Пояснительная записка цели и задачи курса Курс «Введение в латинский язык и античную культуру»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Цели и задачи курса

Курс «Введение в латинский язык и античную культуру» включен в программу как общеобразовательная лингвистическая и куль­турологическая дисциплина. Погружение в мир древних языков и реалий, и прежде всего в мир классических языков европейской античности - наиболее прямой и правильный путь к истокам ев­ропейской культуры, к ее ментальности, к лексическому богатст­ву европейских языков. Знание древнего слова (слова-истока) расширяет границы языкового мира, дает возможность универ­сального восприятия смыслов, интеллектуальную широту ассо­циаций.

Цель курса:

а) приобретение учащимися необходимого культуроформирующего минимума знаний, который составляет осно­ву гуманитарного и лингвистического образования, в частности; обращение к культурным реалиям и истории античности и осве­щение тех этапов в истории западноевропейской и русской куль­туры, характер которых формировался под определяющим влия­нием античной культуры и, в свою очередь, явился эпохальным и одухотворяющим началом для последующего культурного разви­тия;

б) усвоение учащимися грамматического строя латинского языка и определенного минимума латинских слов, продуктивных для лексического фонда изучаемого иностранного языка, форми­рующих лексический фонд современного русского и составляю­щих основу международной научной, технической и обществен­но-политической терминологии;

в) выявление роли латинского языка в формировании современных европейских языков (грам­матика и словарный состав);

г) в ходе освоения методики анали­тического чтения текста, характерной для процесса изучения классических языков, дальнейшее развитие у студентов аналити­ческого и логического мышления;

д) закрепление русской орфо­графии в связи с анализом большого количества слов с латински­ми корнями;

е) ознакомление учащихся с текстами римских ав­торов, оказавших исключительное влияние на развитие европей­ской культуры;

ж) обращение к лучшим переводам на русский язык античных авторов, имеющее целью развитие переводческого вкуса и навыков;

з) повторение грамматики русского языка, непременно сопоставляемой с латинской грамматикой.

2. Место курса в подготовке выпускника

Древние языки (прежде всего латинский и древнегреческий) и культурные реалии европейской античности выступают свое­образным культурным кодом коммуникации и составляют проч­ный фундамент того образования, которое позволяет человеку чувствовать себя уверенно и адекватно в любой европейской языковой среде, делает сам процесс межъязыковой (межкультур­ной) коммуникации наиболее эффективным и продуктивным в общечеловеческом, интеллектуальном, творческом и профессио­нальном плане. Например, исторически сформировавшаяся методика работы с латин­ским текстом учит будущего специалиста необходимому для профессиональной деятельности педантизму, точности и ответст­венности в отношении слова. Именно эта методика позволяет ос­ваивать одно из главных правил перевода, а именно, переводить не то, о чем говорят, а что говорят и как говорят.

3. Форма итогового контроля

Первый триместр — контрольная работа №1. Второй семестр — контрольная работа №2, №3. Третий триместр — контрольная работа №4 (зачет).

Ежемесячно проводятся контрольные работы по текущим разделам латинской грамматики (см. соответствующий раздел сборника).

ОСНОВНОЙ КУРС ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА 8. Фонетика латинского языка

Долгота и краткость гласных. Дифтон­ги и диграфы. Происхождение и чтение некоторых буквосочетаний. Слогораздел. Долгота и краткость слогов. Правила ударения. Ассимиляция и диссимиляция соглас­ных. Закон ротацизма. Редукция (позиционные изменения глас­ных). Классическое и средневековое произношение.

ТЕМА 9. Лексика латинского языка

Характеристика словарного состава латинского языка. Об­щеиндоевропейская лексика и иноязычные заимствования. Сино­нимы, антонимы, омонимы. Полисемия. Фразеологические соче­тания и идиомы. Латинские дериваты в русском и изучаемом иностранном языке: собственные имена, общеупотребительная лексика, научно-техническая и общественно-политическая тер­минология. Латинский язык в современной ономастике.

ТЕМА 10. Грамматика латинского языка

А) Морфология.

Языки синтетические и аналитические. Синтетический ха­рактер латинского языка. Усиление аналитизма в процессе разви­тия латинского языка. Понятие словарной формы.

Имя существительное. Nomensubstantivum. Основные грамматические категории системы имени (род, число, падеж). Историческая и практическая основа. Пять типов склонения (па­радигмы склонений и общий обзор системы склонения, сравни­тельная таблица падежных окончаний). Особенности склонения существительных среднего рода. Образование именных основ в романских языках.

Имя прилагательное. Nomenadiectivum. Распределение по трем типам склонения. Степени сравнения прилагательных. Син­тетический и аналитический способы образования степеней срав­нения. Явление супплетивизма при образовании степеней срав­нения (аналогии в современных языках). Семантика и синтаксис степеней сравнения. Парадигмы склонения.

