Программа дисциплины  fillin \* mergeformat Экономическая теория (Микро-1) для направления  fillin \* mergeformat 08020. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации

Тема 8. Монополистическая конкуренция

8.1. Рынки монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Вертикальная и горизонтальная дифференциация продукта.

8.2. Модель Э.Чемберлина: две кривые спроса на продукцию монополистического конкурента. Равновесие фирмы в модели Э.Чемберлина в краткосрочном и долгосрочном периодах.

8.3. Влияние рекламы на прибыль фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Оптимальная доля расходов фирмы на рекламу: модель Дорфмана-Штайнера и формула Дорфмана-Штайнера.

8.4. Эффективность монополистической конкуренции.

Литература

Базовый учебник:

Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика (Гл.12. стр. 484-91.).

Основная литература:

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. (Гл.11, стр.44-79).

Дополнительная литература:

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В. И. Микроэкономика (Гл. 11, стр.167-239).

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. (Гл.13, стр.425-446.).

Тема 9. Рынки факторов производства и распределение доходов

9.1. Рынки ресурсов и принципы их анализа. Спрос и предложение на факторы производства. Предельный доход от фактора и предельные издержки на фактор производства. Правило максимизации прибыли для любого рынка ресурсов. Оптимизация производственного набора. Рыночный спрос на ресурс. Предложение производственных ресурсов. Рыночное равновесие на рынке факторов производства. Экономическая рента.

9.2. Рынок труда. Совершенная конкуренция на рынке труда. Индивидуальное и отраслевое предложение труда. Кривые спроса на труд совершенно конкурентной фирмы. Причины изменения спроса фирмы на труд. Спрос на труд в отраслях. Равновесие на совершенно конкурентном рынке труда.

Несовершенная конкуренция на рынке труда. Модель монопсонии. Равновесие монопсонии в краткосрочном периоде. Отсутствие функции спроса у монопсониста. Политика ценовой дискриминации монопсониста. Равновесие монопсонии в долгосрочном периоде. Регулирование монопсонического рынка труда. Монополия на рынке труда. Монопольная власть профсоюза на рынке труда. Экономические цели профсоюзов и их влияние на занятость и ставку заработной платы. Двухсторонняя монополия на рынке труда.

9.3. Понятие рынка капитала. Капитал как фактор производства. Зависимость ценности денег от времени: будущая стоимость сегодняшних доходов и текущая стоимость будущих доходов. Дисконтирование и принятие инвестиционных решений. Методы оценки эффективности капиталовложений, не учитывающие временную стоимость денег. Критерий чистой приведенной стоимости. Внутренняя норма отдачи.

Спрос на услуги капитала и предложение услуг капитала. Максимизация прибыли фирмой и оптимальный объем услуг капитала.

Максимизация прибыли фирмой, использующей два переменных фактора – труд и капитал. Функции безусловного спроса на факторы производства.

9.4. Рынок земли. Абсолютная и дифференциальная рента.

Литература

Базовый учебник:

Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика (Гл. 14, 15).

Основная литература:

Матвеева Т. Ю., Никулина И. Н. Основы экономической теории (Гл. 15).

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. (Гл.13, 15).

Дополнительная литература:

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В. И. Микроэкономика (гл. 13,14).

Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика. Под ред. И.Е.Рудаковой (Гл. 12).

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. (Гл.15).

Хорнби У., Гэмми Б., Уолл С. Экономика для менеджеров. (Гл. 8)

8. Образовательные технологии

    1. Методические рекомендации преподавателю

Лекционные занятия предполагают систематизированное изложение теоретического и практического материала. Задача – знакомство студентов с проблематикой, основными концепциями и методами исследования проблем, изучаемых в курсе.

Руководитель лекционного потока осуществляет общее методическое руководство и оказывает необходимую учебно-методическую текущую помощь преподавателям, ведущим семинарские занятия. На семинарах преподаватель кратко напоминает основные понятия рассматриваемой темы, задаёт вопросы, объясняет решения типовых задач, предлагает студентам задачи для самостоятельного решения. Преподавателям следует обращать внимание не только на логику решения задач, но и на их экономическое содержание.

Задача семинара - формирование у студентов понимания изложенного материала, выработка навыков самостоятельного анализа микроэкономических ситуаций.

