Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности философия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии

Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании кафедры _______________ ЮФУ Декан факультета

Протокол №______ (зам.декана по учебной работе)

«___»____________200 г. __________________________

Зав.кафедрой________________ __________________________

«____»_______________200 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «История русской философии»

по специальности ФИЛОСОФИЯ

Составитель к.ф.н., доцент Тихонов А.В.

Ростов-на-Дону

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящее пособие – учебно-методический комплекс, рассчитанный на использование при изучении студентами университетов годового курса «История русской философии» на философском факультете .

По своему содержанию это - курс, включающий две части (соответственно – третий и четвертый семестры) по три раздела. В 1-ой части: 1) На пороге философии в России; 2) Русская философская классика (становление); 3)Вл.Соловьев и философия второй половины Х1Х в. Во 2-ой части: 1) Русская философия конца XIX – начала XX вв.); 2) «Философия всеединства» в XX веке; 3) Русская философия в середине и второй половине XX века.

В курсе проводится различие между историко-философским россиеведением (акцентирующим внимание на русской философии как таковой - во всех ее национальных проявлениях и содержаниях) и предлагаемой в учебнике историей русской философии (как частью мировой истории философии вообще).

Цель изучения представляемой учебной дисциплины – углубление общефилософской, теоретической и исторической подготовки студентов, поскольку история русской философии является частью курса «История философии» и базового курса «Философия».

Учебник рассчитан также на оказание методической помощи преподавателям и студентам в освоении содержания курса, на представление современного методического инструментария для развития навыков самостоятельной работы в учебном процессе и повышения эффективности контроля и самоконтроля за процессом и результатами освоения учебной дисциплины.

Задачи курса. Основная задача: способствовать созданию у студентов целостного исторического представления о русской философии и комплексного теоретического представления об основной философской проблематике в ее конкретном (русском) исполнении. С этой основной задачей связаны и конкретизирующие ее специальные задачи курса:

1) усиление философской подготовки студентов за счет философско-мировоззренческих (онтологических, гносеологических и логико-методологических), философско-антропологических, социально-философских и философско-исторических идей и концепций, связанных в основном с достижениями отечественной мысли;

2) выявление проблемного характера историко-философского знания на определенных участках переднего края освоения историей русской философии своего предмета;

3) уяснение места философии в сфере научно-познавательной деятельности и в общем контексте культуры;

4) раскрытие структуры философии и представление ее онтологического, гносеологического и антропологического аспектов;

5) раскрытие основных функций философии в практике исследовательской, реконструкционной, описывающей и объяснительной деятельности;

6) изучение основного комплекса историко-философских проблем на примере истории русской философии.

Место курса в системе социально-гуманитарных дисциплин. История русской философии тесно связана, прежде всего, с историей зарубежной философии (или иначе: является частью истории мировой философии), а также с такими областями знания как философия, история и остальные гуманитарные и общественные науки (филология, языкознание, искусствознание, психология, социология, политология, культурология, религиоведение, правоведение, педагогика).

Курс рассчитан на студентов дневного отделения и включает: 70 ч. лекций и 70 ч. семинаров.

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРСА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ»

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Третий семестр

Темы

часы

лекции

семинары

1

Введение. История русской философии как история философии.

2

2

Раздел 1.

На пороге философии в России

2

Историческое введение: периодизация истории русской философии

2

2

3

Философия в Киевской и Московской Руси. Митрополит Иларион и старец Филофей

2

2

4

Философия в России в 18 веке. М.В.Ломоносов

2

2

5

Философия в России в 18 веке. Г.С.Сковорода

1

2

6

Философия в России в 18 веке. А.Н.Радищев

1

2

7

Философия в России в начале Х1Х века (декабризм и шеллингианство)

2

Раздел 2.

Русская философская классика (становление)

8

Философский спор о России и становление отечественной философской классики. «Философические письма» П.Я.Чаадаева

2

2

9

И.В.Киреевский: от западничества к славянофильству

2

2

10

А.С.Хомяков: философские основы славянофильской доктрины.

2

2

11

Западничество: А.И.Герцен и К.Д.Кавелин

2

2

Раздел 3.Вл.Соловьев и философия второй половины Х1Х в.

12

Эпоха 1861 г. в России и русская философия. Н.Г.Чернышевский и Ф.М.Достоевский

2

2

13

Начало русской философии как философии систем: метафизика (теоретическая философия) В.С.Соловьева и Б.Н.Чичерина

2

2

14

Социальная философия В.С.Соловьева и Б.Н.Чичерина

4

4

15

Концепция истории философии В.С.Соловьева и Б.Н.Чичерина

2

2

16

Почвенничество Н.Я.Данилевского и философия истории русского либерализма (С.М.Соловьев)

2

2

17

Религиозная философия конца Х1Х в.

2

2

18

Философия марксизма в России. Г.В.Плеханов

2

2

Итого

36

36

  1. О результатах самообследования

    Реферат
    В соответствии с порядком комплексной оценки деятельности филиала, графиком работы экспертных комиссии по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений на первое полугодие 2008 года, утвержденным Руководителем
  2. Учебно-методический комплекс учебно-методический комплекс Составитель: обсужден и утвержден к п. н., доцент на заседании кафедры Валеева Р. Р. «1» сентября 2007 г (1)

    Учебно-методический комплекс
    Изучение истории образования и педагогической культуры имеет важное методологическое значение в профессиональной подготовке будущего учителя. Понимание педагогической теории и воспитательно-образовательной практики в исторической динамике
  3. Учебно-методический комплекс учебно-методический комплекс Составитель: обсужден и утвержден к п. н., доцент на заседании кафедры Валеева Р. Р. «1» сентября 2007 г (2)

    Учебно-методический комплекс
    Изучение истории образования и педагогической культуры имеет важное методологическое значение в профессиональной подготовке будущего учителя. Понимание педагогической теории и воспитательно-образовательной практики в исторической динамике
  4. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020700 История согласовано

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020700 - История
  5. Кол №8), от 26 марта 2008 года (протокол №7), от 30 мая 2007 года (протокол №8), от 31 января 2007 года (протокол №5), от 28 июня 2006 года (протокол №9)

    Документ
    На основании решений Ученого совета университета от 29 октября 2008 года (протокол № 2), от 24 сентября 2008 года (протокол № 1), от 23 апреля 2008 года (протокол № 8),
  6. Учебно-методический комплекс наименование дисциплины история управленческой мысли рекомендуется для направления (ий) подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Цель изучения дисциплины «История управленческой мысли» - знание обучаемыми основных этапов эволюции управленческой мысли, включая понимание ими сущности отдельных управленческих идей,
  7. Учебно-методический комплекс для студентов Сибайского института, обучающихся по специальности 030401 «История» Рекомендовано советом юридического факультета (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс для студентов IV-V курсов дневного отделения специальности «История» по «Исторической тюркологии» рекомендован к изданию кафедрой истории Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов Сибайского института, обучающихся по специальности 030401 «История» Рекомендовано советом юридического факультета (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс для студентов I курса дневного отделения специальности «История» по «Истории Древнего мира» рекомендован к изданию кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов Сибайского института, обучающихся по специальности 030401 «История» Рекомендовано советом юридического факультета (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Историческая тюркология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для студентов специальности 030401 «История» и предназначен для формирования целостного
  10. Учебно-методический комплекс для студентов Сибайского института, обучающихся по специальности 030401 «История» Рекомендовано советом юридического факультета (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «История Древнего мира» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для студентов специальности 03.

Другие похожие документы..