Местоимения. Pronomina. Группы местоимений и их упот­ребление: личные и возвратное, притяжательные, указательные, относительные, вопросительные, неопределенные, отрицатель­ные. Супплетивизм форм личных местоимений. Отсутствие са­мостоятельного личного местоимения 3-го лица. Употребление указательных местоимений в качестве личных местоимений третьего лица. Особенности «местоименного» склонения. Место­именные прилагательные. Парадигмы склонения. Роль латинских местоимений в образовании артиклей, личных и указательных местоимений в романских языках.

Числительные. Numeralia. Группы числительных: количе­ственные. Склонение числительных. Употребление числительных.

Глагол. Verbum. Грамматические категории латинского гла­гола и их индоевропейское происхождение.

Категория вида. Двухвидовая система латинского глагола (infectum, perfectum), характеризующая действие по степени его завершенности. Синтетизм в образовании личных глагольных форм системы инфекта. Противопоставление синтетизма актив­ного залога и аналитизма пассивного в системе перфекта.

Категория времени (tempus - praesens, imperfectum, futurum I; perfectum, plusquamperfectum, futurum II). Соотношение видо­вых значений латинского глагола с формами времени. Главные и исторические времена.

Категория залога (genus). Активный и пассивный залог. Отложительные и полуотложительные глаголы в латинском язы­ке в связи с индоевропейским медиальным залогом.

Категория лица (persona). Личные окончания глагола как показатель лица глагольной формы.

Категория числа (numerus). Единственное и множественное число.

Категория наклонения (modus): изъявительное (indicativus), сослагательное (coniunctivus), повелительное (imperativus).

Три основы и четыре основные формы глагола. Четыре ти­па спряжения.

Супплетивизм глагольных форм (esse).

Личные окончания. Суффиксы времен и наклонений. Пара­дигмы спряжения.

Глагол esse и его производные, особенности спряжения.

Глагол habere и его роль в образовании аналитических форм в романских языках.

Образование именных отглагольных форм: инфинитивы, причастия, супины. Их значение, употреб­ление и перевод.

Наречия. Adverbia. Морфологические типы. Способы обра­зования. Степени сравнения.

Предлоги. Praepositiones. Предложное управление: предло­ги с аблятивом, предлоги с аккузативом, предлоги с двумя паде­жами. Предлоги gratia и causa, их постпозитивное употребление. Связь предлогов с наречия­ми. Связь предлогов с приставками.

Частицы. Particulae. Указательные, вопросительные, уси­лительные и др.

Б) Словообразование. Способы словообразования в ла­тинском языке (словосложение и аффиксация). Префиксация в глагольном и именном словообразовании. Семантика префиксов. Фонетическая вариативность префиксов. Суффиксация в системе глагола. Суффиксация в наречиях. Семантическая характеристика и сис­тематизация суффиксов.

В) Синтаксис.

Синтаксис простого предложения. Главные и второстепен­ные члены предложения. Порядок слов. Согласование. Синтакси­ческие функции падежей. Действительная и страдательная конст­рукции. Синтаксические функции супина. Система инфинитивов, синтаксические функции инфинитивов. Синтаксические функции латинских причастий.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Учебники и учебные пособия:

  1. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Введение в латинский язык и античную культуру. Ч. I- М.: Издательская группа «Про­гресс», 1994-2006.

Словари:

  1. Бабичев Н.Т., Боровский ЯМ. Словарь латинских крылатых выражений. - М.: Русский язык, 1999.

  2. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь.- М.: Русский язык, 1976.

  3. Подосинов А.В., Козлова Г.Г., Глухов А.А. Латинско-русский словарь. -М.: Флинта-Наука, 1999.

  4. Словарь иностранных слов, (любое издание).

  5. Фразеологический словарь русского языка, (любое издание).

  6. Этимологический словарь, (любое издание).

Справочные пособия по античной культуре:

  1. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М.: Новое литера­турное обозрение, 2000.

  2. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - СПБ.: Марс, 1996.

  3. Мифы народов мира. Энциклопедия.: В 2-х т. - М.: БРЭ, 1997.

  4. Словарь античности. / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989.

Дополнительная:

  1. Мирошенкова В.И., Федоров Н.А. Учебник латинского языка.- М.: МГУ, Высшая школа (любой год издания).

  2. Соболевский СИ. Грамматика латинского языка. –М.: 1950.

  3. Федорова Е.В. Люди императорского Рима. - М.: 1990.

  4. Петрова Г.В. Lingua Latina popularis. 4.1-4. - М.: Изд-во РОУ, 1996.

Методическая литература

  1. Лицейское и гимназическое образование №3, 1998

  2. Лицейское и гимназическое образование №4(11), 1999

  3. Перминова Л.М., Шарай Н.А. Гимназическое образование: Эллада-Германия-Россия. –М.:МГПУ, 2004.