    1. Методические указания студентам

Успешное изучение курса предполагает посещение студентами лекций, активную работу на семинарах, выполнение учебных заданий.

Студенты, пропустившие лекции, изучают эти темы самостоятельно по рекомендованной учебной литературе. Если студенты пропустили предыдущие семинары, то это не может служить уважительной причиной неподготовленности к текущему семинару.

Учебным планом НИУ-ВШЭ предусмотрено, что студенты изучают дисциплину «Экономическая теория (Микро-1)» не только на лекциях и семинарах, но и самостоятельно.

Проведение самостоятельной работы включает в себя следующие направления:

  1. Планирование самостоятельной работы – это процесс распределения основных видов самостоятельной работы в соответствии с логикой дисциплины, отраженной в календарно-тематическом плане.

  2. Организация самостоятельной работыэто деятельность студента по отдельным формам самостоятельной работы: самостоятельное изучение разделов курса, текущий (промежуточный) контроль, внеаудиторная дополнительная работа, итоговый самоконтроль.

3. Контроль самостоятельной работы

Самостоятельная работа призвана подготовить студента к сдаче экзамена по изучаемой дисциплине, а также призвана обеспечить активное участие студента в различных формах организации научной работы студентов.

8.2.1.Методические указания по написанию эссе.

Цель написания эссе состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спорные) проблемы.

Вообще эссе считается своего рода промежуточным жанром между научным и литературным произведением. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий кроме (или даже вместо!) наводящих вопросов какие-либо ее новые стороны.

При написании эссе следует стремиться создать максимально сжатый текст, затрагивающий, однако, все основные аспекты проблемы.

Написание эссе помогает развить не только грамотное и четкое формулирования мыслей, но и способность правильно работать с литературой и источниками, что, естественно поможет во многих сферах.

Допускается использование только реальных примеров. Необходимо обязательно указать источник информации (номер журнала и страницы, где напечатана соответствующая статья; адрес интернет-сайта и т.п.).

Чтобы сократить поле собственной деятельности и время написания эссе, не стоит работать со всем текстом. Выберите определенный отрывок и работайте с ним.
После этого, выразите мысли автора, без искажений в краткой форме. И завершающим этапом будет составления из таких отрывков собственного письменного изложения.

В отличие от любой другой научной работы, реферата или курсового проекта, эссе не имеет четкой структуры.

Первостепенным, при написании эссе является наличие темы. Эта тема будет заглавием вашей работы. Титульный лист нужно заполнить согласно установленным формам ГУ-ВШЭ.

В эссе вам нужно полностью раскрыть тему и аргументировать основную проблему, изложить основной вопрос. Его можно разнообразить при помощи графического или иллюстрированного материала.

В конце эссе обычно излагаются собственные выводы и обобщения, которые вытекают из рассмотрения темы. В эссе могут быть указания на применение исследования, которое, возможно, затрагивает и другие проблемы.

Объем эссе – не более 5 страниц, 12-14 шрифтом через 1,5 интервала.

8.2.2.Методические указания по написанию реферата.

Реферат — представляет собой краткое изложение в письменном виде содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления.

Такой обзор должен давать представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности.

Задача реферата - обобщить достигнутое другими авторами, самостоятельно изложить проблему исследования на базе фактов, почерпнутых из литературы, и предложить механизмы ее решения, аргументированные самостоятельными выводами автора. Т.е. Ваша задача состоит в том, чтобы без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.

Объем реферата - 15-18 стр., шрифт № 12 через 1,5 интервала. Размер полей: левого — 20 мм, правого — 20 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм. Выравнивание – «по ширине».

Нумерация страниц сплошная по всему тексту, титульный лист не содержит номер страницы, но учитывается в общей нумерации. Цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст). Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Обязательными составными частями оформления реферата являются:

1. Титульный лист.

2. Содержание (с указанием страниц для каждого раздела).

3. Введение.

4. Основной текст, изложение в соответствии с планом (с обязательной разбивкой текста согласно оглавлению).

5. Заключение.

6. Список используемой литературы (не менее 10 источников).

