Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева

Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева

Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях

МОСКВА 2008

УДК

ББК

Л

Издание осуществлено при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)

проект №

Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г.

Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева.- М.: Наука, 2008.- 331 с. – ISBN 0-00-000000-0.

В монографии представлено моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях с учетом основных характеристик конкурентоспособного специалиста на основании разработанной обобщенной модели специалиста, востребованного на рынке труда. Проведено теоретическое обоснование выбора методов и технологий профессионального обучения и доказана эффективность их использования в учебном процессе.

Монография рассчитана на научных и практических работников системы профессионального образования.

 Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева, 2008

 Редакционно- издательское

оформление.

2008

ISBN 0-00-000000-0.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

Глава I. Моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях

7

1.1. Основные характеристики конкурентоспособного специалиста и требования к его подготовке на разных образовательных уровнях в условиях рыночной экономики

7

1.2. Обобщенная модель специалиста с учетом образовательных уровней и требований рынка труда

25

1.3.Структурирование образовательных услуг в условиях рыночной экономики

45

Глава II. Теоретические основы выбора методов и технологий обучения в профессиональном образовании

74

2.1. Технологии обучения: классификация и структура

74

2.2. Методы обучения специалиста и педагогические условия их выбора

111

2.3. Формирование педагогического мастерства преподавателя в условиях непрерывного профессионального образования

132

Глава III. Современные методы профессионального обучения и их эффективное использование

146

3.1. Имитационные методы обучения

146

3.2. «Учебная Фирма» как совокупность имитационных методов обучения

170

3.3. Способы оценки эффективности применения методов обучения

185

Заключение

197

Список литературы

202

Приложения

216

ВВЕДЕНИЕ

Система профессионального образования России переживает период радикального реформирования и адаптации к новым условиям хозяйствования. Сегодня, как подчеркивает академик РАО А. М. Новиков, "профессиональную базовую школу" можно считать своеобразной микро экономикой страны, где в большей или меньшей степени проявляются все отраслевые и производственные признаки социально-экономического кризиса, характерные для хозяйственного комплекса в переходный период.

Структурные изменения в сфере экономики, развитие наукоемких производств, новых технологий и материалов, усиление динамики изменений сферы профессиональной деятельности обуславливают новые требования к профессиональной компетентности рабочих и специалистов всех уровней и соответственно к их профессиональной подготовке.Современное общество устанавливает непростые критерии к личности специалиста: высокий образовательный уровень, гибкое мышление и мобильность, профессиональная компетентность, умение вырабатывать собственную стратегию и тактику профессиональной деятельности, работать в команде.

В соответствии с запросами складывающегося в России рынка труда и рабочей силы, а также потребностями личности «Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года» определяет основную цель профессионального образования как повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования, развитие современной системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг [82].

В связи с реализацией указанных приоритетных направлений перед профессиональными учебными заведениями ставится задача подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной профессиональной мобильности.

Развитие современной педагогики характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, созданием образовательной среды, способствующей творческому саморазвитию личности. Существующая в системе профессионального образования острая потребность в подготовке интеллектуальных, инициативных специалистов с развитым творческим мышлением сопровождается растущей неудовлетворенностью образовательным процессом, не уделяющим должного внимания самостоятельной активности студентов в развитии профессионально значимых качеств и способностей. Между тем, эффективность будущей профессиональной деятельности выпускника зависит не только от приобретенных профессиональных знаний и умений, но и от уровня сформированности способности к дальнейшему профессионально-творческому саморазвитию. Поиск направлений совершенствования качества подготовки специалистов в условиях формирующегося рынка труда, с од­ной стороны, и удовлетворение запросов личности в образова­тельных услугах  с дру­гой, заставляют образовательные заведения пересматривать учебный процесс, совершенствовать формы и методы обучения.

Новые требования работодателей обуславливают необходимость к формированию у молодого поколения мотивации инновационного типа, трудового поведения, современного мышления, а это в свою очередь требует от системы профессионального образования нового качества, постановки перед ним новых приоритетов, как в деле удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных кадрах, так и вопросах воспитания молодежи, нацеленной на саморазвитие, самореализацию, обладающей толерантностью и высокой культурой.

В системе профессиональ­ного образования должен быть более ярко выражен творческий подход, предполагающий усиление внимания к имитации профессиональной деятельности в учебном процессе, поэтому про­блема разработки имитационных методов обучения является актуальной. Новые требования работодателей обуславливают необходимость к формированию у молодого поколения мотивации инновационного типа, трудового поведения, современного мышления, а это в свою очередь требует от системы профессионального образования нового качества, постановки перед ним новых приоритетов, как в деле удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных кадрах, так и вопросах воспитания молодежи, нацеленной на саморазвитие, самореализацию, обладающей толерантностью и высокой культурой.

Эти требования обозначили противоречия в системе профессионального образования между объективно существующими потребностями общества в высококвалифицированных специалистах и недостаточным качеством их подготовки с использованием традиционных методов обучения, между потребностями практики в использовании имитационных методов обучения и недостаточной подготовкой педагога к их реализации, между обновляемым содержанием и традиционной формой его реализации (стандартизированная и недостаточно эффективная классно-урочная и лекционно – семинарская системы организации обучения). Обозначенные противоречия особенно обострились в связи с изменением статуса учреждения профессионального образования, новым контингентом студентов, приходом в учебные заведения инженерно-технических работников, не владеющих педагогическими знаниями, жесткими требованиями к выпускнику.

