Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 250401 «Лесное дело»

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ПетрГУ)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теоретической экономики и

государственного и муниципального управления

«ОБСУЖДЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Протокол заседания кафедры Декан лесоинженерного факультета

№ 2 от 15 октября 2007 года _________________ А.В.Питухин

Зав.каф.______Л.П.Силантьева «___» __________________2007 г.

КОНЕВ И.П.

ЭКОНОМИКА

Учебно-методический комплекс дисциплины

для студентов, обучающихся по специальности 250401

«Лесное дело»

Петрозаводск

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Пояснительная записка 3

1.1.Цели и задачи курса 3

1.2.Место курса в профессиональной подготовке выпускника 3

1.3.Требование к уровню освоения содержания курса 3

II. Учебно-тематический план 5

III. Программа курса 7

3.1.Лекционный курс 7

3.2.Семинарский курс 13

3.3.Самостоятельная работа студентов 26

IY. Рабочая учебная программа дисциплины 37

Y. Список литературы по курсу 49

YI. Методические рекомендации по изучению дисциплины

для студентов 50

YII. Методические рекомендации для преподавателей 52

Пояснительная записка.

Джон Мейнард Кейнс

«Нравится это или нет, но основные проблемы совре­менной политики действи­тельно являются чисто эко­номическими и не могут бытьпоняты без знания экономической теории».

Людвиг фон Мизес

«Только чело­век, разбирающийся в основ­ных вопросах экономической теории, в состоянии вырабо­тать независимое мнение по рассматриваемым проблемам».

Основной цельюданного учебного курса является изучение хозяйственных проблем предприятий и организаций в условиях современной экономики как субъектов рыночных отношений. Основное внимание уделено анализу экономических отношений с позиции фирмы в условиях внешней экономической среды.

В содержание курса входит изучение всех процессов, образующих воспроизводственный цикл современных экономических отношений.

Детальное изложение тем по эффективному использованию экономических ресурсов, стоимостной оценке продукции и услуг должно стать необходимой базой знаний для подготовки молодых специалистов, реально участвующих в экономической жизни страны.

В этой связи основными задачами курса являются:

- формирование знаний основных категорий, законов и методов экономики;

– изучение проблем бизнеса, домашнего хозяйства и государства в условиях современной экономики как субъектов рыночных отношений во всем комплексе взаимодействия макро и микроэкономики, государственного регулирования социально-экономических отношений;

- адаптация будущих работников российских фирм к условиям успешной деятельности на национальном и международном рынке

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Дисциплина «Экономика» относится к государственным социально-экономическим дисциплинам, федерального компонента. Она является фундаментальной основой для формирования экономического мышления необходимого при подготовке специалистов в различных сферах. Данный курс является базовым для таких учебных дисциплин, как: менеджмент, теория организации, теория управления, мировая экономика и др. В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть теоретическими основами и практическими навыками в сфере экономической культуры, с учетом комплексного применения предшествующих знаний и вновь приобретенной информацией.

Требования к уровню освоения содержания курса.

После освоения дисциплины «Экономика» студенты должны:

- владеть категориальным аппаратом на уровне понимания и свободного воспроизведения;

- знать основные теоретические положения, ключевые концепции и модели микро и макроэкономики; методику расчета наиболее важных коэффициентов и показателей;

- уметь анализировать конкретные рыночные ситуации, применять полученные знания при решении задач; оценивать практику субъектов рыночного хозяйствования.

Государственный образовательный стандарт по данной дисциплине для специальности «лесное дело» относится к федеральному компоненту ГСЭ.Ф.11 «Экономика» и включает в себя следующие дидактические единицы:

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба.

Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенной конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование.

Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен.

Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции.

Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика.

Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

Учебно-тематический план

наименование тем

количество часов

всего

в том числе

лекции

семинары

самостоятельная

работа

Раздел I. Введение в экономическую теорию.

Тема 1. Основные этапы развития экономической теории.

4

2

2

2

Тема 2. Предмет и метод экономической теории.

4

2

2

2

Тема 3. Блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор.

4

2

2

2

Тема 4. Экономические отношения. Экономические системы.

4

2

2

2

Раздел II. Микроэкономика.

