Программа развития ООН проект поддержки программы “сотрудничество для реабилитации” (“core”) в регионах, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской аэс номер программы

I.В Национальная программа

Государственная программа Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-2005 годы и на период до 2010 года принята на заседании Президиума Совета Министров страны 9 января 2001 года.

Основная цель Государственной программы – снижение ущерба здоровью пострадавшего населения, негативных социальных и психологических последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, социально-экономическая и радиационно-экологическая реабилитация загрязненных территорий; возвращение их к нормальным условиям функционирования.

В рамках Государственной программы предусматривается решение следующих задач:

  • развитие и совершенствование системы медицинской диспансеризации пострадавшего населения на основе научно-практических рекомендаций;

  • реализация защитных мероприятий на наиболее загрязненных территориях Гомельской, Могилевской и Брестской областей;

  • обеспечение в полном объеме мер по социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС;

  • получение исчерпывающей информации о радиоактивном загрязнении объектов окружающей среды и уровнях радиационного воздействия на население; зонирование пострадавших территорий на основе каталога текущих и накопленных доз облучения, а также с учетом доз облучения щитовидной железы;

  • обеспечение производства сельхозпродукции с содержанием радионуклидов, не превышающим допустимых уровней, устанавливаемых Минздравом для снижения радиационного воздействия на население;

  • повышение степени благоустройства загрязненных населенных пунктов;

  • проведение научных исследований, обеспечивающих обоснованное планирование, реализацию и коррекцию комплекса мероприятий по радиационной защите населения, проживающего в условиях хронического воздействия малых доз радиации, сохранение здоровья пострадавшего от катастрофы населения.

Годовой бюджет программы составляет порядка 200 миллионов долларов США. Программа ежегодно корректируется с учетом данных науки, экономических возможностей страны, текущих потребностей на местах.

I.С Оценка международного участия в реализации Национальной программы

Сегодня мир приближается к 20-летию чернобыльской катастрофы. Возникает закономерный вопрос: на какой стадии находится сегодня решение постчернобыльских проблем? Удалось ли стране с помощью международного сообщества справиться с последствиями крупнейшей техногенной катастрофы 20 века?

Анализ ситуации в постчернобыльских регионах, проведенный международными миссиями ООН и Всемирного банка в 2001-2002 годах, заключения послов стран Евросоюза, посетивших пострадавшие районы в 2001 и 2003 гг., и международного семинара 2001 года по проекту Европейской Комиссии «ЭТОС» в Столинском районе, показывают, к сожалению, обратное и сходятся в единстве выводов:

  1. 17 лет спустя чернобыльской катастрофы и 2 года спустя закрытия Чернобыльской АЭС, ситуация в пострадавших районах остается чрезвычайно тревожной с точки зрения радиоактивного загрязнения и состояния здоровья (особенно, что касается детей), а также состояния окружающей среды, экономики и социальной сферы.

  2. Сложность восстановления условий нормальной жизнедеятельности в пострадавших районах заключается в необходимости возвращения к социально-экономической деятельности на основе создания безопасных условий для проживания населения. В мире нет аналогов чернобыльской ситуации по ее комплексности и масштабу.

  3. Назрела необходимость разработки новой стратегии устойчивой реабилитации условий жизнедеятельности пострадавших территорий, которая отличалась бы от программ чрезвычайной помощи 90-х годов и основывалась на серьезной национальной и международной солидарности (правительственных и неправительственных организаций). В то время, как проводившиеся ранее и проводимые в настоящий момент акции чрезвычайной помощи и гуманитарные программы доказали свою относительную эффективность, они не могут быть использованы в долговременной перспективе по реабилитации условий жизни и здоровья на пострадавших территориях.

  4. Такой новый подход должен быть интегрированным и учитывать всю сложность и взаимозависимость всех существующих на загрязненных территориях проблем. Невозможно рассматривать и решать в отрыве проблемы здоровья, окружающей среды. экономического развития, дозиметрии, радиологической защиты и педагогики. Все эти различные аспекты жизнедеятельности должны стать предметом интегрированного и хорошо скоординированного подхода. Позитивное развитие ситуации возможно только через синергию местных, национальных и международных участников в рамках реализации совместного действия.

