Концепция программы развития государственного университета Высшей школы экономики 2

Факультет повышения квалификации преподавателей вузов

Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова

Раздаточный материал

к проектно-сценарному семинару

Разработка стратегии Академии на 2010-2020г.г.

(ТОМ 2)

27-29 мая 2010

СОДЕРЖАНИЕ (ТОМ 2).

5.1.

Концепция программы развития государственного университета Высшей школы экономики

5.2.

Концепция развития Академии труда и социальных отношений

5.3.

Стратегический план развития Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета

5.4.

Программа стратегического развития факультета (на примере социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова)

5.5.

Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» на 2009 - 2018 годы

5.6.

Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет» на 2009 - 2018 годы

5.7.

Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный технический университет» на 2009 - 2018 годы


ПРОЕКТ

5.1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА -

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ

на период 2009-2015 гг. и до 2020 г.

МОСКВА 2008

Содержание

1. Вызовы современного этапа развития

России и новые задачи ГУ-ВШЭ

  1. Вклад ГУ-ВШЭ в социально-экономическое развитие Российской Федерации в 1993-2007 годах

  2. Основные цели, задачи и этапы Программы

развития ГУ-ВШЭ

4. Факторы и условия достижения целей Программы
развития ГУ-ВШЭ. Сценарии развития ГУ-ВШЭ

и основные риски реализации Программы

5. Перспективное видение ГУ-ВШЭ до 2020 года как
результат реализации Программы развития ГУ-ВШЭ

1. Вызовы современного этапа развития России и новые задачи ГУ-ВШЭ

В предстоящий период российской экономике и обществу предстоит отвечать на вызовы глобальной конкуренции. Место России в постиндустриальном мире будет решающим образом зависеть не столько от цен на сырье, сколько от способности генерировать и эффективно использовать уникальные технологии и инновации как в производстве материальных благ (нанотехнологии, биотехнологии и т. п.), так и - в еще большей степени - в сфере развития общества и экономики. Речь идет о целенаправленно формируемых и воспроизводимых способах оптимального решения экономических и социальных проблем на уровне всей страны, ее регионов и муниципалитетов, хозяйствующих субъектов и ячеек гражданского общества. Глобальная конкуренция в значительной степени становится конкуренцией политических и экономических знаний, управленческих стратегий и практик. Поэтому новый этап развития страны требует нового качества социально-экономических решений и кадров, которые обеспечивают их формирование и реализацию по сравнению с предыдущим этапом становления рыночного хозяйства и демократической государственности.

У России, с ее уникальным сочетанием отставания и неразвитости институтов, экономической и правовой культуры, с одной стороны, и одним из самых высоких в мире уровней развития человеческого капитала и запаса природных ресурсов, с другой стороны, нет иного пути к успеху, кроме как вырабатывать нетривиальные решения, которые при соблюдении базового уровня установившегося международных стандартов, тем не менее, не копировали бы устоявшиеся за рубежом образцы организации экономики и социальной жизни. России не нужны устаревшие социальные технологии. Нужна способность максимально большого числа ее граждан критически осваивать и создавать новое.

Передовые социальные и экономические знания и технологии не могут вырабатываться иначе, как на основе синтеза национальных традиций с лучшими зарубежными практиками и наиболее современными мировыми достижениями общественных наук. Однако сегодня отечественные социальные и экономические технологии, как правило, либо некритически заимствуются, либо существенно отстают по эффективности от зарубежных. Страна настоятельно нуждается в новых знаниях об обществе и экономике, в конкретных эффективных стратегиях и инструментах решения прикладных задач, а также в компетенциях, которыми должно обладать новое поколение лидеров экономических и социальных инноваций.

В социально-экономической сфере Россия сегодня располагает рядом выдающихся ученых, но не широким спектром международно-признанных научных школ. В России сегодня немало востребованных экспертно-аналитических разработок и центров, но нет устойчивой системы экспертного сопровождения общественных, в том числе хозяйственных, преобразований, способной генерировать оригинальные социальные и экономические технологии. У нас есть отдельные образовательные программы мирового уровня, но не сложился комплекс кадрового обеспечения глобальной конкурентоспособности. Без восполнения этих дефицитов невозможно решительно повысить производительность труда, обеспечить эффективное использование общественных финансов, преодолеть нехватку человеческих ресурсов и решить многие другие проблемы, препятствующие росту конкурентоспособности России.

