Методическое пособие для учителей Казань 2007

Задачи проекта:

  • формирование у детей ценностного отношения к здоровью, как к необходимому условию достижения успеха;

  • расширение знаний о здоровом образе жизни;

  • расширение представления об опасности употребления ПАВ для здоровья человека;

  • развитие умения анализировать свои поступки, прогнозировать последствия своих действий;

  • формирование умения оценивать свое настроение, владеть эмоциями;

  • формирование представления о чертах характера, побуждение развивать сильные стороны своего характера;

  • развитие навыков эффективного взаимодействия с окружающими людьми;

  • обучение способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих;

  • развитие у детей сферы интересов и увлечений, как альтернативы наркотикам;

Содержание занятий по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни в начальных классах «Уроки разума» соответствуют принципам организации профилактической работы, сформулированным М.М Безруких:

  • принцип возрастного соответствия - содержание, формы и методы работы должны соответствовать психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

  • принцип опережающих воздействий - формирование устойчивости к негативному воздействию одурманивающих веществ должно осуществляться заблаговременно, предваряя реальное приобщение ребенка к ним;

  • принцип комплексности – необходимо формировать у детей представление об опасности любых форм использования одурманивающих веществ, убедить в том, что нет безвредных форм наркотизации.

    • принцип альтернативности – задача ранней профилактики не столько предотвратить реальное приобщение к одурманивающим веществам, сколько сформировать у ребенка полезные поведенческие навыки и установки, обеспечивающие ему эффективную социальную адаптацию, показать, как без помощи химических стимуляторов можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;

  • принцип «запретной» информации - необходимость полностью исключить сведения, способные провоцировать интерес детей к одурманивающим веществам, например рассказ о каких-либо «привлекательных» свойствах одурманивающих веществ или о способах их применения.

Программа по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «Уроки разума» включает три направления:

  • формирование культуры здоровья и здорового образа жизни,

  • формирование способности к самопознанию и позитивного отношения к себе,

  • формирование навыков адаптивного поведения, которое проявляется в умении взаимодействовать с окружающими людьми, прогнозировать последствия своих действий, делать правильный выбор.

Цели и содержание программы определили выбор методов обучения.

При сообщении новых знаний, обсуждении самостоятельных и домашних работ, подведении итогов занятия применяется метод беседы. Этот метод целесообразен потому, что школьники уже имеют некоторые сведения и знания по предлагаемой теме, он позволяет связать новый материал с личным опытом ребенка.

Для изложения материала, в котором преобладают факты, используется метод рассказа, которыйв этом случае несет обучающую функцию. Например, так подается информация о влиянии наркотических веществ на организм человека. Рассказы на этические темы («Туча» Н. Мишина, «Три товарища», Синие листья» В.Осеевой, «Честное слово» Л. Пантелеева) несут развивающие, воспитывающие, побудительные функции.

Методы организации взаимодействия учащихся способствуют накоплению у школьников социального опыта общения, освоению совместных способов организации деятельности. При выполнении заданий «Праздничный стол», «Спорт», «Пять качеств настоящего друга» используется метод временной работы в группах.

Ведущим методом обучения младшего школьника здоровьесберегающему поведению является игра. Проигрывая реальные жизненные ситуации в процессе игр-тренингов, дети усваивают определенный алгоритм поведения. А когда возникнет необходимость, это поможет им сделать правильный выбор. Кроме того, в игровой ситуации происходит развитие коммуникативных качеств, воспитание чувства доверия, взаимопомощи.

На занятиях представлены ролевые игры - «Знакомство», «Диалог с товарищем». Игры по правилам - «Отгадай, у кого игрушка», «Узнай меня». Игры-активаторы – «Море волнуется».

Задания на усвоение и проверку («Часы», «Закончи предложение», «Ладошки») предлагаются детям в занимательной форме, способствующей поддержанию интереса к изучаемой теме.

На занятиях значительное место отводится играм и заданиям, в которых дети могут получить представление о собственных способностях и возможностях, достоинствах и недостатках, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость («Кто сегодня молодец», «Здравствуй», «Кто умеет хорошо»).

Включение в содержание русских пословиц и поговорок, актуальных для сознания большинства людей, дает школьникам прекрасную возможность обратиться к вековому жизненному опыту русского народа, сделать его своим достоянием.

Каждое занятие должно оставлять в душе ребенка только положительные ощущения. Создание ситуации интереса, игры, установление атмосферы дружелюбия, помогающая открыть школьникам то, что есть в них особенного, индивидуального, ощутить себя как личность - важнейшее условие достижения успеха в поставленных задачах.

Количество заданий, предлагаемых на каждом занятии, отличается своей избыточностью. Их выполнение в полном объеме в рамках традиционного урока часто не представляется возможным. Учитель, организуя занятия с детьми, имеет право творчески подойти к выбору заданий с учетом интересов учащихся.

Одним из средств обучения является рабочая тетрадь, выполняющая несколько функций: психологическую (проектирование эмоциональных состояний ребенка, осознание скрытых форм поведения, творческое самовыражение), эстетическую и развивающую (раскрытие потенциала ребенка), функцию обратной связи. Рабочие тетради помогают разнообразить виды работ на занятиях, оптимизировать процесс выполнения заданий.

Содержание занятий «Уроки разума» разработано на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного», авторы М.М. Безруких А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова,; программы курса занятий «Первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков», авторы А.Г. Жиляев, Т.И. Палачева; программы «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», автор О.В.Хухлаева; программы «Педагогика здоровья», под ред. В.Н. Касаткина.

