На уроках географии

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Бескоровайная Т.М.

МБОУ «Романовская СОШ», с. Романово, Алтайский край

Я работаю более 20-ти лет, имею возможность вести педагогическую работу не менее 18 часов в неделю. С опытом выросло чувство ответственности перед детьми и родителями за качество преподавания предмета, что и является основой мотивации моей педагогической деятельности. Главным в своей работе считаю:

  • развитие у детей познавательных интересов, творческих способностей, навыков самостоятельного приобретения знаний;

  • воспитание любви к своей Родине, понимание культуры других народов;

  • воспитание экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;

  • подготовка детей к адаптации в социальных и природных условиях территории, безопасному проживанию, применению географических знаний и умений в повседневной жизни.

Будущее требует от всех участников образовательного процесса не только огромного запаса знаний, но и новых жизненно необходимых навыков в связи с тем, что всё глубже в нашу повседневную жизнь и производство проникают современные технологии. Я хочу, чтобы мои ученики понимали, что учёба – это труд. А чтобы их труд стал успешным они должны развивать свои индивидуальные задатки и склонности, научились использовать свои возможности, определили своё место в мире, научились наилучшим образом реализовывать себя в нём и творчески преобразовывать его.

Цели и задачи обобщения опыта

Цель

Обобщить опыт работы по теме «Развитие способностей детей через исследовательскую деятельность на уроках географии»

Задачи:

  • изучить научно-методическую литературу по использованию исследовательской деятельности в преподавании;

  • выстроить примерную схему возможностей использования исследовательской деятельности в преподавании географии;

  • оценить результативность использования мною исследовательской деятельности в работе;

  • оценить возможности использования данного опыта в педагогической практике учителей.

Ведущая педагогическая идея

«Не в том дело, что способности проявляются в деятельности,

а в том, что они создаются этой деятельностью»

Теплов Б.М.

Ведущая педагогическая идея моего опыта- развитие личностных качеств учащихся, повышение уровня их самостоятельности и познавательного интереса к предмету, раскрытие их способностей, создание условий для успешной самореализации и развития личности через формирование исследовательских навыков.

Актуальность

Теоретическая интерпретация опыта

Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной. Ухудшилось и качество знаний школьников по предмету. Опыт педагогов за последние десятилетия показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требования современного, постоянного развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию, из каких либо других источников.

Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придаёт материалу с одной стороны, особую привлекательность, с другой – делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Одним из таких подходов, бесспорно, является исследовательский подход.

В течение трёх лет я использовала метод исследовательской деятельности. Данный подход в преподавании помог реализовать следующие цель и задачи.

Цель опыта

Создание условий для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы исследовательской деятельности на уроках географии.

Задачи опыта

1. Повысить качество преподавания географии в своей школе.

2. Повысить уровень самостоятельности учащихся и познавательного интереса к предмету.

3. Усилить способность детей к исследовательской деятельности.

4. Создать условия для успешной самореализации учеников.

5. Научить использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Теоретическая база

Теоретической базойнаработанного мною опыта явились работы ученых методистов:

  • Бахтина М.М. – Библера В.С. (идея перехода от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от управления к самоуправлению),

  • Воровщикова С.Г., Гузеева В.В. (мониторинг учебного процесса),

  • Новожиловой М.М.(школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать),

  • Калашниковой Н.Г. (личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности),

  • Никишиной И.В. (инновационная деятельность современного педагога), Сальниковой Т.П. (педагогические технологии),

  • Шамовой Т.И. (мотивация как важнейший фактор управления учебным процессом),

  • Якиманской И.С. (личностно ориентированное развивающее обучение),

  • передовой педагогический опыт ведущих учителей района, края и страны.

Определение ключевых терминов

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нём уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Исследовательская деятельность отличается от  проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. В условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Учитель, организующий исследовательскую деятельность на уроках должен отдавать себе отчёт в  смещении целей проводимой работы.

В методических рекомендациях по организации исследовательской деятельности даётся следующее определение ключевых терминов.

Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблеме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы, сформулированный зачастую самими учащимися,- носит практический характер, имеет прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Исследование с точки зрения учителя – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения исследования.

Основные направления реализации методаисследовательской деятельности в изучении географии охватывает несколько сторон:

  1. представление географии как науки исследовательской, личностно значимой для каждого, изучающего её;

  2. ознакомление со способами умственной деятельности, которые лежат в основе многих исследовательских приёмов. В педагогике их относят к общеучебным умениям;

  3. насыщение курса географии поисковыми задачами различного уровня и, по возможности, практической направленности;

  4. использование таких моделей обучения, типов уроков, которые основаны на самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Условия возникновения опыта

1. География - это уникальная учебная дисциплина. Она позволяет открыть ученику путь к самостоятельному познанию истины. Иными словами, развивает негаснущую детскую любознательность, которая порождает у школьника стремление самостоятельно понять суть и причины возникновения природных явлений и, следовательно, испытать радость первооткрывателя и исследователя. То есть, сам предмет создает условия для использования в работе исследовательской деятельности.

