Мониторинг прав человека в российской федерации в 2007 году

МОНИТОРИНГ ПРАВ ЧЕЛоВЕКА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в 2007 году

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

2008

оглавление

ВВедение_______________________________________________________________3

Раздел 1_________________________________________________________________6

Раздел 2________________________________________________________________11

раздел 3 ________________________________________________________________15

раздел 4________________________________________________________________20

раздел 5 ________________________________________________________________24

раздел 6 ________________________________________________________________нет

раздел 7________________________________________________________________29

Доклад о положении с правами человека

в Белгородской области в 2007 году

ВВЕДЕНИЕ

Составитель доклада

  • Составителем настоящего доклада является Шебекинская местная общественная организация «Гражданское согласие» (далее ШМОО «Гражданское согласие»).

  • Адрес: 309 259,Белгородская область, г.Шебекино, Железнодорожная 3/5.

  • Основное направление деятельности ШМОО «Гражданское согласие» - защита прав человека через ежегодный мониторинг, работу общественной приемной и просвещение граждан в области прав человека. Цель деятельности организации - в формировании механизма защиты граждан от произвола властей.

  • ШМОО «Гражданское согласие» создана в 2000 году, зарегистрирована 4 декабря 2002 года в Управлении Минюста РФ по Белгородской области. Регистрационное свидетельство №2843.

  • Татьяна Александровна Щеглова – председатель Совета ШМОО «Гражданское согласие».

Краткая характеристика субъекта Российской Федерации

В состав Белгородской области входят 22 района, 6 городов областного подчинения (Белгород, Алексеевка, Валуйки, Старый Оскол, Губкин, Шебекино) и 3 города районного подчинения (Грайворон, Новый Оскол, Короча), 21 поселок городского типа, 1592 сельских населенных пункта, 333 сельских округа. Административный центр – город Белгород с населением 342 тыс. человек, расположен в 695 км к югу от Москвы.

Население области составляет 1,5 млн. человек (на 4 ноября 2000 года), в том числе городского - 65,9 %, сельского - 34,1 % . Плотность населения - 55,3 человека на 1 кв. км.

Средний возраст составляет 38,5 года, в том числе мужчин - 35,6, женщин - 41 год. Численность экономически активного населения - 46%. Область однонациональна: 93% - русские, 5% - украинцы, 0,4% - белорусы. Область занимает по территории 71 место, по численности и плотности населения соответственно 35 и 15 места среди субъектов Федерации России.

За последние годы Белгородская область имеет высокие показатели в развитии экономики, строительстве, благоустройстве городов и других населенных пунктов, в решении социальных вопросов. Белгородская область добывает 40 % от объемов России железной руды. Горнорудные и обрабатывающие предприятия имеют показатели роста соответственно 143 и 147 процентов. ( По итогам 9-ти месяцев). В результате наполнения консолидированного бюджета области в 2007 году (Данные за 8 месяцев) составляет рост 51 % к 2006 году. На 2008 год планируется доходная часть консолидированного бюджета области в размере 49 500 миллионов рублей с ростом 22, 8 % к 2007 году.

В то же время жители Белгородской области имеют показатели уровня жизни несколько ниже, чем в среднем по России и ЦФО.

Прожиточный минимум по Белгородской области за 4 квартал 2007 года установлен в размере 3306 рублей, для трудоспособного населения – 3558, для пенсионеров – 2632, детей – 3290 рублей.1

По данным Белгородстата Белгородская область занимает второе место в Центральном федеральном округе по уровню среднемесячной заработной плате за одиннадцать месяцев 2007 года. Первое место – занимает Липецкая область.

Законодательный орган - Белгородская областная Дума. Работает с октября 2005 года. Председатель областной Думы – А. Я Зеликов.

Областная Дума состоит из 35 депутатов. 17 из них избраны по одномандатным округам, 18 – по общеобластному избирательному округу.

Глава исполнительной власти ( губернатор) – Е.С. Савченко.

Политическая ориентация избирателей – проправительственная. Это подтвердили и выборы в Государственную думу в декабре 2007 года.

Общая характеристика ситуации с правами человека

О ситуации с правами человека в Белгородской области можно судить (в том числе) и по сообщениям работников областной прокуратуры. К примеру, прокурор Белгородской области В.П. Волков проинформировал жителей региона о том, что всего в области в 2007 году было выявлено 15 тысяч нарушений законов, из них около 6 тысяч в сфере соблюдения прав и свобод граждан. Это права работников предприятий на вознаграждение за труд, жилищные, социальные права жителей области. Более 1, 5 тысячи выявлено нарушений законодательства о правах и интересах несовершеннолетних.2

Нарушениемправ граждан являются и не опубликованные нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина», как того требует Конституция РФ. Такие нормативные правовые акты не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Однако на деле происходит обратное. В установленном порядке не были опубликованы ряд нормативно-правовых актов в Краснояружском районе, г.Алексеевка и Алексеевском районе, Шебекинском районе.

Имели место случаи, связанные с коррупцией. По сообщению пресс-службы прокуратуры Белгородской области правоохранительными органами только в первом квартале 2007 года было возбуждено 41 уголовное дело о преступлениях коррупционной направленности (за аналогичный период 2006 года – 25). Их них по ст. 290 УК РФ (получении взятки ) – 14 дел, по ст. 291 УК РФ (дача взятки) – 5 дел, по ст. 285 УК РФ ( злоупотребление служебными полномочиями) - 7 дел, ст. 229 УК РФ ( служебный подлог - 14 и др.3

Повсеместно нарушается земельное законодательство органами государственной власти и местного самоуправления.

