Конспект лекций н. О. Воскресенская Москва 2008 Оглавление: Лекция Введение в дисциплину История государственного управления в России.

В лекции рассматриваются темы:

1.Российская государственность в первой половине XIX в.

2.Государственное управление в России во второй половине XIX в.

3.Государственное управление в России в начале XX в.

На экзаменационный зачет выносятся вопросы:

1.Реформы центрального аппарата при Александре Ш.

2.Программа реформ М.М. Сперанского, цели реформ и их результаты.

3.Особенности государственного управления в России в эпоху Николая Ш.

4.Влияние государства на хозяйственную и культурную жизнь российского общества в первой половине XIX в.

5.Характер правления Александра II. Реформы 60-70-х годов XIX в.

6.Реформы государственного управления в России в конце XIX — начале XX вв.

7.Государственная Дума как высший законодательный орган Российской империи.

8.Российская империя как многонациональное образование. Особенности государственного управления на окраинах.

9.Особенности функционирования государственного аппарата России в годы Первой мировой войны. Эффективность работы Временного правительства.

Учебная литература:

История государственного управления в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1997.

Государственное управление в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2002.

Дополнительная литература:

Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

Исаев И.А. История России: традиции государственности. М.: ЮКСП, 1995.

Исаев И.А. Правовые тенденции. М.: ЮКСП, 1995.

История отечественного государства и права. Ч. I. Под ред. О.И. Чистякова. М.: БЕК, 1996.

Ерошкин Н.П. Крепостное самодержавие и его политические институты. М., 1981.

Ерошкин Н.П. Местные государственные учреждения дореформенной России 1800-1860. М., 1985.

Основные термины и понятия:

Император

Непременный Совет

Государственный Совет

Сенат

Синод

Министерства, переход от коллегиальности к единовластию, более четкое разграничение функций органов государственной власти, большую централизацию государственного аппарата

Комитет министров, функции – анализ ситуации в стране, подбор кадров для замещения высших должностей, рассмотрение отчетов министерств, разработка новых законопроектов

Собственная его императорского Величества канцелярия, в составе которой шесть отделений. Третье отделение,ведавшее вопросами государственной безопасности, являлось важнейшим: его задачи

Села (самый мелкий объект управления), волости, станы, уезды и губернии. Особым объектом управления были города

Сословные учреждения – дворянские собрания, шестигласные думы, органы городского самоуправления

Крепостные крестьяне

«Офамиливание»

Император как высшее должностное лицо

Государственная Дума, высший совещательный и законодательный орган

Совет министров, совещательный орган по общегосударственным делам

Судебная система:суды внесословные, независимые от администрации; состязательность суда, публичность судебных процессов, несменяемость судей и судебных следователей; принцип равенства всех граждан перед законом, институт присяжных заседателей и институт присяжных поверенных

Местное управление: земства, городские думы

Контрреформы

Новая система управления крестьянами: сельский сход, сельский староста Сельские общества, выборное волостное управление, волостной сход, волостное правление, волостной старшина и волостной суд

Армия, введение всеобщей воинской повинности; армия внесословная

Особые совещания (по обороне, обеспечению топливом путей сообщения, перевозке военных грузов, продовольственному делу, устройству беженцев)

Временное правительство

Учредительное собрание

Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

Министерство по делам вероисповедания

Государственное управление в первой половине XIX в.

Название государства – Россия, Российская империя

Столица - Санкт-Петербург

Титул монарха – Император

Высшая исполнительная власть – Император, Министерства

Высшая законодательная власть – Император, Государственный Совет

Высшая судебная инстанция – Император, Сенат

Основной закон – Свод законов Российской империи

Форма правления - абсолютная монархия

Политический режим - авторитарный

Территория - в состав империи вошла Восточная Грузия, княжество Финляндское, часть территории Польши с Варшавой, Северный Азербайджан, Дагестан, Восточная Армения