Во введении должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате, а также должно быть указано, с использованием каких материалов выполнена работа - дается краткая характеристика использованной литературы с точки зрения полноты освещения в ней избранной Вами темы. При этом необходимо дать общую оценку состояния решаемой научной проблемы, очертить круг проблем, нуждающихся в научном изучении, и определить направление исследования автора. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Предмет и метод микроэкономики. Основные субъекты рынка. Элементы рыночной системы. Механизм функционирования рыночной системы.

  2. Основы теории потребительского выбора. Кардиналистский (количественный) анализ полезности. Ординалистский (порядковый) анализ полезности. Единство и противоречие в подходах.

  3. Функция полезности. Кривые безразличия и их свойства. Бюджетное ограничение. Факторы, влияющие на изменение бюджетного ограничения.

  4. Оптимальный выбор потребителя. Внутреннее и угловое решение. Кривые «доход-потребление» и кривые Энгеля. Кривые «цена-потребление» и кривые спроса.

  5. Эффект замещения и эффект дохода по Хиксу для нормального и инфериорного товара, товара Гиффена.

  6. Функция рыночного спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса на товар по его цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса по цене.

  7. Производственная функция фирмы в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности переменного фактора. Три стадии производства.

  8. Изокванты и их свойства. Предельная норма технического замещения. Типы изоквант.

  9. Расширение производства в краткосрочном периоде. Изокоста. Условие минимизации общих издержек фирмы при производстве заданного выпуска. Расширение производства в долгосрочном периоде. Отдача от масштаба.

  10. Издержки производства фирмы в краткосрочном периоде. Издержки производства фирмы в долгосрочном периоде. Отдача от масштаба. Связь между долгосрочными и краткосрочными средними издержками. Минимальный эффективный масштаб производства и его значение для фирмы.

  11. Условия существования рынка совершенной конкуренции. Конкурентная фирма. Условие максимизации прибыли. Функция (кривая) предложения конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Эластичность предложения по цене.

  12. Предложение конкурентной отрасли в краткосрочном периоде. Предложение отрасли с неизменными, возрастающими и убывающими издержками производства в долгосрочном периоде.

  13. Частичное равновесие на конкурентном рынке товаров. Взаимная выгода рыночного обмена для покупателей и продавцов. Эффективность конкурентного рынка товаров.

  14. Регулирование товарных рынков. Ценовые ограничения. Количественные ограничения. Потоварный налог. Потоварная субсидия.

  15. Модель чистой монополии. Связь между предельной выручкой, ценой и эластичностью спроса по цене. Максимизация прибыли монополии. Индекс Лернера.

  16. Ценовая дискриминация и условия её осуществления. Типы ценовой дискриминации.

  17. Естественные монополии. Ценообразование на продукцию естественных монополий. Регулирование естественных монополий.

  18. Монополистическая конкуренция. Модель Чемберлина. Оптимальная доля расходов фирмы на рекламу.

  19. Спрос фирмы на единственный переменный фактор (труд) в краткосрочном периоде. Спрос фирмы на несколько переменных ресурсов в долгосрочном периоде.

  20. Отраслевой и рыночный спрос на труд. Отраслевое и рыночное предложение труда работников. Равновесие конкурентного рынка труда.

  21. Монопсония. Оптимальная занятость и ставка заработной платы на рынке монопсонии. Монопольная власть профсоюза на рынке труда. Экономические цели профсоюза и их влияние на занятость и ставку заработной платы.

  22. Рынок капитального блага и его цена. Спрос фирмы на услуги капитала. Оптимальный объём услуг капитала. Альтернативные издержки использования капитального блага.

9.2. Темы эссе

  1. Частная собственность – источник свободы и главный ее оплот.

  2. Правительство не имеет никакой другой цели, кроме обеспечения прав собственности.

  3. Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто.

  4. Для большого бизнеса государственные границы значат не больше, чем линия экватора.

  5. Правительство борется с Билом Гейтсом. Я - за правительство. Я всегда болею за слабого.

  6. Малое прекрасно (о мало бизнесе).

  7. Современная корпорация подрывает положения классической экономической теории не в меньшей степени, чем кванты – положения классической физики в начале ХХ века.

  8. Там где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже.

  9. Монополии – они потому и монополии, что естественные.

  10. Масштаб – это враг творчества (о крупном бизнесе).