Глава I. Моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях

1.1. Основные характеристики конкурентоспособного специалиста и требования к его подготовке на разных образовательных уровнях в условиях рыночной экономики

Высокие темпы изменений, происходящих в России и в мире, нарастающая глобализация, неизбежно усиливающаяся включенность российского общества в общемировые процессы, стремительный технологический прогресс влекут за собой растущую потребность в высококвалифицированных и профессионально компетентных специалистах, конкурентоспособных на рынке труда. Образование должно соответствовать интересам и потребностям, как самой личности, так и общества, а значит, одной из задач образования является профессиональная подготовка специалистов, обеспечивающих экономическое и культурное развитие общества.

Современная экономическая ситуация характеризуется повышенным риском, неопределенностью и динамизмом окружающей среды. Профессиональное образование также испытывает на себе серьезное влияние данных изменений, что влияет на конъюнктуру спроса на специалистов разного профиля и уровня квалификации.

Основная цель профессионального образования полно и четко определена в Концепции модернизации образования до 2010 года, где сказано, что подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [84].

Ориентируясь на эти цели, учебные заведения стремятся осуществлять подготовку специалистов в соответствии с запросами формируемого рынка труда, который характеризуется следующими тенденциями:

  • резкое сокращение спроса на работников низкой квалификации;

  • возникновение элитной прослойки рабочих кадров, обслуживающих сложное электронное и автоматическое оборудование;

  • сокращение числа производственных рабочих и увеличение персонала, занимающегося конструированием, техническим обслуживанием, маркетингом;

  • приоритет работников, имеющих навыки обращения с современной оргтехникой и компьютерами, владеющих иностранными языками в области своей профессии;

  • потребность в руководителях среднего звена, умеющих организовывать коллективный труд, планировать людские и материальные ресурсы с наибольшей эффективностью;

  • востребованность специалистов, способных к производственной деятельности на уровне профессионального мастерства с первых дней самостоятельной трудовой активности.

Условия рынка труда диктуют не только готовность специалиста к выполнению социальной и производственной деятельности в условиях рыночной экономики, но также требуют от него быть профессионально компетентным; уметь систематически совершенствовать свое профессиональное мастерство и непрерывно обновлять и обогащать свои знания, применять их в своей деятельности; уметь строить межличностные отношения и принимать управленческие решения, иметь навыки организаторской работы. Таким образом, рыночная экономика обоснованно предъявляет новые требования к подготовке специалиста:

  • высокой уровень квалификации и профессионализма, которые являются важным фактором социальной защищенности и профессионального развития личности;

  • владение знаниями, навыками и умениями, а также и профессионально важными качествами, которые в научной литературе получили название ключевых квалификаций;

  • профессиональная мобильность, обусловленная изменением видов трудовой занятости населения в связи с массовым возникновением малых и средних предприятий различных форм собственности, а также развитием индивидуальной частной деятельности;

  • умение легко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и умело применяя их на практике;

  • обладать такими качествами конкурентоспособного специалиста как: самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и находить пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить их них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В этих условиях образовательному учреждению, чтобы преуспеть в конкурентной борьбе с другими учебными заведениями и удовлетворить требования рыночной экономики необходимо позаботиться о качестве подготовки своего специалиста.

  1. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева (2)

    Монография
    В монографии представлено моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях с учетом основных характеристик конкурентоспособного специалиста на основании разработанной обобщенной модели специалиста, востребованного
  2. Монография Курск 2011 (2)

    Монография
    доктор экономических наук, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно- экономического университета в г.
  3. Программа экспериментальной площадки Тема исследования: Система оценки качества непрерывного экономического образования Научные руководители

    Программа
    Радикальные преобразования в России привели к дальнейшему обострению противоречия между требованиями рынка труда к работнику, его конкурентоспособности, мобильности и уровнем сформированности экономических компетенций специалиста.
  4. Конкурс «лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию»

    Конкурс
    III место: Митягина В.А. Социокультурные характеристики коммуникативного действия: монография. / Науч. ред. В.И. Карасик. ГОУ ВПО «ВолГУ». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007.
  5. Документация об аукционе открытый аукцион (4)

    Документация об аукционе
    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (далее « Государственный заказчик») настоящим приглашает юридических
  6. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учеб пособие («Высшее образование»)(гриф) // Буров В. П., Ломакин А. Л., Морошкин В. А. М.,978-5-16-001648-1, 2007, 1 экз

    Бизнес-план
    21 непреложный закон денег: Как и почему некоторые люди поднимаются к вершинам богатства за одно поколение - («21 ступень к успеху») Трейси Б. М.,978-9791- 4-3, 2007, Смарт Бук, 1 экз.
  7. План график курсовых мероприятий по профессиональной переподготовке и повышению квалификации работников образования на 2011 год

    Документ
    создание инновационной сети методических служб в муниципальном районе; содержание методической работы на разных уровнях; технологии методического сопровождения и поддержки ОУ и педагогов
  8. Учебный план 2006/2007 уч г. Специальность 060812 Экономика и управление на предприятиях связи 1-й курс (семестры 1-й, 2-й) (1)

    Документ
    июнь 105 70 175 Отечественная история декабрь 30 15 45 Право июнь 40 0 0 Физическая культура июнь 0 105 105 Философия июнь 40 40 80 Экология декабрь 30 0 30 Экономическая теория (Микроэкономика 1) июнь 0 40 100 Экономическая теория
  9. Учебный план 2006/2007 уч г. Специальность 060812 Экономика и управление на предприятиях связи 1-й курс (семестры 1-й, 2-й) (2)

    Документ
    июнь 105 70 175 Отечественная история декабрь 30 15 45 Право июнь 40 0 0 Физическая культура июнь 0 105 105 Философия июнь 40 40 80 Экология декабрь 30 0 30 Экономическая теория (Микроэкономика 1) июнь 0 40 100 Экономическая теория

Другие похожие документы..