Конспект лекций н. О. Воскресенская Москва 2008 Оглавление: Лекция Введение в дисциплину История государственного управления в России.

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра истории экономики, политики и культуры

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Н.О. Воскресенская

Москва -------2008

Оглавление:

Лекция 1. Введение в дисциплину «История государственного управления в России. Государственное управление в России в 9 — 15 вв.

Лекция 2. Складывание централизованного государства и государственное управление в России в конце XV-XVIII вв.

Лекция 3. Российская государственность в XIX — начале XX вв.

Лекция 4. Государственное управление в России в XX — начале XXI вв.

Лекция 1. Введение в дисциплину «История государственного управления в России. Государственное управление в России в 9 — 15 вв.

В лекции рассматриваются темы:

1.Введение в дисциплину «История государственного управления в России».

2.Особенности становления государственности в России.

3.Государство и государственное управление в Киевской Руси.

4.Государственное управление на Руси в период феодальной раздробленности.

На экзаменационный зачет выносятся вопросы:

1.Факторы становления государственности в России.

2.Этапы развития государственности в России.

3.Концепции истории государственного управления в России.

4.Внутренние и внешние функции Российского государства.

5.Формы правления и государственного устройства в истории России.

6.Типы политического режима в истории России.

7.Концепции происхождения и становления государства.

8.Образование Древнерусского государства, его важнейшие функции.

9.Территориальная организация Древнерусского государства. Взаимоотношения государства и общины. Роль городов в оформлении государственности на Руси.

10.Особенности развития государственности в Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской, Новгородской Руси.

11. Государственное управление в период татаро-монгольского ига и Золотой Орды.

Учебная литература:

История государственного управления в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1997.

Государственное управление в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2002.

Дополнительная литература:

Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

Исаев И.А. История России: традиции государственности. М.: ЮКСП, 1995.

Исаев И.А. Правовые тенденции. М.: ЮКСП, 1995.

История отечественного государства и права. Ч. I. Под ред. О.И. Чистякова. М.: БЕК, 1996.

Основные термины и понятия:

Государственное управление

Государство

Признаки государства

Суверенитет

Теории происхождения и функционирования государства:

Теологические теории

Патриархальные теории

Естественно-исторические концепции

Теории общественного договора

Теория насилия

Марксистская теория

Органическая теория

Характеристики государства

Форма правления

Монархия

Республика

Политический режим

Демократический режим

Авторитарный режим

Тоталитарныйрежим

Структура государства

Государство унитарное

Государство федеративное

Конфедерация

Внутренние функции государства

Внешние функции государства

Великий князь

Русская Правда

Раннефеодальная монархия

Военная демократия

Федерация княжеств и городов

Дружина

Старшие дружинники

Боярство

Младшие дружинники

Дворянское сословие

Управление великокняжеским дворцом

Боярская Дума

Посадник

Волостель

«Корм»

Система «кормлений»

Вече

Народное ополчение

Посадник

Тысяцкий

Архиепископ

Новгородское правительство – Совет господ

Наместники архиепископа

Церковный суд

Католическая церковь

Княжества

Уделы

Феодальная иерархия

Великие князья

Удельные князья

Служилые князья

Дети боярские

Система дворцового управления

Штат дворцовой администрации

Ордынский выход

Баскаки

Введение в историю государственного управления в России

Государственное управление - воздействие на общество с целью его развития и совершенствования, осуществляемое государственным аппаратом.

Государство - органы власти, обладающие верховной властью на данной территории; правительство, администрация; страна.

Признаки государства:

  • суверенность,

  • наличие государственного аппарата - особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти, отделение публичной власти от общества и появление слоя профессиональных управленцев,

  • наличие у государства специальных органов принуждения,

  • наличие законов и норм, санкционированных государством и регулирующих жизнь общества,

  • наличие у государства исключительных прав на издание законов и сбор налогов с населения, необходимых для функционирования государства,

  • наличиеопределенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства,

  • наличие населения, на которое распространяется власть государства.

Теории происхождения и функционирования государства

Теологические теории: Государства формировались и функционируют по замыслу и воле Бога. Власть монарха абсолютна, потому что он – наместник Бога на Земле. Процедура учреждения государства аналогична процессу сотворения мира, всякая власть – от Бога. (Древняя Индия, I тыс. до н.э., Древний Египет, II тыс. до н.э., Древний Израиль и Иудея, II тыс. до н.э., Россия в монархический период, Фома Аквинский, Западная Европа, XIII в.).

Патриархальные теории: государства формируются из семьи и сами являются «большой семьей». Как дети абсолютно послушны воле родителей, так и народ должен повиноваться воле правителя. Государь не назначается его подданными, т.к. они – всего лишь его дети. (Конфуций, Китай, V в.до н.э.)

Естественно-исторические концепции: Государство есть результат постепенного развития общества, оно появляется лишь на определенной стадии развития человеческого общества. Для эффективного функционирования государства необходимы взаимопомощь граждан, они должны быть примерно равны в своем имущественном положении; управлять должны лучшие. У варварских народов государства нет, отношения господина и раба являются элементами семьи, а не государства. Государство - высшая форма политического общения свободных и равных людей. Наилучшая форма правления опирается на умеренность во всем. Главная причина образования государства - необходимость охранять собственность граждан и их права. Для наилучшего функционирования государства в нем должен действовать принцип разделения властей. В «лучшем» - правовом – государстве «под действие закона должны попадать все» (Демокрит, Платон, Аристотель, Древняя Греция, V- IV вв. до н.э., Цицерон, Древний Рим, I в. до н.э).

