Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

УТВЕРЖДЕНО:

Проректором по учебно-методической работе

– директором РОАТ

«_27_»______10________2010_г.

Кафедра «ОХРАНА ТРУДА»

Автор: Рассказов С.В.

Учебно – методический комплекс по дисциплине

«Экология»

Специальность 080502 Экономика и управление на предприятии

(железнодорожный транспорт) – (ЗЭТ)

080111 Маркетинг (ЗМК)

Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии академии

Протокол №_1___

«_26__»_______10_________2010___г.

Утверждено на заседании кафедры

«Охрана труда»

Протокол №____

«___»________________20___г.

Москва 2010 г.

Автор составитель:

Рассказов Сергей Владимирович, к.т.н., доцент

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология».

составлен на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по всем специальностям .

Дисциплина входит в федеральный компонент общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО

Выпускающая кафедра «Экономическая теория»

Выпускающая кафедра «Экономика, финансы и управление на транспорте»

УТВЕРЖДЕНО

Проректором по учебно-методической работе – директором РОАТ

«_27_»______10_______2010_г.

Кафедра «ОХРАНА ТРУДА»

Автор: Рассказов С.В.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОЛОГИЯ»

для студентов 3 курса специальностей

080502 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

(ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ) – (ЗЭТ)

080111 МАРКЕТИНГ (ЗМК)

Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии академии

Протокол №_1___

«26___»_______10_________2010___г.

Утверждено на заседании кафедры

«Охрана труда»

Протокол №____

«___»________________20___г.

Москва 2010 г.

Рабочая программа по дисциплине “Экология”

  1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В систему знаний общей экологии входят более 40 естественных, технических и социальных наук. Дисциплина «Экология» относится к блоку естественно научных дисциплин, для ее понимания необходимы знания, полученные, прежде всего, в области учебных дисциплин: «Концепции со­временного естествознания», «Теоретические основы прогрессивных технологий» (основы биологии, физики, химии); а также из области истории, культурологии, философии.

Цель изучения дисциплины - формирование у будущих специалистов на базе усвоенной системы опорных знаний по экологии способностей по оценке последствий их профессиональной деятельности и принятия оптимальных решений, исключающих ухудшение экологической обстановки.

Задачи изучения дисциплины:

- ознакомление с терминологией и понятиями экологии;

- усвоение основных экологических законов;

- понимание роли антропогенного воздействия в конкретном регионе и на биосферу в целом;

- понимание перспектив использования новых достижений науки при организации современных технологий и направлений бизнеса в контексте существующих экологических проблем.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучив дисциплину, студент должен:

2.1. Знать:

- уровни организации, иерархичность живых систем;

- роль биологического разнообразия в сохранении устойчивости биосфе­ры;

  • закономерности взаимодействия организма и среды;

  • основные элементы структуры экологической системы;

  • принципы охраны природы и рационального природопользования;

  • принципы построения единой экологической культуры.

Уметь:

- применять знания при анализе конкретных производственных или слу­жебных ситуаций для поддержания экологической обстановки на необ­ходимом уровне;

- применять знания по основам экологического нормирования и права при составлении служебной документации;

  • анализировать документацию, проекты с позиции рационального природопользования, охраны природы.

    1. Иметь опыт:

- проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям.

    1. Иметь представление:

  • об эффективном применении средств экобиозащиты от негативных воздействий;

  • о эффективных мероприятиях по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид занятий

Специальность

Э

М

Курс - III

Всего часов

80 ч.

70 ч.

Лекционные занятия

4 ч.

4 ч.

Практические занятия

4 ч.

4 ч.

Контрольные работы

(кол-во)

1

1

Самостоятельная работа

57 ч.

47 ч.

Зачеты (кол-во)

1

1

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

1

2

3

Введение

Тема 1. Экологические фак­торы окружающей среды.

Тема 2. Экологические сис­темы. Потоки вещества и энергии.

