Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Д. Коваленко

Модуль

«МУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ»

дисциплины «История, теория, методика и технологии

музыкального образования»

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов очной формы обучения направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Музыка,

очная форма обучения

Тюменский государственный университет

2011

Коваленко Н. Д. Модуль «Музыка в контексте исторической эпохи» дисциплины «История, теория, методика и технологии музыкального образования».

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения. Тюмень, 2011, 20 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Музыкав контексте исторической эпохи [электронный ресурс] / Режим доступа: ., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования Института психологии и педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой музыкального образования В.В. Емельянов, к.п.н., доцент.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Коваленко Н.Д. 2011.

1. Пояснительная записка

1.1. Цель ООП ВПО – обеспечение качественной подготовки студентов, готовых к практической деятельности в системе образования, развитие у них на этой основе личностных качеств, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки.

Целью дисциплины «Музыка в контексте исторической эпохи» является теоретическое обобщение и осмысление закономерностей развития и функционирования музыкального искусства как важнейшей составной части духовной культуры человечества, выявление важнейших тенденций в смене музыкально-художественных явлений в различные историко-стилевые эпохи. Все виды самостоятельной работы способствуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций, успешно реализуемых в области музыкальной педагогики.

Основные задачи курса:

  1. знакомство студентов с основными историческими этапами развития духовной культуры человечества и выявление процессов влияния общественных отношений на практику существования музыкальной культуры в определенную эпоху;

  2. формирование у учащихся представлений об основных стилевых особенностях музыкального искусства в контексте художественной культуры данной эпохи;

  3. приобретение студентами представлений о музыкально-жанровой панораме определенной художественной эпохи;

  4. формирование у обучающихся эстетического чувства, ценностного отношения к мировому музыкальному наследию, толерантного восприятия разнообразных культурных традиций;

  5. воспитание профессионально грамотного специалиста, осознающего важнейшие процессы развития музыкального искусства, имеющего представление о роли и значении музыки в системе культуры.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Модуль «Музыка в контексте исторической эпохи»относится к базовой части профессионального цикла «История, теория, методика и технологии музыкального образования» (Б.3.04.7). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения предмета гуманитарного, социального и экономического цикла «История», дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла «Педагогика» модуля «История музыкального образования», дисциплин вариативной части, таких, как «Гармония и полифония», а также дисциплины по выбору «Основы практического освоения теории музыки».

Освоение модуля «Музыка в контексте исторической эпохи»является необходимой основойдля последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, таких, как «История зарубежной музыки», «История русской музыки», «Просветительская деятельность педагога-музыканта», «Музыкальный лекторий для детей». Приобретенные знания помогут студенту расширить профессиональный кругозор, развить креативные способности, обеспечить выход на уровень интегративного и межпредметного мышления и выражения.

Теоретическое и практическое освоение данной дисциплины поможет студенту при освоении исполнительских дисциплин «Исполнительская подготовка» и «Хоровой класс», при прохождении педагогической практики в общеобразовательной школе, в возможностях содержательного и музыкального варьирования программ.

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными (ОК):

  • способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  • готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

общепрофессиональными (ОПК):

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  • владеть основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

в области педагогической деятельности (ПК):

  • способностью реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • способностью профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

  • решать задачи воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

специальными (СК):

  • владеть системой знаний по истории и теории музыки (СК-1);

  • готовностью и умением анализировать музыкальные произведения различных форм, жанров и стилей (СК-2);

  • использовать музыкально-дидактический материал, таблицы, картины, учебные пособия, аудио- и видеопособия, кино- и телефильмы (СК-6);

  • способностью вести просветительскую работу по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию учащихся (СК-8).

В результате освоения дисциплины студент должен –

знать:

  • ценностные основы профессиональной деятельности в сфере музыкального образования;

  • сущность стилевых особенностей музыкального искусства в контексте определенной художественной эпохи;

  • роль и значение музыки в системе культуры.

уметь:

  • применить полученные знания в музыкально-педагогической и музыкально-просветительской деятельности;

  • применить в исполнительской деятельности знания об основных стилях и жанрах мировой музыкальной культуры;

  • работать с первоисточниками (литература по проблеме и нотные образцы) с целью самообразования, направленного на совершенствование музыкально-педагогического мастерства.

