Рабочая программа дисциплина «Методика преподавания русского языка» для студентов III курса дневной формы обучения по направлению 031000 «Филология» Москва 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Гуманитарный факультет

Кафедра русского языка и культуры речи

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

д.э.н., профессор Новикова Н.Г.

«___»_______________200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Методика преподавания русского языка»

для студентов III курса дневной формы обучения по направлению 031000 «Филология»

Москва 2008

Рабочая программа составлена на основании примерной программы дисциплины «Методика преподавания русского языка»

При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по направлению 031000 «Филология»

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

русского языка и культуры речи

Протокол № 8 «22» апреля 2008г.

Зав. кафедрой д.п.н., проф. Романова Н.Н.

русского языка и культуры речи

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № _______ «____»_______________200_г.

Рабочую программу разработали:

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры

связей с общественностью Павлюк Л.В.

Кандидат филологических наук,

профессор кафедры

русского языка и культуры речи Филиппов А.В.

Д.п.н., профессор кафедры Романова Н.Н.

русского языка и культуры речи

Согласовано:

Зам. проректора - начальник

Учебно-методического управления к.э.н., доцент Дуборкина И.А.

Начальник

Методического отдела Рыженок Н.В.

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Методика преподавания русского языка» призван обеспечить профессионально-методическую подготовку студентов-филологов.

Одной из основных целей курса является знакомство будущих учителей-филологов с теоретическими и практическими решениями проблем развивающего обучения средствами дифференцированной методики.

При изучении данного курса студент должен сформировать следующие умения:

  • усвоить особенности методики преподавания русского языка как науки; научиться ориентироваться в учебно-методической литературе;

  • усвоить особенности русского языка как предмета обучения;

  • сформировать умение характеризовать принципы, методы и средства обучения русскому языку в школе;

  • выработать умение находить рациональные пути подготовки современного урока;

  • уметь организовать учебную деятельность учащихся на уроках русского языка в контексте современных педагогических технологий;

  • усвоить особенности методики при изучении отдельных разделов школьного курса русского языка.

Основными формами преподавания курса являются лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов.

Лекционный курс формирует у студентов методическое мышление – оперирование методическими понятиями, понимание реальной учебной ситуации и применение методических знаний в разных, нередко меняющихся условиях.

На практических занятиях рассматриваются те вопросы курса, которые требуют формирования у студентов практичеcких навыков преподавания русского языка в школе (знакомство с основными разделами учебника по русскому языку и их анализ; подбор рабочих материалов к структурным частям урока; оформление фрагментов конспекта урока и т.д.).

В ходе изучения курса целесообразно проведение 2-3 контрольных работ.

Самостоятельная работа студентов с учебно-методической литературой, словарями методических терминов, журналом «Русский язык в школе», научной литературой призвана закрепить теоретико-методическую подготовку специалистов-филологов, развить интерес к изучаемому предмету и сформировать навыки работы с методической литературой.

2. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля.

Виды занятий и контроля

Дневная форма обучения

Полный курс 86

Всего часов

49

Лекции

32

Практические занятия

17

Самостоятельная работа студента

37

экзамен

экзамен

2.2. Наименование тем, их объем в часах аудиторных занятий.

№ п/п

Дневная форма

Полный курс

Л

П

1.

Методика русского языка как наука

2

2.

Русский язык как предмет обучения

2

3.

Принципы обучения русскому языку в школе

2

1

4.

Методы обучения русскому языку в школе

2

2

5.

Средства обучения русскому языку

2

2

6.

Формы организации работы по русскому языку в школе. Урок русского языка

4

2

7.

Изучение отдельных разделов и аспектов школьного курса русского языка.

Методика изучения фонетики, лексики и грамматики

6

2

8.

Методика обучения орфографии

2

2

9.

Методика обучения пунктуации

2

2

10.

Методика развития речи учащихся

2

2

11.

Классификация ошибок. Организация работы по их исправлению и предупреждению

4

2

12.

Дифференцированная методика обучения русскому языку

2

2.3. Тематическое содержание дисциплины.

