Программа развития ООН проект поддержки программы “сотрудничество для реабилитации” (“core”) в регионах, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской аэс номер программы

Правительство Республики Беларусь

Программа развития ООН

ПРОЕКТ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММЫ “СОТРУДНИЧЕСТВО ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ” (“CORE”) В РЕГИОНАХ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

Номер программы: BYE03/004

Краткое название программы: Сотрудничество для реабилитации “CORE”

Продолжительность: 2003 – 2008 гг.

Национальное исполнительное агентство:

Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь (Комчернобыль)

Краткое описание:

Данный проект направлен на содействие Республике Беларусь в реализации программы CORE. Программа СORE направлена на устойчивое повышение уровня жизни населения и создание условий его безопасного проживания в четырех районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, основываясь на принципах международного сотрудничества, межотраслевой интеграции, повышения экономической и социальной активности населения.

От имени: Подпись Дата Имя и должность

Правительство

Комчернобыль

ПРООН

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРОВОДИМЫЕ В РЕГИОНАХ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, И ПРОГРАММА “CORE” 5

I.А Анализ проблемы 5

I.А.1 Чернобыльская катастрофа и ее последствия 5

I.A.2 Национальные усилия по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в прошлом 6

I.А.3 Международные усилия по решению чернобыльских проблем в прошлом 6

I.А.4 Постчернобыльские проблемы сегодня 7

I.В Национальная программа 9

I.С Оценка международного участия в реализации Национальной программы 9

I.D Программа “CORE” 12

I.D.1 Этап разработки программы CORE 12

I.D.2 Основная цель программы и основные задачи тематических блоков программы CORE 14

I.D.3. Подготовка, оценка и отбор пилотных проектов в рамках программы CORE: уникальная процедура контроля качества для формирования интегрированных проектов 16

I.D.4 Финансирование проектов в рамках программы CORE: автономность финансирующих организаций 17

I.D.5 Координация проектов в рамках программы CORE 18

I.D.6 Место и сроки реализации программы CORE 18

I.D.7 Взаимосвязь между программой CORE и Проектом ПРООН по поддержке программы CORE 18

РАЗДЕЛ II. СТРАТЕГИЯ И ЦЕЛИ СОДЕЙСТВИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ CORE СО СТОРОНЫ ПРООН 20

II.A Программный метод ПРООН 20

II.B Проектная стратегия 20

II.C Управление и координация проектом 21

II.D Мониторинг и оценка проекта 22

II.E Правовой контекст 24

РАЗДЕЛ III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, МЕРОПРИЯТИЯ, ГРАФИК И БЮДЖЕТ ПРОЕКТА 25

III.A Ожидаемые результаты, индикаторы, мероприятия и ресурсы (в формате ПРООН) 27

III.A.1 КОМПОНЕНТ I. Обеспечение управления, координации и комплексного подхода к реализации программы CORE (Программный блок 1) 27

Поквартальный график реализации Компонента I на 2003-2007 гг. 30

III.A.2 КОМПОНЕНТ II. Устойчивое экономическое развитие пострадавших районов (Программный блок 3) 32

Поквартальный график реализации Компонента II на 2003-2005 гг. 35

III.A.1 Компонент III. Образование/культура (Программный блок 5) 36

Поквартальный график реализации Компонента III на 2003–2005 гг. 39

III.B Бюджет проекта 41

ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Приложение 1. Краткая характеристика районов-участников программы CORE 44

Приложение 2. Декларация принципов сотрудничества в рамках программы CORE 61

Приложение 3. Роль международной экспертной группы по стратегическому планированию и методологической поддержке программы CORE. 73

Приложение 4. Необходимые дополнительные ресурсы для реализации программы CORE 75

Приложение 5. Техническое задание для Координатора программы CORE 79

РАЗДЕЛ I. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРОВОДИМЫЕ В РЕГИОНАХ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, И ПРОГРАММА “CORE”

I.А Анализ проблемы

I.А.1 Чернобыльская катастрофа и ее последствия

Республика Беларусь является одной из наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы стран (70% радиоактивных осадков выпало на территории республики). Масштаб последствий катастрофы для Беларуси может быть представлен буквально несколькими показателями. Среди них:

  • загрязнение территории страны – 23 %. Для сравнения: в Украине – 5%, в России – 0,6%;

  • выведены из сельскохозяйственного оборота 2 640 км2 земель;

