Конкурс ученических рефератов «кругозор»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 имени Н.З. Поповичевой г. Липецка

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС УЧЕНИЧЕСКИХ РЕФЕРАТОВ

«КРУГОЗОР»

Реферат-резюме

РИМСКИЕ ГЛАДИАТОРЫ

Выполнил:

Золотухин Александр Андреевич,

4а класс

Руководитель:

Чеснокова Наталия Валентиновна,

учитель начальных классов

г. Липецк

2011

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Кто такой гладиатор? 3

Как и с какой целью устраивались бои гладиаторов? 4

Жизнь гладиатора 4

Сражение на арене 5

Знаменитые гладиаторы 5

Отношение римлян к гладиаторам 6

Исчезновение гладиаторов 7

Заключение 8

Список использованной литературы 9

Введение

История – это один из моих любимых предметов в школе. А после уроков я занимаюсь в секции «Каратэ-до». Этим видом рукопашного боя я увлекаюсь с первого класса. И вопросов у меня возникает много: когда и в каких случаях можно обороняться, а когда нападать, что делать, если тебе во время встречи сделали больно? Бывали случаи, когда неосторожное движение наносило боль и моему «противнику». Вот почему наш сенсей (тренер) обращает внимание на то, что владение навыками борьбы – это, прежде всего, оборона, а не нападение. И очень часто для сравнения он приводит в пример бои гладиаторов.

Для меня и моих друзей, с кем я занимаюсь в спортивной секции, интересно узнавать любые неизвестные исторические факты. Поэтому темой своего реферата я выбрал историю возникновения и проведения гладиаторских боёв. Изучая историю древнего мира, я хотел бы более подробно узнать о гладиаторах, какими они были и для чего устраивались знаменитые гладиаторские бои?

Целью моей работы является изучение истории возникновения и развития этого события, поиск имён великих гладиаторов Римской империи.

А узнав новое о жизни гладиаторов, об отношении горожан к их поединкам, об исчезновении гладиаторства, то я не мог не поделиться собранным материалом со своими сверстниками. Это стало заключительным этапом моей работы, результаты которой я буду представлять в гимназии на малой научно-практической конференции во время проведения недели истории.

При написании реферата я обращался к справочной и энциклопедической литературе по истории древнего Рима, использовал Интернет-ресурсы, адреса которых указаны в библиографическом списке.

Кто такой гладиатор?

В Древнем Риме были люди, которых заставляли на потехё публике сражаться друг против друга на арене. Они бились обычно мечами, а «меч» на языке римлян – «гладиус», отсюда и название этих людей – «гладиаторы» [7].

Гладиаторы были из числа военнопленных, осуждённых преступников и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более 700 лет. [1.2, 5].

В гладиаторы могли и «продавать». Бывали случаи, когда гладиаторами становились свободные люди. На такой рискованный шаг их толкала нужда. Но ни один житель древнего Рима не сказал бы, что гладиатором быть престижно. Гладиаторы проходили обучение в бойцовских школах. Туда попадали как мальчики, так и юноши, но до зрелого возраста многие из них не доживали. Для римлян, отдельный интерес представляли кровавые зрелища, программа которых с каждым годом расширялась. Часто на арене устраивались бои и с дикими зверями. Это сразу подтверждает, что в древнеримском обществе гладиаторство было массовым развлечением и зрелищем. [1.1, 4, 5].

Как и с какой целью устраивались бои гладиаторов?

Гладиаторские поединки, как оказалось, были переняты римлянами у греков и египтян. Они были похожи на жертвоприношения богу войны Марсу. Сначала гладиаторами считались военнопленные и приговоренные к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им испытать свою судьбу в поединке. В случае победы победивший боец получал наличные деньги и на них мог выкупить собственную жизнь. Были и такие смельчаки, которые отказывались от своей свободы, вступали в гладиаторы в погоне за популярностью. [1.2, 5].

Для того чтобы быть гладиатором, нужно было принять клятву. [1.1, 4]. С этого этапа воины попадали в мир, где были безжалостные законы чести. Первый закон – безмолвие. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон – полное соблюдение правил чести. Так, к примеру, воин, упавший на землю и сознающий свое поражение, должен был снять защитный шлем и подставить гортань под клинок соперника. В таких случаях зрители имели возможность давать милосердие тем воинам, которые смело боролись и нравились публике.

«Мы поступаемся живыми, дабы накормить мертвых» - так правитель Каракалла в III веке нашей эпохи определил идею гладиаторских поединков. Согласно их вере, эти жертвоприношения должны были умиротворить души погибших [1.3, 5].

