Похоже, что в социальных и гуманитарных науках спрос на идеи есть всегда, и всегда есть неудовлетворенность их современным арсеналом. Вэтнологии и социально-кул

От директора:много книг и мало идей

Похоже, что в социальных и гуманитарных науках спрос на идеи есть всегда, и всегда есть неудовлетворенность их современным арсеналом. В этнологии и социально-культурной антропологии за 20 лет с лишним лет моего руководства институтом произошли очень важные перемены в области методологии и тематики исследований. Сам по себе некогда предмет-демиург – феномен этничности начал осмысливаться не только как этнографическая карта и как исторический процесс, но и как сфера сложных, подвижных идентичностей на индивидуальном и коллективном уровнях, как результат целенаправленных человеческих действий и политики акторов социального пространства. За пределами этничности стали больше изучаться духовные и другие аспекты религиозных традиций и практик, гендерные проблемы, городские сообщества и их субкультуры, медицинская антропология и этология, межэтнические отношения и конфликты, антропология академических и других профессиональных сообществ, миграции и диаспоры.

Мне представляется, что вызревает что-то важное в научных методологиях и в научных приоритетах общественных наук, включая и нашу дисциплину, что помогло бы лучше понять современное человеческое общество и прежде всего российскую действительность. По-крайней мере, существует кризис понимания нашей собственной жизни и тех социально-культурных перемен, которые мы пережили за последние 20 лет. Дебаты вокруг истории, культурных героев и памятных мест, споры по поводу государства и политики, противоречивые оценки современных коммуникационных систем и массовой культуры, наконец, плач по национальной идее и дебаты вокруг того, что есть нация, – все это отражение мятущейся общественной мысли, неустоявшегося национального самосознания и усложнившейся культурной среды. В последней три ее потока: этнопартикулярный, национальный (российский) и глобальный (масскультура) причудливо перемешались, и уже не так просто их разделить для анализа, как все сложнее становится делить культуру на традиционную и нетрадиционную, материальную и духовную. Феномен культурной сложности стал настоящим вызовом для нашей дисциплины.

В 2010 году коллектив в составе 157 человек, включая 126 научных сотрудников, при средней заработной плате 29800 рублей (с учетом всех источников финансирования) издал 55 книг и несколько сотен статей, не говоря уже о многочисленных докладах, лекциях, практических разработках, теле- и радиовыступлениях. Это хороший показатель, и на заседании Государственного совета Российской Федерации в г. Уфе 10 февраля с.г. по проблеме межнациональных отношений работы нашего института будут представлены отдельной выставкой. Особый интерес должны вызвать труды по истории и культуре русского народа, по этнологическому мониторингу, по народам Севера, по проблемам Северного Кавказа. Внушительный облик приобретает серия «Народы и культуры», в которой в 2010 г. впервые было издано целых три тома. В 2012 г. авторская работа над этой серией в части народов бывшего СССР должны быть завершена. Возможно, что новое поколение ученых сможет продолжить эту работу и по другим народам мира.

Вопрос о новом поколении имеет принципиальное значение, ибо без прихода молодых сотрудников в науку невозможно ее развитие. Нынешние средние возраста институтских докторов наук – 60 лет и кандидатов наук – 50 лет нельзя считать оптимальными. Аспирантура института расширяется, а зачисления молодых сотрудников остаются единичными. Было бы полезно зачислять молодежь для выполнения исследовательских грантов и целевых проектов, а тем, кто уже не ведет активную научную работу, сосредоточиться на консультативной деятельности и на участии в подготовке аспирантов. Инициаторами таких перемен должны выступать научные подразделения и их руководители.

В 2011 г. институт будет проводить два важных научных мероприятия: IX конгресс этнографов и антропологов России в Петрозаводске и Международную конференцию Ассоциации по изучению национальностей в Москве. Эти два форума позволят соотнести направления и результаты научной работы института с общероссийским и международным контекстами. По моему убеждению, во многом мы остаемся на передовых позициях, а в чем-то и отстаем. И больше всего отстаем от зарубежных коллег по части создания частных теорий и общеметодологической подготовки. В таком случае 2011 год должен стать годом новых идей.