0,5

0,5

0,5

-

-

-

Тема 3. Биосфера и антропогенное воздействие.

Тема 4. Глобальные круговороты основных биогенных веществ.

0,5

0,5

-

-

Тема 5. Экологические прин­ципы рационального исполь­зования природных ресурсов н охраны природы. Экологи­ческое нормирование.

1,0

4

Тема 6. Основы экологиче­ского права и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды: экология и экономика, экология и политика, экология и социальные проблемы

0,5

-

Итого:

4

4

4.2. Содержание разделов дисциплины

Введение

Взаимодействие общества и природной среды.

Предмет и задачи экологии. Основные структурные разделы совре­менной экологии. Место экологии среди других наук. Из истории развития экологии. Экологические знания и решение глобальных проблем человечества и окружающей среды. Роль экологии в осмыслении системной организации живой природы.

Тема I. Экологические факторы окружающей среды

Взаимодействие организма с окружающей средой. Понятие и опреде­ление экологического фактора. Классификация экологических факторов. Абиотические и биотические факторы. Экологическая ниша организма. Лимитирующие факторы. Закон минимума IO. Либиха. Закон толерантности (закон В. Шелфорда) как основа экологического нормирования. Влия­ние абиотических факторов на распространение биологических видов и видовое разнообразие. Роль человека в изменении экологических факторов. Антропогенные факторы. Генетическая эволюция популяций под действием естественных и антропогенных факторов.

Тема 2. Экологические системы. Потоки вещества и энергии

Уровни организации живой материи: молекулярный (с перечислением химических элементов, составляющих живое вещество), клеточный, тканей и органов, организмы, популяционно-видовой, уровень экосистем, биосфера. Определения: биологический вид и популяция. Популяция как основная единица эволюционного процесса. Основные характеристики популяций: численность, рождаемость, смертность, возрастная и половая структура. Простейшие модели популяционной динамики. Функции живого вещества: энергетическая, средообразующая, деструктивная, транспортная, концентрационная.

Понятие экологической системы. Структура биогеоценоза по В.Н. Сукачеву. Основные характеристики экологических систем: биомасса, продуктивность, биоразнообразие, энергетика и энтропия экосистемы. По­ток вещества и энергии в экологической системе. Типы питания: автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы, детритофати. Трофические цепи, сети, уровни. Передача биомассы и энергии по трофическим цепям. Экологические пирамиды: численности, биомассы, энергии.

Динамические процессы в экологических системах. Гомеостаз биогеоценозов. Механизмы регулирования равновесия в экосистемах. Роль устойчивости экосистем. Сукцессия. Первичная и вторичная сукцессия. Основные закономерности сукцессионного развития экосистем. Климакс - конечная стадия сукцессии.

  1. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Специальность 230201. ЗИС, 190402. ЗТС, 230101. ЗВМ, 190701. ЗПП, 270102. ЗГС, 270112. ЗВК,270201. ЗМТ, 270204. ЗЖД, 190205. ЗДМ, 140104. ЗЭН, 190401.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Экология» введен для подготовки специалистов по направлению 280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504 Государственное и муниципальное управление.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Материаловедение» Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Материаловедение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 270102 Промышленное и гражданское строительство (ЗГС),
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (ДПип-озо, Филфак-озо)

    Учебно-методический комплекс
    Необходимость введения курса «Экология Республики Башкортостан» обусловлена возрастающей ролью учителя в формировании знаний школьников об окружающей среде, влиянии человека на биосферу, о последствиях этого влияния, а также ролью
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология растений» Учебно-методический комплекс Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Экология растений, с одной стороны, является разделом общей экологии, рассматривающей действие факторов на растения, с другой, - разделом ботаники, рассматривающей адаптации растений к факторам среды, морфологические образования, причины
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Филологический факультет)

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экология»

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080507 «Менеджмент организации», 080104 «Экономика труда».
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ЭКОЛОГИЯ составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программы по специальности/направлению

Другие похожие документы..