день. Ты лежишь на лугу, воздух наполнен ароматом полевых цветов. Ты смотришь в небо. Где-то на горизонте виднеются облака; еще секунда - и ты закрываешь глаза, потому что от зноя и пьянящего аромата трав тебя тянет в дремоту. И вот ты уже невесомый и легкий, как облако. Ты взлетаешь на него к облакам, таким белым, пушистым и нарядным.

- Здравствуй, дружок, - говорят они тебе, - Иди к нам, ты такой красивый.

Облачко осматривается вокруг, радуясь, что его так дружелюбно приняли.

- Давайте поиграем во что-нибудь. Например, полетаем над землей и посмотрим, что делают люди, - предложило Облачко.

- О, мы с радостью полетим с тобой, ведь это так интересно, - воскликнули все разом.

- И я с вами! - вдруг раздался просящий голос.

- Ну вот еще! Ты нам все испортишь. Ты такая серая, люди испугаются тебя и убегут, - послышались со всех сторон голоса.

Пока они все это говорили, Облачко внимательно смотрело в ту сторону, откуда только что раздался голос. Оно увидело там пухлое серо-черное облако, которое еще больше темнело от насмешек своих собратьев.

- Кто это? - спросило оно у своих новых друзей.

- Это Туча, - пояснило самое красивое облако, - Ее никогда никуда не берут, потому что она страшна и уродлива. Людям нравятся только белые облака.

- Давайте возьмем ее с собой, - предложило Облачко.

И они полетели. Пролетая мимо Тучи, Облачко услышало, как она грустно сказала: «Вот так всю жизнь, неужели я никогда не смогу быть полезной людям, не смогу стать такой же красивой, как мои собратья?!»

Облака плыли над городами, селами, реками, горами, морями, озерами.

- А хотите, я покажу вам ту страну, в которой я родилось? — спросило Облачко.

- Очень хотим! - послышалось со всех сторон.

- Тогда летим! - сказало Облачко.

Вскоре они прилетели в те края, где всегда жарко грело солнце, где сады были полны фруктов, а на полях колосилась рожь.

Но что это? Облачко тревожно посмотрело вниз и не поверило своим глазам: «Где зеленые луга, полноводные реки, спелые колосья ржи, где великолепные сады и леса? И где все люди?»

- Побудьте здесь, я скоро вернусь, — сказало Облачко.

Оно низко спустилось над землей, и его взору предстала страшная картина: почти вся зелень засохла; река, которая когда-то была широкой и полноводной, стала похожа на жалкий ручеек.

- Мы умрем от голода и засухи! - слышались тревожные и печальные голоса людей. Облачко стремглав взлетело к своим друзьям.

- Я хочу помочь им, но я такое маленькое! - воскликнуло оно, - Что же делать?

Туча медленно летела вслед за облаками.

- Помогу им, - сказала Туча.

-Куда тебе с твоим-то видом! - вновь послышались со сторон насмешки.

Туча, не обращая внимания на насмешки, делала свое дело. Она спустилась ниже к земле. Раздался сильный гром и хлынул такой сильный дождь, какого здесь уже давно не видали. На глазах у всех природа стала оживать: река наполнялась водой, леса, поля, сады набирались силы. И вот выглянуло солнце, его лучи пробились сквозь тучу, которая стала легкой и прозрачной. Вдруг все увидели радугу.

- Радуга - хорошая примета! Мы не умрем от голода - слышались повсюду радостные восклицания. Дождь кончился, и казалось, умытая земля благодарила. Туча же, улыбаясь, поднималась в самую высь, туда, где живут самые красивые и добрые облака.

- Кто из вас тоже любит небо и облака?

- В чем ошибались облака, оценивая Тучу? (Ты такая серая. Люди испугаются и убегут.)

- На что они обратили внимание и чего при этом не замечали? (На внешность, не заметили душу.)

- Как можно доказать, что Туча обладала благородством? (Туча, не обращая внимания на насмешки, делала свое дело.)

Задание «Угадай слово»

На доске вывешены карточки со слогами. Детям необходимо догадаться, какие качества названы:

-Как называют человека, обладающего определенным качеством? Догадайтесь по слогам.

… желат…

Че…

…душ…

Лас…

… шитель…

…зывчив…

Драч…

…бидчи…

…долюб…

Доброжелательный, ласковый, драчливый, честный, решительный. обидчивый, равнодушный, отзывчивый, трудолюбивый.

Задание«Стихотворение»

Учитель читает стихотворение. Детям нужно назвать, какие качества проявили герои стихотворения, и определить, светлые они или темные.

