Учебный курс Истории экономических учений

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Кафедра экономической методологии и истории

_____________________________________________________

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

План семинарских занятий

(Факультет мировой экономики, 3 курс)

Москва – 2009

Учебный курс Истории экономических учений завершает цикл учебных дисциплин, призванных ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономистов. Курс рассчитан на студентов 3 курса Факультета мировой экономики, читается в течение 1 и 2 модулей и складывается из лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы, включая подготовку письменного реферата. Посещение занятий - обязательное.

Итоговая оценка определяется по результатам письменного экзамена как частное от деления суммарной бальной оценки (максимум - 100 баллов) на 10. Суммарная балльная оценка складывается из:

  • оценки творческой работы на семинарах (30 баллов);

  • оценки за рубежную контрольную работу по итогам 1 модуля (15 баллов);

  • оценок за текущие проверочные работы на семинарах (10 баллов);

  • оценки за письменный реферат (15 баллов);

  • оценки за экзаменационную контрольную работу (30 баллов).

Требования к реферату:

Реферат - это самостоятельная письменная работа студента на тему, предложенную преподавателем. Реферат должен иметь следующую примерную структуру:

(а) введение, содержащее постановку проблемы;

(б) основная часть, содержащая логически стройное изложение темы;

(в) выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме (оценку изученных источников);

(г) список использованной литературы (указывается толькота литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников (цитаты, сведения, критические оценки и т.д.) отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника.

Объем реферата, как правило, не должен превышать 5-7 страниц печатного текста. Включение в реферат материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, которые не указаны в прилагаемом списке литературы, служит основанием для снижения общей оценки или признанием ее несоответствующей требованиям.

Реферат оценивается по следующим критериям:

  • самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы (+/-); реферат, выполненный несамостоятельно, по другим критериям не оценивается;

  • соответствие формальным требованиям (структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения - до 2 баллов),

  • способность сформулировать проблему (обоснованность, четкость и лаконичность) (до 2 баллов);

  • уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, логика изложения - до 8 баллов);

  • четкость и содержательность выводов (до 3 баллов).

ПРОГРАММА КУРСА

ТЕМА 1. Мир хозяйства в общественном сознании докапиталистических эпох

Предмет и задачи курса. Этимология термина «экономия». «Домострой» Ксенофонта. Экономические темы в творчестве Аристотеля. Экономические нормы в христианском вероучении: «справедливая цена», представление о деньгах и отношение к ссудному проценту. Морально-философские и теологические истоки экономической мысли.

Накопление экономических знаний в XVI-XVIII вв. От нормативного к позитивному экономическому знанию. Ранние денежные теории (Николай Орезм, Жан Боден). Меркантилизм и камералистика (доктрина торгового баланса; богатство нации и внутренний спрос, роль государства; теория и финансовые "эксперименты" Джона Ло).

ТЕМА 2. Классическая политическая экономия

Формирование политической экономии как науки. Политическая экономия как теория стоимости, богатства и рынка. Предыстория экономического либерализма (Дж. Локк: трудовая теория собственности; парадоксы Б. Мандевиля; мировоззрение А.Смита; образ «невидимой руки» - истоки и значение). Земля и труд как источники богатства: У.Петти. П.Буагильбер: равновесие и пропорциональные цены. «Очерк о природе торговли» Р.Кантильона. Теоретическая система физиократов: основные идеи Ф.Кенэ и его учеников. Физиократическая теория капитала, понятие «чистого продукта». «Экономическая таблица» как начало теории воспроизводства; ее эволюция и судьба. Принципы экономической политики физиократов.

Теория стоимости и распределения доходов в классической политической экономии. Смит о факторах роста богатства; «труд затраченный» и «труд располагаемый»; понятие «стоимости» / «ценности»; меновая стоимость и «естественная цена»; труд как источник и «действительная мера» богатства; производительный и непроизводительный труд. Прибыль и процент в классической политэкономии; возмещение капитала и стоимость продукта («догма Смита»). Теория меновой стоимости Д.Рикардо; труд в теоретической системе Рикардо; «эффект Рикардо» (влияние структуры капитала на изменение относительных цен). Поиск неизменной меры ценности. Классическая теория ренты: виды ренты, рента и ценообразование; проблема распределения доходов.

Классическая теория международной торговли. Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо. Проблема влияния международной торговли на внутренние цены и распределение доходов. "Теория обоюдного спроса" Дж.С.Милля. "Закон интернациональных стоимостей". Развитие теории международной торговли в неоклассической традиции.

