Методика и технологии социально- педагогической деятельности. Защита детей в современных условиях. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Социальная педагогика

(хрестоматия)

Уссурийск, 2010

Оглавление

4семестр:

Основы социальной педагогики.

1.Социальная педагогика: предмет, задачи, функции.

2.Категории социальной педагогики.

3.Развитие ребенка в социуме, факторы его социализации.

4. Понятия «норма» и «аномалия» в социальной педагогике.

5.Принципы социальной педагогики.

6.Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики с древнейших времен.

7.Государственная политика защиты детства в 19-начале 20 века.

8.Практика социального воспитания в начале 20 века. Педагогика среды С.Т.Шацкого.

9.Государственная политика защиты детей в годы советской власти.

10.Опыт социального воспитания личности в коллективе.

5семестр:

Работа социального педагога в современных условиях

1.Профессиональная деятельность социального педагога.

2.Методика и технологии социально- педагогической деятельности.

3.Защита детей в современных условиях.

4.Современная семья, ее проблемы, кризис семьи.

5. Социально-педагогическая деятельность с семьей.

6.Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.

7.Девиации как социально-педагогическая проблема.

8.Работа социального педагога с детьми девиантного поведения.

9.Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

10.Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями.

11. Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми.

12. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

Социальная педагогика: предмет, задачи, функции.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А «Социальная педагогика» с.14-19.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРЕДМЕТ, ЕЕ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ

Предмет социальнойпедагогики - их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.

В советское время понятия «социальная педагогика» в педагогической науке не существовало. В Педагогической эн­циклопедии (М., 1968) определение социальной педагогики да­ется как «одно из направлений буржуазной педагогики», которая занимается изучением «пограничных социально-педагогических проблем».

«Марксистская педагогика считает, что нет такой области об­разования и воспитания, которая не была бы так или иначе свя­зана с обществом, и что поэтому вся педагогика социальна. Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли пе­дагогической науки считалось неправомерно. В то же время име­ются пограничные области знания между педагогикой и социоло­гией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки: сравнительной педагогикой, социологией воспитания, педагогической социологией, экономикой народного образова­ния» .

Подобная позиция сохранялась до 80-х годов, хотя ученые в России еще до 1917 г. занимались проблемами социальной педаго­гики, их труды и учебники широко публиковались.

Более разумно социальную педагогику рассматривать в плане социальной философии, утверждающей, что человек, среда и воспитание, формирование личности, обучение, развитие чело­века от рождения до смерти находится под влиянием внешних и только внешних обстоятельств.

В настоящее время к социальной педагогике обращаются са­мые различные категории общества. Ныне особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды. Происходит активная социализация личности в области семейного, гражданского, религиозного и правого воспитания. Такое целенаправленное воздействие на человека и есть социаль­ное воспитание. Это многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится его полноправным членом.

Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

По современным представлениям социальная педагогика — это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организаци­ях, специально для этого созданных» [А.В.Мудрик].

По мнению В.Д.Семенова, «социальная педагогика, или педа­гогика среды, является научной дисциплиной, которая интегри­рует научные достижения смежных наук и реализует их в практи­ке общественного воспитания».

Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.

Ряд отраслей общей педагогики представляют собой составные части социальной педагогики, для которых она является основ­ной: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика про­фессионального образования, воспитание в закрытых учреждени­ях, детских и юношеских организациях, педагогика клубной работы, педагогика среды, военная педагогика, производствен­ная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы.

Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассматриваться само­стоятельно.

Социальная педагогика «вступает в междисциплинарные кон­такты с социологией образования, социологией воспитания, пе­дагогической, социальной психологией, психологией управле­ния». Она включает в себя изучение философии, воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. В условия кризисного состояния общества она выступает ведущей отрас­лью знаний. Особенность современной социальной педагогики — ее гуманистическая направленность, единство требований и ува­жения к детям, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убе­диться в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в крити­ческой ситуации.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду; помочь семье, ребен­ку найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных отношений.

Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педаго­гики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.

Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, са­моутверждение.

Термины педагогики.