С. Михалков «Будь человеком»

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом.

У них обычаи свои,

И муравейник — дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

Ты с палкой по лесу гулял

И муравьиный дом,

Шутя, до дна расковырял,

И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи

Нарушила беда.

В дыму метались муравьи,

Спасаясь, кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел

Сухой опавший лист.

Спокойно сверху вниз смотрел

Жестокий эгоист...

За то, что так тебя назвал,

Себя я не виню,—

Ведь ты того не создавал,

Что предавал огню.

Живёшь ты в атомный наш век,

И сам — не муравей,

Будь Человеком, человек,

Ты на земле своей!

Задание «Как ты поступишь?»

- Возвращаясь из школы, ты увидел свою старенькую соседку. Она шла из магазина и несла в руках тяжелые сумки. Как ты поступишь, если ты отзывчивый человек? А если равнодушный?

- Утром мама, уходя на работу, попросила тебя пропылесосить пол и помыть посуду. Как ты поступишь, если ты трудолюбивый человек? Ленивый?

- В автобусе много пассажиров. На следующей остановке тебе надо выходить. И ты начинаешь пробираться к выходу. Как ты обратишься к людям, если ты вежливый человек? Грубый?

- Ты не выучил уроки, потому что вчера долго смотрел телевизор. Шел твой любимый фильм « Властелин колец». Что ты скажешь учителю, если ты честный человек? Лживый?

- Когда ты вышел погулять, к тебе подошли старшие ребята из твоего двора и попросили сгонять в киоск за сигаретами. Как ты поступишь, если ты смелый и уверенный человек? Неуверенный, трусливый?

Игра «Собери в дорогу»

- Представим себе, что мы собираемся в трудное путешествие. Путь наш будет пролегать через дремучие леса, высокие горы, быстрые реки. Нам надо собрать в дорогу все необходимое. Нарисуйте, что вы возьмете с собой. В рюкзак можно положить, помимо всего, одно важное качество. Каждый для себя решает, какое качество возьмет в дорогу.

Игра «Качество в подарок»

Учитель предлагает детям поделиться друг с другом светлыми качествами, которыми они обладают. Для этого дети передают друг другу мячик (яркого цвета) со словами «У меня есть смелость (решительность, уверенность и т.д.). Я дарю это тебе».

Задание «Любимые книги»

- Прочитайте сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Нарисуйте рисунок по этой сказке. Ответьте на вопросы: «Что видели в Гадком утенке окружающие? Какими светлыми качествами он обладал?»

Занятие 6 «Я – уверенный человек»

Задачи:

  1. Формирование представления об уверенности как личностном качестве человека.

  2. Определение признаков уверенного поведения.

  3. Побуждение детей к развитию уверенности в себе.

Разминка «Антонимы»

Детям предлагается подобрать антонимы для следующих качеств: враждебный, трудолюбивый, волевой, нелюдимый, честный, раздражительный, грубый, смелый, скромный.

(Дружелюбный, ленивый, безвольный, общительный, лживый, невозмутимый, вежливый, трусливый, хвастливый)

Основное содержание занятия

- В жизни мы часто встречаемся с понятием уверенный или неуверенный человек. А что такое уверенность?Какого человека называют уверенным?

-Уверенный человек имеет сильный характер, верит в себя, не боится ответственности и самостоятельности, всегда деятельный, активный, любознательный. Уверенного человека отличает открытый взгляд, красивая осанка, прямая походка, громкая четкая речь.

- Что дает человеку состояние уверенности?

- Уверенный человек чаще добивается успеха. Ему легче общаться с другими людьми. Он свободней держится, отвечая у доски, во время экзаменов. У него чаще бывает хорошее настроение, он лучше чувствует себя, реже болеет.

Отсутствие уверенности лишает человека силы характера. Неуверенные редко добиваются успеха, поскольку их постоянно мучают сомнения. Неуверенные люди не способны принять ответственное решение. Их отличительный признак – постоянное недовольство жизнью, у них часто плохое настроение.

Уверенность можно в себе воспитать. Для этого необходимо соблюдать правила уверенного человека.

  1. Методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области Челябинск

    Информационно-методическое пособие
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

    Документ
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (1)

    Документ
  5. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

    Документ
  6. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

    Документ
  7. Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений. Под общ ред. Н. В. Борисовой. Чебоксары, 2011. 117 с. Авторы-составители

    Методические рекомендации
  8. Методическое пособие для библиотечных работников Содержание (1)

    Информационно-методическое пособие

Другие похожие документы..