владеть:

  • системой знаний по историко-стилевым особенностям музыкального искусства в определенную эпоху;

  • умением анализировать музыкальные произведения различных форм, жанров и стилей в их связи с историко-художественным контекстом.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 5-й. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, зачетных единиц – 2. Количество лекционных часов – 17, практических (семинарских) – 17; самостоятельная работа – 38 часов. Занятия в интерактивной форме – 8 часов.

3. Тематический план

Таблица 1

Тематический план

№ п/п

Тема

Лекции, час.

Семинар.

(практич.) занятия, час.

Сам. работа, час.

Итого часов по теме

Из них в интеракт. Форме час

Итого кол-во баллов

М о д у л ь 1. Музыкальное искусство и условия его бытования в странах Древнего Востока и античных государствах. Влияние мировоззренческих концепций на развитие музыкальной культуры средневековья и Возрождения.

1.

Цель, задачи, общая характеристика курса. Музыкальное искусство в условиях бытования народов стран Древнего Востока.

1

1

1

3

0-2

2.

Музыкальная культура в античных государствах.

1

1

1

3

1

0-5

3.

Мировоззренческие концепции средневековья и их отражение в музыкальной практике.

1

1

1

3

0-6

4.

Влияние идеалов эпохи Возрождения на музыкальную культуру.

1

1

1

3

0-6

5.

Жанровая панорама эпохи Возрождения.

1

1

2

4

1

0-6

Всего:

5

5

6

16

2

0-25

М о д у л ь 2. Жанровая панорама западноевропейского музыкального искусства XVII-XIX веков в связи с основными социально- культурными процессами исторического периода

1.

Эстетические тенденции эпохи барокко и их связь с музыкальным искусством.

1

1

4

6

0-4

2.

Эпоха Просвещения и музыкальное искусство.

1

1

2

4

0-7

3.

Мировоззренческая концепция XVIII века и инструментальная музыка.

1

1

2

4

1

0-5

4.

Художественные идеалы романтизма

и музыкальное искусство.

1

1

2

4

1

0-7

5.

История оперного жанра как отражение важнейших тенденций (эпоха барокко).

1

1

3

5

0-5

6.

Роль оперного жанра в эпоху классицизма.

1

1

3

5

1

0-7

Всего:

6

6

16

28

3

0-35

М о д у л ь 3. Композиторские школы в XIX-XX веках и пути их формирования в условиях специфики национального развития

1.

Формирование национальных композиторских школ в 19 веке как насущная историко-культурная необходимость.

1

1

2

4

0-5

2.

Своеобразие истоков отечественной музыкальной культуры (жанры народного творчества и знаменного пения).

1

1

2

4

1

0-5

3.

Исторические и художественно-эстетические условия возникновения

русской национальной композиторской школы (18 век).

1

1

2

4

0-6

4.

Отражение в музыке важнейших художественных течений русского искусства XIX века. Новая русская музыкальная школа.

1

1

2

4

1

0-8

5.

История отечественной музыки 20 века в ее связи с историко-культурными процессами.

1

1

2

4

1

0-8

6.

XX век в музыкальном искусстве Запада.

1

1

6

8

1

0-8

Всего:

6

6

16

28

4

0-40

Итого (часов, баллов)

17

17

38

72

8

0-100

Из них в интерактивной форме

1

4

3

8

Таблица 2

  1. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л.Г., Тяглова С.А. Частные методики дополнительного музыкального образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  2. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. Музыкальный лекторий для детей. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  3. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (3)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  4. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Введение в основы теоретического музыкознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Полифония. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения.
  6. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. История зарубежной музыки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  7. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. История русской музыки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (1)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ООП) по направлению подготовки бакалавров 050100.62 Педагогическое образование
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (2)

    Основная образовательная программа
    Данная ООП представляет собой систему документов, разработанную факультетом иностранных языков с учетом требований регионального рынка труда и традиций научно-педагогической школы КГПА на основе Федерального государственного образовательного

Другие похожие документы..