  11. Экономика – не просто наука об использовании ограниченных ресурсов, но наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов.

  12. Почти все налоги на производство в конечном счете ложатся на потребителя.

  13. Все что может сделать частный сектор, правительство может сделать хуже.

  14. Регулирование цен и зарплат – это военное решение экономических проблем.

  15. Это иллюзия, будто можно индустриализировать страну, строя заводы. Нет: чтобы индустриализировать страну, нужно строить рынки.

  16. Если вы разрушаете свободный рынок, вы создаете черный рынок.

  17. Предложение рождает спрос.

  18. Производство нельзя определить как удовлетворение потребностей, потому что производство само создает потребности.

  19. Земля – единственный источник богатства, и лишь сельское хозяйство ег приумножает (Ф.Кенэ).

  20. При словах «информационная магистраль» не думайте о дороге, а представьте рынок или биржу.

  21. Хороший менеджмент и предпринимательство – не синонимы.

  22. Заработная плата обыкновенно бывает выше в новых, чем в старых отраслях промышленности и торговли.

  23. Идеи экономистов имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром.

  24. Конкуренция – это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных лиц.

  25. Конкуренция есть порождение редкости.

  26. Лучшая хозяйственная система та, которая не убивает свойственного предпринимательству оптимизма и не навязывает ему сугубой расчетливости.

  27. Центральная экономическая проблема заключается в обеспечении такого сотрудничества между людьми, чтобы, используя то, что имеется, получать, то что требуется.

  28. Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.

  29. Бизнес – это сочетание войны и спорта.

  30. Погоня за прибылью — единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают.

  31. Рынки, так же как парашюты, срабатывают только, если они открыты.

  32. Частный сектор — это часть экономики, контролируемая правительством, а государственный сектор — часть экономики, не контролируемая никем.

  33. Плановая экономика — это крайне дисциплинированное расточительство.

  34. Политика есть самое концентрированное выражение экономики.

  35. Главное заключается в том, кому принадлежат результаты труда.

  36. Абсолютное равенство не стимулирует трудовые усилия членов общества.

9.3. Темы реферата

  1. Особенности рынка монополистической конкуренции в России.

  2. Товар Гиффена: теоретическая модель или реальность?

  3. Совершенная конкуренция: модель или реальность?

  4. Действительно, ли альтернативны альтернативные теории фирмы?

  5. Особенности поведения и регулирования российских естественных монополий.

  6. Возрастающий, постоянный и убывающий эффект масштаба в жизненном цикле фирмы.

  7. Потери от монополизма: теория и российская практика.

  8. Борьба конкурентных начал и монопольных тенденций в современной экономике: победа или компромисс?

  9. Экономическая теория и экономическая политика: взаимодействие и относительная обособленность.

  10. Эффективное производство и справедливое распределение: возможен ли компромисс?

  11. Экономические системы общества: есть ли альтернатива рыночному хозяйству?

  12. Сильные стороны и слабые места кардиналистской теории поведения потребителей.

  13. Сильные стороны и слабые места ординалистской теории потребительского поведения.

  14. Два подхода в анализе поведения фирм: сопоставление предельного дохода и предельных издержек, общего дохода и общих издержек.

  15. Предложение отрасли совершенной конкуренции с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.

  16. Экономико-математическое моделирование как метод научного познания.

  17. Структура экономических потребностей и основные элементы.

  18. Основные понятия теории потребительского выбора: потребность, полезность, предпочтение, благо, услуга.

  19. Основные экономические проблемы любого общества. Кривая производственных возможностей общества.

  20. Исследование спроса и определяющих его факторов.

  21. Неценовые методы конкуренции фирм.

  22. Анализ концепций рациональности

  23. Ценовые стратегии фирмы в условиях несовершенной конкуренции (Правила ценообразования).

  24. Виды и последствия ценовой конкуренции.

  25. Характеристика субъектов экономической системы.

  26. Рынок и условия его возникновения.

  27. Функции рынка, его достоинства и недостатки.

  28. Факторы производства, их взаимодействие и комбинация.

  29. Экономическая система: сущность и критерии.

  30. Рынки несовершенной конкуренции: общие черты и особенности функционирования.

  31. Мотивы и стимулы производственной деятельности человека.

  32. Ограниченность ресурсов и современная экологическая проблема.