Прежде всего надо определить, что такое социальнаясреда. Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых, это непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование. Социальное воспитание — понятие многомерное. Это

забота обще­ства о поколении будущего, поддержка человека обществом, кол­лективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и при­нятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Помочь человеку — это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации.

Подлинное воспитание требует глубокого понимания природы ребенка, его знаний, опыта, интереса. Чтобы добиться успеха, необходимо изучать ребенка, уметь наблюдать, анализировать его поступки, знать обстановку, в которой он живет, влияние окру­жающей среды на ребенка.

Социальное воспитание означает процесс помогающий чело­веку в целях его совершенствования, достижения успеха в опре­деленной жизненной ситуации, умения ориентироваться в общественных отношениях. Социальное воспитание происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. А для под­ростка это еще и улица. Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их органи­зовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искус­ством, идеей закаливания и т. д.

Термин социальная работа означает профессиональную деятель­ность по оказанию помощи человеку, группе, с тем чтобы улуч­шить их социальное положение.

Социально-педагогическая деятельность — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направлен­ную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отно­шений в семье, в школе, в обществе.

В современных условиях кризиса социализация ребенка (под­ростка) принимает обостренный характер. Ему потребуется под­держка. Психологи зафиксировали постоянную тревожность школь­ника, которую вызывают учебная нагрузка (перегрузка), двойки, несправедливый учитель, который не в состоянии дойти до каж­дого ученика, неустроенность семьи, двор, где ребенок попадает «на счетчик» (криминальный прием) или в руки наркоманов, ток­сикоманов.

Ребенку нужна поддержка в небольшом коллективе, поддерж­ка противостоять злу, лжи, преступности, пьянству, наркомании, жестокости родителей.

Молодому человеку требуется поддержка в его адаптации в обществе, в стремлении реализовать себя, научиться общению, самовоспитанию. В юношеском возрасте особенно проявляется стремление быть достойным, стать гражданином, работником, признанным в коллективе, равным среди сверстников.

Теорию этого процесса и представляет социальная педагоги­ка — «наука о воспитательном влиянии социальной среды» [В.Д.Семенов].

Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфлик­тах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социально­го работника состоит в том, чтобы стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества, приемлемые обществом: постоянное самосовершенствование, умение организовать себя.

Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества), следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании граждан­ской личности, самостоятельной, творческой, способной на по­зитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.

Социальная педагогика рассматривает воспитание и образова­ние в государственных, муниципальных, общественных и част­ных учебных учреждениях. Эта система социального воспитания, существующая в совре­менных условиях, затрагивает вопросы теории и практики: соци­альной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.

Социальная педагогика учитывает особенности семейного вос­питания, национальные особенности, религиозное и обществен­ное воспитание. Например, особенности нашей славянской семьи базируются на традициях православия, идеях добра, терпения, милосердия и соблюдения моральных норм. Поэтому, социально­му работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.

Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в обществе охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции?

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (105)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры» и профилю подготовки «Земельный кадастр»
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (211)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры» и профилю подготовки «Землеустройство»
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (262)

    Основная образовательная программа
    4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры»
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (267)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) реализуемая Ульяновской сельскохозяйственной академии по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры» и профилю подготовки «Землеустройство»
  5. Чеченский государственный университет (20)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ по направлению подготовки 020400 «Биология» и профилю подготовки «Физиология» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 100800 Товароведение

    Основная образовательная программа
  7. Социально-педагогическая деятельность с семьей

    Лекция
    Основные функции семьи. Социальный статус семьи и ее типология. Деятельность социального педагога по работе с семьей. Формы социально-педагогической по­мощи семье.
  8. Методика и технология работы социального педагога под редакцией (1)

    Книга
    Ш 48 Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  9. Методика и технология работы социального педагога под редакцией (2)

    Книга
    В учебном пособии раскрываются основы методики и технологии работы социального педагога. Предлагается научно-методический материал для выполнения учебно-исследовательских и индивидуально-творческих заданий и упражнений, изучения и

Другие похожие документы..