  • загрязнено 20% лесных угодий;

  • ликвидированы 54 колхоза и совхоза, закрыто 9 заводов перерабатывающей, промышленности, а 340 промышленных предприятий находятся в зоне загрязнения, из пользования выведено 22 месторождения, а 132 месторождения находятся в зоне загрязнения;

  • в результате чернобыльской катастрофы пострадали 2 миллиона человек (всего населения в Беларуси - 9,9 миллионов), включая 500 тысяч детей;

  • ущерб от катастрофы составил 235 миллиардов долларов США или 32 годовых бюджета доаварийного года в расчете на 30-летний период преодоления последствий аварии;

  • состояние здоровья людей становится предметом основного беспокойства в постчернобыльских регионах. На пострадавших территориях фиксируются многочисленные отклонения в состоянии здоровья людей. Уставлена и бесспорно признана связь между заболеваниями 1800 детей раком щитовидной железы и радиационным воздействием;

  • наибольшему радиоактивному загрязнению подверглись три области из шести: Гомельская, Могилевская и Брестская. В них насчитывается 21 наиболее пострадавший район (территориальная единица с населением от 35 до 80 тысяч людей). Всего в пострадавших областях насчитывается около 3 000 населенных пунктов;

  • чернобыльская катастрофы спровоцировала серьезные нарушения общей инфраструктуры населенных пунктов, что в первую очередь связано с эвакуацией и переселением 135000 человек из опасных мест проживания. В свою очередь переселение повлекло за собой серьезные нарушения демографической структуры.

В итоге Чернобыльская катастрофа затронула буквально все сферы жизнедеятельности человека, нанесла серьезный ущерб окружающей среде, нарушила традиционный уклад жизни многих поколений.

I.A.2 Национальные усилия по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в прошлом

С 1986 по 1991 год все решения по действиям в постчернобыльской ситуации формировались на уровне руководства СССР. С момента получения независимости в 1991 году Республика Беларусь остается практически один на один с последствиями Чернобыльской катастрофы, которая произошла во время существования другого государства (СССР) и к тому же на территории иной республики (Украина). Таким образом, одной из первоочередных задач новообразовавшегося государства стало принятие мер по минимизации последствий катастрофы. Для этого была специально разработана национальная стратегия. За истекший период достигнут значительный прогресс в стране по защите населения и окружающей среды от негативного воздействия радиации. Этот прогресс стал возможным благодаря принятию и выполнению 3-х государственных программ по минимизации последствий чернобыльской катастрофы (1991-95 гг., 1995-2000 гг. и 2000-2005 гг. (текущая).

В 1992-2002 гг. Республика Беларусь тратила на постчернобыльские проблемы от 25% до 6 % бюджетных средств страны. С 1991 года по настоящее время затрачено порядка 13 миллиардов долларов США.

Из приведенных цифр становится очевидной значимость усилий государства в решении постчернобыльских проблем, понятна тяжесть бремени Чернобыля для страны. Правительство Беларуси вынуждено направлять значительные ресурсы на защиту людей и территорий, вместо того, чтобы направлять их на решение множества других вопросов человеческого развития.

I.А.3 Международные усилия по решению чернобыльских проблем в прошлом

C момента катастрофы значительные усилия в преодолении постчернобыльских последствий прилагались международным сообществом. С момента признания ООН в 1990 году глобального характера чернобыльской катастрофы, международное постчернобыльское сотрудничество получило широкое развитие. Основная его характеристика – уникальность. В нем приняли участия не только правительства и международные организации, но и врачи, ученые, простые люди – все те, кого объединило стремление помочь взрослым и детям, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

В основу международного постчернобыльского сотрудничества на первом этапе легла резолюция ООН A/RES/45/190, получившая название “резолюции гуманизма, милосердия и солидарности”. В последующие годы таких резолюций было принято еще шесть. В 2003 году ожидается, что Генеральная Ассамблея ООН примет очередную резолюцию, которая признает актуальность гуманитарных проблем Чернобыля, а также важность международного сотрудничества в этом вопросе.