2. Перед учителем всегда стоит вопрос: как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Как, подготовить выпускника школы способного самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, грамотно работать с информацией, видеть проблемы и искать пути рационального их решения, быть коммуникабельным и самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта и культурного уровня? Помочь учителю может использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной работе.

3. Традиционные технологии, апробированные годами, позволяют решать многочисленные задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Для современного учителя этого мало. Необходимо не просто передать информацию, но и активизировать творческий потенциал учащихся. Пути решения этой задач я вижу в применении новых педагогических технологий и методов, т.к. это - одно из продуктивных направлений развития образования. Изучая, литературу и передовой педагогический опыт я искала технологии и методы, которые могли бы позволить педагогу ориентироваться на интересы, способности и возможности каждого ученика. Из множества методов описанных в современной педагогике я остановилась на исследовательской деятельности. Этот метод дает возможность мне перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.

4. Данный метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, с проектным методом, с проблемным обучением, с использованием информационных технологий и позволяет решать задачи личностно ориентированного обучения.

5. Я работаю в сельской школе с наполняемостью классов не более 20 человек. Дети имеют разный интеллектуальный уровень, разные способности и интересы, разное желание учиться. Поэтому, чтобы создать ситуацию успешности и комфортности для каждого участника образовательного процесса слабого и сильного, одаренного и не желающего учиться я использую этот метод.

6. Кроме всего прочего метод исследовательской деятельности это, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, представляющая интерес для меня - учителя ищущего эффективные пути в работе и готового к нововведениям.

Новизна опыта

1. Более глубокий учёт и использование личностных особенностей обучаемых.

2. Замена малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом.

3. Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

4. Снижение негативных процессов в работе.

Проблемы

1. Увеличение умственной нагрузки на учащихся.

2. Требование более сложной системы оценивания.

3. Увеличение объёма работы учителя.

4. Существование риска неудачного выполнения работы учеником.

5. Повышение эмоциональной нагрузки.

6. Нарастание напряжённости к сроку сдачи работы.

7. Изменение роли учителя.

8. Необходимость технического обеспечения рабочего места учителя и ученика.

Трудоёмкость опыта.

  • Изучение технологии учебной исследовательской деятельности.

  • Анализ опыта педагогов, использующих данный метод в своей работе.

  • Диагностика первоначальных знаний и умений, учащихся по предмету.

  • Определение уровня обучаемости.

  • Информирование родителей о сути и задачах метода.

  • Разработка тематического планирования с учётом исследовательской направленности в обучении.

  • Подбор и разработка разноуровневых исследовательских заданий.

  • Обучение детей приёмам исследовательской деятельности.

  • Обучение учащихся навыкам самоконтроля и взаимоконтроля.

  • Обучение детей оформлению и представлению результатов работы.

  • Мониторинг деятельности учащихся.

  • Организация индивидуальной, парной и групповой работы.

  • Итоговая диагностика, самоанализ конечных результатов.

  • Обобщение, обмен и распространение опыта работы.

  • Участие детей в системе научно-практических конференций, конкурсов исследовательских работ, олимпиад и т.д.

  • Освоение и использование современных информационных технологий.

  1. На уроках географии (3)

    Урок
    Компьютер ,как универсальное средство обработки, хранения и предоставления информации прочно вошел в нашу жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного
  2. На уроках географії

    Урок
    Мойсеєва С.Г., завідувач лабораторією природничо-математичних дисциплін Черкаського обласного інституту післядипломної освіти педагогічних працівників
  3. На уроках географии (4)

    Урок
    Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования.
  4. На уроках географии (2)

    Урок
    «При обучении с помощью компьютера, дети приобщаются к исследованию, как думают они сами. Опыт подобного исследования действует возбуждающе: мышление о мышлении превращает ребенка в эпистемиолога, в исследователя способов познания,
  5. На уроках географии через использование

    Урок
    Выполнила: Ечина Любовь Николаевна, учитель географии муниципального бюджетного образовательного учреждения «Покровская основная общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области»
  6. На уроках географии в 10 11 классах

    Урок
    Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придаёт предмету с одной стороны, особую привлекательность, с другой – делает организацию учебного
  7. На уроках географии в гоу сош №324

    Урок
    В связи с введением в общеобразовательные учреждения Федеральной целевой программы, направленной на развитие единой образовательной системы информатизации общего образования и осуществление развития информационно-коммуникационных технологий
  8. Интернет-ресурсы, используемые учителями на уроках географии

    Урок
    Информационная система мира охватывает 210 стран. Справочные энциклопедические данные по большинству стран (свыше 180), много туристической информации, местная валюта, флаги почти всех стран на карте, карта часовых поясов.
  9. Активизация познавательной деятельности на уроках географии

    Урок
    В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Другие похожие документы..