Разрешение конфликта индивидуализированных и коллективных форм в образовательном процессе является одним из внутренних структурирующих факторов его развития. Он

Л.В.Нургалеева

Конфликт Индивидуализированных и коллективных форм в современной образовательной среде1

Разрешение конфликта индивидуализированных и коллективных форм в образовательном процессе является одним из внутренних структурирующих факторов его развития. Он присутствует в преподавании всякого учебного курса или при проведении научного исследования. Эта стратегическая тенденция сказывается из особенностей формирования профессионального сознания специалиста, образовательного идеала и всей системы научного сервиса [9].

В эпоху активного развития мировой сети компьютерных коммуникаций общество наблюдается доминирование индивидуализированных форм социального обмена [1, 2, 3, 4, 5, 7]. Сегодняшняя «индивидуальная модернизация» представляет собой процесс весьма перспективный. При этом доминирование индивидуализированных форм не означает снижения роли и значимости корпоративных объединений в общественном развитии. Усиление индивидуализма происходит под влиянием усиления потоков персонифицированной информации, которые формируются за счет опыта зрелого коммюнитаризма, накопленного в предыдущие исторические эпохи.

Проблема доминирования индивидуализированных форм в информационном обществе проявляет себя как особый процесс в образовательной среде. Он протекает на стыке технологических и социальных противоречий в коммуникационной среде. Проблема соотношения коллективного и индивидуального относится к разряду наиболее острых задач, требующих серьезного осмысления, принятия гибких управленческих решений и разработки специального методического оснащения в образовательной сфере.

Проблема соотношения индивидуализированных и коллективных форм очень многогранна. В данной работе мы намерены обсудить лишь отдельный её аспект. Он связан с инфантильностью коммуникативного опыта в образовательной среде.Система открытого информационного взаимодействия еще не соответствует современному уровню коммуникационных технологий.Думается, что сложная работа по изучению потенциала внедрения разнообразных методик продуктивной коммуникации внутри научно-образовательного сегодня должна проводится со всей ответственностью. Решение этой задачи является тем компромиссом в решении конфликта индивидуальных и коллективных форм, который характерен для современной культуры.

Сегодня мы наблюдаем доминирование условностей статусной культуры в образовательной среде, сформированной в условиях примата коллективных форм общения. Анализ содержания университетских сайтов России показывает, что наблюдается перенос традиционной схемы коммуникационных отношений в системах «преподаватель-студент», «профессор-аспирант» на опыт сетевой коммуникации. Электронная информационная среда по проблемам образования ориентирована на печатный стиль «буклетного жанра». Внедряются структурные модели, формирующие представление об отдельных видах деятельности образовательных учреждений. Они имеют мало общего с идей открытой коммуникации. Перенос традиции печатных форм на динамичную среду цифровых коммуникаций является препятствием на пути становления традиций продуктивного обмена идеями, опытом и проблемами в образовательной среде.

Современный способ коммуникации характеризуется тем, что оперативно поставляет обществу не просто идеи, но и одновременно транслирует разнообразные модели поведения. Сетевая образовательная среда должна основываться на формировании «своеобразной матрицы для развертывания разнообразных конкретных образцов деятельности»на основе новых коммуникативных отношений [12]. Например, подготовка публикации, курсовой работы или диссертации предполагает ориентацию на широкий интеллектуальный опыт взаимодействия с другими учеными, специалистами, студентами. Сетевые формы коммуникационного обмена предоставляют для подобного обмена идеями и опытом широкие возможности. Однако сегодня большой редкостью является реальная совместная работа в российской Сети над теми или иными исследовательскими проблемами. Как это ни странно, но представление об идеальном взаимодействии на уровне эффективной коммуникации в научно-образовательной среде можно получить, знакомясь с работами ученых «досетевого периода» [6, 10, 11, 13].