Теории общественного договора: Влечения людей часто приводят их к конфликтам и войнам. Неизбежная плата человека за пользование нормальными условиями жизни в государственном союзе – полное подчинение государственной власти и исполнение законов государства. Этот общественный договор и был началом государства Государство – средство обеспечить нормальное общежитие людей, в его основе – согласие народа. Люди добровольно передают государству свои права, но не все. Есть неотчуждаемые права личности – на жизнь, свободу, равенство и собственность, и государство не имеет права посягать на них (Гуго Гроций, Барух Спиноза, Голландия, XVII в., Томас Гоббс, Джон Локк, Англия, XVII в.)

Теория насилия: государство возникает в результате внешних завоеваний одних народов другими. В результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства – правящих-победителей и управляемых-побежденных. Господство одной группы над другой порождает привычку, которая потом переходит в обычай и право (Людвиг Гумпилович, Австрия, XIX в.)

Марксистская теория: государство возникает в результате деления общества на классы и выражает интересы господствующего класса. Это связано с появлением частной собственности, которая вызывает отчуждение людей. В обществе без классовых противоречий государства не будет (Карл Маркс, Германия, XIX в.)

Органическая теория: государство, как растущий организм, в своем развитии проходит два возраста, соответственно которым выделяются два типа государства:

- примитивный (военный) тип государства основан на подавлении личности государством и принудительной регламентации государством всех сторон жизни общества. Класс трудящихся находится на положении рабов и получает в виде зарплаты лишь столько, сколько нужно для поддержания жизни. Государство - это тотальная военная организация. Основной целью образования и пропаганды является воспитание верноподданнических чувств и патриотизма, в пропаганде муссируется образ врага, истребление врагов считается величайшей доблестью.

- высший (индустриальный) тип государства основан на свободе, равноправии и добровольной кооперации граждан, высшей ценностью признается личность, задачи такого государства и границы его деятельности сводятся к охране прав граждан (Герберт Спенсер, Англия, XIX в.).

Характеристики государства: форма правления, политический режим и структура государства

По форме правления - отношениями между центральными органами государственного аппарата -государства подразделяются на монархии и республики.Вмонархииисточником власти является одно лицо, которое занимает пост главы государства по праву наследования. Монархии делятся на

абсолютные, (Саудовская Аравия начала XXI в.), конституционные (Кувейт начала XXI в.), парламентские(Великобритания, Дания, Швеция начала XXI в.).В республике источником власти является народное большинство, высшие органы республики избираются гражданами. Республики делятся на парламентские (Германия начала XXI в.),президентские (США начала XXI в.) и полупрезидентские (Австрия, Финляндия, Франция начала XXI в.).

Политический режим определяется через методы осуществления государственной власти. Демократический режим предполагает соблюдение и охрану прав личности государством, при авторитарном режименарушаютсяотдельные права и свободы граждан, при тоталитарный режименарушаются основные права и свободы граждан.

Структура государства зависит от распределения полномочий между центральными и местными органами власти. В унитарном государствевсе государственные органы действуют на единых правовых нормах, действует единая конституция (Великобритания, Дания, Италия, Испания начала XXI в.).

В федеративном государстве земли, его образующие, имеют свою конституцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы (Россия, США начала XXI в.). Конфедерация - форма государственного устройства, при которой государства, ее образующие, полностью сохраняют свою самостоятельность, но для координации действий в определенных условиях создают надгосударственные объединенные органы управления (Швейцария XIII-XIX вв.)

Функции государства

Внутренние:

- экономическая

- социальная

- законодательная

- обеспечение правопорядка

- защита существующего строя от внутренних деструктивных сил

- культурная

- воспитательная

- образовательная

- научная

- пропагандистская

Внешние:

- обеспечение целостности и безопасности государства

- обеспечение сотрудничества и взаимодействия государств

  1. Рабочая учебная программа по дисциплине история для студентов (1)

    Рабочая учебная программа
    История. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 080100.62 «Экономика» квалификации (степени) «Бакалавр». – М.: ВЗФЭИ, 2011.
  2. Рабочая учебная программа по дисциплине история для студентов (2)

    Рабочая учебная программа
    История. Рабочая учебная программа для студентов для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 080200.62 «Менеджмент» квалификации (степени) «Бакалавр».
  3. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  4. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  5. И. М. Гарскова (Москва)

    Анализ
    1. В 1960-х – 1970-х гг. в связи с развитием информационных и компьютерных технологий историки, как и другие гуманитарии, обратились к междисциплинарности, диффузии методов и подходов других наук – того, что объединялось в понятии
  6. Требования к результатам освоения образовательной программы

    Документ
    способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
  7. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Развитие России в условиях глобализации»

    Содержательный отчет
    Объектом исследования является: процесс нового мирового развития, который будет доминировать в обществах грядущего, анализ места России в период глобализации.
  8. Одобрено учебно-методическим советом факультета мировой экономики и торговли международные экономические отношения учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Международные экономические отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Основной образовательной программы) по
  9. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (1)

    Учебно-методический комплекс
    УМК - 1. Учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права Автор-составитель проф.

Другие похожие документы..