Федеральное государ ственное бюджетное об р аз о в ате льноеу чр е ждениевы сше г о пр офесс ио н а льн о гообразовани я

90


Самооценка СМК МГУП имени Ивана Федорова»

на базе модели Конкурса Рособрнадзора

«Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»

Москва - 2011

В настоящее время основной тенденцией в области гарантий качества высшего образования становится перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества деятельности образовательного учреждения на базе национальной системы аккредитации в сторону внутренней самооценки на основе тех или иных моделей управления качеством. Тем самым вуз сам берет на себя ответственность за внедрение, использование СМК и оценку качества управления и обучения.

Под самооценкой мы понимаем всестороннее (или сегментное) по собственной инициативе обследование образовательного учреждения (или его структурного подразделения), итогом которого является формирование информационной базы для дальнейших улучшений, тщательно обсужденное персоналом мнение или суждение о результативности и эффективности вуза и уровня развития, организованности, упорядоченности и совершенства процессов образовательного учреждения.

Самоанализ эффективности деятельности вуза можно осуществить путем внутреннего аудита действующей модели качества вуза, т.е. оценки эффективности внедрения и поддержания СМК в рабочем состоянии и собственно самоанализа.

Если при внутреннем аудите объектами рассмотрения являются:

  • результативное и эффективное внедрение процессов;

  • возможности постоянного улучшения;

  • возможности процессов;

  • результативное и эффективное применение статистических методов;

  • использование информационных технологий;

  • анализ данных о затратах на качество;

  • результативное и эффективное использование ресурсов;

  • ожидания и результаты функционирования процессов и продукции;

  • адекватность и точность измерения показателей деятельности;

  • деятельность по улучшению;

  • отношения с заинтересованными сторонами,

то самооценка позволяет дать общее представление о деятельности организации, а не только степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить организации области, нуж­дающиеся в улучшении, и приоритеты.

Самооценка используется вузом также для сравнения своей деятельности с лучшими в определенном классе достижениями других вузов или показателями мирового уровня в данной области (бенчмаркинг), а также может быть полезной при сравнении с поставленными ранее целями при повторных оценках степени достижения этих целей.

Таким образом, самооценка помогает оценить внутренние гарантии качества (дать качественную оценку деятельности вуза) образования и ответить на вопросы:

  • Что мы делаем?

  • Насколько хорошо мы это делаем?

  • Что мы могли бы делать лучше?

  • Как мы могли бы делать это лучше?

В основе самооценки лежит выбранная университетом модель качества, которая позволяет, используя критерии и подкритерии, сформулировать перечень требований к уровню организации процессов вуза.

Однако нельзя отождествлять модель качества и метод самооценки.

В настоящее время существует достаточное количество моделей, которые могут быть базовыми как для системного внутривузовского мониторинга, так и для процедуры самооценки деятельности образовательного учреждения. В качестве базовых моделей самооценки деятельности вуза наиболее часто используются:

1) модель совершенства EFQM;

2) модель конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников

образовательных учреждений профессионального образования (ранее модель Конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»;

3) типовая модель качества образовательного учреждения («ЛЭТИ»);

4)  модель премии Правительства РФ в области качества и др.

Главными достоинствами СМК, построенной с применением модели EFQM являются:

1) адекватное и своевременное реагирование вуза на изменения внешней среды;

2) получение возможности проложить путь к новым достижениям в области качества подготовки кадров, научно-исследовательской деятельности и т.п.;

3) творческий подход к принятию управленческих решений;

4) возможность в выявлении проблемного поля образовательного учреждения;

5) «ориентация на результаты», т.е. получение возможности оценки деятельности вуза через систему показателей и др.

Модель конкурса Рособрнадзора является адаптированным для сферы образования вариантом моделей EFQM и Премии Правительства РФ. В соответствии с критериями этой модели ежегодно Рособрнадзор проводит конкурс среди вузов. На сегодняшний день с позиции качественной оценки эта модель наиболее полно учитывает особенности деятельности вуза и преимущества указанных выше моделей.

МГУП имени Ивана Федорова активно приступил к модернизации и развертыванию системы менеджмента качества на основе обобщенной типовой модели качества, основанной на процессном подходе и учитывающей все основные требования МС ISO 9001:2008 / ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и «Стандартов и директив ENQA» (/article/1097).

Учитывая особенности модели конкурса Рособрнадзора МГУП имени Ивана Федорова проводит внутреннюю процедуру самооценки по критериям этой модели (1).

Модель конкурса включает две группы критериев: первая группа критериев характеризует то, как организация добивается результатов в области качества подготовки специалистов, что делается для этого («возможности»), вторая группа критериев характеризует то, что достигнуто («результаты»).