Тема 5. Рынок. Спрос и предложение.

4

2

2

2

Тема 6. Потребительские предпочтения и предельная полезность.

4

2

2

2

Тема 7. Фирма на рынке совершенной конкуренции.

4

2

2

2

Тема 8. Механизм рынка несовершенной конкуренции.

4

2

2

2

Тема 9. Рынок капитала

4

2

2

2

Тема 10. Рынок труда и заработная плата.

4

2

2

2

Тема 11. Рынок земли и рента.

4

2

2

2

Тема 12. Внешние эффекты и общественные блага.

4

2

2

2

Раздел III. Макроэкономика.

Тема 13.Национальная экономика. ВВП и способы его измерения.

4

2

2

2

Тема 14. Макроэкономическое равновесие и стабилизационная политика государства.

4

2

2

2

Тема 15. Потребление и сбережения. Инвестиции и экономический рост.

4

2

2

2

Тема 16.Инфляция и безработица. Экономические циклы.

4

2

2

2

Тема 17. Государственные расходы и налоги.

4

2

2

2

Тема 18. Деньги и банковская система.

4

2

2

2

Тема 19. Денежно-кредитная политика государства.

4

2

2

2

Тема 20. Социальная политика и модели госрегулирования экономики.

4

2

2

2

Тема 21.Внешняя торговля и торговая политика государства.

4

2

2

2

Тема 22. Платежный баланс и валютный курс.

4

2

2

2

Раздел IV. Особенности переходной экономики в России.

Тема 23. Собственность и приватизация.

4

2

2

2

Тема 24. Предпринимательство и теневая экономика.

4

2

2

2

Тема 25. Структурные сдвиги в экономике и формирование открытой экономики.

4

2

2

2

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 250401 «Лесное дело» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Детальное изложение тем по эффективному использованию экономических ресурсов, стоимостной оценке продукции и услуг должно стать необходимой базой знаний для подготовки молодых специалистов, реально участвующих в экономической жизни страны.
  2. Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс является неотъемлемой частью основной образовательной программы высшего учебного заведения по каждому направлению или специальности подготовки.
  3. Уральского государственного.

    Документ
    Книга посвящена 75-летию УГЛТУ. Представленные материалы отражают историю и современную жизнь университета. Биографические очерки повествуют о людях, чья судьба связана с жизнью вуза.
  4. Составитель Т. В. Кузьмина Компьютерная верстка Т. В. Кузьминой (1)

    Документ
    Заявки на литературу и информацию об изданиях нужно направлять по адресу: 620100, Екатеринбург, Сибирский тракт, 37. Уральский государственный лесотехнический университет (УГЛТУ).
  5. Составитель Т. В. Кузьмина Компьютерная верстка Т. В. Кузьминой (2)

    Документ
    Сборник содержит статьи преподавателей и сотрудников высших учебных заведений, а также научных учреждений по разнообразным вопросам лесоведения и лесоводства,
  6. Отчет о результатах самообследования Исторического факультета по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Содержательный отчет
    Исторический факультет является одним из старейших факультетов ПетрГУ. В 1940 году, в год основания университета, он был представлен лишь одной кафедрой истории, входившей в состав историко-филологического факультета.
  7. Регламент предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан / м-во труда и занятости Респ. Карелия. Петрозаводск, 2010. 44 с. 150 экз

    Регламент
    Агарков, В. И. Преодоление : [трест "Маткожпромстрой", 1969-1971 гг., трест "Сегежстрой", 1971-1989 гг., трест "Костомукшастрой", 1978-1989 гг.
  8. Отчет о результатах самообследования Лесоинженерного факультета по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Содержательный отчет
    5.5 Результаты опросом общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных услуг, организации учебного процесса,
  9. А. В. Архипов [и др.]; Под ред. В. М. Мишина. М. Юнити, 2009. 495 с. Рекомендовано Учебно-метод центром "Профессиональный учебник". Isbn 978-5-238-01461-6 

    Список учебников
    Метрология. Стандартизация. Сертификация : Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям стандартизации, сертификации и метрологии (200400), направлениям экономики (080100) и управления (080500) / А.

Другие похожие документы..