Методические указания по философии для поступающих в аспирантуру Санкт-Петербург 2010 г

Федеральное агентство по образованию

____________________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)

__________________________________________________________

Кафедра философии

Н.А. Селиверстова

Методические указания

по философии

для поступающих в аспирантуру

Санкт-Петербург

2010 г.

Селиверстова, Н. А. Методические указания по философии для поступающих в аспирантуру / Н. А. Селиверстова, / под ред. проф. В. Н. Дуденкова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб. : СПБГТИ (ТУ), 2010. – 19 с.

Методические указания предназначены для поступающих в аспирантуру СПбГТИ (ТУ). Они содержат рекомендации по подготовке к вступительному экзамену по философии, перечень основных требований к качеству подготовки в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом высшего образования, список экзаменационных вопросов (в том числе – программное содержание каждого вопроса), список рекомендуемой литературы (основной, дополнительной и вспомогательной), вопросы для оперативного самоконтроля качества знаний.

В написании методических указаний принимали участие: В. К. Бойко, В. Е. Быданов, И. В. Кутыкова, О. В. Семенов, А. Н. Токмаков, В. Н. Чернацкий

Рецензент: А. Б. Гуркин, канд. истор. наук, доц., зав. кафедрой

истории Отечества, науки и культуры СПбГТИ (ТУ)

Утверждены на заседании учебно-методической комиссии Гуманитарного отделения

26 января 2010 г.

Рекомендованы к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для поступающих в аспирантуру СПбГТИ (ТУ); их назначение - оказание методической помощи в подготовке к вступительному экзамену по философии.

Требования, которые предъявляются на вступительном экзамене по философии, предполагают наличие у соискателей знаний в объеме студенческого курса. Содержание этого курса определяется Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" и учебной программой, разработанной на его основе кафедрой философии СПбГТИ (ТУ).

В соответствии с этими требованиями поступающие в аспирантурудолжны:

а) иметь представление:

о специфике философии, ее роли в жизни человека и общества;

об основных исторических типах философии, представленных в именах и концепциях мыслителей, в названиях важнейших философских трактатов;

б) знать:

смысл основополагающих философских понятий и категорий;

– основное содержание философских учений ведущих мыслителей различных эпох, чьи идеи сыграли ключевую роль в истории культуры, в создании новых моделей миропонимания;

главные проблемы философской теории: бытия и познания, природы и общества, человека и исторического процесса, глобальных проблем современности и будущего человеческой цивилизации; их альтернативные трактовки в истории философской мысли;

в) уметь:

– логично и последовательно излагать содержание проблемы;

– аргументировать свою мировоззренческую позицию;

– правильно пользоваться философским категориальным аппаратом при ответе на экзаменационные вопросы;

– анализировать и определять общий характер философских концепций;

– распознавать тип философской позиции мыслителя.

Все вышеуказанные навыки и знания представляют собой не только необходимое условие для успешной сдачи вступительного экзамена в аспирантуру, но являются также основой для последующего усвоения программы аспирантского курса «Философия науки». Подготовку к вступительному экзамену по философии полезно начать с повторения материала по конспекту студенческих лекций (если таковые сохранились), акцентируя внимание на базовых философских категориях (материализм, объективный и субъективный идеализм, диалектика, метафизика, онтология, гносеология, агностицизм и т.п.) и лишь затем обратиться к специальной литературе.

По всем проблемам, вызвавшим затруднения в ходе подготовки, поступающие в аспирантуру всегда могут проконсультироваться у преподавателей кафедры философии: как в индивидуальном порядке, согласно расписанию еженедельных студенческих консультаций, так и на общей специальной консультации для поступающих в аспирантуру, проводимой перед экзаменом.

Экзаменационные вопросы в данном издании дополнены разделом «Программное содержание экзаменационных вопросов», в котором представлено подробное, взятое из Программы по философии, содержание каждого вопроса, что призвано облегчить процесс подготовки, улучшить ее качество. В каждом вопросе выделены главные, узловые моменты, без освещения которых на экзамене ответ не может быть признан удовлетворительным.

Необходимо учитывать, что в настоящее время отсутствуют учебники и учебные пособия, полностью отвечающие всем требованиям программы. Поэтому при подготовке к экзамену целесообразно использовать несколько источников из предложенного в данном издании списка основной, дополнительной и вспомогательной литературы и отнестись к ним творчески, ориентируясь на раздел «Программное содержание экзаменационных вопросов».

