Методика преподавания иностранного языка (английский язык)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Учебно-методическое объединение вузов

Республики Беларусь по гуманитарному образованию

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А.И Жук

«_____»___________2008г

Регистрационный № ТД-______/тип.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

(АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности:

1-21 05 06 Романо-германская филология

Председатель УМО ВУЗов РБ

по гуманитарному образованию

________________ В.Л. Клюня

«_____»___________2008г

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования

________________ Ю.И. Миксюк

«_____»___________2008г

Первый проректор Государственного учреждения образования Республиканский институт высшей школы»

________________ И.В.Казакова

«_____»___________2008г

Эксперт-нормоконтролер

________________ ______________

«_____»___________2008г

Минск 2008

Составители:

Н.Н.Нижнева – заведующая кафедрой английского языкознания Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

Рецензенты:

Кафедра теории и практики английского языка Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы» (заведующая кафедрой – кандидат филологических наук, доцент Л.М. Середа).

О.Л.Малышева, заведующая кафедрой английской филологии Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы», кандидат филологических наук, доцент.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой английского языкознания филологического факультета Белорусского государственного университета

(протокол № 10 от 22.05.2008);

Научно-методическим советом филологического факультета Белорусского государственного университета

(протокол № 9 от 26.05.2008);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 22.05.2008);

Научно-методическим советом по филологическим специальностям Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию

(протокол № 5 от 10.06.2008)

Ответственный за выпуск: Н.Н.Нижнева

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

    1. Цели и задачи дисциплины «Методика преподавания иностранных языков (английский язык)»

    2. Требования к знаниям и умениям

    3. Примерное распределение учебных часов по видам занятий

    4. Методы (технологии) обучения

Примерный тематический план

Содержание учебного материала дисциплины

Информационно-методическая часть

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая учебная программа «Методика преподавания иностранных языков (английский язык)» для высших учебных заведений по специальности 1-21 05 06 Романо-германская филология (английский язык и литература) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Образовательный стандарт Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-21 05 06 Романо-германская филология (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02.05.2008г.);

  • Типовой учебный план специальности 1-21 05 06 Романо-германская филология (утвержден 15.05.2008, регистрационный № Д 21-009/тип.);

  • Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени образования (утверждено Министерством образования Республики Беларусь от 28.12.2007 г.).

Основными отличительными особенностями программы являются: реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов, современная концепция организации самостоятельной работы студентов, акцент на формирование креативной личности на основе использования инновационных технологий обучения.

1.1 Цели и задачи дисциплины

Курс методики обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе преследует цель: создать у студентов широкую теоретическую базу, включающую кроме методических знаний также знания из смежных с методикой наук психолого-педагогического и филологического циклов, и на этой основе сформировать представление о специфике содержания и структуры педагогической деятельности учителя иностранного языка.

Задачи курса:

1. Познакомить студентов с наиболее известными методическими направлениями, системами и методами, формами и средствами, новейшими технологиями обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной методике.

2. Сформировать у них основы умений творчески применять свои знания на практике в процессе решения учебных, воспитательных и образовательных задач на уроке с учетом конкретных условий.

3. На базе теоретических знаний развивать у студентов профессиональное методическое мышление, помогающее им, используя действующие учебники, учебные пособия, наглядные и технические средства обучения, успешно справляться с решением методических задач в различных педагогических ситуациях.

4. Сформировать у будущих учителей профессионально корректное и целесообразное отношение к учащимся и их учебной деятельности с учетом специфики предмета «иностранный язык», а также навыки и умения педагогического общения на уроке, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.

