Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» включает в себя: Рабочую учебную программу дисциплины

Автор - составитель:

Климов Иван Андреевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры «Философия, социология и история»

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» включает в себя:

  • Рабочую учебную программу дисциплины.

  • Методические указания для студентов.

  • Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

  • Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс "Философия" является общетеоретической дисциплиной в блоке социально-гуманитарных дисциплин для студентов нефилософских специальностей и общеобязательным предметом для студентов всех специальностей РОАТа. В современных условиях специалист любой профессии, в том числе и инженер, менеджер, экономист, эколог и т.д. должен уметь мыслить самостоятельно и творчески, ориентироваться в огромном потоке научной, технической, социально-политической информации.

Основные цели преподавания данного курса:

- усвоение студентами основ развития ведущих философских систем древнего мира и современности, понимание преемственности основных философских проблем;

- помощь в формировании новой, отвечающей современным требованиям, картины мира;

- расширение представлений студентов о бытии, природе, обществе и человеке;

- развитие творческого мышления, свободы самовыражения, навыков ведения дискуссий и диспутов.

Задачи курса:

- посредством изучения философских систем древнего мира и современности раскрыть богатство философского наследия;

- познакомить студентов с основными философскими проблемами, категориями и понятиями;

- заложить основы взгляда на мир, отвечающего современным достижениям науки;

- посредством обращения к судьбам великих философов направить силу и энергию учащихся на развитие в себе гармоничных, высококультурных и творческих личностей.

Программа курса предусматривает выделение определенного количества времени на продуктивную самостоятельную работу студентов. В связи с этим, в методических указаниях помещен расширенный список учебной, научной и справочной литературы. Большой объем научной и учебно-методической литературы, опубликованной за последнее время, нередко затрудняет поиск нужной информации. В качестве ориентира в методических указаниях студентам предлагаются основные философские термины и понятия, чье содержание «устоялось» в рамках изучаемой дисциплины.

Философия изучается студентами в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования, учебной программой, используя разработанные на кафедре задания, методические советы и рекомендации к семинарским занятиям, имеющиеся в библиотеке учебники и учебные пособия по дисциплине. Основными видами занятий являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов.

На семинарских занятиях по философии студенты участвуют в обсуждении учебных вопросов, готовят материал и выступают с докладами, реферативными сообщениями, анализом монографий, научных статей. В течение курса проводится тестирование, решаются практические задачи и упражнения. В качестве промежуточной оценки полученных знаний проводится зачет, а по завершении изучения дисциплины сдается экзамен.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины специалист должен:

- иметь представление о предмете и структуре философии, ее роли в истории человеческой культуры, соотношении философии и науки, философии и религии;

- знать основные этапы развития философской мысли, учения выдающихся философов античности, европейского средневековья, нового времени, современной западной философии и русской философской традиции;

- знать научные, философские, религиозные картины мироздания, многообразие форм познания, соотношение рационального и иррационального, роль практики в познании;

- знать соотношение духовного и телесного, биологического и социального в человеке, сущность и смысл жизни человека, его отношение к природе и обществу, движущие силы и закономерности исторического развития, место человека в истории;

- понимать сущность познания, роль и значение мышления в научном познании, основные формы знания, связь мышления с языком, и роль последнего в мыслительных процедурах.

- иметь представление о глобальных проблемах современности и о возможных сценариях общественного развития и взаимодействия цивилизаций.

- знать и уметь применять основные философские понятия и категории.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Для всех специальностей по заочной форме обучения.

Вид учебной работы

Количество часов

Заочная

№№ семестра

3

Аудиторные занятия:

20

Лекции

12

Практические и семинарские занятия

8

Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа

100

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

120

Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров

Экзамен

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы.

Название разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Самосто-ятельная

работа

Аудиторные занятия, в т.ч.

Лекции

практические занятия

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

12

2

10

2. Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории

12

2

10

3. Природа как предмет философского осмысления. Современные глобальные экологические проблемы

12

2

10

4. Общество как саморазвивающаяся система

12

2

10

5. Проблема человека в философии

12

2

10

6. Проблема сознания в философии. Познание. Научное познание

12

2

10

7. Диалектика как научная система

12

2

10

8. Человек, личность, общество

12

2

10

9. Научно-технический прогресс и железнодорожный транспорт

12

2

10

10. Глобальные проблемы современности

12

2

10

ИТОГО:

120

12

8

100

  1. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: к п. н., доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    История педагогики и образования как область научного знания. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций.
  2. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель

    Учебно-методический комплекс
    Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.
  3. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: к п. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта. Стили взаимодействия.
  4. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: к пед н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причины введения курса «Этнопедагогика» заключаются в том, что для успешного ведения учебно-воспитательной работы в условиях многонациональной республики необходим учет национальной психологии, местных условий, следует уделять внимание
  5. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: к пед н., доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности.
  6. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Психология здоровья сейчас только начинает развиваться. Важное и самое главное условие развития личности – это природа организма, наследие и те антропологические особенности, а также экономические условия, которые составляют почву для развития личности.
  7. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: к пед н., доцент (3)

    Учебно-методический комплекс
    Летние каникулы для учащихся – самое яркое по эмоциональной окраске время. Каникулы – это зарядка новой энергией, настроением, продолжение познания мира, время воспитания и самовоспитания, время закрепления знаний.
  8. Учебно-методический комплекс по специальности 05076 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: канд психол н. доцент

    Учебно-методический комплекс
    Сущность брака и семьи. Социализация детей в семье. Функции семьи (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, воспитательная, психотерапевтическая, сексуально-эротичексая, первичного социального контроля).
  9. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Кузминов В.

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлений подготовки (бакалавр) 080100.

Другие похожие документы..