В частности, по результатам прокурорской проверки установлено, что в Корочанском и Белгородском районах в нарушение статьи 34 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления не приняты нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

В ходе проверки установлены многочисленные нарушения, связанные с несоблюдением порядка предоставления земельных участков. Наиболее характерными из них являются:

предоставление земельного участка неуполномоченным органом (указанные нарушения были установлены в Новооскольском, Валуйском районах, отсутствие публикаций в средствах массовой информации, определенных органами местного самоуправления, о предполагаемом предоставлении земельных участков (нарушения указанного характера выявлены прокурорами Новооскольского, Шебекинского, Прохоровского, Ракитянского районов, в связи с чем, были опротестованы незаконные постановления глав администраций).

Выявлены нарушения земельного законодательства при предоставлении земельных участков для жилищного строительства. Прокуратурой Корочанского района было установлено, что на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве собственности ЗАО «Корочанский плодопитомник», производилась добыча песка. При этом перевод участка в другую категорию не был осуществлен. Кроме того, проведена проверка в порядке ст. 144-145 УПК РФ, по результатам которой возбуждено уголовное дело по ст. 171 УК РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).4

Как и в прошлые годы, не решена проблема, связанная с задолженностью по выплате заработной платы. 70% предприятий-должников области относятся к сфере сельского хозяйства.

Существует и задолженность по страховым взносам. На 1 августа этого года она составляла 292,1 млн. рублей. Наибольшую долю в общей сумме по области составляют опять-таки предприятия агропромышленного комплекса.

Общая характеристика региональной нормативной базы

Нормативная база Белгородской области в большинстве своем соответствует федеральному законодательству. Вместе с тем, имеются случаи, когда принимаемые Законы, издаваемые Постановления и Распоряжения вступают в противоречие как с федеральным законодательством, так и Конституцией РФ.

Так, Закон Белгородской области «О внесении изменений в ст. 2 закона Белгородской области «Об оплате труда работников бюджетных учреждений Белгородской области», принятый Белгородской областной Думой в июне 2007 года противоречит ФЗ от 20 апреля 2007 года «О внесении изменений в федеральный закон «О минимальном размере отплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации. Согласно ст. 1 ФЗ «О внесении изменений….» с 1 сентября 2007 года устанавливается минимальный размер оплаты труда в сумме не менее 2300 рублей в месяц. Областной же закон предусматривает тарифные ставки (оклады) в частности для первого разряда всего 1404 рубля, для второго разряда – 1462 рубля и т.д.

В противоречие с Конституцией РФ вступает Закон, принятый Белгородской областной Думой еще в 2006 году «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области». Он предусматривающий введение в школах предмета «Основы православной культуры». В 2007 году депутаты от КПРФ продолжили начатую работу по отмене данного Закона.

Закон был принят с нарушением регламента областной Думы (отсутствовало заключение областной прокуратуры на законопроект; отсутствовало заключение правового отдела областной Думы; принимался Закон со слов докладчика, а депутаты предварительно не были ознакомлены с законопроектом).

Принятый закон противоречит Конституции РФ и по другим причинам. Прежде всего, потому, что церковь в Российской Федерации отделена от государства. Различные конфессии имеют право проводить в школах лишь факультативные занятия, но не более того. Во-вторых, данный закон нарушает права представителей других конфессий.

В течение нескольких лет в области применялся Социальный кодекс, принятый депутатами областной Думы. В 2007 году Верховный суд РФ обязал привести в соответствие с Федеральным законодательством Социальный Кодекс Белгородской области, который установил ограничения на льготу определенной категории граждан.5

Длительное время в регионе действовало Постановление правительства Белгородской области (от 16.02 2005 г № 249 –пп) в котором ставился вопрос об отмене положения о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг.

Лишь в августе 2007 года по инициативе общественного движения прав ветеранов г.Белгорода областная прокуратура принесла протест на незаконное положение.

В суде находится заявление жителей г.Шебекино о признании акта органа местного самоуправления противоречащего закону. Речь идет о незаконном решении земского собрания Масловопристанского сельского поселения №11 от 28 апреля 2007 года «О формировании представительного органа муниципального района». Данное решение противоречит ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» по нескольким основаниям – нарушены сроки формирования представительного органа муниципальной власти, сроки опубликования, а также потому, что сама инициатива не была поддержана некоторыми земскими собраниями Шебекинского района, как того требует Закон.

РАЗДЕЛ 1. УВАЖЕНИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Свобода от рабства, запрет на принудительный и подневольный труд

В течение многих лет журналист И.А. Андрианов в областных и российских СМИ поднимал тему о массовых нарушениях Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в Белгородской области. Среди прочих нарушений – имеются факты невыплаты заработной платы больным, содержащимся в интернатах т работающим там. По данной проблеме в прокуратуру направлены соответствующие письма.6

  1. Мониторинг прав человека в российской федерации в 2009 году

    Документ
    ПРИ составлении доклада использовались публикации в средствах массовой информации, свидетельства граждан, СООБЩЕНИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПРОКУРАТУРЫ ОБЛАСТИ, ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
  2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  4. Доклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2007 году

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (2)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (3)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  8. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  9. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального

Другие похожие документы..