Программа предусматривает тесную связь теоретического курса методики с практикой. В лекционном курсе и на практических занятиях студенты знакомятся как с уже устоявшимися теоретическими положениями в отечественной и зарубежной методике, так и с новыми, иногда дискуссионными идеями. На практических занятиях в процессе просмотра видеофрагментов уроков, решения учебно-методических задач, разработки планов уроков, микропреподавания, участия в учебно-методических играх они овладевают основами профессионально-методических умений, обеспечивающих реализацию педагогических функций учителя иностранного языка. Изучение истории методики способствует пониманию студентами становления и эволюции методических направлений на различных этапах ее развития, выявляет их связь и преемственность, а также возможности их применения в современных условиях.

1.2 Требования к знаниям и умениям

Основные знания, усваиваемые студентами в процессе курса методики преподавания иностранных языков:

  • базовые понятия методики преподавания иностранных языков;

  • содержание и структура системы обучения иностранным языкам (цели изадачи обучения, подходы к обучению языку, принципы, методы, средства, организационные формы обучения);

  • основы, система и этапы развития методов обучения иностранным языкам;

  • основные понятия смежных наук и пути их применения для обучения иностранным языкам;

  • система упражнений;

  • методы, приемы и способы обучения произношению, лексике, грамматике, устной речи, чтению и письму;

  • функции, формы, виды, средства и объекты контроля в обучении иностранному языку;

  • лингвострановедческий аспект преподавания иностранного языка;

  • новые технологии.

Основные умения, формируемые у студентов:

  • давать анализ существующих методов обучения, в том числе современных, основанных на работе с компьютером, CD-ROM, Интернетом;

  • практически применять приемы и методы обучения иностранному языку;

  • готовить учебные материалы для занятий с учетом этапа и профиля обу­чения;

  • анализировать и оценивать индивидуально-психологические особенно­сти учащихся и уровень их владения иностранным языком;

  • осуществлять экспертную оценку современным учебникам и учебным пособиям по иностранным языкам;

  • анализировать собственную педагогическую деятельность и деятель­ность коллег;

  • видеть отличие функций учителя при проведении уроков различных типов;

  • организовывать самостоятельную работу и использовать различные приемы.

1.3 Примерное распределение учебных часов по видам занятий

На изучение учебной дисциплины отводится 50 часов, в том числе 34 аудиторных часа, из них на лекции -20 часов, на практические занятия – 16 часов.

Курс методики преподавания иностранного языка состоит из трех частей:

1. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в историческом освещении и на современном этапе.

2. Обучение языковому материалу и видам речевой деятельности.

3. Организация и планирование обязательного и факультативного курсов на разных этапах обучения, а также внеурочной работы на иностранном языке.

Тематика занятий объединена в модули, каждый из которых завершается учебно-методической игрой и выполнением студентами теста с целью контроля промежуточного уровня их методических знаний и умений. Учебно-методическая игра направлена на систематизацию методических знаний, совершенствование навыков, планирования и проведения занятий по иностранному языку.

Принципами модульного обучения для курса подготовки преподавателей иностранного языка являются:

  • Принцип интеграции и дифференциации.

  • Принцип автономности обучения и равной ответственности.

  • Принцип гибкости, динамичности, нелинейности.

  • Принцип рефлексивной деятельности и междисциплинарности.

  • Принцип учета родного языка.

  • Принцип модульности структурного содержания.

  • Принцип коммуникативной направленности.

Программа предусматривает также контролируемую самостоятельную работу. Самостоятельная работа студентов над отдельными темами и первоисточниками предполагает изучение литературы по данной теме; составление плана темы, определение основных научных понятий и соответствующих им терминов, основных проблем данной темы и путей их решения, подготовку реферата по теме и подбор иллюстративных материалов, а также разработку собственных методических материалов для конкретизации изложенных теоретических положений.

1.4 Методы (технологии) обучения

В основу преподавания дисциплины положен подход к отбору методов обучения, согласно которому основным критерием успешности новых образовательных технологий является обучение студентов умственной самостоятельности, что предполагает формирование:

критического мышления,

инициативности,

умения видеть проблему,

умения задавать вопросы,

умения перерабатывать информацию, разрешать проблемные ситуации,

эрудированности,

умения прогнозировать,

творческого мышления.