Тематика научных исследований и источники Финансирования

Научно-исследовательская деятельность Института этнологии и антропологии РАН в 2010 г. была направлена на разработку ключевых проблем в области этнологии, социально-культурной и физической антропологии, а также смежных с этнологией направлений. Работа проводилась по планам научно-исследовательских работ – 5 тем (2009–2011), при базовом бюджетном финансировании, а также:

- по программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» (2009–2011) – 16 проектов;

- по программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития: междисциплинарный синтез» (2009–2011) – 2 проекта;

- по программам ОИФН РАН «Исторический опыт социальных трансформаций и конфликтов» (2009–2011) – 1 проект; «Генезис и взаимодействие социальных, культурных и языковых общностей» (2009–2011) – 2 проекта.

- по грантам РГНФ – 32 проекта;

- по грантам РФФИ – 13 проектов.

- по гранту Минобрнауки – 1 проект;

- по гранту Фонда «Русский мир» – 1 проект;

- по договору на НИОКР с Минобрнауки – 1 проект;

- по госконтрактам с Федеральной службой гос. статистики – 2 проекта;

- по договору на НИОКР с РГГУ – 1 проект;

- по договору с Портлендским университетом – 1 проект.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В результате проведенных исследований опубликовано 55 книг и около 500 статей. Состоялось 55 экспедиционных выездов. Сотрудники ИЭА РАН приняли участие в более 200 международных и российских научных форумах.

Большое внимание в деятельности ИЭА РАН уделено вопросам государственной политики в сфере этнических отношений. Осуществлялись мониторинговые исследования острейших на современном этапе проблем этнической и религиозной ксенофобии. ИЭА РАН при сотрудничестве с международной исследовательской организацией Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов проводит ежегодные исследования в 40 российских регионах и сопредельных государствах. Накопленный за многолетний период массив данных обработан по единой методике и представлен в обобщающем труде Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2009 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / Ред. В.А. Тишков, В.В. Степанов. М.: Информагротех, 2010. В работе на основе уникальных статистических, социологических и этнографо-полевых материалов представлены региональные модели этнической политики, которые реализовывались за последнее десятилетие в разных сферах социального управления.

По данной теме опубликована коллективная монография Конфликтологические модели и мониторинг конфликтов в Северо-Кавказском регионе. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010 (авторский коллектив: В.А. Тишков, М.А. Аствацатурова, Л.Л. Хопёрская). Исследование включает анализ и прогноз, касающий­ся этнических отношений в Северо-Кавказском регионе в условиях реформы власти и инновационного развития. Изучены концепты этнополитической системы Северного Кавказа, обсуждаются стратегии управленческих и гражданских элит и их роль в сфере этнических отношений. Особое внимание уделено противоречиям общественно-политических систе­м в северокавказских регионах. Самостоятель­ная тема – образование Северо-Кавказского федерального округа, исто­рико-культурный, этноконфессиональный и политико-управленческий контекст которого характеризуется новыми ресурсами социально-экономического развития, возможностями урегулирования общественных противоречий, сотрудничества власти и гражданского общества.

Изучалась общественно-политическая и этнокультурная ситуация, возникшая после законодательного упразднения на федеральном уровне национально-регионального компонента образования. Данная реформа вызвала острую негативную реакцию среди политической элиты многих российских республик, воспринявших федеральную инициативу как стремление «упразднить нерусские языки и этническую культуру». Исследования организованы в десяти субъектах Российской Федерации (от Якутии, Бурятии, Тувы – до Карелии), их цель – выявить общественные потребности в этнокультурном образовании. Результаты представлены в книге Методы социальной ориентации российской школы. Вып. 1 / Под ред. В.В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2010. Работа также содержит прикладные разделы, которые в своей деятельности могут использовать общеобразовательные школы, ориентированные на программы с этнокультурным содержанием. Исследование подобного рода выполняется институтом впервые.

Разработаны рекомендации по проблеме ратификации Российской Федерацией международного правового документа – Европейской Хартии региональных языков или языков национальных меньшинств. Рекомендации представлены на совместных совещаниях экспертов Совета Европы и России. Изучена проблема соответствия концептуальных подходов, предлагаемых Хартией, принципам, подходам и правовой базе государственной национальной (этнической) и языковой политике в России. Выявлены вероятные риски и этнополитические последствия в случае ратификации Хартии и необходимости выполнения Россией соответствующих международных обязательств.

В год проведения Всероссийской переписи населения 2010 года – одного из важных государственных событий – особое значение имеют разработки ИЭА РАН, касающиеся составления рекомендаций органам государственной власти и руководству Федерального органа государственной статистики (Росстату). Рекомендации института были учтены госорганами при принятии поправок 2010 года к Федеральному Закону «О Всероссийской переписи населения». Существенному переосмыслению подверглась концепция официальной презентации результатов переписи, прежде всего той ее части, которая связана с политически чувствительными темами о национальностях, языках, гражданстве, миграции. Переработке подверглись макеты статистических таблиц, откорректированы политически значимые термины.