Сталкиваясь со схожими вызовами, страны-конкуренты России обращаются, прежде всего, к своим ведущим научно-образовательным центрам, способствуя их трансформации в университеты нового типа. По этому пути идут не только США, Франция, Германия, но и Китай, Индия, Бразилия, Мексика. Речь идет не просто о наращивании потенциала исследовательских университетов, во многом дистанцированных от практики, и, тем более, не о вытеснении фундаментальной науки и образования ремесленничеством, а о создании на базе лучших научно-образовательных комплексов страны мощных точек прорыва - своего рода агентов развития за счет естественного соединения элементов, существовавших до этого достаточно изолированно:

  • фундаментальных и прикладных исследований;

  • экспертно-аналитической деятельности и консультирования;

  • циклов разработки и внедрения новых технологий; венчурного предпринимательства и выращивания инновационного бизнеса;

  • программ основного высшего образования;

  • модулей непрерывного образования, ориентированных на обновление знаний в течение всей жизни;

  • активного культурного воздействия на социальную среду.

По сути, место традиционного исследовательского университета занимает проектно-исследовательский университет, который, нисколько не поступаясь качеством исследований и преподавания базовых научных знаний, в то же время создает и распространяет передовые технологии (в том числе экономические и социальные), формирует и поддерживает сети профессионалов, участвующих в решении глобальных проблем, выступает опорой национальной инновационной системы и системы непрерывного образования. Важно подчеркнуть, что, как свидетельствует мировая практика, именно университеты, а не обособленные академические или аналитические центры наиболее эффективно реализуют эти функции, поскольку их образовательная составляющая является важнейшим условием распространения и обновления знаний. Такие университеты-лидеры концентрируют и привлекают таланты из разных стран, они имеют адекватное и диверсифицированное ресурсное обеспечение и обладают широкой академической, финансовой и организационной автономией.

России также предстоит идти по этому пути. Фактически необходимость поворота к формированию современных университетов отражена в Приоритетном национальном проекте «Образование» (федеральные университеты, конкурс инновационных образовательных программ). Вместе с тем эти попытки показали сложность практической реализации такой задачи. Особенно сложной она оказывается в социально-экономической области, поскольку здесь, в отличие от сферы естественных и технических наук, новые университетские формы предстоит создавать заново, фактически не располагая базой в виде сильной академической науки и полноценных исследовательских университетов. Решение такой задачи потребует не менее десятилетия упорных усилий по обновлению содержания исследований и разработок, активного выращивания молодых кадров и подлинной интеграции в мировые сети обмена знаниями и технологиями в социально-экономической области. Вместе с тем, определенным конкурентным преимуществом России в данной области является меньшая, по сравнению с основными конкурентами за рубежом, инерционность и опыт быстрой адаптации к вызовам 1990-х и 2000-х годов.

Сложность указанной задачи не снижает ее остроту - стране необходим такой социально-экономический университет, который бы реально соревновался с лучшими мировыми центрами в области управления, экономики и социальных наук, способствуя глобальной конкурентоспособности России в инновационной экономике.

В решении этой задачи мы не должны идти по догоняющему пути, повторяя стратегию и тактику устоявшихся мировых лидеров. Необходим оригинальный подход, который опирался бы не столько на опыт прошлого, сколько на существующие тренды и перспективы. В основе такого подхода может лежать передовая модель проектно-исследовательского университета. Очевидно, что такой университет должен стать образовательным и научным центром мирового уровня (опережать некоторые мировые стандарты, быть лидером).

В настоящее время наибольший потенциал для выхода на эти позиции среди вузов социально-экономического профиля у Государственного университета -Высшей школы экономики.

ГУ-ВШЭ - молодой университет с новым «генетическим кодом», он за 15 лет работы сформировал ряд принципиально новых инструментов и подходов -как образовательных, так и аналитических и исследовательских, которые позволили ему завоевать прочное место в группе ведущих российских вузов.

При этом ГУ-ВШЭ не затронут типичными для российских вузов социально-экономического профиля болезнями научного провинциализма и коррупции.