Чтение курса обеспечивает внедрение системы управления качеством обучения за счет:

  • создания методических материалов нового поколения, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью студентов;

  • реализации новой парадигмы образования ("вопрос студента – ответ преподавателя", "я учусь" вместо "меня учат").

Методические рекомендации по организации занятий

Профессионально-методическая подготовка студентов по дисциплине «Методика преподавания иностранных языков» осуществляется в рамках лекционного курса, семинарских занятий, педагогической практики и самостоятельной работы.

Лекции имеют своей целью:

помочь студентам овладеть суммой знаний, составляющих основу со­держания курса, научить их анализировать и оценивать существующие кон­цепции обучения и применять в практической деятельности;

сформировать у студентов педагогическое мышление и способность применять различные системы обучения в разных условиях преподавания языка;

познакомить студентов с современными методами исследований;

сформировать целостное представление о характере и специфике профессиональной деятельности учителя иностранного языка;

выработать у студентов потребность и готовность совершенствовать свое педагогическое мастерство, умение самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.

Лекционный курс строится на принципах личностно-ориентированного обучения и анализе существующих концепций и опыта обучения языку. В этих целях предусматривается обсуждение проблемных ситуаций обучения.

При изучении дисциплины наряду с классической лекцией могут использоваться:

  • - монолекция представляет собой начитывание материала;

  • - лекция по принципу обратной связи сочетает объяснение с активным привлечением студентов;

  • - комбинированная лекция - чтение с демонстрацией опытого, иллюстративного, аудио- и видео- материала;

  • - многоцелевая лекция основана на комплексном взаимодействии отдельных элементов: подаче материала, его закреплении, применении, повторении и контроле;

  • - лекционный обзор материала по тематическому циклу имеет итогово-обобщающий характер;

  • - проблемная лекция - апробация многовариантных подходов к решению представленной проблемы, активизирует личный поиск студентов.

  1. Коллекция мультимедийных изданий (1)

    Лекция
    Коллекция мультимедийных изданий электронного читального зала : в 2 ч. Ч. 2. Общественные и гуманитарные науки : аннотированный библиографический указатель / сост.
  2. Коллекция мультимедийных изданий (2)

    Лекция
    Обществознание. 9-11 классы [Электронный ресурс]. - М. : Новый Диск : Новая школа, 2006. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Экспресс-подготовка к экзамену).
  3. Программа гоу средней общеобразовательной школы №369 на 2010-2011 учебный год Москва 2010

    Программа
    Современная социальная и экономическая ситуация в Москве, как и во всей России, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабильность правовых
  4. С. С. Семенова Главный редактор (2)

    Научно-методический журнал
    Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия управления по Дальневосточному федеральному округу
  5. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  6. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей иностранных языков отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего
  7. Теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  8. Н. В. Барышников Настоящий сборник научных трудов посвящен

    Документ
    В него вошли статьи преподавателей, докторантов, аспирантов и соискателей кафедры, тематика которых отражает широкий диапазон научных интересов современной методической школы ПГЛУ.
  9. «Научно-популярная литература как объект функциональной стилистики и лингводидактики» защищена в 2000 г в Мгу, на факультете иностранных языков. С 1992г работает на факультете иностранных языков мгу. Ведет занятия по английскому языку, грамматике английского языка, а также читает курс лекций в цикл

    Литература
    Доктор филологических наук, профессор, зам.декана факультета по информационно-образовательным технологиям, зав.лабораторией дистанционного образования факультета иностранных языков и регионоведения МГУ, руководитель Центра дистанционного образования.
  10. В. С. Безрукова Основы духовной культуры

    Документ
    О замысле. Этот словарь, без преувеличения, делало время. Для него нужны были свобода и переустройство собственного миропонимания. И то, и другое происходило в десять последних нелегких лет, на подходе к новому тысячелетию.

Другие похожие документы..