Исследованы феномены святыни и святости в религиозной традиции русского народа. Результаты нашли отражение в книге Святыни и святость в жизни русского народа: этнографическое исследование / Отв. ред. и сост. О.В. Кириченко. М.: Наука, 2010. Значение святынь и святости рассматривается с нескольких сторон: с точки зрения опыта непосредственного общения людей с этими явлениями, через проявления внимания к святости в государственной, общественной и семейной жизни. Авторы также обращаются к проблеме бытования народной агиологии, привлекая как письменные, так и устные источники.

Новыми выпусками («Калмыки» и «Молдаване») пополнилась серия «Народы и культуры». Том Калмыки /Отв. ред. Н.Л. Жуковская, Э.П. Бакаева. М.: Наука, 2010 подготовлен совместно коллективом ученых ИЭА РАН и КИГИ РАН и представляет собой наиболее полный на сегодняшний день свод сведений по этнической истории и традиционной культуре калмыков – единственного монголоязычного народа, живущего на территории европейской части Российской Федерации. В книге освящаются этногенез калмыков, история их переселения из Западной Монголии в Российскую империю в начале XVII века, экономика кочевого общества, формы семьи и брака, традиционная культура жизнеобеспечения, календарь, язык и письменность, фольклорные и литературные жанры, религия, искусство, этнополитическая ситуация последних двух десятилетий.

Большое общественное, культурное и символическое значение имеет выход в свет тома Молдаване / Отв. ред. М.Н. Губогло, В.А. Дергачев. М.: Наука, 2010. Содержащиеся в нем сведения о среде обитания, молдавском языке, современной этноязыковой ситуации в Республике Молдова, этногенетической и этнополитической истории молдаван, о динамике их численности, развитии хозяйственной деятельности и занятиях, о соционормативной и профессиональной культуре, о семье и семейных отношениях, календарных обычаях и обрядах, служат весомым вкладом в расширении горизонтов гуманитарного знания. Как и в других работах серии, в данном томе дается обстоятельная панорамно-концептуальная характеристика роли государства и этничности в сохранении и развитии самобытности молдавского народа, его единства с другими народами в ходе самоопределения во времени и пространстве.

Широкий круг вопросов, касающихся прошлого человеческого рода, исследован в книге А.А. Зубова «Становление и первоначальное расселение рода “Ноmо”» / Отв. ред. С.В. Васильев. СПб.: Алетейя, 2010. Описывается период становления первых человеческих популяций, внутриконтинентальная дисперсия ранних представителей рода Homo, «исход» из Африки; рассматривается т.н. «великая миграция» – распространение древнейшего человечества из «Колыбели» (Эфиопия, Кения) до Юго-Восточной и Восточной Азии. Обосновывается тезис «миграция – форма адаптации», анализируется процесс заселения Нового Света; обсуждается проблема времени первоначального заселения Нового Света (автор отстаивает концепцию «долгой хронологии» – первое посещение человеком Нового Света не позже 35 тыс. лет назад); описывается процесс заселения Австралии и Океании. Обосновывается гипотеза, согласно которой человек овладел искусством преодоления водных пространств уже в позднем палеолите (в основу положены датировки «открытий» древним человеком островов 30-40 тыс. лет назад). Отдельно рассматриваются эпизоды «открытия» Новой Зеландии и острова Пасхи.

С участием ИЭА РАН проведено несколько крупных мероприятий по проблемам «женской истории» и влияния гендерного фактора на различные сферы общественной жизни. В их числе (в порядке хронологии):

- Всероссийская научно-практическая конференция РАИЖИ (Российская Ассоциация исследователей женской истории и АГПУ «Женщины в истории: недостающие фрагменты исторического полотна» (Армавир, 15-16 октября).По результатам работы региональной конференции издан одноименный сборник (Отв. ред. С.Л. Дударев, Н.Л. Пушкарева, сост. А.А. Цыбульникова. Армавир: РИЦ АГПУ, 2010). В нем убедительно показана высокая актуальность и необходимость освещения роли женщин в исторических процессах в России и за рубежом, высокая значимость «женского фактора» на различных этапах в истории человечества.