«Закон Сэя» и его критики. Сбережения и спрос; понятие капитала и классическая теория заработной платы (теория «рабочего фонда» и ее критика; «железный закон заработной платы»). Проблема реализации и закон рынков сбыта: «тождество Сэя» и «равенство Сэя». Критики закона Сэя: С.Сисмонди, Т.Мальтус. Проблема спроса на деньги.

Дискуссии о деньгах: XVIII-XIX вв. Теория денег и торговли Д.Юма. Эффект Кантильона. Доктрина «реальных векселей» Смита. Денежная теория Г.Торнтона: узкая и широкая трактовка денег, «косвенный механизм» влияния денежной массы. Спор «денежной» и «банковской» школ о механизмах регулирования денежного обращения.

Идеологические интерпретации классической политэкономии. Раскол либерализма: фритредеры («Манчестерская школа», Ф.Бастиа) и реформаторы (И.Бентам: «арифметика счастья» и цели экономической политики; Дж.С.Милль: законы производства и законы распределения, направления реформирования капитализма). Радикальные критики капитализма: социалисты-рикардианцы, сен-симонисты, П.-Д. Прудон.

Экономическая теория К.Маркса. Принцип историзма и отношение Маркса к классической политэкономии. Теория прибавочной стоимости; теория воспроизводства и накопления капитала. Схемы воспроизводства; их реактуализация в российской экономической мысли (М.И.Туган-Барановский). Закон тенденции средней нормы прибыли к понижению. Основы теории кризисов и циклов. «Проблема трансформации»: стоимость и цена. Политическая экономия как критическая теория: концепция отчуждения труда, понятие производственных отношений. Двойственный характер труда: труд абстрактный и труд конкретный. Товар как вещное отношение. Товарный фетишизм. Капитал и превращенные формы прибавочной стоимости. Тенденции капиталистического накопления.

ТЕМА 3. Маржиналистская революция

Общая характеристика маржинализма. Основные направления и методологические принципы. Эволюция теории предельной полезности: ординализм и кардинализм. Предшественники маржинализма; законы Госсена. Истоки и значение маржиналистской революции.

Австрийская школа. Особенности школы и ее основные представители: К.Менгер, О.Бем-Баверк, Ф. фон Визер. Учение о благах и обмене; теории альтернативных издержек, вменения, капитала и процента. Теория окольности и ее критика. «Спор о методе».

Английская и американская версии маржинализма. У.С.Джевонс: учение о полезности и обмене. «Отрицательная полезность» труда и «цепочка Джевонса». Развитие теории обмена Ф.Эджуортом. Маржиналистская теория распределения общественного продукта: обобщение теории ренты Д.Рикардо и концепция предельной производительности Дж. Б. Кларка; Ф.Г. Уикстид о проблеме исчерпанности продукта.

Теории предпринимательства и прибыли. Может ли предпринимательство быть фактором производства? Теории риска и неопределенности: Р.Кантильон, Й. фон Тюнен, Ф.Найт. Теория координации факторов производства: Ж.Б. Сэй. Й. Шумпетер о предпринимательстве как новаторстве. Теория арбитражных сделок И. Кирцнера. «Человеческая деятельность» Л. фон Мизеса.

Экономическая теория А.Маршалла. Преемственность и новаторство в творчестве Маршалла. Синтез рикардианской и маржиналистской теорий ценности. Метод частичного равновесия; теория полезности и спроса; теория издержек и предложения; влияние фактора времени и типы равновесия; эластичность и эффект отдачи от масштаба.

ТЕМА 4. Историческая, социальная школы и институционализм

Историческая школа. Социокультурные предпосылки: консерватизм и романтизм. Ф.Лист: «Национальная экономия» и новое оправдание протекционизма. «Старая»и «новая» исторические школы. Проблема классификации экономических систем (Ф.Лист, Б.Гильдебранд, К.Бюхер).

Американский институционализм. Т.Веблен: критика маржинализма, экономический эволюционизм, противопоставление индустрии и бизнеса. Дж. Коммонс: правовая версия институционализма, понятие сделки (трансакции). Деловые циклы и эмпирический метод У.Митчелла. Теория «нового индустриального общества» Дж.Гэлбрейта.

ТЕМА 5. Особенности развития русской экономической мысли в XIX-XX вв.

Развитие экономической мысли в России: факторы и особенности донаучного периода. Становление русской экономической мысли (меркантилизм, влияние физиократии и классической политэкономии). Западничество и славянофильство: экономический аспект.

Научный период. Русская экономическая мысль на рубеже XIX-XX вв.: ученые с мировыми именами - М.И. Туган-Барановский и В.К. Дмитриев. Рикардианство в России. Деятельность А.И.Чупрова. Марксизм в России (П.Б.Струве, С.Л.Франк); полемика о путях развития российской экономики между народниками и марксистами; этико-социальное направление (С.Н.Булгаков).