Этот обычай сначала очень медленно укоренялся в жизни римлян. В то время римлянам приходилось немало воевать. А для того, чтобы отдохнуть, они любили устраивать атлетические конкурсы, конные скачки, театральные представления. Поэтому на тот момент римлян никак нельзя было назвать любителями жестоких боев, так как этого им хватало в ежедневной полувоенной жизни. [4].

В 264 году до н.э. на базаре в Риме состоялся бой 3-х пар гладиаторов. И только спустя 50 лет эти зрелища начали увеличиваться: 22 пары гладиаторов на протяжении 3-х дней развлекали публику. Эти бои были устроены в память о консуле Древнего Рима. А в 105 году до н.э. гладиаторские поединки были введены императором Юлием Цезарем в количество официальных прилюдных зрелищ [5, 8].

К концу II века до н.э. уже никого не удивляли поединки с участием не одной сотни гладиаторов… [1.2, 3].

Жизнь гладиатора

Жизнь гладиатора была короткой и полной постоянного страха и риска, без которого и сама жизнь гладиатора была бы невозможна. Судьбу каждого из них решал бой. После нескольких проведённых боев было понятно, что ожидает бойца. Или это жизнь и вознаграждение, или бесславная смерть. Но некоторые гладиаторы выигрывали бой за боем и могли побеждать даже в десяти боях подряд. Вот именно такие уникальные бойцы получали от императора свободу, а школа, которая его воспитывала, готовила пышную церемонию. На этом празднике свободному гладиатору дарили рудис – деревянный меч. А «рудийцами» называли воинов, которые получили свободу в исходе гладиаторского сражения [1.2].

Сражение на арене

Гладиатор не знал сомнений. Он жил одним днем и знал, что его судьбу решает соревнование. Большинство гладиаторов были рабами, которые получали хорошую врачебную поддержку и высококалорийную еду. Их мастерство повышали регулярные тренировки. На них тратились большие суммы денег. Если высокооплачиваемые гладиаторы гибли в борьбе, то содержащий их господин терпел огромные убытки. Поэтому билеты на шоу смертельных поединков были очень дорогими. Чем больше проходило боев, тем успешнее считалось шоу.

О гладиаторских играх сообщалось заранее в "афишах" – надписях на стенах домов и общественных зданий. Вот образцы таких надписей (они хорошо сохранились в Помпеях): "Гладиаторы Н. Попидия Руфа будут биться с 12-го дня до майских календ; будет звериная травля" (CIL. IV. 1186) или "Гладиаторы эдила А. Суетия Церта будут драться накануне июньских календ" (CIL. IV. 1189). [1.1, 3, 4].

Существовало несколько правил для разных стилей борьбы. Римские гладиаторы имели разные виды оружия и доспехов. Выбор их означал свой собственный стиль. Одни воины имели довольно хорошую защиту, и его тело закрывали большие щиты. Другие имели небольшой квадратный щит, закрывающий только торс, а третьи выступали практически без защиты.

Не все гладиаторы сражались правой рукой. Те, кто хорошо работал обеими руками, получали огромное преимущество. Разные стили боев гладиаторов постепенно развивались и улучшались. Позже, когда боевые стили стали стандартными, были написаны документы, в которых подробно излагался каждый вид. Теперь любого, кто хотел стать гладиатором, можно было обучить ведению боевых поединков. [3, 4].

Знаменитые гладиаторы

Один из знаменитых в своё время гладиаторов - Публий Остория - был рабом в городе Помпеи. Он своим трудом и силой получил свободу и стал рудийцем, потому что победил более чем в 50 поединках и остался жив [1.3, 4]. Правда, по одной из версий, он остался без одного глаза, а по другой - лишился правой руки.

Когда узнаёшь больше об образе жизни гладиаторов, то создаётся впечатление, что единственной мечтой гладиатора могла быть мечта о «свободе от поля». Оказывается, это не совсем так, и такая мечта жила не у каждого бойца.

В истории есть имя знаменитого гладиатора Фламмы из Сирии. [1.2]. Он провел много сражений и почти всегда выходил победителем. Но после каждого своего освобождения Фламм заключал новые контракты с гладиаторской школой. Этот гладиатор был четырежды свободен, но предпочитал свободе бой. Конечно, это не могло продолжаться бесконечно, и однажды он встретил свою смерть. Для меня это непостижимо: будучи свободным, он дрался на одном поле с обреченными на смерть рабами. Не за жизнь, не за свободу, а ради самого гладиаторского боя!

Есть еще один пример, но он прямо противоположен предыдущему. Путь, который избрал для себя гладиатор по имени Веяна, вполне объясним. После блестяще проведённых на арене сражений он купил свою свободу. Накопленные деньги позволили приобрести поместье, где он жил со своей семьей до глубокой старости [1.2].

