Имперский характер внешней политики США

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М. В. ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи

Савченко Евгений Олегович

ИМПЕРСКИЙ ХАРАКТЕР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США

Специальность 23.00.04 – политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Москва

2010

Работа выполнена на кафедре российской политики факультета политологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Научный руководитель:

кандидат философских наук,

доцент А. П. Кабаченко

Официальные оппоненты:

доктор политических наук,

профессор В. В. Барис

кандидат политических наук

И. В. Федякин

Ведущая организация:

Северо-Западная академия государственной службы, кафедра международных отношений

Защита состоится «___» _____________ 2010 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д.501.001.47 по политическим наукам при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва ГСП-1, МГУ, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4, ауд. А-___.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М. В. Ломоносова (сектор «А», 8 этаж, к. 812) по адресу: Ломоносовский проспект д. 27.

Автореферат разослан «____» _____________ 2010 г.

И. о. ученого секретаря

диссертационного совета,

доктор философских наук, профессор Шелистов Ю. И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В международных отношениях проблема имперской политики продолжает сохранять свою значимость и актуальность, несмотря на то, что эпоха империй, казалось бы, уже прошла. В истории человечества различные государства - Китай, Рим, Византия, Португалия, Испания, Британия, Турция, Россия, Франция, Германия и другие империи1 стремились к контролю над ресурсами, захватывая другие страны и народы. Это не могло не сказаться на интересах других акторов мировой политики, что приводило к борьбе за передел сфер влияния. Империи сменяли друг друга в борьбе за мировое господство, оказывали существенное влияние на формирование системы международных отношений, мировой культуры, экономики, политической сферы и т. д.

Исследование имперской внешней политики и империи было актуально в разные исторические эпохи2. По мнению американских и европейских исследователей Бацевича Э., Фергюссона Н., Ливена Д., Тодда Э., Негри А.3, в настоящее время США проводят имперский политический курс, что позволяет рассматривать эту страну в качестве империи.

На современном этапе Соединенные Штаты Америки стремятся определять мировую политику и международные отношения, контролировать события на всей планете, управлять стратегически важными для них регионами. Согласно выводам американского исследователя Ч. Капхена, доминирование Америки - главная особенность современного геополитического контекста, а Вашингтон был и остаётся главным мировым игроком.4 Этот факт является итогом достижений страны в научно-технологической, культурной, военной, экономической сферах и выступает в качестве объективной основы имперской политики.

Для осуществления имперской политики США стремятся не только сохранить доминирующие позиции в мире, но и расширить свое влияние, в том числе и военными средствами. Методы распространения влияния США на планете, включая свержение неугодных им правительств в различных регионах мира (Латинская Америка, Ближний Восток, Азия), навязывание своих ценностей другим народам и этносам, также позволяют говорить об этом государстве как об империи.

Необходимость всестороннего анализа современных особенностей имперского характера внешнеполитического курса США, а также выработки эффективных форм и методов защиты мирового сообщества и отдельных народов от агрессивного воздействия этой страны обусловливает актуальность данного исследования. Навязывание США конфигурации системы международных отношений, их агрессивное вмешательство в судьбу многих государств (Ирак5, Югославия, Афганистан и др.) актуализирует разработку возможных сценариев участия США в конфликтных ситуациях в различных странах и регионах мира.

На постсоветском пространстве в первое десятилетие XXI века США активно участвовали в подготовке и осуществлении «цветных» революций в Украине, Грузии, Киргизии, Узбекистане в 2005 году и в Молдавии в 2009 году6. Эта деятельность затрагивает интересы российского государства и бизнеса, препятствует росту инвестиций, экономическому развитию стран региона. Она мотивирует создание потенциала, направленного на выработку соответствующих контрмер.

Стремление США к доминированию и направленные на это шаги7 фактически обусловливают тенденцию к разрушению существующей системы международных отношений и становлению нового миропорядка – не американского, но и не многополярного. Наиболее яркими примерами являются операции против Югославии (1999 г.) и Ирака (2003 г.), проведенные без санкций СБ ООН.

