А. Г. Дугин Обществоведение для граждан Новой России

А.Дугин Обществоведение для граждан Новой России

А.Г.Дугин

Обществоведение

для граждан Новой России

Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова

Москва 2009

Введение. Науки об обществе и основные подходы к его изучению

«Мысля об обществе, мы мыслим о структуре самой мысли.»

М.Мосс

Общество (как и человека) можно изучать с разных позиций, и поэтому в категорию «социальных наук», «наук об обществе» выделен целый ряд научных дисциплин. Общество является объектом исследования для философии, истории, антропологии, этнологии, социологии, политологии, культурологии, правоведения и экономики, которые с позиций характерных для них общенаучных и специальных методов занимаются изучением тех или иных его аспектов, образующих предмет исследования данных научных дисциплинт, ___________________________________________________________________________________________.

Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и материальных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопределяющим ее строй.

Философский подход к обществу зависит от того, на каких позициях стоит тот или иной философ: в соответствии с этими позициями меняются и определение общества, и его типологизация, и методы его изучения.

Философия дает об обществе самые глубокие знания, связанные с постижением его природы, закономерностей, основ. Эти содержательные стороны общества как явления называются «философскими аспектами обществоведения».

История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.

Популярная в ХХ веке марксистская историческая школа, оказавшая влияние и на либеральную методологию исторического анализа, изучала общество в его соотношении с экономикой и циклами развития производительных сил и производственных отношений. В центре внимания при этом находилась структура хозяйства.

Социологическая школа (Р.Михельс (1876-1936), В.Парето (1848-1923), Г.Моска (1858-1941)) ставит в центре внимания циклы смены властных элит различных обществ.

«Школа анналов» стремится к наиболее полной описательной реконструкции картины общественной жизни на основе тщательно собранных свидетельств и документов.

Историки-структуралисты предлагают исследовать общество как самостоятельную систему, создающую собственные критерии для расшифровки социальных явлений, знаков и отношений.

Представители «философии жизни» (В.Дильтей (1833-1911)) и экзистенциалисты предлагали постигать историю через эмоциональное вживание в общество рассматриваемого исторического периода.

Школа геополитики (Ф. Ратцель (1844-1904), Р. Челлен (1864-1922), Х. Макиндер (1861-1947)), привязывают изучение истории конкретного общества к географическому ландшафту.

Антропология. Антропология – дословно, «наука о человеке» – как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории, история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества, и т.н. «примитивные народы» или «дикари» живут по сей день в тех же социальных условиях, что и все человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные общества», можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые», ступени.

Ряд ученых (традиционалисты, структуралисты и т.д.) оспаривают эволюционистскую предпосылку, полагая, что «примитивные общества» являяются не преддвериями современных обществ, а представляют собой либо продукт деградации некогда более развитых обществ, либо совершенно самостоятельные ответвления общественного процесса.

Антропологический метод исследования общества состоит в тщательном изучении мифов, легенд, обрядов, бытового поведения, привычек, жестов и даже предрассудков его членов, а также наиболее древних социальных институтов.

В широком смысле, «антропологией» может быть названа любая область исследований, которая в качестве основного объекта исследования берет человека как такового. Так, можно говорить о «философской антропологии» (А.Гелен (1904-1976), М.Шелер (1874-1928)), а также о религиозной антропологии (о понимании человека в той или иной религии) и т.д.

Этнология. Вплотную к антропологии примыкает этнология, которая рассматривает структуру, историю и развитие этносов. Здесь главным объектом изучения являются не только «примитивные общества», но и другие общественные формы, создаваемые этносами на разных этапах развития.

Этнология описывает ценностные системы, происхождение, фазы исторического становления, языковое своеобразие, хозяйственный уклад и системы религиозных и мифологических воззрений этносов.

Для исследования обществ, находящихся на этнической стадии, этнология является необходимым инструментом. Более того, этнологические данные много говорят об обществе, перешедшем и на иные исторические стадии, так как этнические архетипы чрезвычайно устойчивы и способны влиять на психологию и социальное поведение на протяжении долгих веков существования людей во всех общественных системах.

Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.

Это научное направление появилось в середине XIX века (О.Конт (1798 - 1857), Ф.Теннис (1855-1936), Э.Дюркгейм (1858-1917)) и получило широкое признание, так как предлагало исследовать не общество с позиции рациональности, но саму рациональность с позиции общества. Общество в социологии считается той инстанцией, где формируется тип рациональности, представление о человеке, мировоззрение.