В конце данных методических указаний содержатся вопросы для самоконтроля качества подготовки к экзамену, которые целесообразно использовать всем, желающим успешно сдать вступительный экзамен по философии.

  1. СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

    1. Мировоззрение и его типы; особенности философского мировоззрения.

    2. Специфика, структура и назначение философского знания.

    3. Особенности древнеиндийской философии, ее основные направления и школы.

    4. Особенности древнекитайской философии и ее основные школы.

    5. Специфика и значение древнегреческой философии; первые (досократические) школы.

    6. Антропологический поворот в античной философии (Сократ и софисты).

    7. Система объективного идеализма Платона.

    8. Философское учение Аристотеля: основное содержание и историческое значение.

    9. Античная философия эпохи эллинизма (скептицизм, кинизм, эпикуреизм, стоицизм).

    10. Специфика, проблематика и основные этапы развития философии западноевропейского Средневековья.

    11. Характерные черты и основные направления развития философии эпохи Возрождения.

    12. Научная революция XVI-XVII веков и возникновение философии Нового времени.

    13. Рационализм в гносеологии Нового времени.

    14. Материализм и идеализм в развитии новоевропейского сенсуализма.

    15. Философия французского Просвещения XVIII века.

    16. Априоризм, агностицизм и дуализм философской концепции И.Канта.

    17. Философская концепция и диалектика Г. Гегеля.

    18. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

    19. Диалектико-материалистическая концепция общества и истории в философии марксизма.

    20. Позитивизм: основные принципы и этапы развития.

    21. Западноевропейский иррационализм: «философия жизни» в Германии Х1Х века (А.Шопенгауэр и Ф.Ницше)

    22. Возникновение, этапы развития и сущность философии экзистенциализма.

    23. Философские аспекты психоанализа.

    24. Специфика и основные этапы развития русской философской мысли.

    25. Русский космизм как феномен мировой философской мысли.

    26. Проблема бытия в философии.

    27. Философское учение о материи и ее атрибутах.

    28. Философское учение о движении и развитии.

    29. Проблема пространства и времени в истории философской и естественнонаучной мысли.

    30. Принцип детерминизма в философии и естествознании. Детерминизм и индетерминизм.

    31. Сущность, структура и специфика человеческого сознания.

    32. Познаваемость мира как философская проблема.

    33. Познавательные способности человека.

    34. Основные формы чувственного и рационального познания, их диалектическая взаимосвязь.

    35. Практика в познавательной деятельности человека: основные виды и функции.

    36. Философское учение об истине; проблема критерия истинности знаний.

    37. Многообразие видов познавательной деятельности человека.

    38. Особенности научного познания и его роль в жизни человека и общества.

    39. Структура научного познания и закономерности его развития.

    40. Эмпирический уровень научного познания: формы и основные методы эмпирического исследования.

    41. Теоретический уровень научного познания: формы и основные методы теоретического исследования.

    42. Общество как объект философского анализа: основные подходы и концепции.

    43. Общество и природа: основные этапы взаимодействия.

    44. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

    45. Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания.

    46. Проблема развития общества: формационная, стадиальная и цивилизационная концепции.

    47. Сущность человека и смысл его бытия как философская проблема.

    48. Философия исторического процесса. Будущее человечества как философская проблема.

  1. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

    1. Мировоззрение и его типы; особенности философского мировоззрения.

Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Специфика религиозного и научного мировоззрений.

Философское мировоззрение как теоретическое миропонимание, направленное на поиск предельно общих оснований бытия и познания. Социально-исторические и научно-теоретические предпосылки возникновения философии.

    1. Специфика структура и назначение философского знания.

Предмет философии, круг ее проблем. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.

Структура философского знания. Онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия и пр. Философия и научные знания о природе, обществе, человеке. Философия и религия.

Место и роль философии в жизни человека и в духовной культуре общества.

    1. Особенности древнеиндийской философии, ее основные направления и школы.

Антропоцентризм и мифогенный характер религиозно-философских учений Древней Индии.

«Веды» как основа древнеиндийской культуры и философии. Содержание основных понятий индийского мировоззрения (Атман и Брахман, майя, йога, сансара, карма, нирвана). Познание как самопознание.

Ортодоксальное (астика) и неортодоксальное (настика) направления индийской философии, их школы. Материализм и гедонизм философии чарваков.

Человек, его жизнь, смерть и бессмертие в концепции буддизма.

    1. Особенности древнекитайской философии и ее основные школы.