В мировой экономике и политике происходит изменение роли G208, G89, Китая10 и Азии в целом11, а также МВФ12 и других основных инструментов внешней политики США. Усиление КНР, который по объему ВВП уже вышел на третье место, способствует, по мнению Стельцера И.13, Бжезинского З.14, Бергстена Ф.15, формированию конфигурации G2 (США+Китай)16, которая должна прийти на смену американскому доминированию. В то же время влияние G20 и новых международных институтов, включающих развивающиеся страны (в т. ч. БРИК17), роль которых в мировой экономике и политике в последнее время растет, представляется не до конца очевидным.18 В западном экспертном сообществе все большую популярность приобретает концепция «минилатерализма»19, в рамках которой США должны стремиться к тому, чтобы собрать за одним столом минимально возможное число государств, оказывающих наибольшее влияние на решение конкретных проблем. Между тем, и в рамках G20 США действуют достаточно активно, предлагая различные инициативы (стратегия устойчивого и сбалансированного роста20), добиваются поддержки стран-членов этой структуры.21 Происходящие изменения еще более актуализируют тему данного исследования.

Изучение внешнеполитической стратегии, целей, динамики и масштабов роста влияния США в ретроспективе дает возможность не только выявить особенности внешнеполитической деятельности США и степень участия в конфликтных ситуациях в отдельных странах и регионах, но и прогнозировать рамки возможного взаимодействия основных акторов мирового политического процесса в будущем.

Степень научной разработанности проблемы. В ходе работы над темой диссертационного исследования был изучен широкий круг источников (как российских, так и иностранных), позволяющий выделить теоретическую основу анализа рассматриваемых вопросов. Значительная часть работ была написана и опубликована после прихода к власти 43-го президента Соединенных Штатов Америки Дж. Буша-мл., что обусловлено агрессивным внешнеполитическим курсом его администрации.

Содержание понятия «империя» основано на исторически сложившихся практиках, властных отношениях и формах взаимодействия. Они определили возникновение в языке соответствующей лексической единицы. В переводе с латыни понятие «империя» означает верховную власть - концентрацию полномочий в рамках властных структур и высокую степень централизации данных полномочий.22 Это позволяет обеспечивать высокие темпы развития экономики, военной промышленности и вооруженных сил, а также страны в целом.23

Полученное превосходство вместе с идеологическим обоснованием, выдвигаемым и распространяемым элитами, обусловливает возможность экспансии.24 При этом, по мнению ряда исследователей (Каспэ С., Кара-Мурзы С., Зиновьева А.), цель идеологии состоит не только в оправдании экспансии, но и в обеспечении легитимности реализуемого политического курса - как внутри империи, так и вне ее. Внедрение идеологии и ценностей империи позволяет не только укреплять и поддерживать имперскую конструкцию, но и расширять ее25, делая более привлекательной для народов и этнических общностей, не входящих в состав империи. Некоторые авторы считают особенностью имперской идеологии её универсалистский характер, в том числе и претензии империи на доминирование в глобальном масштабе.26 На наш взгляд, имперская идеология направлена на формирование единого политического пространства, преобразование внутри империи неоднородных элементов и распространения её влияния на окружающие страны.

История показывает, что сущностной характеристикой империи является экспансия, выраженная в прямом или косвенном подчинении более слабых государств для получения доступа их ресурсам и последующей эксплуатации.27 С точки зрения Каспэ С. и Гатаговой Л., экспансия является обязательным условием генезиса империи. Другие авторы (Подвинцев Б., Цимбурский В.28, Шопар-Ле Бра, Аксютин Ю.29 и др.) также считают, что экспансия представляет собой системный признак понятия империи. Анализ работ экспертов позволяет сделать вывод о том, что экспансия способствует формированию следующих черт империи30:

  • роста неоднородности (культурной, конфессиональной, этнической и др.) с выделением доминирующего (необязательно в численном отношении) народа или этнической группы;

