Методическое пособие для учителей Казань 2007

Разминка «Сладкий-соленый-кислый»

Учитель кидает мяч по очереди каждому ученику, называя при этом один из вкусов. Поймавший мяч называет соответствующий продукт питания. Например, сладкий – шоколад, кислый – лимон, соленый – огурец.

Основное содержание занятия

Оборудование: изображения продуктов питания (хлебобулочные, молочные, мясные, рыбные изделия, сливочное и растительное масло, овощи, фрукты, ягоды, орехи, сладости, напитки).

- Что помогает нам различать и выбирать продукты?

- Конечно, часто мы выбираем продукты по вкусу. Не даром говорят: «На вкус и цвет товарищей нет». Каждый из вас имеет какие-то свои предпочтения в еде. Продукты питания вызывают у нас различные эмоции: одни мы едим с удовольствием, от других отказываемся. Но пища нужна не только для удовольствия. У нее есть важное значение в организме. Без пищи человек не может жить: расти, двигаться, поддерживать активное, бодрое состояние, бороться с болезнями. Сегодня мы поговорим о правильном питании.

- Продукты различаются не только по вкусу, они различаются по содержанию основных питательных веществ. К ним относятся белки, жиры и углеводы. Белок - основной строительный материал для клеток нашего организма. Особенно он необходим детям для роста. Если в пище не достаточно белков, то человек плохо растет, быстро утомляется, начинает часто болеть. Особенно богаты белком продукты животного происхождения: мясо, рыба, птица, молоко, яйца. Есть и растительные продукты, содержащие белок: соя, горох, бобы, орехи.

Чтобы вырасти ты мог,

В пище должен быть белок.

Он в яйце конечно, есть,

В твороге его не счесть,

В молоке и мясе тоже

Есть он, и тебе поможет.

Углеводы – источник энергии, топливо для клеток, как уголь для паровоза или бензин для машины. Источниками углеводов главным образом являются продукты растительного происхождения: мучные, крупяные изделия, картофель, мед, сахар, овощи, фрукты, ягоды. Если употреблять в пищу много углеводной пищи, то здоровью наносится большой вред. Лишние углеводы превращаются в жиры и откладываются в жировой ткани, развивается ожирение. Сахар наносит вред зубам – развивается кариес. Поэтому после сладкой пищи надо прополоскать рот водой или воспользоваться жевательной резинкой.

Фрукты, овощи и крупы –

Удивительная группа –

Нам в тепло и непогоду

Поставляют углеводы.

Нам клетчатку посылают,

Витамины добавляют

И энергией питают.

Жиры – это энергетическое депо, запас энергии. Жиры, как и белки, бывают животного и растительного происхождения. Сливочное масло, топленое масло, майонез, маргарин относятся к животным жирам. Особенно полезны растительные жиры: подсолнечное, кукурузное, оливковое масло. Много жирной пищи наносит вред организму человека, особенно его сердцу.

Жир, что в пище мы едим

Очень нам необходим.

Сохранит температуру,

Повлияет на фигуру,

Защитит от холодов,

Шубой нам служить готов.

Если пища разнообразна, если она включает в себя продукты и животного и растительного происхождения, то организм получает все необходимое для поддержания здоровья.

Задание «Белки, жиры, углеводы»

На доске карточки с изображением различных продуктов. Разделить продукты питания на три группы по содержанию основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов.

Задание «Вредные-полезные»

На доске карточки с изображением различных продуктов. Разделить продукты питания на две группы по влиянию на здоровье.

Игра «Честно говоря»

Учитель произносит: «Я люблю…» и называет продукт питания, дети, которые тоже любят этот продукт, должны встать.

- Оказывается, мы не всегда выбираем продукты полезные для здоровья.

Задание «Режим питания»

Оборудование: раздаточный материал (изображения различных блюд и продуктов питания)

Выполняется в микрогруппах. Учащимся предлагается составить меню на один день.

Задание «Праздничный стол»

Оборудование: раздаточный материал (изображения различных блюд и продуктов питания)

Выполняется в микрогруппах. Школьникам предлагается выбрать блюда, составляющие праздничный стол по плану: салаты, закуски, первое блюдо, второе блюдо, напитки. Затем сравнить количество пищи, употребляемой в обычные дни и праздники. Сделать вывод о нежелательности переедания.

- Какие напитки, составляющие праздничный стол, полезны для здоровья? Можно ли обойтись без кока-колы? Без спиртных напитков?

