«применение информационных технологий в деятельности таможенных органов»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»

Магистрант
кафедры таможенного дела
Шилкина Екатерина Владимировна

Руководители:

к.и.н. доцент кафедры таможенного дела

Острога Виктор Александрович,

ст. преподаватель

Громко Николай Иванович

Минск — 2009 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 4

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ» 5

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ 8

ГЛАВА 2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЕАИС В ТАМОЖЕНЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 10

ГЛАВА 3 СРЕДСТВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕАИС 14

ГЛАВА 4 ПРОБЛЕМА УНИФИКАЦИИ ЕАИС ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: СОЗДАНИЕ ЕАИС СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ 24

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ 26

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 27

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW 30

ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 31

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОСНОВАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 32

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 36

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ

АРМ — автоматизированное рабочее место

АСОИР — Автоматизированная система обмена информационными ресурсами

ВЭД — внешнеэкономическая деятельность

ВИТС — ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть

ГКПВ — Государственный комитет пограничных войск

ГТД — грузовая таможенная декларация

ГТК — Государственный таможенный комитет

ЕАИС — единая автоматизированная информационная система

ИВЦ — Информационно-вычислительный центр

ИТТ — информационные таможенные технологии

ЛВС — локальная вычислительная сеть

МЦТ — Минская центральная таможня

ПТО — пункт таможенного оформления

ППТО — пограничный пункт таможенного оформления

РФ — Российская Федерация

СНГ — Содружество Независимых Государств

ТКСГ — Таможенный комитет Союзного государства

ФТС — Федеральная таможенная служба (Российской Федерации)

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

ВВЕДЕНИЕ

Таможенная система является неотъемлемой частью, а часто и ключевым элементом мировой торговли. Изменения в стратегических тенденциях, происходящие в мировых, региональных и национальных социально-экономических системах, отражаются на ходе развития и изменения управления в таможенной деятельности.

Перед таможенными органами всего мира стоит задача всемерного содействия развитию торговли и ВЭД при одновременном сохранении и повышении результативности таможенного контроля. Как показывает мировая практика, данная двойственная задача не может быть эффективно решена без максимального использования современных таможенных технологий, необходимость применения которых обусловлена быстрым увеличением объема международного товарооборота, усложнением его структуры, ограниченностью кадровых ресурсов таможенных органов и желанием всех участников ВЭД свести к минимуму потери времени и материальных средств в ходе таможенного контроля.

В таких условиях требуется адекватная реакция таможенной системы, предусматривающая упрощение и ускорение таможенного оформления товаров. Вместе с тем, упрощение таможенных процедур и особенно сокращение времени, затрачиваемого на основные таможенные операции, предполагают, с одной стороны, внедрение автоматизированных информационных систем, а, с другой стороны, построения системы управления рисками таможенного инспектирования и таможенного постаудита.

Переход на новый виток развития таможенной системы немыслим без адекватного развития информационного обеспечения управления этими системами. Электронному бизнесу, электронной торговле и электронным внешнеторговым документам должна соответствовать информационно-компьютерная таможенная служба. Внедрение автоматизированных информационных систем, обеспечивающих поддержку процессов обработки таможенных документов, является наиболее действенной мерой, позволяющей формализовать и стандартизировать многие ролевые функции, тем самым сузив возможность таможенных служащих субъективно принимать неверные или неправомерные решения, будучи проверяемыми в режиме реального времени со стороны вышестоящей таможенной администрации [1; с. 16].

Главной тенденцией в современных информационных таможенных технологиях является целевая направленность информации соответствующему потребителю, что, во-первых, обеспечивает информационную поддержку принятия решений и позволяет упреждать негативные последствия, а во-вторых, предусматривает быстрое элек­тронное взаимодействие декларанта (клиента) с таможенным органом в части передачи декларации, а также предварительной сервисной проверки электронного вида декларации [1; с. 68]. Такого рода взаимодействие позволяет повысить качество представляемых в таможенные органы документов.