Специфика культуры Древнего Китая, ее основные ценности и понятия (Ян и Инь, Дао и пр.), их влияние на формирование и развитие философии. Возникновение конфуцианства и даосизма.

Этико-политическое учение Конфуция: идея порядка; концепция идеальной личности («благородного мужа»); система социальной иерархии и учение об «исправлении имен». Конфуцианство и западноевропейская культура.

Учение о мире и человеке в учении Лао-Цзы. Понятие «Дао» и принцип «не-деяния». Даосизм в современном мире.

Главные идеи легизма (школы законников).

    1. Специфика и значение древнегреческой философии; первые (досократические) школы.

Гносеогенный характер древнегреческой натурфилософии, ее связь с наукой.

Проблема первоосновы, первоначала мира в материалистических учениях. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Материализм и диалектика Гераклита Эфесского. Элейская школа: проблемы бытия (Парменид) и движения (апории Зенона). Идеалистические тенденции в пифагореизме.

Атомизм Левкиппа и Демокрита и его последующее развитие в древнегреческой философии.

Значение древнегреческой философии для дальнейшего развития западноевропейской философской мысли.

    1. Антропологический поворот в античной философии (Сократ и софисты).

Смещение основной проблематики древнегреческой философии в V в. до н.э. с натурфилософских проблем на антропологические.

Софисты. Проблема истины и гносеологический релятивизм. Протагор: «Человек есть мера всех вещей». Понятие «софистика» в современной культуре.

Сократ: основные принципы его философии и философствования. Учение о человеке. Проблема истины. Рационалистическая этика. Сократ и софисты.

    1. Система объективного идеализма Платона.

Платон и Сократ. Учение Платона как первая система объективного идеализма. «Мир вещей» и «мир идей», учение о человеке. Теория познания как «теория припоминания». Концепция «идеального государства».

Академия Платона. Платон и Аристотель. Влияние Платона на последующее развитие философской мысли.

    1. Философское учение Аристотеля: основное содержание и историческое значение.

Аристотель, его труды и учение. Энциклопедизм Аристотеля.

Аристотель и Платон, критика учения об «идеях». Онтология Аристотеля: учение о

материи и форме, о движении, причинности. Понятие целевой причины. Идея перводвигателя. Учение Аристотеля об обществе и государстве.

Место и роль идей Аристотеля в последующем развитии философии и науки.

  1. Программа вступительного экзамена по философии на основную образовательную программу послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальностям философской отрасли науки Программа вступительного экзамена утверждена на заседании

    Программа
    Разум и бытие. "Ego cogito" как онтологический принцип новоевропейской метафизики. Открытие «жизненного мира» (Гуссерль) и «онтологический поворот» в философии ХХ века.
  2. Методическое руководство по составлению для выпускников, студентов и сотрудников российских учебных заведений

    Руководство
    В пособии рассмотрены аспекты нового для Европы комплекта документов, обеспечивающих прозрачность квалификаций и компетентностей обладателя документов – «Европаспорта».
  3. Отчет о результатах самообследования по реализации профессиональных образовательных программ гоу впо «Адыгейский государственный университет»

    Содержательный отчет
    в период с 1 октября 2009 года по 30 апреля 2010 г. провела экспертизу реализации профессиональных образовательных программ ГОУ ВПО “Адыгейский государственный университет”.
  4. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  5. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №12 (663), 5 апреля 2010 г

    Информационный бюллетень
    11.00 Открытие XI Международного Брянцевского фестиваля детских театральных коллективов (ТЮЗ им. А. А. Брянцева – Пионерская пл., 1). Подробности – в разделе Комитета по культуре.
  6. Краткие сведения для поступающих (3)

    Документ
    Факультет вычислительной математики и кибернетики создан в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова в 1970 году. Развитие и широкое применение ЭВМ в самых различных областях науки, техники и народного хозяйства
  7. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №20 (721), 6 июня 2011 г

    Информационный бюллетень
    11.00 Пушкинский день России. Показ художественного фильма «Пушкин. Последняя дуэль» режиссера Натальи Бондарчук (киноцентр «Родина» - Караванная ул., 12).
  8. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 4, 2010 г

    Документ
    Прапануем чарговы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфармацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі.
  9. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 23. 00. 03 Политическая культура и идеологии (политические науки)

    Программа
    В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению – Политология и паспортами научных специальностей, разработанных экспертными советами ВАК комиссии Министерства в связи с утверждением Приказом

Другие похожие документы..