Основаны города Черкесск, Новочеркасск, Грозный, Балашиха, Красноуральск , Новороссийск, Сочи, Туапсе, Армавир, Махачкала, Николаевск-на-Амуре

Населениеначало XIX в. – 40 млн человек, городское население – 5 %

середина XIX в. - 70 млн человек, городское население – 6,5 %

Основные события

1801 – вступление на престол Александра I

1802 – начало министерской реформы и учреждение министерств

1803 – положение об устройстве учебных заведений

1810учреждение Государственного совета

1815 – Царство Польское, как особая часть Российской империи, получает конституцию и широкую автономию

1816-1819 – отмена крепостного права в прибалтийских губерниях

1825 – вступление на престол Николая I

1827 – создание корпуса жандармов

1837-1841реформа управления государственными крестьянами (реформа Киселева)

Правители

Александр I (1801-1825)

Николай I (1825-1855)

Особенности государственного управления

1.Император, возглавляя всю систему власти в стране, осуществляет объединение и координацию всех отраслей управления.

2. Высший совещательный орган при императоре - Непременный Совет (1801-1810), Государственный Совет (с 1810 г.), в который в соответствии со своим положением входили высшие чиновники империи – руководители ведомств, часть членов Совета назначалась императором по своему усмотрению. Функции Совета – разработка законопроектов и приведение всей правовой системы к единообразию

3. Высшим судебным органом империи оставался Сенат

4. Высший орган управления делами православной церкви - Синод

5. При Александре I коллегии заменены министерствами, что обеспечило переход от коллегиальности к единовластию, более четкое разграничение функций органов государственной власти, большую централизацию государственного аппарата. Министры назначались императором и непосредственно ему подчинялись

6. Для решения межведомственных вопросов был учрежден Комитет министров (1812), функции которого – анализ ситуации в стране, подбор кадров для замещения высших должностей, рассмотрение отчетов министерств, разработка новых законопроектов

7. Важнейшим органом центрального управления во второй четверти XIX в. становится Собственная его императорского Величества канцелярия, в составе которой было шесть отделений. Первое отделение осуществляло контроль над деятельностью министерств и ведомств; Второеотделение – обобщало и анализировало законы Российской империи. Третье отделение, ведавшее вопросами государственной безопасности, являлось важнейшим: его задачами были руководство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего строя, сектантами и раскольниками, управление тюрьмами, высылка и размещение ссыльных, наблюдение за иностранцами. Четвертое отделение контролировало работу женских учебных заведений и благотворительных учреждений, Пятоеотделение должно было выработать проект реформы по управлению государственными крестьянами, Шестоеотделение занималось управлением территории Кавказа

8. В административном отношении Россия делилась на села (самый мелкий объект управления), волости, станы, уезды и губернии. Особым объектом управлениябыли города

9. Определенную роль в местном управлении играли сословные учреждения – дворянские собрания, возглавляемые губернским предводителем дворянства, и шестигласные думы, органы городского самоуправления

10. Крепостными крестьянами по своему усмотрению управляли помещики

11. Массовым способом индивидуального управления становятся фамилии: «офамиливание» - наделение населения фамилиями - должно было улучшить контроль за ним со стороны государства. Духовенству давали фамилии по названию церквей, церковных праздников, драгоценных камней и цветов (Троицкие, Алмазовы, Гиацинтовы); чиновники получали управленческие фамилии (Волостновы, Бурмистровы); государственные крестьяне и мещане получали фамилии по роду занятий (Винокуровы, Солдаткины). Часто фамилиями становились клички. Крепостным крестьянам фамилии не полагались

Государственное управление в России во второй половине

XIX – начале XX вв.