№ п/п

Наименование темы

Содержание темы

Вид занятий

1.

Методика русского языка как наука

Предмет, содержание, структура и задачи курса методики.

Связь методики русского языка с лингвистикой, педагогикой, психологией. Методы исследования, применяемые в методике русского языка: методический эксперимент; методнаблюдений; метод бесед с учащимися; анкетирование и др.

Актуальные проблемы современной методической науки.

Лекция

2.

Русский язык как предмет обучения

Место и значение предмета «Русский язык» в общей системе обучения. Особенность русского языка как предмета обучения. Связь русского языка с другими учебными предметами. Необходимость осуществления межпредметных связей в учебном процессе.

Цели и задачи обучения русскому языку в средней школе. Взаимосвязь дидактической, развивающей и воспитательной задач обучения русскому языку.

Содержание обучения русскому языку в школе. Программа как основной документ, регламентирующий содержание и объем материала по русскому языку.

Лекция

3.

Принципы обучения русскому языку в школе

Общедидактические принципы в применении к преподаванию русского языка: принцип доступности обучения; принцип систематичности и последовательности; принцип преемственности и перспективности в построении системы уроков; организация проблемного обучения на уроках русского языка; принцип связи теории с практикой. Понятие о знаниях, умениях и навыках. Частнометодические принципы: принцип учета речевых умений учащихся; принцип развития чувства языка; принцип опережающего усвоения устной речи перед письменной и т.д. Современные принципы личностно-ориентированного обучения.

Лекция/практика

4.

Методы обучения русскому языку в школе

Общее понятие о методе обучения. Классификация методов обучения в современной методической литературе.

1.Лекция. Специфика школьной лекции. Методические требования к организации и проведению лекций по русскому языку.

2.Беседа. Роль эвристической беседы в процессе получения новых знаний.

3.Работа с учебником.

4.Слово учителя.

5.Метод наблюдения.

6.Упражнения как метод обучения.

Структура упражнений по русскому языку. Диктант как одно из основных видов упражнений, назначение и специфика. Типы диктантов: предупредительный, объяснительный, выборочный, выборочно-распределительный, свободный, творческий (в различных его разновидностях); специфика «зрительного» диктанта. Контрольный диктант. Словарный диктант, обучающий и контрольный.

Лекция/практика

5.

Лекция/практика

6.

Лекция/практика

7.

Лекция/практика

  1. Информационный бюллетень №10 (1)

    Информационный бюллетень
    Материалы научно-методической конференции «Позиционирование и повышение презентационной привлекательности направления и специальности “Филология” на рынке современных образовательных услуг»
  2. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 2, 2012 г

    Документ
    Адаптированный конспект лекций по начертательной геометрии : для иностранных студентов технических специальностей / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Брестский государственный технический университет",
  3. Информационный бюллетень №11

    Информационный бюллетень
    В одиннадцатом номере бюллетеня Совета по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию публикуются решения Пленума (18–19 сентября 2007 г.
  4. Бюллетень новых поступлений январь 2010 года

    Бюллетень
    Ветошкин, А. Г. Теоретические основы защиты окружающей среды : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Инженерная защита окружающей среды" напр.
  5. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: к пед н., доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности.
  6. Информационный бюллетень №9

    Информационный бюллетень
    В бюллетене отражены решения Пленума Совета по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию (21–22 сентября 2005 года, г.
  7. Отче т (2)

    Реферат
    16 октября 1930 г. в Благовещенске был образован аграрно-педагогический институт. Это событие было связано с быстро растущей потребностью в учительских кадрах на Дальнем Востоке.
  8. Отче т (3)

    Реферат
    За 80 лет своей деятельности коллектив вуза подготовил свыше 44 тысяч специалистов с высшим профессиональным образованием, большинство из которых нашли применение своих сил в сферах образования, науки, культуры и управления.
  9. Отчет о результатах самообследования 2003-2007 гг

    Содержательный отчет
    Глубокие изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни России, ее последовательное включение в общемировую образовательную систему, оказали существенное влияние на развитие национального высшего образования, потребовали

Другие похожие документы..