Страной в последнее время предпринят ряд конкретных шагов на пути к реабилитационным мероприятиям. Среди них: разработка национальной концепции реабилитации пострадавших от чернобыльской катастрофы территорий, кардинальный пересмотр научной тематики в сторону развития процесса реабилитации, попытки наладить систему непрерывного образования и информирования населения, понимание приоритетности экономической составляющей в этом процессе. Вместе с тем, страна не может отказаться от защиты людей и перейти к чисто экономическим мероприятиям под общим лозунгом «помоги себе сам». В тоже время невозможно продолжать защиту людей без экономического возрождения и развития пострадавших регионов. Сложившийся порочный круг проблем мог бы быть разорван в результате совместного принятия обязательств страной и международным сообществом, что может быть представлено в виде подписанного Меморандума о многостороннем сотрудничестве и среднесрочной программы действий. В рамках данного меморандума Правительство могло бы постепенно корректировать национальные программы в области минимизации последствий чернобыльской катастрофы, сосредотачивая усилия на нуждах наиболее пострадавших, а также разрабатывая новую систему распределения ресурсов, усиливая социально-экономическую составляющую.

Следует четко представлять, что процесс разработки подхода к практической реабилитации пострадавших территорий будет характеризоваться осуществлением последовательных или параллельных действий в различных сферах жизнедеятельности, потребует усилий по их координации и интеграции, а также будет носить открытый характер. Ситуация в республике уникальна, опыт преодоления в сложных экономических условиях бесценен. Для определения правильных решений необходимо использовать знания национальных экспертов в сочетании с передовым международным опытом.

По мере того, как региональные, национальные и международные организации приходят к осознанию необходимости разработки новых подходов к решению чернобыльской проблемы, создаются идеальные условия для реализации новых проектов. Подготовка новой международной программы CORE «Сотрудничество для реабилитации» во второй половине 2002 года предоставила уникальную возможность преобразовать достигнутый консенсус в реальные программы. Реализация программы CORE станет первым реальным шагом по выполнению рекомендаций международных миссий. Последующие международные программы как, например, проект, запланированный Всемирным банком, могут уже развивать накопленный позитивный опыт. Успех программы CORE зависит от консолидации усилий на местном, национальном и международном уровнях. Реализация программы CORE может также получить определенную пользу от результатов деятельности Международной чернобыльской научно-исследовательской информационной сети (ICRIN), которая призвана оценить и удовлетворить потребность в точной научной информации о характере современных и будущих последствий аварии на ЧАЭС, а также указать на оптимальные способы минимизации и управления данными последствиями.1

Основой для подготовки и реализации программы СОRЕ явились выводы и рекомендации постчернобыльского отчета ООН 2002 года «Гуманитарные последствия чернобыльской катастрофы. Стратегия реабилитации», рекомендации отчета Всемирного банка, заключения послов и рекомендации международного семинара по проекту «ЭТОС». Одним из основных выводов отчета ООН является обозначение этапов постчернобыльского сотрудничества, стратегической задачи на предстоящий период и необходимость разработки системы мер для реализации стратегической задачи.

Отчет ООН рассматривает три этапа помощи территориям и населению, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы: прошедший 15-летний – этап чрезвычайной помощи (1986-2001), следующий – 10-летний – этап восстановления (2002-2012) и последующий – долгосрочный “этап управления”.

Следует отчетливо понимать, что текущий 10-летний период представляет собой переходный этап от чрезвычайной помощи к помощи сотрудничества и развития. Переходный этап может занимать от 2 до 4 лет (2002-2006 годы) и будет направлен на разработку и реализацию комплексного подхода к решению постчернобыльских проблем в пострадавших районах и к их реабилитации. Должна быть проведена апробация новых подходов на местах, затем после широкого обсуждения результатов, успешности и неудач они смогут быть применены на территории других районов. Не может быть простых решений, когда речь идет о судьбах миллионов людей. Как только результаты внедрения новых подходов окончательно докажут свою состоятельность, в последующие годы можно будет распространить данные подходы на всех пострадавших территориях.

Стратегическая задача согласно отчету миссии ООН (п.1.15) состоит в нормализации жизни населения пострадавших районов. Внимание должно быть сконцентрировано на решении проблем пострадавших людей и территорий и на помощи местным сообществам. Рекомендации отчета Всемирного банка полностью подтверждают этот вывод и призывают внедрять программы, которые открывают новые возможности, содействуют развитию местных инициатив, повышают активность населения и дают возможность определять свою судьбу. Отчет банка предлагает сконцентрировать внимание на сельских районах, на их экономическом развитии путем развития агробизнеса и других видов хозяйственной деятельности.