Название государства – Россия, Российская империя

Столица - Санкт-Петербург

Титул монарха – Император

Высшая исполнительная власть – Император, Министерства

Высшая законодательная власть – Император; с 1906 г. - Государственная Дума

Высшая судебная инстанция -Сенат

Основной закон – Свод законов Российской империи (1833)

Форма правления - абсолютная монархия, с 1906 – сословно-представительная монархия

Политический режим– авторитарный с элементами демократии

Территория - к России присоединены Чечня, Уссурийский край, Туркмения, территория Западного Памира

Основаны города Элиста, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Бодайбо, Уссурийск, Южно-Сахалинск, Котлас, Новосибирск, Домодедово, Мурманск

Население -середина XIX в.– 70 млн человек, городское население – 6,5 %

1913 г. – 165 млн человек, городское население – 15 %

Основные события

1855 – вступление на престол Александра II

1861 – отмена крепостного права

1862 – полицейская реформа Александра II

1864 – судебная и земская реформы Александра II

1870 – городская реформа Александра II

1872в составе Сената образованоОсобое присутствиедля суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах - высший политический суд России

1874 – военная реформа Александра II

1881 – убийство Александра II народовольцами, вступление на престол Александра III

1883 налоговая реформа Н.Х. Бунге

1880-е-годы – контрреформы Александра III

1894 – вступление на престол Николая II

1897 – первая Всероссийская перепись населения

1905 – Манифест о созыве Государственной Думы

1906 созыв первой Государственной Думы

1914-1918 – Первая мировая война

1917,февраль начало буржуазной революции

1917, февраль – создание Советов рабочих и солдатских депутатов

1917, 27 февраля – создание Временного комитета Государственной думы

1917, 1 марта – создание Временного правительства, установление двоевластия

1917, 2 марта – отречение Николая II

1917, 1 сентября – Россия провозглашена республикой

1917,25 октября – Октябрьская революция

Правители

Александр II (1855-1881), сын Николая I, великий реформатор, провел масштабные реформы, направленные на модернизацию и демократизацию государственного управления в России - суда, цензуры, городского и земского управления, военную и университетскую реформы. Отменил крепостное право.

Александр III (1881-1894) приостановил продвижение России по пути либеральных реформ.

Николай II(1894-1918), последний царь династии Романовых

Особенности государственного управления

1. Высшим должностным лицом является император: он издает указы, контролирует их действие, является верховным судьей. С 1906 г. его законодательная власть ограничена деятельностью Государственной думы

2. Государственная Дума (с 1906 г.) – высший совещательный и законодательный орган: никакой закон не мог вступить в силу без ее одобрения. Члены Думы избирались населением; выборы были сословными, не равными, многостепенными. Женщины, студенты, солдаты не получили избирательных прав. Создание Думы означало окончательное отделение власти исполнительной от законодательной

3. Законосовещательным органом является Государственный Совет, функции которого - рассмотрение законопроектов, смет и штатов государственных учреждений, жалоб на высших чиновников

4. Совещательным органом по общегосударственным делам был Совет министров (1857-1882), председательствовал в нем император. Главная задача Совета министров – рассмотрение отчетов о работе всех министерств и ведомств. В 1905-1917 гг. Совет министров – высший государственный орган власти, объединяющий и направляющий деятельность различных ведомств. Председатель назначался императором

5. Реформирована судебная система: с 1864 г. все суды в империи являются внесословными и независимыми от администрации; введена состязательность суда, публичность судебных процессов, несменяемость судей и судебных следователей. Введен принцип равенства всех граждан перед законом. Учреждены институт присяжных заседателей и институт присяжных поверенных

6. Реформировано местное управление: в уездах созданы выборные внесословные органы местного самоуправления – земства, в городах образованы выборные внесословные городские думы. Они занимались коммунальным хозяйством, благоустройством территории, просвещением, здравоохранением, строительством и содержанием школ, больниц, приютов, тюрем, дорог. В ходе контрреформ права органов местного самоуправления были несколько ограничены

7. Послеотмены крепостного права создана новая система управления крестьянами. Крестьяне, объединенные в сельские общества, выбирали свои органы самоуправления – сельский сход и сельского старосту. Сельские общества объединялись в волости, выборное волостное управление состояло из волостного схода, волостного правления, волостного старшины и волостного суда