  4. Подосинов А.В. Латинский язык в школе. История, задачи и методика преподавания

РАЗДЕЛ IV. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА

а) аудиокассета с музыкальными произведениями, испол­няемыми на латинском языке;

б) компьютерная программа "Иллюстрированный словарь-справочник к учебному пособию для гимназий, лицеев и школ с гуманитарным профилем «Lingua latina. Введение в латинский язык и античную культуру. Часть 1» А.В.Подосинова, Н.И.Щавелевой.

в) дополнительная литература к курсу (словари, энциклопедии, научные и научно-популярные издания)

ОБРАЗЦЫ самостоятельных и домашних РАБОТ

  1. Просклоняйте: adulescens noster gratus, meus liber alter (только в sing.), gymnasium novum.

  2. Образуйте форму 2-го лица мн. числа imperf. ind. actlvi от глаголов:respondere отвечать, dicere говорить, laborare работать, audire слушать.

  3. Определите и переведите форму глагола: delent, habetis, videbamus, gerebat, faciebamus, ornaris, dormiebat, aedifico, scribibam, florebat, influunt, capimini, audiebamus, instituuntur, defendis, habebam, exercere.

  4. Поставьте глаголы в соответствующей форме imperf. ind. activi: scribit, legis, speratis, cogitamus, voco, discunt, doces, audio, scis, videtis, instituunt, honoramus.

  5. Объясните, к каким латинским словам восходят дериваты: Мо­дест, коронация, сервировать, пациент, Феликс, гонорар, институт.

  6. Переведите на латинский язык:

1. Дети в Спарте уважали родителей. 2. Древние устанавливали в городах много памятников. 3. Ученик писал на доске слова. 4. Лавро­выми венками жители греческих городов венчали (украшали) своих защитников. 5. Учитель рассказывал ученикам о различных животных и растениях.

7. Переведите текст.

De Troja

Scriptores antiqui narrant: Troja urbs Asiae pulchra, magna et clara est. Troja altitudme et magnitudme murorum firma est. Urbs arcem altam et fixam habet. Incolae urbis in arce domicilium Priami regis et templa Minervae, Apolllnis, Dianae aediflcant. Priamus, rex Trojanorum, multos filios filiasque habet. In numero filiorum Hector est, vir egregius fortitudme et virtute. Bello Trojano Hector defensor patriae est.

2. Mens sana in corpore sano. Pugnamus pro libertate patriae nostrae. Antiquis temporfbus apud Romanos in anno decem menses erant1. Milites pontem trans flumen aedificant. Leones et feles ab uno genere sunt. Aves et bestiae in montibus altis habitant. Ama matrem et patrem, parentes tuos! Vina bibunt homines, animalia cetera fontes. Sine labpre piscem e flumine capere non potes.

Примечание к тексту: 1. erant — прошедшее время от глагола esse.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

scrip tor, -oris m писатель

altitudo, -inis f высота

magnitudo, -inis f величина

murus, -i m стена

firmus, a, um прочный, крепкий

arx, -cis f крепость, кремль

fixus, a, um крепкий

domicilium, -ii n жилище

egregius, a um отличный, пре­восходный, выдающийся

defensor, -oris m защитник

mens, -ntis f ум, рассудок

sanus, a, um здоровый

corpus, -oris n тело,.корпус

pugno, -are I сражаться

mensis, -is m месяц

miles, -itis m воин

pons, -ntis m мост

avis, avis f птица

mons, -ntis m гора

bibo, -ere 3 пить

fons, -ntis m ключ, источник

homo, -inis m человек

labor, -oris m работа, труд

Образцы контрольных работ


I. Из слов, стоящих в словарной форме и форме инфинитива, со­чините и переведите на русский язык рассказ под названием

De patriis plantarum

Platanus, patria, esse, Asia. Platanus, umbrosus, in, Russia, rarus, esse. Populus, altus, et, tilia, in, patria, noster, esse. Asia, esse, patria, atiam, cerasus, frugifer. Cedrus, multus, crescere, in, Syria; palma, nagnus, numerus, Judaea, habere. In, Russia, multus, malus, et, pirus, it, prunus, esse. Graecia, patria, malus, oliva, appellari.

kick

II. Подберите из двух колонок антонимы (слова с противополож

ым смыслом):

nunc

omnia

magnus

aqua

discedere

negotium

nunquam

ira

clamare

malus

ante

venire

bonus

lente

terra •

parvus

sine

semper

servus

miser

dare

multi

gratia

olim

nihil

post

vir

tacere

magniflcus

capere

otium

niger

unus

femina

albus

cum

cito

dominus

III. AENIGMA

  1. dea caeca fati

  2. dea plantarum

  3. nominativus sing, femin.
    adjectivi "веселый"

  4. imperativus sing, personae
    secundae verbi "пахать"

  5. persona tertia sing,
    praesent. ind. activi
    verbi "запрещать"

  6. ego — mea

tu — ?