Новая стратегия, предлагаемая мировым сообществом, предполагает корректировку действий, проводимых в течение последних 15-17 лет в отношении постчернобыльских территорий. Этот вопрос не может быть решен в одночасье. Есть ряд объективных препятствий – страх перемен, стереотипы поведения, возможные сопротивления заинтересованных групп. С другой стороны, есть понимание на всех уровнях необходимости изменения действующей и выработки новой стратегии, которая смогла бы наиболее эффективно решать современные чернобыльские проблемы в республике.

I.D Программа “CORE”

I.D.1 Этап разработки программы CORE

После проведения в 2000-2002 годах международной оценки постчернобыльской ситуации и полученных в двух международных отчетах рекомендаций Комчернобыль с группой международных партнеров организовал практические действия по реализации положений отчетов международных миссий.

Эти практические действия были направлены на подготовку программы реабилитации (СОRЕ «Сотрудничество для реабилитации») для 4-х пострадавших районов в Беларуси (Столинского, Брагинского, Чечерского и Славгородского). В рамках подготовительного этапа программы предпринята попытка проанализировать сложившуюся на текущий момент ситуацию в рассматриваемых районах и найти новые подходы к восстановлению условий нормальной жизнедеятельности в пострадавших от чернобыльской катастрофы регионах. Существует понимание, что поиск этих подходов необходим как внутри республики с определением организаций, ответственных за их реализацию, так и со стороны мирового сообщества.

Существующая методология подготовки программ, которая применялась в Беларуси впервые, была апробирована на программе CORE. Это выразилось в использовании принципа партнерства и вовлечения в процесс подготовки широкого круга участников. На местном уровне – это само население, местные специалисты и местные власти; на областном – специалисты и руководство, на национальном – Комчернобыль в тесном сотрудничестве с заинтересованными органами государственного управления и исследовательские институты, на международном – партнерство с участием ряда французских организаций, правительств Швейцарии, Германии, Франции и Великобритании, а также ЕС и Всемирного Банка.

Для реализации практических мероприятий в рамках подготовительного этапа программы CORE работали три инстанции:

  1. Международный Комитет по подготовке программы СОRЕ, включающий Комчернобыль, по одному представителю от районов, вовлеченных в программу СОRЕ, ПРООН, Всемирный банк, Европейская Комиссия, Посольство Франции в Беларуси, Швейцарское Агентство по сотрудничеству и развитию и эксперты группы «ЭТОС»;

  2. Белорусская междисциплинарная группа СОRЕ, состоящая из 9 специалистов, задача которой состояла в осуществлении рабочих миссий в пострадавшие районы с целью идентификации проектов на местном уровне, а также выработке критериев оценки проектов;

  3. Европейский комитет по партнерству, включающий исследовательские институты и неправительственные европейские структуры, готовые участвовать в разработке, реализации и финансировании инициатив в рамках программы СОRЕ.

ПРООН явилась основным партнером на подготовительном этапе программы CORE, что позволило ей совместно с Комчернобылем, белорусскими учеными, Европейским комитетом по партнерству, с финансовой поддержкой Всемирного банка, Швейцарского Агентства по сотрудничеству и развитию, а также при участии послов Евросоюза, Программы ЕС/ТАСИС и ЮНЕСКО обеспечить реализацию следующих задач подготовительного этапа:

  • осуществление рабочих миссий белорусской междисциплинарной группы в четыре пострадавших района;

  • подготовка первого рабочего документа о ситуации в 4-х районах, выбранных деревнях и размышления о возможных путях выхода из создавшегося положения;2

  • разработка проекта программы (от 15 ноября 2002 года);

  • проведение в соответствии с рекомендациями отчета ООН международных совещаний-семинаров с участием основных международных партнеров, Европейского комитета по партнерству, представителей районов, областей, министерств и институтов (6 марта, 12 июля, 12 декабря 2002 года и 26 марта 2003 года) с целью определения участия в мероприятиях нового этапа и выработки единых руководящих принципов.

Выполненная работа стала возможной также благодаря деятельности совместного проекта ПРООН и Комчернобыля BYE 01/003 «Укрепление механизмов партнерства и мобилизации ресурсов в целях уменьшения негативных последствий чернобыльской катастрофы», который обеспечил административную поддержку на подготовительном этапе программы СОRЕ.

Решение о ведущей роли ПРООН принято на основе договоренностей, достигнутых в ходе международных совещаний (6 марта, 12 июля и 12 декабря 2002 г., 26 марта 2003 г.). ПРООН поддержала запрос Комчернобыля о предоставлении поддержки в организации программы СОRЕ путем использования программного подхода ПРООН, что рекомендовано в отчете миссии ООН (п.7).