8. В ходе военной реформы реформирована армия. Важнейшим являлось введение всеобщей воинской повинности; армия стала внесословной

9. В период Первой мировой войны для решения военно-экономических задач создаются чрезвычайные органы – Особые совещания (по обороне, обеспечению топливом путей сообщения, перевозке военных грузов, продовольственному делу, устройству беженцев). Они наделялись широкими полномочиями, но оказались малоэффективными

10. После отречения Николая II и падения монархии высшим органом власти становится Временное правительство, которое должно было осуществлять исполнительские и распорядительные функции до созыва Учредительного собрания. Предполагалось, что Учредительное собрание, избранное всенародно, возьмет на себя функции высшего органа власти в стране

11. Параллельно с Временным правительством действовали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов – стихийно возникающие органы самоуправления. Период с февраля по октябрь 1917 г. вошел в историю как период двоевластия

12. Синод, ведавший делами православной церкви, был упразднен Временным правительством; вместо него создано Министерство по делам вероисповедания

Лекция 4. Государственное управление в России в XX — начале XX вв.

В лекции рассматриваются темы:

1.Государственное управление в России в период социализма

2.Государственное управление в постсоветской России

3.Особенности государственного управления России на современном этапе.

На экзаменационный зачет выносятся вопросы:

1.Реформы государственного управления после прихода к власти большевиков.

2.Особенности диктатуры пролетариата как формы государственной власти.

3.Система центрального и местного управления в стране в 1920-1940-е годы.

4.Система центрального и местного управления в стране 1950-1980-е годы.

5.Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 гг., их особенности.

6.Реформы государственного управления в России в 1990-е годы.

7.Тенденции в развитии российской государственности на современном этапе.

8.Государство и церковь в истории России.

Учебная литература:

История государственного управления в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1997.

Государственное управление в России. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2002.

Дополнительная литература:

Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

Исаев И.А. История России: традиции государственности. М.: ЮКСП, 1995.

Исаев И.А. Правовые тенденции. М.: ЮКСП, 1995.

Вяземский Е.Е., Елисеева Н.В. СССР — Россия от М.С. Горбачева до В.В. Путина. 1985 — 2002. М.: Ступени, 2003.

История России. Новейшее время. 1945 — 1999. М.: Олимп Астрель, 1999.

Васильева Л.Н. Кремлевские жены. М.: Вагриус, 2007

Основные термины и понятия:

Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 гг.

Всероссийский (с 1924 г. - Всесоюзный) съезд Советов

Городские Советы

Съездов Советов губерний и областей, автономных республик

Всероссийский (с 1924 г. – Всесоюзный) Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК)

Верховный Совет СССР, в его структуре - две равноправные палаты – Совет Союза и Совет национальностей, функции Верховного Совета

Совет министров

Верховный Суд

Генеральный прокурор

Президиум Верховного Совета

Совнаркома (СНК, от слов – Совет народных комиссаров)

Совет министров (СМ СССР, Совмин СССР)

Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ)

Госплан – Государственный плановый комитет

Коммунистическая партия, (название партии до 1925 г. – Российская коммунистическая партия большевиков - РКП (б), в 1925-1952 гг. – Всесоюзная коммунистическая партия большевиков - ВКП (б), с 1952 г. – Коммунистическая партия Советского Союза — КПСС)

Политбюро ЦК КПСС (8-12 человек)

Низовые партийные комитеты, секретарь парторганизации

Карательные органы

Центральный революционный трибунал

революционные трибуналы

Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК)

Государственное политическое управление (ГПУ)

Главное управление лагерей (ГУЛАГ)

Комитет государственной безопасности (КГБ)

Профсоюзы

Пионерской организация

Комсомольская организация

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и действуют независимо друг от друга

Президент Российской Федерации

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),

Правительство Российской Федерации, Председатель правительства и федеральные министры

Суды Российской Федерации

Федеральное Собрание

Государственная Дума

Совет Федерации

Судебная власть

Россия как федеративное государство

Органы местного самоуправления

Государственное управление в России в период социализма

Название государства – РСФСР, Советская Россия, с 1922 г. – Союз Советских Социалистических Республик, СССР

Столица– с 1918 г. Москва

Высшее должностное лицо – Генеральный (Первый) Секретарь ЦК коммунистической партии, Председатель правительства

Высшая законодательная властьСъезд Советов, Верховный Совет

Высшая судебная инстанция Верховный суд

Основной законКонституция 1918 г., Конституция 1924, Конституция 1936 г., Конституция 1977 г.