Анализ результативности программы

по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни

у детей младшего школьного возраста «Уроки разума»

Апробация программы по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «Уроки разума» проводилась в третьих и четвертых классах общеобразовательных школ № 49, 62 г. Казани. Проверка результативности программы осуществлялась в ходе опытно-экспериментальных исследований. Для этого в базовых школах были организованы контрольные и экспериментальные группы. Общее количество испытуемых - 189 человек, из них 97 человек составляют экспериментальную, 92 – контрольную группу. Цель исследования - выявление условий для формирования качеств личности, лежащих в основе устойчивости к негативным влияниям среды.

Методики исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Методики исследования основных показателей самосознания детей младшего школьного возраста

п/п

Название методики

Автор

Цель исследования

1

Особенности развития самооценки ребенка

Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн

Определение самооценки ребенка

2

Треугольник

О.А.Белобрыкина

Выявление уровня социальной защищенности ребенка

3

Почтовые конверты

О.А.Белобрыкина

Выявление ощущения конформности – самоценности ребенка

4

Изучение особенностей реагирования в проблемной ситуации

О.А.Белобрыкина

Выявление специфики реакций ребенка на проблемную ситуацию

5

Волшебная палочка

Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина

Выявление мотивационно-потребностных предпочтений и типологии доминирующих желаний ребенка

6

Проективный тест

контент-анализ

Выявление значимых качеств личности ребенка

Эксперимент состоял из трех этапов. На констатирующем этапе эксперимента стояла задача определения у детей младшего школьного возраста уровня развития качеств, имеющих значение для формирования устойчивости личности к отрицательным влияниям среды. А именно: выявление уровня социальной защищенности ребенка, ощущения конформности-самоценности, специфики реакций на проблемную ситуацию, мотивационно-потребностных предпочтений и типологии доминирующих желаний, значимых качеств личности.

На формирующем этапе в экспериментальных классах проводились занятия по программе профилактики наркомании и формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «Уроки разума».

На контрольном этапе эксперимента с целью определения произошедших изменений, испытуемые выполняли те же задания, что и на первом этапе.

Полученные результаты показывают, что в данной возрастной группе имеются необходимые внутренние и внешние условия для формирования качеств личности, лежащих в основе устойчивости к негативным влияниям среды. Так, например, показатели самооценки в группах соответствует нормам, где высокую позицию занимают характеристики интеллектуального и социального образа «Я». Ощущение защищенности испытывают подавляющее большинство испытуемых - 72,5%. Значимыми взрослыми для детей 10-11 лет являются, прежде всего, родители и учитель.

Желания у детей созидательные и коммуникативные, имеют четкую направленность на преобразование и развитие, на личные и на социальные цели, на удовлетворение нужд и потребностей как собственных, так и других людей, на установление взаимоотношений и помощь другим людям.

Контрольный этап эксперимента показал позитивные изменения в экспериментальной группе учащихся. А именно, снижение конформизма и увеличение ощущения самоценности на 13%. Это свидетельствует о том, что проведенные занятия способствовали формированию важного качества, лежащего в основе самоценности личности – уверенности в себе. Если в начале эксперимента у детей было недостаточно развитое чувство уверенности в себе, в собственных силах и способности к поиску конкретных способов разрешения жизненных затруднений, то на контрольном этапе эксперимента проявились более высокие способности ребенка к конструктивному разрешению проблемной ситуации.

В результате проведенных занятий изменилась значимость качеств личности, таких как дружелюбие, трудолюбие, уверенность целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, воля. Большее значение приобрели целеустремленность, уверенность, самостоятельность, дисциплинированность, воля. Осознание ребенком важности и значимости данных качеств является побудительным мотивом для самовоспитания.

Возрастных различий между детьми третьих и четвертых классов замечено не было, поэтому считаем, что разработанный комплекс занятий может быть использован и в той и другой возрастной группе

Конспекты занятий по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни у младших школьников «Уроки разума»

Занятие 1 «Я – разумный человек»

Задачи:

  1. Ознакомление с содержанием курса.

  2. Формирование у детей ценностного отношения к здоровью.

  3. Развитие представления о разумных и неразумных поступках.

  4. Формирование мотивации к разумному поведению.

Вводная часть

- Наши занятия называются «Уроки разума». Почему?

Ум, разум – это способность человека думать, мыслить, учиться, узнавать что-то новое, творить, сравнивать. Чтобы быть здоровым, успешным, чтобы достигать своих целей - надо уметь думать и поступать разумно.

На наших уроках мы узнаем, как важно для достижения успеха в жизни быть здоровым. Научимся вести себя уверенно, находить выход из трудных ситуаций, достигать своих целей.

Основное содержание занятия

- Давайте попробуем дать определение разумному человеку. Разумный человек способен понять себя и окружающий мир и сделать верный выбор.

Разумный человек, прежде чем сделать что-то, подумает, оценит ситуацию, свои возможности и примет правильное решение.

Разумный человек отвечает за свои слова и поступки.

- Как можно назвать человека, который может предвидеть последствия своих поступков (благоразумный, дальновидный, предусмотрительный, осторожный).

  1. Методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области Челябинск

    Информационно-методическое пособие
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

    Документ
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (1)

    Документ
  5. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

    Документ
  6. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

    Документ
  7. Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений. Под общ ред. Н. В. Борисовой. Чебоксары, 2011. 117 с. Авторы-составители

    Методические рекомендации
  8. Методическое пособие для библиотечных работников Содержание (1)

    Информационно-методическое пособие

Другие похожие документы..