Получив мандат на координацию постчернобыльского сотрудничества, ООН предпринимала несколько попыток реализации некоторых инициатив в пострадавших от чернобыльской катастрофы странах, что явилось продолжением колоссальной поддержки, оказываемой рядом доноров. В числе данных инициатив можно назвать:

  1. Сводный план ООН 1991 года на сумму 650 миллионов долларов (цели которого не были выполнены по причине неадекватного финансирования комплекса запланированных мероприятий);

  2. Межучрежденческая программа международного содействия пострадавшим от чернобыльской катастрофы регионам 1997 года, которая была принята в результате оценочной миссии ООН 1997 года, на сумму 90 миллионов долларов (выполнить не удалось, собрано 2% донорских средств от запрашиваемой суммы);

  3. Программа Тасис «Чернобыль–93», в рамках которой успешно реализован ряд проектов технической помощи (большинство региональных);

  4. Исследовательская программа КЕС/СНГ (Комиссия европейского сообщества/Содружество независимых государств), в результате которой реализованы 16 научно-технических проектов;

  5. Программа «ЮНЕСКО-Чернобыль», создавшая центры социально-психологической реабилитации пострадавшего от чернобыльской катастрофы населения (три в Беларуси);

  6. Группа постчернобыльских проектов программы технического сотрудничества МАГАТЭ;

  7. Проект «ЭТОС», реализовавшийся при поддержке Европейского союза в 1996-2001 гг. на территории Столинского района;

  8. Многочисленные проекты НПО («Чернобыль-Сасакава» и др.);

  9. Огромное количество различных гуманитарных инициатив, реализовывавшихся как при непосредственной поддержке органов власти, так и с помощью международных организаций, общественных партнерств и т.д.

Анализ успешных, менее успешных и неудачных международных проектов и программ позволяет сделать несколько выводов:

  • Реализация международных проектов и программ в значительной мере способствовала накоплению бесценного опыта, лучшему пониманию ситуации на местах, создавая при этом определенные рамки для того или иного действия;

  • Международные проекты, как правило, носили кратковременный характер;

  • Международные проекты, в основном, затрагивали научно-техническое направление. Почти не было проектов, посвященных непосредственно решению проблем людей и вопросам социально-экономического развития;

  • Проекты носили разрозненный, точечный характер. Практически отсутствовала координация между различными проектами и регионами. Зачастую можно констатировать параллелизм в действиях различных участников в различных регионах;

  • Часто работа на уровне сообществ приносила наилучший результат.

I.А.4 Постчернобыльские проблемы сегодня

Многочисленные медицинские, экологические, экономические и социальные проблемы, порожденные чернобыльской катастрофой, носят долговременный характер и остаются в центре внимания государственных органов страны, ученых, мировой общественности. Однако, несмотря на международный характер изучения и обсуждения данных проблем, результаты совместной работы практически не доходят до пострадавшего населения. Таким образом, тяжесть последствий усиливается недостатком знаний у населения, позволяющих правильно оценивать правдивость зачастую противоречивой информации, а также понимания и желания для принятия мер по снижению существующего радиологического риска.

За постчернобыльский период накоплен уникальный опыт, создана законодательная база и система управления постчернобыльской проблематикой, сформирован кадровый ресурс в этой сфере. Благодаря крупномасштабным мероприятиям государства, направленным на защиту населения, удалось не только стабилизировать радиоэкологическую обстановку на пострадавших территориях, но и, несмотря на масштабность проблемы, поддерживать ее в удовлетворительном состоянии.

С другой стороны, ввиду изменения ситуации с момента аварии, появилась необходимость пересмотра стратегий и программ, разработанных за первые пятнадцать лет после апреля 1986 года. К примеру, отпала необходимость в проведении таких масштабных мероприятий, как переселение или дезактивация. Вместе с тем, на повестке дня остаются ряд вопросов (часто требующих немедленного решения), как, например: проведение новых защитных мер в сельском хозяйстве для получения чистых с радиологической точки зрения продуктов, оздоровление пострадавшего населения, совершенствование первичной медицинской помощи, газификация пострадавших районов, прикладные научные исследования. Изменение ситуации повлекло за собой серьезные корректировки бюджета Государственной программы. Если в первые поставарийные годы на ликвидацию последствий катастрофы выделялось до 25% бюджета страны, то в последние годы – от 9 до 6%. С одной стороны важно поддерживать сложившийся уровень финансирования, а с другой – необходимо повысить его эффективность для пострадавшего населения.

Таким образом, несмотря на то, что ряд ранних постчернобыльских проблем удалось решить, на повестку дня встали ряд новых вопросов, которые не могут не тревожить руководство страны.