Форма правления – республика

Политический режим – тоталитарный

Территория -в 1918 г.из состава Российского государства вышли Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, Западная Украина, Западная Белоруссия и Западная Бессарабия, в 1990 г. СССР – великое территориальное образование, занимающее 1/6 часть земной суши, в составе 15 союзных республик: Российская, Украинская, Белорусская, Молдавская, Грузинская, Азербайджанская, Армянская, Казахская, Киргизская, Туркменская, Таджикская, Узбекская, Литовская, Латвийская, Эстонская.

Основаны города — Норильск, Набережные Челны, Тында, Магнитогорск, Магадан, Биробиджан, Воркута, Ханты-Мансийск, Каспийск, Северодвинск, Находка, Обнинск, Ангарск, Волгодонск, Братск, Мирный, Дубна, Нижневартовск, Новый Уренгой

Население 1918 г. –145 млн человек, городское население – 15 %

1990 г. – 282 млн человек, городское население – 70 %

Основные события

1917, 25 октябряОктябрьская социалистическая революция

1918 принятапервая Конституция Советской России

1922, декабрь Образование Союза Советских Социалистических республик (СССР)

1924 принята первая Конституция СССР

1936 - принята вторая Конституция СССР

1941-1945 Великая Отечественная война

1946Совет народных комиссаров преобразован в Совет министров

1977 принята третьяКонституция СССР

1985Пленум ЦК КПСС,избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева,начало перестройки

1988 начало формирования в стране многопартийной системы

1990, мартутверждение в СССР поста Президента, избрание первым президентом СССР М.С. Горбачева

1990, 12 июняпринята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации

Руководители государства

Владимир Ильич Ленин(1917-1924), марксист, лидер и глава партии большевиков, первый председатель Совнаркома

Иосиф Виссарионович Сталин (1924-1953), марксист, в 1922-1953 гг. генеральный секретарь ЦК партии

Никита Сергеевич Хрущев(1953-1964) в 1953-1964 гг. Первый секретарь ЦК КПСС, в 1958-1964 – Председатель Совета министров СССР

Леонид Ильич Брежнев(1964-1982), Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР

Михаил Сергеевич Горбачев (1985-1991), Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985-1991), первый и последний Президент СССР (1990-1991)

Особенности государственного управления

1. По Конституциям 1918 и 1924 гг. высшим органом власти, который осуществлял общее руководство страной, провозглашался Всероссийский (с 1924 г. - Всесоюзный) съезд Советов; его состав формировался из представителей городских Советов, съездов Советов губерний и областей, автономных республик. В промежутках между съездами высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в 1918-1936 гг. являлся Всероссийский (с 1924 г. – Всесоюзный) Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), избираемый Съездом Советов. По Конституциям 1936 и 1977 гг. высший орган государственной власти – Верховный Совет СССР, избираемый населением на 5 лет. В его структуре - две равноправные палаты – Совет Союза и Совет национальностей. Функции Верховного Совета: образовывал Правительство – Совет министров, избирал Верховный Суд, назначал Генерального прокурора. В промежутках между сессиями Верховного Совета руководство страной осуществлял Президиум Верховного Совета