- Третья международная конференция РАИЖИ «Женская история и современные гендерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем» (Череповец, 1–3 ноября). Конференция носила характер научно-практической. Материалы изданы в виде одноименного сборника в двух томах (Отв. ред. Н.Л. Пушкарева. М.: ИЭА РАН, 2010. Т. 1-2.). Статьи сборников позволяют составить представление о путях развития и становления актуального научного направления – женских и гендерных исследований в науках о прошлом, сложностях и противоречиях, возникающих в рамках данного научного сообщества, а также о женском социальном опыте и женских идентичностях в традиционном и современном контекстах; проблемах политико-правового положения женщин, семье и браке в истории и культуре народов Евразии; о гендере как категории политического и образовательного дискурса, в том числе о дискурсивных практиках его конструирования; истории женского движения.

- Международный общественный и научный форум «Власть, семья, этнос: гендерные роли в ХХI веке» (Москва, 28 – 30 ноября). Форум проходил на базе Российской академии наук при содействии Правительства Москвы и был нацелен на обсуждение проблем, связанных с влиянием гендерного фактора на различные сферы общественной жизни – гендерно-чувствительным взаимоотношениям властных структур и отдельных членов социума, изменению роли семьи в обществе, инновационным моделям социализации, разработке мер комплексного характера, способных обеспечить создание гендерного паритета в нашем обществе. В мероприятии приняли участие ученые, общественные и государственные деятели Швейцарии, Израиля, Индии, Мексики, Республики Молдова, Украины, Казахстана. Материалы форума изданы в одноименном сборнике (Отв. ред. Н.Л. Пушкарева. М.: ИЭА РАН, 2010.).

  1. Учебное пособие санкт-Петербург 2002 удк 316. 6 Ббк 88. 53 С 59 Соколов А. В. С 59 Общая теория социальной коммуникации: Учеб­ное пособие. — Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с

    Книга
    В учебном пособии излагается обобщающая теория, содер­жащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации.
  2. Диалектика эстетического, как теория чувственного познания

    Документ
    Проблема, обозначенная в заглавии работы, принадлежит, несомненно, к числу фундаментальных и труднейших проблем, исследование которых требует не только серьезной теоретической подготовки, но и немалого интеллектуального мужества.
  3. Социальное планирование. Социальные показатели 73 глава четвертая 80 организация и проведение эмпирического социологического исследования 80 Постановка проблемы. Цели и задачи исследования 80 (1)

    Документ
    Объект и предмет социологии. Каждая наука отличается от дру­гих наук своим предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, социология и экономика, история и филосо­фия, логика и математика.
  4. Социальное планирование. Социальные показатели 73 глава четвертая 80 организация и проведение эмпирического социологического исследования 80 Постановка проблемы. Цели и задачи исследования 80 (2)

    Документ
    Различные стороны действительности — физическая, биологическая, экономическая, социальная, психологическая и т. д. могут быть объектом исследования многих наук.
  5. Социальный прогресс и буржуазная философия

    Документ
    Это первая в нашей литературе работа, содержащая критический анализ экзистенциального психоанализа, получившего широкое распространение на Западе н своими истоками обращенного к концепциям Фрейда, Сартра, Хайдеггера.
  6. Мой любимый герой Санди Пруэль. На руке у меня татуировка: «я все знаю». Самое смешное, что это правда

    Документ
    Где та система отсчета, где чаяния и страдания человека увязаны с поступательным движением истории, в чем конечная цель и смысл этого движения? Как же создан человек, и как же создан этот мир? Голубые зарницы полыхали, рушились раскаты
  7. Все это уложилось у меня в голове около тридцати трех лет. Надо заметить, что тогда я не был знаком с теориями Вернадского и Гумилева, не читал Шопенгауэра и То

    Документ
    Все это уложилось у меня в голове около тридцати трех лет. Надо заметить, что тогда я не был знаком с теориями Вернадского и Гумилева, не читал Шопенгауэра и Тойнби и не слышал фамилии Чижевского.
  8. В. М. Аллахвердов, д р психол наук, проф. - 11. 1 11. 7, 31. 2

    Список учебников
    Учебник по основам психологии написан в соответствии с требованиями обязательного федерального компонента психологических знаний, введенного в образовательные программы высшей школы по всем специальностям.
  9. Парсонс Т. П 18 Оструктуре социального действия

    Документ
    Талкотт Парсонс, безусловно, один из самых крупных и интересных социологов-теоретиков XX столетия. Ко времени, когда появились на страницах научных журналов его первые статьи, в Европе, разоренной мировой войной и социальными катастрофами,

Другие похожие документы..