  33. Определение спроса и влияющих на него факторов на рынке труда.

  34. Предложение труда и факторы, на него влияющие.

  35. Различия в оплате труда и их особенности в экономике России.

  36. Роль профсоюзов на рынке труда.

9.4. Примеры заданий текущего (контрольной работы) и итогового контроля (экзаменационной работы)

1. Ответить на теоретические вопросы (цена каждого вопроса 6 баллов):

1.1. Значит ли, что присходит нарушение закона спроса, если потребитель утверждает, что он будет тратить больше денег на товар, даже если его цена вырастет?

1.2. Чем отличаются понятия спрос и потребность?

1.3. Объясните (используя концепцию эластичности), почему в период экономического бума количество новых услуг для населения, таких как солярии и фитнес-клубы, растет относительно быстрее, чем количество других новых бизнесов, таких как продовольственные магазины?

1.4. В результате сокращения предложения объем продаж на рынке шоколада упал, но выручка производителей возросла. Что может объяснить это явление?

2. Ответить на теоретические вопросы с графической иллюстрацией (цена каждого вопроса 7 баллов):

2.1. Какие изменения цен и объемов продаж на рынке автомобилей можно ожидать в результате резкого повышения цен на бензин. Объяснить.

2.2. Потребитель потребляет только два вида товаров: X и Y. Куда сместится кривая спроса на товар Y в результате повышения цены товара X, если спрос на X неэластичный по цене?

2.3. Изобразите кривые производственных возможностей двух стран, чтобы првая страна обладала более низкими альтернативными издержками в производстве товара у, а вторая – х. Приведите объяснения.

2.4. Изобразите графически ситуацию на рынке, чтобы при введении потоварного налога все налоговое бремя распределилось в пользу производителя.

3.1.Решить задачу (цена вопроса 16 баллов):

Фирма ежедневно выпекает торты в количестве , где p - цена торта в руб. Ежедневный объем спроса составляет . Оцените последствия введения государством налога с каждого проданного торта в размере 8 руб. Каким образом и насколько изменится равновесный объем продаж и равновесная цена торта? Как изменится выигрыш потребителя, производителя, общественное благосостояние?

3.2.Решить задачу (цена вопроса 16 баллов):

Производители телевизоров перепрофилировали часть мощностей предприятий на выпуск компьютерных мониторов. Это привело к росту средней цены на телевизоры с 5000 до 5500 руб. По старым ценам производители еженедельно реализовывали 10000 телевизоров. Сколько телевизоров в неделю продается по новым ценам, если известно, что коэффициент ценовой эластичности спроса равен -2,5?

3.3.Решить задачу (цена вопроса 16 баллов):

Суточный спрос на иркутскую минеральную воду задан функцией , а предложение - функцией . Здесь p - цена, руб., а q - объем продаж, тыс.бут. Найти равновесную цену и объем продаж.Как они изменятся, если в результате рекламной кампании объем спроса вырастет на 80% при каждом уровне цен?

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Выставление итоговой оценки происходит следующим образом:

Лектор и преподаватель, ведущий семинарские занятия, выставляют студентам оценку за работу в течение каждого модуля: О, О. Основными критериями служат посещение, выполнение домашних заданий и активное участие в работе семинара (включая микроопросы). Относительная важность (веса) оценок за работу в течение модуля: W = 0,2, W = 0,2. Относительная важность (вес) оценки за контрольную работу: WК = 0,4. Относительная важность зачета: WЗ =0,4. Относительная важность (вес) оценки за реферат: WРЕФ = 0,5. Относительная важность (вес) оценки за эссе: WЭ = 0,3.

Оценка за 1-ый модуль ОМ1= О W + ОК WК+ ОЗ WЗ.

Оценка за 2-ой модуль ОМ2= О W + ОРЕФ WРЕФЭ WЭ.

Относительная важность (вес) оценки за 1-ый и 2-ой модуль: WМ1,2 = 0,3. После 2-го модуля проводится экзамен. На экзамене студенты показывают знание теоретических вопросов и умение применять их для решения задач. Относительная важность (вес) оценки за экзамен: WЭКЗ = 0,4.

Итоговая оценка учитывает все набранные баллы:

ОИ= ОМ1 WМ1 + ОМ2 WМ2 +ОЭКЗ WЭКЗ.