Особое внимание в рамках программы CORE будет сосредоточено на:

  • возобновлении международного внимания к постчернобыльской тематике и привлечение к участию в программах, направленных на решение долгосрочных проблем;

  • постепенном переходе от льготно-компенсационного и благотворительного характера Государственной программы к программам развития, формирующимся на основе конкурсных заявок регионов;

  • формировании условий для перехода населения от потребительских настроений, от надежды только на государство к активной жизненной позиции, к самообеспечению;

  • создании системы информирования населения путем привития навыков практической радиологической культуры и его вовлечение в процессы реабилитации;

  • создании новых механизмов мобилизации и освоения внешних и внутренних ресурсов через разработку новых форм сотрудничества и национальные программы по реабилитации.

Реализация программы CORE будет основываться на следующих предпосылках:

  • понимание руководством страны масштабности и долговременности постчернобыльской проблемы, ее позиционирование в качестве приоритетной;

  • согласие партнеров программы CORE с основными выводами международных миссий ООН и Всемирного банка и международного семинара ЕК по проекту «ЭТОС», проводившемуся в Столине в ноябре 2001 г., о необходимости продолжения международного сотрудничества по постчернобыльской проблематике в долговременной перспективе с применением комплексных целевых подходов в контексте реабилитации и устойчивого развития;

  • местные органы власти, и сообщества людей с интересом воспринимают и поддерживают интегрированный подход по решению постчернобыльских проблем и готовы участвовать в международной программе CORE;

  • большой потенциал, который, несмотря на все трудности, существует на пострадавших территориях: местное руководство и компетентные специалисты, которые заняли активную позицию, думают на перспективу и готовы взять ответственность за свои судьбы в собственные руки.

I.D.2 Основная цель программы и основные задачи тематических блоков программы CORE

  1. Universitatea de stat din moldova (6)

    Документ
    În acest număr al revistei sînt examinate diferite probleme ale vieţii so­ci­al-po­litice din Republica Moldova: procesul electoral, strategiile şi tacticile co­n­curenţilor electorali în alegerile parlamentare şi locale în Republica Mol­do­va din 2005,
  2. Universitatea de stat din moldova (12)

    Документ
    doctor-habilitat, profesor V.Moşneaga (redactor-şef); doctor-ha­bi­litat, profesor V.Saca (redactor-şef adjunct); doctor, confe­renţiar V.Cujbă; doctor, conferenţiar V.
  3. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации среднего и старшего начальствующего состава фпс, военнослужащих, работников и специалистов мчс россии

    Документ
    Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации среднего и старшего начальствующего состава ФПС, военнослужащих, работников и специалистов
  4. Интеллектуальная наследственность Интеллектуальная миссия человечества Информационно-программируемая смерть Прогноз здоровья и размножения человечества Краснодар 2005 (1)

    Документ
    Ряд материалов издания удостоен Российским гуманитарным научным фондом при Правительстве России, Российским агентством научных новостей, Британ­ским Советом, Ассоциацией научных журналистов России — звания лауреата Всероссийского конкурса
  5. Интеллектуальная наследственность Интеллектуальная миссия человечества Информационно-программируемая смерть Прогноз здоровья и размножения человечества Краснодар 2005 (2)

    Документ
    Ряд материалов издания удостоен Российским гуманитарным научным фондом при Правительстве России, Российским агентством научных новостей, Британ­ским Советом, Ассоциацией научных журналистов России — звания лауреата Всероссийского конкурса
  6. Доклад о соблюдении прав человека в Республике Молдова в 2010 году

    Доклад
    1.13.2.Нулевая терпимость к жестокому обращению в контексте Факультативного Протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
  7. Молодежь и медицинская наука в XXI веке 30 марта 1 апреля 2011 года г. Киров

    Документ
    Молодежь и медицинская наука в xxi веке: материалы XII-ой открытой итоговой научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием 30 марта – 1 апреля 2011г.
  8. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  9. «Ежедневные новости-Подмосковье» (Москва), №63, 13. 04. 2012, c. 4

    Документ
    Зубопротезирование пенсионеров ОАО «РЖД» теперь будет финансироваться через Благотворительный фонд «Почёт», и пожилым людям не придётся платить налоги за оказанные им услуги по изготовлению и ремонту протезов.

Другие похожие документы..