  • противоречия в отношениях между центром и периферией в связи с разрывом в развитии присоединяемых территорий и центра, а также перераспределением ресурсов в пользу последнего.31

Высокие издержки централизации и управления территориями, присоединенными в ходе экспансии, способствовали пересмотру методов управления зависимыми странами.32 Территориальная экспансия уступала место другим ее разновидностям, поскольку использование военной силы могло не обеспечить всех преимуществ, получаемых в результате подчинения страны или территории. Произошел переход к методам непрямого контроля, когда политически государства формально остаются независимым, а в экономике, внешней торговле, промышленности и других сферах преобладают иностранные компании.33

При анализе политического курса Соединенных Штатов Америки диссертант пришел к выводу, что это государство обладает сформулированными выше чертами. Президент страны располагает значительным объемом властных полномочий.34 На протяжении истории происходило увеличение территории не только путем уничтожения индейских племен, но и экспансии против стран континента и за его пределами.35 При этом правящие элиты выдвигали различные обоснования экспансии (доктрины Монро, Теодора Рузвельта, Вильсона, идеи Тернера, Мэхэна, и др.). Они стремились к распространению таких идеологических конструкций как «Предопределенная судьба», «Американская мечта», к навязыванию другим народам своего понимания демократии, прав человека и др.

Анализ понятия империи можно найти в работах Геродота36, Фукидида37 и Цицерона38. Позже данная проблематика рассматривалась Алигьери Д., Оккамом У., Падуанским М.39 и другими мыслителями, которые делали акцент на ее преимуществах и религиозной составляющей. Исследования Момзена Т. («История Рима»40), Гиббона Э. («История упадка и разрушения Римской империи»41), Макиавелли Н. («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»42) носят в основном исторический характер и обращают внимание на динамику развития Римской империи.

В наше время изучение феномена империи было продолжено Айзенштадтом Ш.43, Фольцем Р.44 (1960-е гг.) и другими исследователями. По мнению С. Каспэ, именно С. Айзенштадт определил направление изучения империи, анализируя данное понятие в качестве политической системы и государства.45

В российской общественно-политической мысли данная проблематика представлена работами Каспэ С.46, Гатаговой Л., Ильина М., Филиппова А., Паина Э., Бабурина С. и др.47 В целом, данные авторы считают, что империя обладает такими признаками, как экспансия, централизованный характер власти, полиэтничность, универсализм, в то же время рассматривая ее различные аспекты.48

Что касается современных зарубежных исследований по данной теме, то в последнее время наблюдается значительный рост публикаций: «Подъём и упадок британского мирового порядка и уроки для глобальной мощи»49 Фергюссона Н., «Подъем и упадок Британской империи»50 Лоуренса Дж., «Империя: Российская империя и ее соперники»51 Ливена Д., «Пути империй»52 Мотыля А., «Империи»53 Дойля М. и т. д. В большинстве из них содержится критический разбор имперской внешней политики, а сделанные выводы подчеркивают тот факт, что любая империя характеризуется объективными процессами упадка и распада, которые не могут быть полностью преодолены за счет более активной внешней политики и увеличения масштабов принуждения и насилия в рамках сферы доминирования.

В то же время историк Майер Ч. придерживается точки зрения, что политика империи далеко не всегда приводит к негативным последствиям и дает входящим в ее состав народам определенные преимущества в развитии, повышая уровень их культуры и цивилизации.54 Данную точку зрения отстаивает консервативный историк Джонсон П.55 и Люндестад Г.56. В работе Лэйна К. и Тайера Б. также выделяются положительные черты империи.57

На современном этапе международных отношений при изучении внешней политики Соединенных Штатов Америки многие исследователи, в частности, Бацевич А., Найл Ф., Игнатьефф М., Краутхаммер Ч., Бжезинский З., Айкенберри Дж., Саймс Д., Каган Р.58 и другие выделяют в ней имперские черты, обращая внимание на негативные последствия внешнеполитического курса США (Фергюссон Н.59, Хомский Н., Джонсон Ч.60, Эланд А., Зинн Г.61, Барбер Б.62, Манн М.63, Белло У.64 и др.).