Но самым известным и знаменитым гладиатором был и остаётся Спартак. К сожалению, история не сохранила нам даты его рождения. Родился он во Фракии (на земле нынешней Болгарии). Спартак возглавил восстание рабов в Италии (74 до н.э. – 71 до н.э.). Его армия состояла из беглых гладиаторов и рабов. Восставшие не раз наносили поражение римским легионам.

В историю это событие вошло как Восстание Спартака, одно из крупнейших восстаний рабов в Римской империи.

Изначально Спартака многие считают пленённым рабом, потому что по стилю ведения поединков он мог принадлежать к определённой школе. Даже есть предположение, что он учился в школе гладиаторов Батиата (названа в честь ее хозяина Лентула Батиата). [1.2].

Спартак был культурным и интеллектуальным, следовал мыслям философа Гая Блоссия. Его девиз мог бы звучать следующим образом: «Последний станет первым (и наоборот)». К сожалению, в последнем бою восставших рабов против армии римлян Спартак погиб. Раненный в бедро, он продолжал сражаться, опустившись на колено. Враги изрубили его в куски. Сами римляне признавали, что Спартак погиб как герой. [8].

Отношение римлян к гладиаторам

Для большинства римлян гладиаторские бои были любимым развлечением. Они приходили за острыми ощущениями, будь то сражение с дикими и экзотическими животными или полюбоваться на поединок лучших гладиаторов. В то время, как и сейчас, у каждого зрителя были свои любимцы и кумиры. Имена хороших гладиаторов знали все. Поэтому и римляне отправлялись в амфитеатр, чтобы увидеть известных бойцов на арене. Этой популярностью отдельных гладиаторов пользовались организаторы игр, продавая билеты по более высокой цене. [4].

Не всем римлянам нравились такие кровавые массовые зрелища. Римские богачи, которые не признавали гладиаторских боев, устраивали для своих сограждан пышные празднества, дорогостоящие игры. И в своё время, философ Цицерон критически отзывался о таких людях. [1.1]. Такое поведение богачей он называл расточительством, а вовсе не щедростью. «Расточительные – это те, кто проматывает свое состояние на пирушки, на раздачу мяса, на бои гладиаторов, на игры – на все то, о чем останется недолгая память, или вообще не останется никакой» [1.1].

Мнение философа, я думаю, не может отражать мнение всего римского народа. И никто также не может утверждать, что всё римское общество принимало бы «на ура» бои гладиаторов. Говорили, что эти бои скучны и неинтересны. Философы, священники презирали гладиаторские поединки. Они были не только против таких жестоких игр, но еще более осуждали потерю самоконтроля у зрителей и их жажду крови… [1.3, 6].

Исчезновение гладиаторов

Древние римляне оставили свой след в истории. Это, как указывается в любом учебнике, была одна из развитых цивилизаций древнего мира. И это несмотря на то, что в этом обществе убийство гладиаторов считалось вполне нормальным явлением и даже развлечением зрителей.

Чтобы получать удовольствие от увиденного, римляне создавали для этих зрелищ амфитеатры и арены. До сих пор воображение наблюдателя поражают размеры Колизея – гигантского амфитеатра в форме овальной чаши. Сегодня от Колизея сохранились лишь руины, но и они поражают зрителя своей внушительностью и былой красотой. Это арена площадью огромных размеров 188х156 метров, а в высоту более 48 метров. [4, 9].

Мир с течением времени менялся, и вместе с ним менялись человеческие ценности. Император Константин Великий принял христианство, он был первым среди римских императоров. Когда состоялось первое церковное собрание, то было принято решение бороться с кровавыми играми. Всем невольникам с тех пор не выносили смертный приговор, а отправляли на каторжные работы. [6].

Однако, даже после принятия такого закона на Апеннинском полуострове некоторые богачи продолжали организовывать гладиаторские бои. Они не хотели расставаться со своими привычными развлечениями. Гладиаторство чуть было не возродилось. [1.1]

В 357 году император Константин Второй запретил юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 году закрылась последняя школа. Но расстаться с такой привычкой обществу было трудно. Через пять лет понадобился новый императорский указ, запрещающий организацию таких школ и гладиаторских сражений. Поводом для этого послужила трагическая гибель монаха в 404 году. Во время поединка он выбежал на арену и пробовал успокоить дерущихся, но вместо этого сам был разорван толпой. После этого император Гонорий запретил гладиаторство навсегда [1.1].

Заключение

В своей работе я последовательно изложил историю возникновения гладиаторства, а также попытался разобраться, кто и зачем становился гладиатором. Армию гладиаторов, прежде всего, пополняли рабы. Но находились и такие, кто добровольно лишал себя свободы.