В области образования ГУ-ВШЭ доказал, что может успешно работать, находясь впереди действующих стандартов, оценивая себя по лучшим мировым образцам с привлечением международных экспертов - то есть саморегулироваться.

В области научных исследований и разработок ГУ-ВШЭ продемонстрировал способность самостоятельно продуцировать идеи и решения, и не только предлагать их, но проводить на собственной базе их экспертное обсуждение и общественное согласование.

Высшая школа экономики располагает в настоящее время не только предпосылками, но работающими элементами новой модели. Это единственный университет в России с широко диверсифицированными рынками - ГУ-ВШЭ имеет четыре сопоставимых по объему источника ресурсов:

федеральный бюджет,

рынок основного высшего образования,

рынок дополнительного высшего образования,

научные исследования и экспертно-аналитическая работа.

Эти направления обеспечиваются единым научно-педагогическим коллективом, что создает возможность моментального переноса новых результатов в образовательный процесс и вовлечения студентов и слушателей в реальные исследования и разработки.

ГУ-ВШЭ уже является другим - но на базе соблюдения существующих (хотя и во многом отставших как от практики, так и от возможностей университета) образовательных стандартов, формальных ограничений бюджетного учреждения, а также работы в условиях жестких ресурсных ограничений, сталкивающих траекторию развития университета в коммерциализацию, работу на текущие, а не стратегические интересы страны.

Тем не менее, опираясь на этот опыт, ГУ-ВШЭ способен, как и в 1990-е 2000-е годы, вновь сыграть роль вуза, наиболее глубоко вовлеченного в кадровое и научно-аналитическое обеспечение назревших общественных и экономических сдвигов, став первым в стране проектно-исследовательским университетом социально-экономического профиля.

  1. Концепция развития Государственного университета Высшей школы экономики на период до 2010 года Утверждено приказом Минэкономразвития России (1)

    Документ
    Государственный университет – Высшая Школа Экономики был создан в 1992 году по решению Правительства Российской Федерации для решения задачи формирования нового корпуса высококвалифицированных профессионалов в области экономики и социальных
  2. Концепция развития Государственного университета Высшей школы экономики на период до 2010 года Утверждено приказом Минэкономразвития России (2)

    Документ
    Государственный университет – Высшая Школа Экономики был создан в 1992 году по решению Правительства Российской Федерации для решения задачи формирования нового корпуса высококвалифицированных профессионалов в области экономики и социальных
  3. Отчет государственного университета Высшей школы экономики по результатам реализации (1)

    Содержательный отчет
    Реализуемая Программа развития Государственного университета – Высшей школы экономики (далее Программа, ГУ–ВШЭ) была разработана на основе Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального
  4. Итоговый отчет государственного университета высшей школы экономики по результатам реализации инновационной образовательной программы «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении»

    Содержательный отчет
    Приложение 2. Справка о результатах проделанной работы на основании экспертизы, проведенной с привлечением представителей общественности, работодателей, общественных организаций, средств массовой информации и др.
  5. Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Государственный университет-Высшая школа экономика (1)

    Программа
    Программа дисциплины «социология профессий» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  6. Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Государственный университет-Высшая школа экономика (2)

    Программа
    Программа дисциплины «социология профессий» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  7. Концепция преподавания английского языка в Государственном университете Высшей школе экономики (1)

    Документ
    Данная концепция преподавания английского языка разработана для Национального исследовательского университета Государственного университета – Высшей школы экономики (далее ГУ-ВШЭ, университет) и призвана обеспечить прозрачность требований
  8. Концепция преподавания английского языка в Государственном университете Высшей школе экономики (2)

    Документ
    Данная концепция преподавания английского языка разработана для Национального исследовательского университета Государственного университета – Высшей школы экономики (далее ГУ-ВШЭ, университет) и призвана обеспечить прозрачность требований
  9. Концепция развития Пермского филиала Государственного университета Высшая школа экономики на 2009-2015 гг и до 2020 г. Пермь, 200

    Документ
    Пермский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики (ПФ ГУ-ВШЭ) является учебным заведением высшего профессионального образования. Учредитель – Правительство Российской Федерации.

Другие похожие документы..