Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография Отечественной истории» Для направления/специальности

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»

Кафедра Отечественной истории нового и новейшего времени

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Историография Отечественной истории»

Для направления/специальности

Утвержден на заседании кафедры №_____

от «____»________________________2006 г.

Воронеж – 2006

I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс «Историография Отечественной истории» предназначен для изучения студентами 5 курса исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета и призван сыграть важную роль в профессиональной подготовке историков, в формировании у них прочных представлений о развитии исторических знаний и исторической науки, о процессе изучения истории России с древнейших времен до настоящего времени.

В курсе рассматриваются важнейшие исторические концепции, ведущие школы и направления в российской историографии, теоретико-методологические и конкретно-исторические взгляды их представителей. Особое внимание уделяется анализу творчества крупнейших отечественных историков и выяснению основных исторических и социологических проблем в отечественной историографии. Вопросы историографии исследуются не изолированно, а в органической связи с развитием всей исторической мысли.

В процессе изучения «Историографии Отечественной истории» учитывается, что студенты уже получили определенные историографические знания при рассмотрении отечественной истории. Курс должен содействовать закреплению у студентов навыков работы с исторической литературой, способствовать формированию научных представлений об основных тенденциях и подходах в исследовании истории России. В процессе изучения курса совершенствуется теоретическая подготовка студентов, повышается качество анализа ими исторических текстов, расширяются представления о проблематике, концепциях, традициях исторической науки.

Изучение курса ведется на лекционных (27 часов – дневное отделение; 20 часов – заочное отделение) и семинарских (9 часов – дневное отделение) занятиях, требует значительных усилий в самостоятельной работе студентов: подготовка историографических сообщений, докладов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, выполнение контрольных заданий и тестов, участие в индивидуальных собеседованиях с преподавателем, подготовка к экзамену по изучаемой дисциплине. После завершения работы студенты сдают экзамен.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

а) дневное отделение

№№ п/п

ТЕМЫ

трудоемкость

аудиторные

занятия

самостоятельная работа

всего

лекций

семинаров

1.

Введение.

2

1

1

1

2.

Возникновение и развитие исторических знаний с древнейших времен до конца XVII века.

4

2

2

2

3.

Русская историография XVIII века.

8

4

2

2

4

4.

Отечественная историография в первой половине XIX века.

6

3

2

1

3

5.

Русская историография во второй половине XIX – начале XX веков.

16

9

6

3

7

6.

Становление советской исторической науки в 1917 – 1920-х годах.

5

3

2

1

2

7.

Советская историография отечественной истории в 1930-х – первой половине 1980-х годов.

12

6

4

2

6

8.

Современная российская историография второй половины 1980-х – середины 2000-х годов.

5

2

2

3

9.

Достижения историографии в разработке важнейших проблем отечественной истории.

10

6

6

4

Всего

68

36

27

9

32

б) заочное отделение

№№ п/п

ТЕМЫ

трудоемкость

аудиторные

занятия

самостоятельная работа

всего

лекций

семинаров

1.

Введение.

2

1

1

1

2.

Возникновение и развитие исторических знаний с древнейших времен до конца XVII века.

4

1

1

3

3.

Русская историография XVIII века.

8

2

2

6

4.

Отечественная историография в первой половине XIX века.

6

2

2

4

5.

Русская историография во второй половине XIX – начале XX веков.

16

6

6

10

6.

Становление советской исторической науки в 1917 – 1920-х годах.

5

2

2

3

7.

Советская историография отечественной истории в 1930-х – первой половине 1980-х годов.

12

2

2

10

8.

Современная российская историография второй половины 1980-х – середины 2000-х годов.

5

2

2

3

9.

Достижения историографии в разработке важнейших проблем отечественной истории.

10

2

2

8

Всего

68

20

20

48

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография зарубежной истории» для специальности 050401. 65

    Учебно-методический комплекс
    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность 050401.65 история) предусматривает дисциплину «историография» в качестве федерального компонента среди дисциплин предметной подготовки (ДППФ.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историография истории россии» специальность 050401 «История» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Историография истории России является одной из базовых дисциплин в системе профессиональной подготовки студентов исторического факультета и относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историография истории россии» специальность 050401 «История» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Историография истории России является одной из базовых дисциплин в системе профессиональной подготовки студентов исторического факультета и относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «введение в историю» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Введение в историческую специальность» во многих отношениях является весьма специфической дисциплиной. Это обусловлено тем обстоятельством, что с этого учебного пред­мета начинается точка отсчёта процесса освоения студентами-первокурсниками
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая антропология» для специальности 05070665

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Психолого-педагогическая антропология» представляет собой синтез положений, закономерностей, выводов из многих областей человекознания, имеющих непосредственное отношение к профессиональной деятельности будущего педагога-психолога,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «истори ография истории россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс “Историографии истории России” изучается на пятом и шестом курсах исторического факультета на заочном отделении. Данный учебный курс является одной из важнейших частей теоретико - методологической подготовки студента-историка.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине отечественная история

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Отечественная история».
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине отечественная история 032100(62) Физическая культура

    Учебно-методический комплекс
    1. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине антропология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Антропология» федерального компонента цикла ОПД – цикла общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения

Другие похожие документы..