В реферате изложено, как проходили гладиаторские сражения, кому и почему было выгодно проводить смертельные поединки. Я узнал имена знаменитых гладиаторов, подробности их биографий.

Такое исторически уникальное явление, как гладиаторство, не может оставить равнодушным ни одного человека. С одной стороны, это жестокость по отношению к невольникам, а с другой – участие в этих боях добровольцев, которые не могли представить свою жизнь без гладиаторских поединков. Для таких массовых зрелищ создавались вместительные арены и амфитеатры, которые римляне строили не на один год. Но со временем и они разрушались...

Остатки этих архитектурных сооружений, сохранившиеся до наших дней, являются для нас памятниками истории. Да как же иначе: ведь гладиаторские бои были частью жизни жителей Древнего Рима! Это одна из ярких отличительных особенностей Древнего Рима от истории других государств, где рабов было не так много.

Собранная и обработанная мной информация может быть использована как дополнительный материал при изучении истории Древнего мира.

На трибунах Колизея располагались смотреть бои гладиаторов

более 50 тыс. зрителей. [7]

Список использованной литературы

  1. Интернет ресурсы.

1.1. /

1.2. /europe/rome/159.html

1.3. /

  1. Новейший энциклопедический справочник. Страны мира./ Автор- составитель Хвостова Д.О.. – М.:ОЛМА Медиа Групп. 2007.

  2. Носов К.С. Гладиаторы. – М.: Ламартис, 2009. – 278 с.

  3. Паолуччи Ф. Гладиаторы. Обреченные на смерть. – М.: Ниола-Пресс, 2007.

  4. Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. – СПб.: Издательско-торговый дом "Летний Сад"; Журнал "Нева", 2000. – 368 с.

  5. Тарновский В. Гладиаторы. – М.: Слово. 1995. – 48.

  6. Что такое. Кто такой: В 3т. Т.1. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 384 с.:ил.

  7. Что такое. Кто такой: В 3т. Т.3. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 336 с.:ил.

  8. Чудеса света/ Научно-популярное издание для детей. М.: ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2008.

  1. Конкурс ученических рефератов «Кругозор» (7)

    Конкурс
    Введение Теплое, тихое утро 22 июня было внезапно прервано вероломным нападением немецких войск на границу Советского Союза! В этот день для нашего народа мир раскололся надвое: на то, что осталось в мирном времени, — смех, радость,
  2. Конкурсе ученических рефератов «Кругозор».

    Документ
    Уважаемые коллеги – специалисты управлений образования, директора и педагоги школ, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования, детских садов, студенты учреждений начального профессионального, среднего профессионального,
  3. Конкурс ученических рефератов «Кругозор» (4)

    Конкурс
    Во всем мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству Гоголя. На многих языках издают его книги, ставят пьесы и инсценировки прозаи­ческих произведений, создают кинофильмы, его наследие изучается во мно­жестве научных центров и
  4. Конкурс ученических рефератов «Кругозор» (10)

    Конкурс
    Ещё во время подготовительных занятий к школе я начал изучать английский язык. Потом в первом классе узнал много интересного из жизни англичан и услышал новые выражения: английский этикет, плотный английский завтрак, пятичасовой английский
  5. Конкурс ученических рефератов «Кругозор» (5)

    Конкурс
    Летом я отдыхал на берегу Волги в замечательном местечке Саратовской области «Чардым». Меня, жителя степного Заволжья, поразило окружавшее буйство зелени, разнообразие растений, и я с интересом рассматривал окружающую меня природу.
  6. Конкурс ученических рефератов «Кругозор» (11)

    Конкурс
    Литература – это источник, из которого мы, читатели, черпаем информацию о той или иной эпохе. Произведения XVIII в. – начала XIX в. дают нам возможность познакомиться с жизнью русского общества в один из интереснейших моментов его развития.
  7. Конкурс ученических рефератов «Кругозор» (9)

    Конкурс
    Человечество с древних времен любит путешествовать по странам и континентам, открывать новое неизведанное человечеству, открывать уголки природы, где еще не вступала нога человека.
  8. Конкурса ученических рефератов «Кругозор»

    Конкурс
    Именем Д.И.Менделеева названы города, заводы, учебные заведения, научно-исследовательские институты. В честь Д.И. Менделеева в России утверждена золотая медаль – она присуждается за выдающиеся работы по химии.
  9. Конкурс ученических рефератов «Кругозор» (1)

    Конкурс
    Как прекрасен и удивителен живой мир природы! Она так устроена, что нет в ней ничего и никого лишнего. Каждое насекомое, каждая травинка, пылинка – это сложная и интересная частица природы.

Другие похожие документы..