2. Высшая исполнительная и распорядительная власть сосредоточивалась в руках правительства – Совнаркома (СНК, от слов – Совет народных комиссаров) в 1917-1946 годах, с 1946 г. – Совета министров (СМ СССР, Совмин СССР). Наиболее видными руководителями правительства в разные годы были В.И.Ленин, В.М.Молотов, А.Н.Косыгин. В 1917-1932 гг. при правительстве действовал Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), функции которого сводились в основном к управлению промышленными предприятиями. В 1920 г. создается Госплан – Государственный плановый комитет, в задачи которого входила разработка стратегии экономического развития страны и пятилетних плановых экономических заданий. Наличие многочисленных экономических органов в системе государственного управления свидетельствует о сильной экономической функции государства в период социализма

3. Реальной властью в стране в 1917-1991 гг. обладала коммунистическая партия, (название партии до 1925 г. – Российская коммунистическая партия большевиков - РКП (б), в 1925-1952 гг. – Всесоюзная коммунистическая партия большевиков - ВКП (б), с 1952 г. – Коммунистическая партия Советского Союза - КПСС). Компартия имела четкую организационную структуру, при которой низшие партийные комитеты подчинялись вышестоящим. Высший партийный орган – Политбюро ЦК КПСС (8-12 человек), которое определяло внутреннюю и внешнюю политику страны. Исключительную власть имел руководитель партии, занимавший пост Генерального секретаря (с 1922 г., первым Генеральным секретарем был И.В.Сталин). Генеральный секретарь КПСС являлся фактическим главой государства (И.В.Сталин, Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев). Это свидетельствует о сращивании партийных и государственных структур. Коммунистическая партия проводила свою политику через низовые партийные комитеты, которые создавались на всех без исключения предприятиях. Секретарь парторганизации вместе с руководителем предприятия решал основные кадровые и производственные вопросы. Кроме партийных ячеек на предприятиях, существовали местные территориальные партийные органы – районные, городские, областные комитеты. Методы партийного управления – использование приемов агитации, пропаганды, воспитание масс в духе преданности коммунистическим идеалам

4. Особенностью государственного управления в период социализма было создание значительного числа карательных органов, наиболее значимыми из которых в разное время были Центральный революционный трибунал, революционные трибуналы, Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Среди прочих карательными функциями были наделены Государственное политическое управление (ГПУ), Главное управление лагерей (ГУЛАГ), Комитет государственной безопасности (КГБ)

5. Особенность административного устройствастраны заключалось в том, что это была федерация, построенная по национальному принципу

6. Определенную роль в управлении обществом играли профсоюзы. Низовые профсоюзные организациисоздавались на всехпроизводственных объектах, свои действия профсоюзы согласовывали с руководством предприятия и местной парторганизацией

7. Руководство детьми и молодежью со стороны государства осуществлялось с помощью пионерской (создана в 1922 г.) и комсомольской (создана в 1918 г.) организаций

Государственное управление в России на современном этапе

Название государства – с 1991 г. Российская Федерация

Столица - Москва

Высшее должностное лицо – Президент

Высшая законодательная властьФедеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)

Высшая судебная инстанцияКонституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд

Основной закон – Конституция 1993 г.

Форма правления - республика

Политический режим - демократический

Структура государства- федерация

Территориястранысократилась за счет отделения Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Литвы, Латвии, Эстонии

Население 1992 г. – 148 млн человек, городское население – 70 %

2007 г. - 142 млн человек, городское население – 70 %

Основные события

1991, июньпервым Президентом РСФСР избран Б.Г. Ельцин

1991, 19 августасоздание ГКЧП, попытка государственного переворота

1991, 23 августаГорбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря КПСС, призвал Политбюро и ЦК КПСС к самороспуску

1991, сентябрь –V (последний) Съезд народных депутатов СССР, самороспуск Съезда

1991, сентябрь Литва, Латвия и Эстония постановлением Государственного Совета СССР объявлены независимыми

1991, 8 декабря соглашение в Беловежской пуще

1991, 21 декабря – роспуск СССР, создание СНГ

1993 – ликвидирована система Советов

1993 – принята Конституция Российской Федерации

1996 – избрание Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельцина (на второй срок)

1999, декабрь заявление Б.Н. Ельцина об отставке с поста Президента Российской Федерации. Полномочия Президента РФ временно исполняет В.В. Путин

2000, мартПрезидентом Российской Федерации избран В.В. Путин

2004, март — Президентом РФ избран В.В. Путин (на второй срок)

2008, март — Президентом РФ избран Д.А. Медведев

Руководители государства

Борис Николаевич Ельцин (1991-1999), первый Президент России

Владимир Владимирович Путин, Президент РФ в 2000-2008гг.

Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент РФ с 2008 г.

Особенности государственного управления

Общая линия в развитии властных структур в России на современном этапе определяется стремлением построить в стране буржуазно-демократическое общество. Созданная за последнее десятилетие система государственного управления качественным образом отличается от прежней советской тоталитарной системы: в стране установлен реальный демократический режим, существует многопартийность, осуществлены демократические свободы, реализован принцип разделения властей – исполнительной, законодательной, судебной. Однако недостаточная эффективность некоторых подсистем государственного устройства вынуждает власти стремиться к совершенствованию государственного аппарата и делает неизбежным текущие административно-управленческие реформы.

Особенности государственного управления

1. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и действуют независимо друг от друга

2. Государственную власть в современной России осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации

3. В системе органов государственной власти РФ доминирующее положение занимает пост Президента России. Соотношение полномочий, функций главы государства с законодательной и исполнительной властями свидетельствует о президентском характере республики. Президент Российской Федерации является главой государства, выступает как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Важнейшие функции Президента – обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент выступает как арбитр, посредник между различными ветвями власти и государственными институтами, осуществляет посредничество между самим государством и обществом. Это означает, что статус Президента как бы выводится за рамки трех ветвей власти и становится над ними в силу данных ему полномочий. Именно Президент осуществляет основные направления внутренней и внешней политики, принимает решение об отставке Правительства, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, распускает Государственную Думу, назначает референдум, имеет право отлагательного «вето» на законы, принятые Федеральным Собранием

4.Высшим законодательным и представительным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации

5. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство, состоящее из Председателя и федеральных министров. Задачи Правительства – обеспечить выполнение федерального бюджета и проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики, единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; обеспечить управление федеральной собственностью; обеспечить государственную безопасность, охрану общественного порядка, оборону страны и реализацию внешней политики РФ

6. Судебная власть в РФ осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть в лице судей независима и подчиняется только Конституции и Федеральному закону

7. Россия - федеративное государство, состоящее из 89 равноправных субъектов (21 автономная республика, 1 автономная область, 10 автономных округов, 57 краев и областей, 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург). Республики имеют свою конституцию и законодательство, все прочие субъекты – устав и законодательство. Органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения

  1. Рабочая учебная программа по дисциплине история для студентов (1)

    Рабочая учебная программа
    История. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 080100.62 «Экономика» квалификации (степени) «Бакалавр». – М.: ВЗФЭИ, 2011.
  2. Рабочая учебная программа по дисциплине история для студентов (2)

    Рабочая учебная программа
    История. Рабочая учебная программа для студентов для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 080200.62 «Менеджмент» квалификации (степени) «Бакалавр».
  3. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  4. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  5. И. М. Гарскова (Москва)

    Анализ
    1. В 1960-х – 1970-х гг. в связи с развитием информационных и компьютерных технологий историки, как и другие гуманитарии, обратились к междисциплинарности, диффузии методов и подходов других наук – того, что объединялось в понятии
  6. Требования к результатам освоения образовательной программы

    Документ
    способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
  7. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Развитие России в условиях глобализации»

    Содержательный отчет
    Объектом исследования является: процесс нового мирового развития, который будет доминировать в обществах грядущего, анализ места России в период глобализации.
  8. Одобрено учебно-методическим советом факультета мировой экономики и торговли международные экономические отношения учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Международные экономические отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Основной образовательной программы) по
  9. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (1)

    Учебно-методический комплекс
    УМК - 1. Учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права Автор-составитель проф.

Другие похожие документы..