Модель и критерии конкурса Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»

Роль руководства

В организации работ по обеспечению качества подготовки выпускников

100 баллов- 10%

Использование и развитие потенциала преподавателей, сотрудников и обучающихся

120 баллов – 12%

Управление процессами обеспечения качества подготовки выпускников

130 баллов - 13 %

Удовлетворенность преподавателей сотрудников и обучающихся работой и учебой

90 баллов – 9 %

Результаты, которых добилось образовательное учреждение в отношении запланированных целей повышения качества подготовки выпускников

120 баллов – 12 %


Политика и стратегия в области качества подготовки выпускников

100 баллов- 10 %


Удовлетворенность преподавателей качеством подготовки выпускников

120 баллов – 12 %


Управление партнер-скими взаимоотноше-ниями и ресурсами (материальными, финансовыми, человеческими) в обеспечении качества подготовки выпускников 100 баллов – 10%


Влияние образовательного учреждения на общество

120 баллов – 12 %


ВОЗМОЖНОСТИ

550 баллов – 55 %

РЕЗУЛЬТАТЫ

450 баллов – 45 %


Содержание критериев приведено в приложении №1

Критерий 1. Роль руководства в организации работ по обеспечению качества

подготовки выпускников

1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее

развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности

культуре качества.

Приоритеты развития университета определяются Ученым советом с учетом предложений кафедр, факультетов и подразделений университета на основе анализа рынка Москвы, Московской области, других регионов страны с развитой структурой принтмедиаиндустрии, требований Министерства образования и науки РФ, интересов студентов и слушателей, преподавателей и сотрудников университета, а также других факторов, влияющих на качество подготовки выпускников. На основе такого анализа разрабатываются стратегические пятилетние планы развития университета, актуализируется Политика и Цели в области качества. Проект концепции развития университета, разработанный на период 2008-2011 гг. (принят 30 апреля 2008 г. Ученым советом университета), включает разделы: научно-исследовательская работа и подготовка кадров высшей квалификации; учебная и учебно-методическая работа; оказание дополнительных образовательных и платных услуг; информатизация университета; международная деятельность и подготовка специалистов для зарубежных стран; библиотечное обслуживание университета; воспитательная работа; социальная работа и связь с предприятиями; материально-техническая база.

В университете определены его Миссия, Политика и Цели в области качества. Проект этого документа обсуждался на рабочих совещаниях, Ученом совете, рассылался по электронной почте на факультеты, кафедры, подразделения университета. Поступившие предложения и замечания были учтены при доработке документа. Окончательно Политика государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» была одобрена на заседании Ученого совета МГУП имени Ивана Федорова (протокол заседания №14 от 27.06.11 г.) и утверждена приказом ректора университета № 401а/01-03 от 05.07.2011. Тексты Миссии, Политики и целей в области качества размещены для открытого доступа на сайте университета /article/1097 Экземпляры Политики в области качества розданы во все структурные подразделения университета.

В университете поддерживается атмосфера доброжелательности, уважения к сотрудникам и студентам. Для поощрения лиц, внесших наибольший вклад в развитие университета учрежден нагрудный знак «Почетный работник МГУП», которым награждены более 120 человек из состава ППС и 22 сотрудника МГУП имени Ивана Федорова (см. критерий 7б).

К 65-летию со дня Победы вышла в свет книга «Не забудем тех, кто принес Победу» — это первая попытка установить имена тех, кто защищал Родину — уникальное издание о выпускниках, преподавателях, сотрудниках полиграфического института, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны.

К 80-летию университета под руководством ректора и активном участии всех подразделений и сотрудников был проведен цикл мероприятий, не только укрепивших высокий имидж МГП имени Ивана Федорова, но и подтвердивших его высокий статус среди потребителей его услуг, органов государственной власти, населения страны и зарубежных партнеров. В это цикл вошли: 42-й международная конференция вузов полиграфического профиля, возложение цветов к памятнику первопечатника Ивана Федорова, вручение наград заслуженным работникам университета и вечер-концерт в Колонном зале Дома Союзов, торжественные мероприятия на факультетах, издание 2-х томного сборника воспоминаний выпускников «Мы из МПИ».

В главном корпусе университета оформлена мемориальная доска участникам Великой Отечественной войны, стенды с фотографиями профессоров, выпускников, добившихся больших успехов в своей деятельности, коллективные фотографии лучших кафедр и студенческих групп.

Награждение преподавателей и сотрудников университета за достигнутые успехи, а также поздравления с юбилейными датами осуществляются лично ректором публично: на общих собраниях, заседаниях Ученого совета и ректората, конференциях.

Ежегодно проводится ремонт в аудиториях, лабораториях, общежитиях, холлах и местах общего пользования (см. критерий 4г). В корпусах университета приказом ректора запрещено курение.