Один из основателей социологии немецкий ученый Ф.Теннис разграничивал понятия «общество» и «община», относя последний термин к системе «традиционного общества» (особенно на этническом и родо-племенном уровнях), а собственно «общество» предлагал рассматривать как явление «Нового времени», состоящее из совокупности отдельных атомарных личностей, искусственно и волевым образом формирующих коллектив. Это более узкое понимание «общества» (в отличие от «общины») имеет приверженцев в социологии, которые склонны ограничивать эту дисциплину только рамками Нового времени.

В последние десятилетия социология стала активно пользоваться статистическими методами исследования, задействовав социальные опросы, анкетирование, анализ данных, собранных в фокус-группах, результаты голосования и другие формы изучения общественного мнения. И хотя в рамках социологии изучение общественного мнения является лишь подсобным и второстепенным элементом, есть тенденция подменять прикладными методиками саму дисциплину.

В широком смысле социология стремится изучать общество как самостоятельный объект и смыкается во многом с философией.

Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.

Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления.

Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.

Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества.

Изучение правовых норм и законов, как правило, закрепленных в документальных постановлениях, помогает полнее понять структуры обществ. От древних обществ часто сохраняются именно правовые документы, что привело к созданию распространенной практики исторической реконструкции общественных систем и институтов на основании сохранившихся правовых и законодательных актов.

Экономика. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институты, структуры и отношения.

Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в исследовании общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.

Столь же большое влияние экономическому фактору в истории придают и обществоведы либеральной школы (Ф. фон Хайек (1899-1992), К.Поппер (1902-1994)), интерпретирующие историю общественного развития как диалектический процесс освобождения автономного индивидуума как экономического субъекта от инстанций, ограничивающих экономические свободы (государство, религия, мораль и т.д.).

Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин, помогающих понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты. В «Обществоведении» как дисциплине соучаствуют и философия, и история, и политология, и культурология, и правоведение, и экономика, и этнология. Все они рассматривают общество с разных точек зрения, а совокупность этих подходов позволяет понять, что такое общество, каково его основное содержание, как оно развивается в каждом конкретном случае.

Контрольные вопросы

  1. Какие науки изучают общество? Перечислите их.

  2. Равноценны ли науки об обществе между собой или между ними есть иерархия?

  3. Какую из наук, изучающих общество, вы предпочли бы для более углубленного изучения? Поясните свой выбор.

  4. Почему на Западе изучение общества тяготеет в первую очередь к экономическому анализу?

  5. Чем отличается обществоведение от остальных наук, изучающих общество?

ЧАСТЬ 1. Народ в пространственно-временной системе координат

  1. Спецификация на поставку изданий для Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система г. Иркутска"

    Документ
    А. \ АСТ экз. 1 74,41 74,41 4 Басни \ Крылов И.А. \ Аст экз. 1 70, 7 70, 7 5 Белые ночи. Бедные люди \ Достоевский Ф.М. \ АСТ экз. 1 ,74 ,74 Беспризорная кошка \ Житков Б.
  2. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок по запросу котировок цен на поставку изданий для Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система г. Иркутска»

    Документ
    Цена единицы продукции должна включать НДС (если участник размещения заказа является плательщиком НДС) и другие обязательные платежи (расходы на перевозку, погрузо-разгрузочные работы, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов
  3. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, эк (8)

    Книга
    MK0709a 1sn Think and Paint. Book 1 (на украинском, русском и английском языках) обл. 0 стр., 2007 год, (966-635-800-х), издательство Торнадо, Харьков.
  4. Монография посвящена вопросам появления и дальнейшей институционализации радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе в постсоветский период,

    Монография
    Романченко Н.Е. Институционализация современных радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе. – Москва - Ростов-на-Дону: Социально-гуманитарные знания, 2011.
  5. Ю. В. Ирхин, д ф. н., академик Академии политической науки РФ

    Статья
    Статья опубликована в сборнике научных статей “Национальная идентичность России и демографический кризис” по материалам одноименной Всероссийской конференции, состоявшейся 15 ноября 2007 г.
  6. Программы Выпускник по направлению подготовки «Социология» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: а)

    Документ
    - уважительно относится к историческому наследию, владеть культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (216)

    Основная образовательная программа
    - уметь логически верно, аргументировано и ясно выстаивать устную и письменную речь, свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке,
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (270)

    Основная образовательная программа
    - быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе, знает принципы и методы организации и управления малыми коллективами, готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм,
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (306)

    Основная образовательная программа
    - умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать Гражданский Кодекс,

Другие похожие документы..