7. in-just-itia <-» Justus
(несправедливость) (справедливый)

in-san-ia <-> ?

(нездоровье) (здоровый

1

3

I

4->

7->

IV. JOCI GRATIA

Unum, duo, tres et mult(um) — Ambulare lepus vult. Subito venator it, Statim lepor(em) occidit! Pif-paf, ti-ta-tu — Lepus meus moritur. Postquam dom(um) ill(e) affertur, Vivus ill(e) efficitur!

Заданияктексту:

- прочитайте стихотворение вслух с указанными ударениями. Слоги, стоящие в скобках, не произносятся (гласная или гласная + m перед гласной следующего слова при чтении латинских стихов всегда выпадает);

  • отгадайте, какое известное русское детское стихотворение переведено здесь на латынь;

  • если догадались, проведите лексический и грамматический раз­бор текста и сделайте обратный дословный перевод на русский.

V. Определите, какие позиции в трех колонках соответствуют друг ДРУгу:

Аполлон плодородие и земледелие Юнона

Зевс искусство, поэзия Марс

Гестия небо, верховная власть над миром Нептун

Артемида кузнечное ремесло Венера

Афина семья и брак Плутон

Гера война Аполлон

Посейдон любовь и красота Веста

Деметра ремесла и искусства Диана

Гефест моря и океаны Минерва

Арес охота, лесной мир Церера

Афродита домашний очаг . Юпитер

Аид подземное царство Вулкан

VI. JOCUS

— Mater, mater! Quid agis? Puer, quem lavas, viclnae nostrae filius est! Me specta! Ego Andreas sum, filiolus tuus, ornamentum tuum

  1. Пояснительная записка 2 Стратегия Программы 10 Концептуальные положения 17 Общие планируемые результаты 20 Приоритетные направления реализации Программы 21 Приложения (1)

    Пояснительная записка
    51 Подпрограмма «Развитие коммуникативно-языковых качеств личности через приоритетные направления воспитательной системы» Паспорт Программы Наименование Программы Создание модели эффективной системы непрерывного коммуникативно-языкового
  2. Пояснительная записка 2 Стратегия Программы 10 Концептуальные положения 17 Общие планируемые результаты 20 Приоритетные направления реализации Программы 21 Приложения (2)

    Пояснительная записка
    51 Подпрограмма «Развитие коммуникативно-языковых качеств личности через приоритетные направления воспитательной системы» Опытно-экспериментальная программа лаборатории МУ«СОШ№7 » ЗАТО Северск по теме: «Создание модели эффективной
  3. Учебно-методический комплекс латинский язык высшее профессиональное образование направления подготовки (бакалавр) 030500. 62 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Грамматика курса. Склонение существительных. Спряжение глаголов. Видовременные формы глаголов.Склонение прилагательных. Местоимения. Числительные. Предлоги.
  4. Учебно-методический комплекс латинский язык высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция, москва

    Учебно-методический комплекс
    Предмет латинский язык. «Золотая латынь», латинский язык классического периода (I в. до н.э. – I в. н.э.). Место и роль латинского языка в культуре. Становление латинского языка и его развитие Процесс романизации провинций и его влияние на язык.
  5. Учебно-методический комплекс «Древние языки и культуры» для студентов заочного отделения пи юфу, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс курса «Древние языки и культуры» для заочного отделения предназначен для обеспечения подготовки дипломированных специалистов по направлению 031200 – «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальность
  6. Учебно-методический комплекс «Древние языки и культуры» для студентов очного отделения флиС, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс курса «Древние языки и культуры» предназначен для обеспечения подготовки дипломированных специалистов по направлению 031200 – «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальность 031201 – «Теория и
  7. Рабочая учебная программа по дисциплине «Древний язык» (одо, озо) для студентов специальности

    Рабочая учебная программа
    Изучение латинского языка является неотъемлемой частью образования студента, специализирующегося в области гуманитарных наук. Студенту-культурологу латинский язык важен прежде всего как письменный памятник по истории культуры различных эпох и народов.
  8. Рабочая учебная программа по дисциплине «Классические языки» (одо, озо) для студентов специальности

    Рабочая учебная программа
    Изучение латинского языка является неотъемлемой частью образования студента, специализирующегося в области гуманитарных наук. Студенту-искусствоведу латинский язык важен как письменный памятник по истории культуры различных эпох и народов.
  9. Пояснительная записка к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования

    Пояснительная записка
    В настоящее время в отечественном школьном образовании сложилась непростая ситуация: современная школа не отвечает запросам семьи, общества и государства.

Другие похожие документы..