В университете издаются газеты: «Мир печати» (в настоящее время 1-2 раза в месяц), которая распространяется бесплатно. В ней всесторонне отражается жизнь университета: решения Ученого совета,оперативная информация о планах, новациях, мероприятиях, достижениях, о проблемах, решением которых заняты подразделения университета, научные достижения профессоров, преподавателей, аспирантов и студентов, очерки и зарисовки о сотрудниках, аспирантах, студентах вуза, добившихся заметных успехов в жизни (в работе, научных исследованиях, учебе…), хронологические заметки из Музея истории полиграфии и книгоиздания о наиболее значимых событиях в истории вуза, о его выдающихся педагогах и выпускниках, информация о тех, кто наиболее активно и успешно проявляет себя в общественной жизни, очерки о выпускниках прошлых лет, их рассказы о времени, о вузе, о себе, материалы о событиях научной и культурной жизни столицы (выставках, семинарах, спектаклях и т. д.), представляющих интерес для студентов, аспирантов и педагогов МГУП имени Ивана Федорова, результаты рейдов общественности (по лабораториям, столовым, общежитиям) с участием активистов профсоюзных организаций преподавателей и студентов и просто интересные и забавные истории.

О важнейших новостях студенческой жизни, знаковых событиях за пределами вуза как в образовательной сфере, так и в политической и культурной рассказывает студенческая газета «Нонпарель» (www/). Далеко за пределами университета известна газета студентов «Клише» (www.).

Вручение дипломов бакалавров и выпускников осуществляется в торжественной обстановке в актовом зале университета, зале Ученого совета где присутствуют все заведующие выпускающими кафедрами и ведущие преподаватели. Дипломы вручают лично деканы факультетов. Вручение магистерских дипломов производится одновременно для всех выпускников лично ректором университета. При этом все деканы и ректор облачаются в мантии.

Руководство университета непосредственно занимается вопросами повышения качества подготовки выпускников, и построения системы качества вуза (см. критерий 5а). Создан Совет по качеству, оперативное руководство которым осуществляет первый проректор по учебной работе - представитель руководства по качеству. В целом вся деятельность, связанная с управлением качеством университета, курируется ректором. С 2004 года в вузе ежегодно издается научно-технический журнал «Вестник МГУП» - периодический сборник научных статей и докладов преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов, в котором в рамках тематики, связанной с экономикой полиграфии и издательского дела, техникой и технологией полиграфии, информационными технологиями, издательским делом и рекламой, исследуются вопросы качества в этих областях. Глобальные вопросы, связанные с качеством подготовки выпускников, решает Ученый совет вуза. Оперативное управление осуществляет ректорат, заседания которого проводятся два раза в месяц.

С 2000 года на базе МГУП имени Ивана Федорова действует УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области   полиграфии и книжного дела, от работы которого существенно зависит качество подготовки выпускников в указанных областях. Председателем совета УМО и его президиума является ректор МГУП имени Ивана Федорова, а заместителем председателя Совета УМО – проректор университета, курирующий вопросы учебно-методической работы.

Учебно-методические вопросы решают внутриуниверситетские УМК по специальностям и направлениям.

пп

Наименование специальности или направления по ГОС ВПО

1.

261202.65 Технология полиграфического производства

2.

261201.65 Технология и дизайн упаковочного производства

3.

220501.65 Управление качеством

4.

150601.65 Материаловедение и технология новых материалов

5.

150407.65 Полиграфические машины и автоматизированные комплексы

6.

050501.65 Профессиональное обучение (полиграфия )

7.

220301.65 Автоматизация технологических процессов и производств (полиграфия )

8.

220201.65 Управление и информатика в технических системах

9.

230102.65 Автоматизированные системы обработки информации и управления

10.

230201.65 Информационные системы и технологии

11.

230203.65 Информационные технологии в дизайне

12.

230204.65 Информационные технологии в медиаиндустрии

13.

030901.65 Издательское дело и редактирование

14.

030903.65 Книгораспространение

15.

030601.65 Журналистика

16.

080100 Экономика

17.

080500 Менеджмент

18.

032401.65 Реклама

19.

350400.65 Связи с общественностью

20.

070902.65 Графика

  1. Основная образовательная программа начального общего образования бюджетного общеобразовательного учреждения «лицей №74» Омск-2011

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 74» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
  2. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для дневного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  3. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителяистории по специальности 032600 История при очной форме обучения 5 лет.
  4. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (3)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  5. Дипломатическая (1)

    Дипломная работа
    Высокопрофессиональная и хорошо организованная диплома­тическая служба как неотъемлемая составляющая государственной службы Российской Федерации — важнейшее условие успешного выполнения государством своих функций, решения стратегических
  6. Дипломатическая (2)

    Дипломная работа
    Высокопрофессиональная и хорошо организованная диплома­тическая служба как неотъемлемая составляющая государственной службы Российской Федерации — важнейшее условие успешного выполнения государством своих функций, решения стратегических
  7. Баглай - Конституционное право зарубежных стран

    Список учебников
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"
  8. Минина Е. Л., канд юрид наук- гл. 4, 12; Шуплецова Ю. И., канд юрид наук гл. 11

    Список учебников
    Настоящий учебник написан на основе материалов авторских лекционных курсов с учетом новейшего земельного законодательства, прежде всего нового Земельного кодекса РФ.
  9. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. 3-е изд., изм и доп

    Список учебников
    Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"

Другие похожие документы..