Для эффективной работы таможни необходима информация разного вида, чтобы ускорить процесс таможенного оформления ГТД и существенно повысить качество обработки, в том числе: общего спра­вочного характера; нормативно-законодательная; сведения об оперативно-операционной работе на рабочих местах; специальная для административного контроля и принятия управленческих решений. Последняя является продуктом высоких информационных технологий и отличается сложностью и большим объемом аналитической таможенной деятельности.

Эта информация является результатом интеллектуального анализа данных низшего уровня и решения задач высшего уровня сложности, венчающих общую информационную пирамиду [1; с. 68].

С помощью автоматизированного анализа потоков информации значительно облегчается осуществление таможенного контроля, кроме того, результаты анализа служат для повышения оперативности в принятии решений и для пополнения баз данных. Важнейшей перспективной задачей для совершенствования управления новыми таможенными технологиями является построение информационных систем управления, основа которых — регулярная оперативная и без­бумажная технология обмена информацией по таможенной деятель­ности, включая обмен со сторонними организациями. На этой основе строится вся иерархическая пирамида нормативно-справочной ин­формации, позволяющая централизованно, на уровне ГТК или таможен республики, изменять в режиме реального времени данные по основным параметрам и критериям таможенно-тарифного, нетарифного регу­лирования и экспортного контроля. Информационно-справочная под­система должна иметь возможность управлять процессом рассылки таможенных нормативных актов и контролировать их исполнение, а также своевременно информировать сотрудников таможенных орга­нов об изменениях в законодательстве.

Потребность в единообразии применения таможенного законодательства является, на наш взгляд, одним из самых важных факторов автоматизации таможенных операций. В данном контексте информационные таможенные технологии, являясь продуктом, построенном на строгом соблюдении правил, заложенных в таможенном законодательстве, обеспечивают единообразный подход и применение правил и требований к оценке каждой внешнеэкономической сделки.

Для многих стран, в том числе и для Республики Беларусь, таможенные платежи являются одной из важнейших статей дохода национального бюджета. Естественно, гарантировать полноту сбора таможенных платежей можно только в условиях наличия автоматизированной системы сбора, учета и контроля уплаты таможенных платежей, так как в современной ситуации ручная обработка данных практически невозможна.

Важным аспектом работы пограничных пунктов пропуска является согласование состава и последовательности выполнения контрольных операций. В основу работы системы следует положить принцип сквозного контроля, в котором задействованы все государственные контрольные органы, представленные на пункте пропуска.

На государственном уровне накапливаемые в автоматизированной информационной системе таможенных органов данные о внешней торговле (и не только республики, но и о транзите через территорию республики) являются источником информации для анализа и прогнозирования. Практически невозможно было бы вручную обработать в каком-либо министерстве или ведомстве сотни тысяч деклараций для составления элементарнейшего отчета. Данные, накапливаемые в информационной системе таможенных органов Республики Беларусь, в настоящее время являются источником данных для статистики внешней торговли Республики Беларусь, составления торгового баланса республики и т. д. [2; с. 336].

Описывая все преимущества внедрения информационных технологий в деятельность таможни, нельзя забывать самое главное: информационная система таможенных органов должна обеспечивать качество этих данных — полноту, достоверность и актуальность.

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

Проблема эффективного информационного обеспечения таможенного дела начала проявлять себя на территории постсоветских стран сравнительно недавно (с начала 90-х годов 20 века). Поэтому до настоящего времени отсутствуют литературные источники и научные работы, в которых бы проводилось комплексное освещение данного феномена, его места в процессе модернизации таможенного дела государства.

Касаясь освещенности темы в учебной и научной литературе, необходимо отметить фундаментальный труд российских исследователей А. Д. Ершова и П. С. Копаневой «Информационное обеспечение управления в таможенной системе» [1], который послужил источником общих концептуальных положений об использовании ИТТ и построении Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов.

Информационным технологиям в деятельности таможенных органов посвящена глава 7 учебника «Основы таможенного дела» [2] под редакцией А. Н. Сиротского, что стало значительной опорой как в исследовании общих вопросов информационного обеспечения таможенной системы, так и практики применения ИТТ в Республике Беларусь. При изучении опыта применения ИТТ в Европейском Союзе основным источником послужила монография В. Мацкевича «Европейский таможенный транзит» [3].