Итак, современная научно-образовательная среда в настоящий момент представляет собой сферу деятельности, которая формируется под влиянием цивилизационного конфликта индивидуализированных и коллективных форм взаимодействия. Одним из средств его преодоления может служить разработка специальных программ освоения новых моделей эффективной коммуникации в образовании и науке, направленных на широкое межпоколенное взаимодействие в образовательной среде. Ситуация парадигмального кризиса российского образования обусловлена в том числе и необходимостью формирования новых коммуникационных ориентиров для развития, которые позволили бы разрабатывать принципы обновления содержания образования с учетом тенденций интегративности и вариативности. Этот подход основан на взаимосвязи аксиологических блоков, которые позволяют рассматривать образование как общественную и личностную ценность.

Литература

  1. Тоффлер А., Тоффлер Х. Создание новой цивилизации. Политика третьей волны. – Режим доступа: /jornal/n5/JRNAL511.htm

  2. Барлоу Дж. Экономика сознания в глобальной Сети. - Режим доступа: /netcult/99-03-26/barlow.htm

  3. Иванов Д.В. Виртуализация общества. - Режим доступа: /USSR/chapters/society.htm

  4. Шадрин А. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу. - Режим доступа: /projects/articles/strategy.shtml

  5. Новичков В. Образовательный идеал в контексте социокультурного развития России // Родительское собрание. - 2002. - №3.

  6. Винер Н. Я - математик. - М.: Наука, 1967. - 355 с.

  7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: Blackwell, 2000. - 608 с.

  8. Борзенков В.Г. Проблема человека в контексте обновления гуманитарного образования России. // Человек. - 1996. - №3.

  9. Сильнова Е.И.  Проектирование нового склада мышления в образовании как методологическая задача гуманитарного познания. // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. - СПб.: Санкт-Петербургское философ. общество, 2001. - C. 129 -134.

  10. Реньи А. Трилогия о математике. - М.: Мир, 1980. - 375 с.

  11. Фрумкина Р. Наука как стиль жизни. // Наука и жизнь. - 1994. - №4.

  12. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. - М., 1996. - С. 12.

  13. Йонас Г. Наука как персональный опыт // Человек. - 1999. - № 4.

1 Нургалеева Л.В. Конфликт индивидуализированных и коллективных форм в современной образовательной среде // Проблемы обеспечения качества университетского образования: Мат-лы ХХV всероссийской науч.-метод. конференции (г. Кемерово, 3-4 февраля 2004 г.) - Кемерово: компания ЮНИТИ, 2004. - С. 427-429.

  1. Третий том "Драматической Вселенной" следует считать в то же время четвертым и последним томом сочинения, представлявшего собой одно из основных моих занятий в

    Документ
    Третий том "Драматической Вселенной" следует считать в то же время четвертым и последним томом сочинения, представлявшего собой одно из основных моих занятий в течение более чем трети века.
  2. Молодежь – позитивная сила развития российского общества

    Документ
    Редакционная коллегия: А.А.Козлов, д.с.н., проф., зав. кафедрой социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии СПбГУ; С.Н.Иконникова, д.
  3. Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Сагайдаченская основная общеобразовательная школа»

    Образовательная программа
    Раздел 2. Содержание образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Сагайдаченская основная общеобразовательная школа» Прохоровского района (для ступеней начального,
  4. Образовательные программы теория и практика управления в образовательных системах 2009/10 учебный год

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и практика управления в образовательных системах. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  5. Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных учреждениях России предусмотрено учебными пла­нами. Она изучается и в системе среднего, а порой

    Документ
    Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных учреждениях России предусмотрено учебными пла­нами. Она изучается и в системе среднего, а порой и началь­ного профессионального образования сотрудников правоохра­нительных
  6. Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003

    Документ
    О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману, А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку, Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.
  7. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  8. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
  9. Социологическое общество им. М. М. Ковалевского (1)

    Документ
    Роль власти в процессе переселения граждан малых и монопрофильных городов: социальный опыт и перспективы (к вопросу появления программы «Основные направления поддержки монопрофильных городов») 189

Другие похожие документы..