Наиболее полно особенности, недостатки и отрицательные черты Соединенных Штатов Америки как империи раскрываются в работах «Американская империя»65 (Бацевич Э.), «Гегемония или выживание: претензии США на мировое доминирование»66 (Хомский Н.), «Империя без одежд: внешняя политика США без прикрас»67 (Эланд А.), «Колосс: цена Американской Империи»68 (Фергюссон Н.), «Америка как империя»69 (Гаррисон Дж.), «Империя»70 (Хардт М. и Негри А.) и т. д. В работах Арона Р.71 «Имперская республика: США и мир в 1945-1973 гг.», Уильямса У. Э. «Трагедия американской дипломатии» (1959 г.) и «Истоки современной Американской империи» (1969 г.)72 приводятся неопровержимые доказательства имперского характера политики США.

Ряд авторитетных лиц и изданий не соглашаются с утверждениями об имперском характере внешней политики США. В их числе британский журнал «Экономист», американский ученый Дж. Най, историк М. Бут, бывший президент США Дж. Буш-мл., ряд высокопоставленных лиц различных американских администраций.73

Российские исследователи внесли определенный вклад в разработку данной проблематики с исторической точки зрения, о чем свидетельствуют публикации Баталова Э. Я.74, Уткина А. И.75, Малькова В. Н.76, Иваняна Э. А.77, а также работы ИСКРАН78. Точка зрения Уткина А. близка убеждениям Фергюссона Н., Хомского Н., Эланда А. В своих исследованиях первый79 выступает с критикой сложившегося под руководством США однополярного порядка и имперских методов управления, обращая внимание на то, что курс, проводимый США, несет в себе мощный разрушительный потенциал для деятельности и стабильности существующей системы международных отношений. Работы Малькова В. и Иваняна Э. носят в большей степени исторический характер, освещая динамику расширения влияния США и их развитие как империи. В материалах ИСКРАН анализируются современные американские концепции мирового лидерства, являющиеся идеологическим основанием американской экспансии и управления функционирующим миропорядком.

  1. Кризис внешней политики США в период функционирования администрации Дж. Буша (2001-2009 гг.)

    Автореферат диссертации
    Диссертационная работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте
  2. Роль разведывательного сообщества и совета национальной безопасности в формировании и реализации внешней политики США

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «16» мая 2012 г. В 15:00 на заседании Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.001.47 при Московском государственном университете имени М.
  3. Российский вектор внешней политики США в контексте избирательного сотрудничества

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «20» мая 2010 года в «12.00» часов на заседании Диссертационного совета Д 502.006.14 при ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г.
  4. Политика США на пространстве СНГ

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2008 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д.209.001.01 в Дипломатической академии МИД России по адресу: г. Москва, Б.
  5. Советский Энциклопедический словарь так определяет слово «дипломатия»: «Официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сно

    Дипломная работа
    Советский Энциклопедический словарь так определяет слово «дипломатия»: «Официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также
  6. Сша ес россия

    Документ
  7. Сша сами подготовили почву для своего лидерства в новой политике и в новой идеологии атлантической

    Документ
    Буквально за три месяца до этой речи, во время 2-й сессии СМИД в Париже в мае 1946 года, Дж. Бирнс всячески делал вид, что еще возможно продолжение союзнического сотрудничества.
  8. Программа дисциплины Экономика и политика США для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста Автор: старший преподаватель Суслов Д. В. (email: uslov@hse ru)

    Программа дисциплины
    дисциплина читается студентам третьего курса, обучающимся по специальности «Мировая экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является специальной дисциплиной по выбору.
  9. Программа дисциплины Экономика и политика США для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра Автор: старший преподаватель Суслов Д. В. (email: uslov@hse ru)

    Программа дисциплины
    дисциплина читается студентам третьего курса, обучающимся по направлению «Экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является специальной дисциплиной по выбору.

Другие похожие документы..