Затрагивается тема ИТТ и в периодических изданиях: отечественной и зарубежной практике внедрения электронного декларирования в деятельность таможенных органов посвящаются статьи белорусского журнала «Таможня и ВЭД» [4, 5], российского «Таможня» [6, 7]. Следует отметить также журналы по компьютерной тематике, такие как “PC Week”, “IT-Daily”, где существенное внимание уделяется техническим аспектам исследуемого объекта, а также развитию информационного обмена как между государственными органами и субъектами хозяйствования, так и на международном уровне. Важную роль в поиске информации по разрабатываемой теме сыграла сеть Интернет, где в электронном виде представлены многие периодические издания и предоставляется возможность получать самые современные данные о развитии сферы ИТТ.

Среди нормативно-правовых актов, затрагивающих проблематику информационного обеспечения таможенной системы, следует отметить постановления Совета министров Союзного государства, утвердившие программы создания Единой автоматизированной информационной системы Союзного государства и первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (ППТО) на территории Республики Беларусь, а также постановления Совета Министров Республики Беларусь, вводящие в действие программы информатизации, развития приграничной инфраструктуры, интегрированной телекоммуникационной сети. Информация как объект права представлена в законе Республики Беларусь «Об информатизации» [8], юридическую основу перехода на электронный документооборот являет собой закон «Об электронном документе». Нормативными источниками стали приказы Государственного таможенного комитета (ГТК) Республики Беларусь «Об утверждении Концепции создания Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Республики Беларусь», «О внедрении АИС “ДОКА” в промышленную эксплуатацию», «Об организации антивирусной защиты».

Недостаточная изученность исследуемого вопроса и возросшая практическая необходимость его научного обоснования подтверждают актуальность проводимого исследования.

  1. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года москва

    Реферат
    Настоящая Концепция разработана Минсвязи России совместно с Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минобразования России, ФСБ России, ФСО России, Росархивом, РАСУ, Гостехкомиссией России и Госстандартом России с участием Российской
  2. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года

    Документ
    2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.
  3. «Применение информационных технологий при осуществлении процедуры таможенного оформления»

    Реферат
    В наше время человечество переживает научно-техническую революцию, в качестве материальной основы которой служит электронно-вычислительная техника. На базе этой техники появляется новый вид технологий – информационные.
  4. «Проблемы применения информационных технологий в гражданском судопроизводстве и адвокатской деятельности»

    Реферат
    В исследовательской и практической деятельности юриста все большее место занимают компьютерные системы, функциональные возможности которых постоянно расширяются.
  5. «применение ит при взаимодействии таможенных органов с резидентами сэз» (1)

    Реферат
    В целях создания благоприятных условий субъектам хозяйствования, совершенствования процедур таможенного оформления, повышение эффективности таможенного контроля и оперативного управления деятельностью таможенных органов необходимо
  6. «применение ит при взаимодействии таможенных органов с резидентами сэз» (2)

    Реферат
    В целях создания благоприятных условий субъектам хозяйствования, совершенствования процедур таможенного оформления, повышение эффективности таможенного контроля и оперативного управления деятельностью таможенных органов необходимо
  7. «Таможенный контроль и административно-правовые основы деятельности таможенных органов»

    Рабочая программа
    Целью второй производственной практики «Таможенный контроль и административно-правовые основы деятельности таможенных органов» является приобретение студентами профессиональных знаний и умений, практического опыта, закрепление, систематизация
  8. «применение информационных технологий в банковской системе»

    Реферат
    В настоящее время происходит совершенно новое качество развития как экономики в целом, так и банковского сектора. Следует отметить важность внедрения в практику управления банков процессных подходов, ведь именно используя процессное
  9. «применение информационных технологий в банковской деятельности»

    Реферат
    В настоящее время происходит совершенно новое качество развития как экономики в целом, так и банковского сектора. Следует отметить важность внедрения в практику управления банков процессных подходов, ведь именно используя процессное

Другие похожие документы..