Экономическая теория М.Туган-Барановского. Теории циклов и кризисов последней четверти XIX в. (Лавеле, Джевонс, Жугляр, Афтальон). Теория рынка и новаторская теория кризисов М.И. Туган-Барановского.

Экономическая теория Н.Д. Кондратьева. Экономическая статика и динамика, теория больших циклов конъюнктуры. Экономические дискуссии в период нэпа: соотношение плана и рынка, «генетическое» и «телеологическое» направления в теории народнохозяйственного планирования.

ТЕМА 6. Формирование и эволюция неоклассического направления

Лозаннская школа и теория общего экономического равновесия (ТОЭР). Вальрас - основоположник ТОЭР. Исходные предпосылки и основные понятия ТОЭР: "аукционист", "tâtonnement", «numerairé». Роль денег в системе общего равновесия.

Экономическая теория благосостояния. Утилитаристская концепция благосостояния: А.Пигу. В.Парето - социальный философ и экономист. Оптимум по Парето. Споры о принципах и формах государственного вмешательства в экономику. Планирование и максимум общественного благосостояния (А.Лернер, О.Ланге).

Риск, неопределенность и информация в экономической теории. Теория ожидаемой полезности Дж. фон Неймана и О.Моргенштерна, ее влияние на развитие экономической теории. "Аномалии" и проблема верификации в экономической науке. Экономическая теория информации: Дж.Стиглер, Дж.Акерлоф, К.Эрроу.

Экономический подход к человеческому поведению. Теория человеческого капитала Т.Шульца и Г.Беккера. Г.Беккер и расширение сферы экономических исследований. Феномен экономического империализма. Проблема границ экономического анализа.

ТЕМА 7. Кейнсианство и становление современной макроэкономики

Дж.М.Кейнс и кейнсианская революция. Кейнс и его время. "Общая теория" Кейнса: логика, основные понятия, значение для развития экономической теории. Нравственно-философская позиция и ее проявление в "Общей теории". Спор между Ф.Хайеком и Дж.М.Кейнсом о механизме экономического цикла и роли государства в экономике.

Монетаризм - теоретическая основа и практические выводы. Общая характеристика концепции. Модель номинального дохода М.Фридмена. Кривая Филлипса и ее модификации. Эмпирическая достоверность монетаристских гипотез.

«Новая классическая макроэкономика». Проблема соотношения между микро- и макроуровнями. Гипотеза рациональных ожиданий Дж.Мута. Равновесная модель цикла Р.Лукаса. Нейтральность денег и экономическая политика.

  1. Программа учебной дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки

    Программа
    Цель учебного курса истории экономических учений  ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста. Дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой экономической
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений Специальность

    Учебно-методический комплекс
    1.Минимальные требования к содержанию дисциплины: Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические
  3. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения по курсу «История экономических учений»/дгту, Ростов н/Д, 2000.

    Учебное пособие
    Учебное пособие для самостоятельной работы студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения по курсу «История экономических учений»/ДГТУ, Ростов н/Д, 2 .
  4. Курс истории экономических учений очень важен для формирования научного мировоззрения экономиста. М. Блауг говорил: “История экономической мысли не что иное (1)

    Документ
    Курс истории экономических учений очень важен для формирования научного мировоззрения экономиста. М. Блауг говорил: “История экономической мысли – не что иное, как история наших попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях”.
  5. Курс истории экономических учений очень важен для формирования научного мировоззрения экономиста. М. Блауг говорил: “История экономической мысли не что иное (2)

    Документ
    После многолетней изоляции от достижения мировой экономической науки и практики Россия вступила в русло общемирового развития, освоения общечеловеческих ценностей.
  6. Программа курса «история экономических учений»

    Программа курса
    Данную программу разработала кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики Института международных экономических связей Сысоева Галина Ивановна.
  7. Программа учебной дисциплины «История экономических учений» для специальности 050501. 18 Профессиональное обучение (экономика и управление)

    Программа
    Целью данного предмета является изучение закономерностей эволюции основных школ экономической науки. При этом развиваются навыки анализа произведений классиков экономической мысли, формируется целостная картина многообразия методологических
  8. Программа наименование дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки

    Программа
    Задачи курса: познакомить с основными этапами и направлениями развития экономической мысли, показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической науки, содействовать осмыслению вклада крупнейших экономистов
  9. Планы семинарских занятий, литература и темы рефератов по курсу история экономических учений

    Планы семинарских занятий
    Дисциплина «История экономических учений» занимает важное место в системе экономического образования и предусматривает изучение всех основных этапов развития экономической мысли.

Другие похожие документы..