- Можно ли веселиться на празднике без спиртного?

Игра «Кто знает больше»

Класс делится на команды по рядам. Учитель предлагает командам назвать как можно больше овощей, фруктов, ягод заданной формы или цвета. Например – круглых, овальных, продолговатых или красных, оранжевых, зеленых.

Игра«Скороговорки»

Предложить детям выучить скороговорки:

«Батон, буханку, баранку пекарь из теста испек спозаранку»

«Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом»

Занятие 4 «Мои эмоции»

Задачи:

  1. Формирование представления об основных эмоциях человека.

  2. Формирование умения распознавать эмоции.

  3. Ознакомление детей со способами управления своим эмоциональным состоянием.

Разминка «Море волнуется»

Школьники, стоя, слегка покачиваются, как на морских волнах. Ведущий (на первых порах это учитель) произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости (страха, стыда, гнева, удивления, и.д.) замри». Далее ведущим становится кто-нибудь из детей.

Основное содержание занятия

- Сегодня на нашем занятии мы поговорим о том, что такое эмоции и для чего они нам нужны, научимся владеть своими эмоциями.

Любой человек переживает различные эмоции. Когда у нас что-то получается, мы радостны и довольны. Если что-то не удается, то грустим и печалимся. Бывают ситуации, когда мы испытываем злость, гнев, даже ярость. Такие состояния называются эмоциями. Эмоции представляют собой своеобразное отношение человека к самому себе и окружающему нас миру.

Задание «Закончи предложение»

Начало предложений написаны на карточках, которые помещаются на доску. Детям передлагается закончить предложения:

«Мне спокойно, когда…»

«Мне грустно, когда…»

«Мне страшно, когда…»

«Мне радостно, когда…»

«Мне стыдно, когда…»

«Я удивляюсь, когда…»

Задание «Положительные и отрицательные эмоции»

-Эмоции бывают положительные и отрицательные. Какие из этих эмоций мы можем отнести к положительным, а какие к отрицательным? Расположите карточки в два столбика.

Положительные

Отрицательные

«Мне спокойно, когда…»

«Мне грустно, когда…»

«Я удивляюсь, когда…»

«Мне стыдно, когда…»

«Мне интересно, когда…»

«Я злюсь, когда…»

«Мне радостно, когда…»

«Мне обидно, когда…»

Задание «Определи эмоцию»

На доске изображения смайликов, выражающие разные эмоции (радость, грусть, удивление, гнев, ярость). Ученики определяют эмоции.

Игра «Изобрази эмоцию мимикой»

Оборудование: маленькое зеркальце для каждого ученика.

Детям предлагается, глядя в зеркальце, изобразить радость, грусть, удивление, гнев, ярость.

Игра «Изобрази эмоцию звуками»

Детям предлагается постучать пальцами о парту, изображая эмоции: покой – радость – восторг; покой – грусть – тоска; покой - гнев - ярость.

Вариант: постучать ногами (выполняется стоя)

- Человек чувствует полезность положительных эмоций. Недаром нас всегда тянет туда, где можно посмеяться, испытать радость. Но мы почему-то забываем о том, что в нас самих заложена возможность радовать себя. Причем способ чрезвычайно прост и чрезвычайно важен. Основа этого способа – улыбка! Как только проснулись, еще не раскрывая глаз, улыбнитесь! Улыбнитесь утром, здороваясь с мамой, с папой, вечером, когда они приходят с работы. Придя в школу, улыбнитесь одноклассникам, учителю. Тогда весь день у вас будет хорошее настроение. Не забывайте об улыбке и по вечерам, перед отходом ко сну, чтобы настроиться на спокойный отдых.

Игра «Здравствуй»

Оборудование: маленькое зеркальце для каждого ученика.

- Возьмите зеркальце и посмотрите в него. Там вы видите самого дорогого и любимого человека. Это вы. Мысленно поздоровайтесь с этим человеком. Улыбнитесь ему. Назовите его ласковым именем, так как называет мама или бабушка. Скажите ему что-то очень приятное. Например: «Какие у тебя красивые глаза, волевой подбородок, умный лоб». Пообещайте ему всегда быть вместе, во всем поддерживать друг - друга. Улыбнитесь этому человеку на прощание.

- Кто расскажет, какие эмоции он испытал при встрече с самим собой? Как себя называл? За что хвалил?

Задание «Эмоции и их причины»

Учитель предлагает ученикам по очереди соединить стрелками эмоции с их причинами.