Среди наиболее важных угроз констатируются тревожные настроения в связи с ростом числа заболеваний среди пострадавшего населения. Медики и ученые констатируют омоложение ряда болезней (катаракта, например), онкологических заболеваний (рак легкого, желудка, груди и д.п.), рост анемий у детей, врожденных аномалий развития.

Существующие противоречия в мировом сообществе относительно связи заболеваний с радиоактивным загрязнением только усиливают тревогу среди населения и особенно по поводу здоровья детей.

Мероприятия в области сельского хозяйства, по большей мере, носили защитный характер (т.е. проведение защитных мероприятий), что является мерой крайне дорогостоящей. Начиная с 2000 года, в рамках реализации положений Государственной программы наметились тенденции в поиске альтернативных мероприятий (т.е. внедрение новых агротехнологий, проведение переспециализации хозяйств), основанных на радиологическом и экономическом критериях.

Остро стоит вопрос об экономическом развитии местных сообществ, так как трудно вести речь о программах, направленных на оздоровление или снижение последствий чернобыльской радиации, с бедным населением. Для успеха в этой области требуется государственная поддержка и внедрение стимулирующих механизмов. Также важно предоставить населению условия для повышения доходов семей и самообеспечения. Приходит понимание со стороны людей о необходимости создания устойчивых условий жизнедеятельности в местах проживания.

Области образования и информирования населения о способах безопасного проживания и ведения хозяйственной деятельности на пострадавших территориях являются сегодня приоритетными. Без образованного и активного населения, умеющего самостоятельно управлять существующими рисками, невозможно достичь максимальной эффективности защитных мероприятий, проводимых государством. Наряду с экономическим развитием и оздоровлением, привитие новой радиологической культуры и сохранение памяти о катастрофе через поколения являются решающими элементами при разработке новых подходов к реабилитации пострадавших территорий, что также поможет населению лучше контролировать собственную жизнь.

  1. Universitatea de stat din moldova (6)

    Документ
    În acest număr al revistei sînt examinate diferite probleme ale vieţii so­ci­al-po­litice din Republica Moldova: procesul electoral, strategiile şi tacticile co­n­curenţilor electorali în alegerile parlamentare şi locale în Republica Mol­do­va din 2005,
  2. Universitatea de stat din moldova (12)

    Документ
    doctor-habilitat, profesor V.Moşneaga (redactor-şef); doctor-ha­bi­litat, profesor V.Saca (redactor-şef adjunct); doctor, confe­renţiar V.Cujbă; doctor, conferenţiar V.
  3. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации среднего и старшего начальствующего состава фпс, военнослужащих, работников и специалистов мчс россии

    Документ
    Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации среднего и старшего начальствующего состава ФПС, военнослужащих, работников и специалистов
  4. Интеллектуальная наследственность Интеллектуальная миссия человечества Информационно-программируемая смерть Прогноз здоровья и размножения человечества Краснодар 2005 (1)

    Документ
    Ряд материалов издания удостоен Российским гуманитарным научным фондом при Правительстве России, Российским агентством научных новостей, Британ­ским Советом, Ассоциацией научных журналистов России — звания лауреата Всероссийского конкурса
  5. Интеллектуальная наследственность Интеллектуальная миссия человечества Информационно-программируемая смерть Прогноз здоровья и размножения человечества Краснодар 2005 (2)

    Документ
    Ряд материалов издания удостоен Российским гуманитарным научным фондом при Правительстве России, Российским агентством научных новостей, Британ­ским Советом, Ассоциацией научных журналистов России — звания лауреата Всероссийского конкурса
  6. Доклад о соблюдении прав человека в Республике Молдова в 2010 году

    Доклад
    1.13.2.Нулевая терпимость к жестокому обращению в контексте Факультативного Протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
  7. Молодежь и медицинская наука в XXI веке 30 марта 1 апреля 2011 года г. Киров

    Документ
    Молодежь и медицинская наука в xxi веке: материалы XII-ой открытой итоговой научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием 30 марта – 1 апреля 2011г.
  8. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  9. «Ежедневные новости-Подмосковье» (Москва), №63, 13. 04. 2012, c. 4

    Документ
    Зубопротезирование пенсионеров ОАО «РЖД» теперь будет финансироваться через Благотворительный фонд «Почёт», и пожилым людям не придётся платить налоги за оказанные им услуги по изготовлению и ремонту протезов.

Другие похожие документы..