Итоговая оценка выставляется по 10-ти (и 5-ти) бальной шкале.

Пример расчета оценки: Студент Сидоров получил за работу в течение 1-го модуля 7 баллов, за контрольную работу - 8 баллов, за зачет – 6 баллов, за работу в течение 2-го модуля 6 баллов, за реферат 7 баллов, за эссе - 8 баллов и за ответ на экзамене - 8 баллов.

Его оценка за 1-ый модуль ОМ1= 7  0,2 + 8  0,4 + 6  0,4= 9,1,

оценка за 2-ой модуль ОМ2= 6  0,2 + 7  0.5 + 8 0.3 = 7,1;

его итоговая оценка ОИ= 9,1  0,3 + 7,1  0,3 + 8  0,4= 7,654  8 баллов («почти отлично» - по 10-ти бальной шкале) или «отлично» (по 5-ти бальной шкале).

Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной шкале

По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

1 – весьма неудовлетворительно

2 – очень плохо

3 – плохо

неудовлетворительно

4 – удовлетворительно

5 – весьма удовлетворительно

удовлетворительно

6 – хорошо

7 – очень хорошо

хорошо

8 – почти отлично

9 – отлично

10 – блестяще

отлично

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1.Базовый учебник

Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 808 с.

    1. Основная литература

1. Матвеева Т. Ю., Никулина И. Н. Основы экономической теории. – М.: Дрофа, 2003. – 448 с.

2. Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение. – М.: ИНФРА–М, 2000. – 696 с.

3. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. – М.: Финансы и статистика, 1992.

    1. Дополнительная литература

1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 3-х т. – СПб.: Экономическая школа «ГУ ВШЭ». 2007.

2. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика: Учебник / Под ред. И.Е. Рудаковой. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 576 с.

3. Хорнби У., Гэмми Б., Уолл С. Экономика для менеджеров. Пер. с англ.– М.: ЮНИТИ, 1999.

_________________ Т.В. Кулакова

  1. Примерный учебный план примерные программы дисциплин макет примерной программы дисциплины Философия и методология социальных наук макет примерной программы дисциплины

    Документ
    1.2 Требования к результатам освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) выпускника "магистр") 3
  2. Программа дисциплины Экономическая теория (Микро-1) для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор программы: Кулакова Т. В., д э. н., доцент, tkulakova@hse ru

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины  FILLIN \* MERGEFORMAT Экономическая теория (Микро-1)для направления  FILLIN \* MERGEFORMAT 080200.
  3. Программа дисциплины Экономика для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Автор программы: Пястолов С. М. д э. н., профессор, Ibs-piast@mail ru

    Программа дисциплины
    Вебер М. (1905) Протестантская этика и дух капитализма в Избранные произведения. Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. – М.:Прогресс, 1990.
  4. Программа дисциплины  fillin \* mergeformat Макроэкономика для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»

    Программа дисциплины
    Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины  FILLIN \* MERGEFORMAT Макроэкономикадля специальности 030501.65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
  5. Программа дисциплины Экономика для направления 031300. 62 «Журналистика» подготовки бакалавра (Деловая журналистика)

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031300.62 «Журналистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Экономика».
  6. Программа дисциплины Экономика для направления 031300. 62 «Журналистика»

    Программа дисциплины
    Wк.р., Wр., Wс., Wэк. – относительная важность (вес) оценки за контрольную работу, реферат, работу на семинаре и экзамен, принимающая значение, соответственно,
  7. Программа дисциплины Экономика для направления 031300. 62 «Журналистика» подготовки бакалавра Автор программы: Нестерова Д. В., д э. н., профессор;  hyperlink "mailto: dnesterova@hse ru" dnesterova@hse ru

    Программа дисциплины
    федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  8. Автор программы: Лебединская Е. В. lebedinskaya@gmail com Одобрена на заседании кафедры Экономической теории «21» ноября 2011 г Зав кафедрой С. Ф. Серегина

    Программа дисциплины
    для магистерских программ  FILLIN \* MERGEFORMAT "Корпоративные финансы" "Риск-менеджмент, страхование и актуарное дело, "Фондовый рынок и инвестиции",

Другие похожие документы..