Наши эмоции

Причины

Радость

Невыученный урок

Грусть

Подарок маме

Стыд

Обман

Удивление

Победа в спортивном соревновании

Страх

Невыполненное поручение взрослых

Злость

Ссора

Восторг

Встреча с друзьями

Гнев

Ожидание праздника

Удовольствие

Неожиданное приятное известие

- На эмоции влияют поступки. Хорошие поступки вызывают положительные эмоции, плохие – отрицательные. Стоит ли поступать плохо, чтобы доставить неприятность себе и людям?

Игра «Покажи дневник»

Из числа участников выбирают «маму» и «ученика». «Ученик» пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство, а остальные дети догадаться, какую оценку получил «ученик».

-Отрицательные эмоции нам не всегда нравятся, но это не значит, что они не нужны человеку. Эмоции, которые нам не нравятся (гнев, страх, стыд), являются своеобразными сигналами о состоянии человека. Они помогают человеку разобраться, что для него хорошо, что плохо. Если мы будем сдерживать отрицательные эмоции, то это негативно скажется на нашем здоровье. Представьте себе, что ваши глаза, уши, рот, руки, ноги перевязаны шарфами и лентами. Приятно ли вам будет? Я думаю, что нет. Так и зажатые эмоции рождают чувство страха, разрушают здоровье человека.

Расскажите, как вы обычно выражаете отрицательные эмоции (злость, гнев, обиду)?

Часто гнев, обиду мы выражаем неправильно, проявляем агрессию (ссоримся, кричим, вредничаем, деремся, обижаем других). Так мы передаем свои отрицательные эмоции другому.

Посмотрим, какие есть здоровые (хорошие, правильные) способы, с помощью которых можно справиться с отрицательными эмоциями.

«Как справиться с отрицательными эмоциями»

  • Поделиться с возникшими чувствами с родителями, другом

  • Поплакать

  • Посчитать, чтобы успокоиться

  • Глубоко дышать

  • Отнестись к ситуации с юмором

  • Представить, что могло быть и хуже

  • Заняться любимым делом

Упражнение «Глубокое дыхание йогов»

Это упражнение можно выполнять сидя, стоя, даже во время ходьбы.

- Сделайте сильный выдох. Затем усилием мышц медленно надуйте живот. Не опуская живот, глубоко вдохните. Медленно выдыхая, втяните живот. Медленно закончить выдох.

Повторить несколько раз. Выдох должен быть в два раза длиннее вдоха. Дышать равномерно, без напряжения через нос.

Игра «Я люблю больше всего…»

Предлагаю вам поиграть в игру «Я люблю больше всего…». Правила такие: мы будем бросать друг другу мяч; тот, кто поймает его, будет говорить «Я люблю больше всего…» и называть любимое занятие. После этого он бросает мяч кому-нибудь другому.

У каждого из нас есть какое-то любимое дело: рисовать, смотреть интересные фильмы, читать книги, слушать музыку, кататься на велосипеде, на роликах, играть в футбол. Они могут помочь нам справиться с отрицательными эмоциями, улучшить наше настроение.

-А кто из вас делится своими переживаниями с близкими людьми? Бывает так, что рассказать некому о том, что беспокоит, или мы боимся это сделать. Я научу вас одной игре, которая поможет в этой ситуации.

Игра «Послушай меня»

Учитель передает мягкую игрушку ребенку и предлагает рассказать ей про свое плохое настроение. Начать следует со слов: «Я расскажу тебе, почему у меня плохое настроение…».

Игра «Бяка-закаляка кусачая»»

- Нарисуйте то, что доставило вам неприятные эмоции. Можно описать случившееся словами. Хорошенько рассмотрите рисунок, прочитайте строчки. Закройте на некоторое время глаза. А потом разорвите бумагу на мелкие кусочки, выбросьте мусор и забудьте об этих неприятностях.

Задание «Я рисую»

Изобрази то, что тебе приносит удовольствие. Выбери способ по своему усмотрению (рисунок, коллаж).

  1. Методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области Челябинск

    Информационно-методическое пособие
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

    Документ
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (1)

    Документ
  5. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

    Документ
  6. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

    Документ
  7. Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений. Под общ ред. Н. В. Борисовой. Чебоксары, 2011. 117 с. Авторы-составители

    Методические рекомендации
  8. Методическое пособие для библиотечных работников Содержание (1)

    Информационно-методическое пособие

Другие похожие документы..