Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык (английский) (название дисциплины)

5.3. Методические указания студентам

Общие рекомендации

Самоорганизация

Учась в университете, студент сталкивается с формами обучения, ранее незнакомыми. Студент, в отличие от школьника, обладает самостоятельностью в процессе обучения. Лучший способ обрести эту самостоятельность – научиться самоорганизации.

Мотивация.

Один из ключевых моментов самоорганизации – это мотивация. У вас больше шанса на успех в случае наличия четко поставленной цели. Прежде всего, необходимо определиться, почему вы выбрали учебу на данной специальности. Выделите одну или две наиболее важные причины и подумайте, почему они оказались определяющими. Это может быть такая причина как повышение квалификации для того, чтобы устроиться на более престижную и высокооплачиваемую работу. Тогда вам нужно разбить эту цель на несколько более мелких и более доступных целей. Это поможет вам определиться, в каком направлении вам стоит трудиться во время учебы в университете.

Методы обучения

Итак, сформулировав цель, вы также должны сформулировать, как ее достичь. Будучи самостоятельным в процессе обучения, вы можете выбрать индивидуальный метод обучения. Существует несколько различных подходов к методике обучения. Необходимо, чтобы стиль обучения, подходящий вам, также и соответствовал вашим предпочтениям. Вы должны активно использовать пройденный материл, тогда вы будете более эффективно понимать его и удерживать в памяти. Студенту с аналитическим складом ума требуется время для того, что обдумать и проанализировать полученную информацию. Студенты с развитой визуальной памятью лучше запоминают то, что видят, студенты с развитой вербальной памятью лучше запоминают информацию, поданную устно.

Заметки

В процессе обучения студентам часто приходится делать заметки. Заметки могут быть сделаны как во время лекций, так и во время работы в библиотеке. Студент также делает заметки при подготовке к экзамену. Потому каждому необходимо выработать собственный способ того, как делать заметки, чтобы они пригодились в будущем.

Способы делать заметки

Аннотация.

Один из методов – аннотация, иначе говоря, письменные комментарии. Этот способ не подходит вам в том случае, если вы работаете с книгой, которая должна быть возвращена в библиотеку. Но этот способ может быть очень эффективным, если вы работаете с ксерокопией. Основные приемы аннотации - подчеркивание. В таком случае полезно будет использование ручек с цветными пастами, которыми можно выделять ключевые моменты текста и те моменты, к которым следует вернуться позже.

Схема.

Многие студенты прибегают к графическому способу. Этот метод может быть особенно полезен в случае повторения пройденного материала или когда необходимо структурировать новый материал. Схема может помочь вам охватить всю картину. При составлении схемы используйте большой лист бумаги и начните с центрального понятия пройденной темы. Нарисуйте ответвления – понятия, связанные с центральным. Используйте только ключевые слова. Можете также использовать ручки с цветными пастами.

Заметки, размещенные в столбцы.

Некоторые студенты размещают заметки в столбцы. Оставьте место для полей на каждой страницы тетради. С левой стороны пишите ключевые понятия пройденной темы. Главные заметки будут размещены в срединном столбце. В правом столбце можете писать вопросы или аспекты, на которые стоит обратить внимание.

Виды чтения

Одним из заданий для студентов, предусмотренных программой, является чтение тематического специализированного текста. Важно ясно представлять, на развитие каких умений и навыков направлено задание: на развитие технических навыков или навыков смысловой переработки информации. В зависимости от цели, которую ставит преподаватель перед учащимися, используются разные виды чтения.

Ознакомительное чтение - извлечение из текста основной информации, получение полного представления о содержании текста, без детализации основной информации. Для ознакомительного чтения студентам предлагаются легкие для понимания тексты, с небольшим количеством новых, незнакомых слов, и с незначительным содержанием избыточной информации.

Поисковое чтение используется при поиске конкретной информации в тексте и предполагает его беглое просматривание с более внимательным прочтением отдельных абзацев или предложений в случае нахождения требуемой информации. Ориентироваться в тексте учащимся помогают ключевые слова, подзаголовки, термины, имена собственные и т.д.

Изучающее чтение направлено на достижение полного и точного уровня понимания основной и второстепенной информации в тексте. Это активный вид чтения, и требует от учащихся сосредоточенности, неоднократного прочтения и письменной фиксации информации. Учащимся предлагаются тексты информативные, познавательные, достаточно трудные в языковом отношении.

Рекомендуется осуществлять изучающее чтение в несколько этапов:

  1. подготовительный этап: учащиеся просматривают текст полностью, затем составляют список вопросов, ответы на которые можно будет получить при более внимательном ознакомлении с предложенным материалом.

  2. этап непосредственного чтения текста предполагает: во-первых, внимательное, осознанное прочтение полного текста с выявлением «опорных точек», ключевых слов; во-вторых, разделение текста на части, и внимательное прочтение каждой из этих частей, что позволит найти ответы на поставленные вопросы.

  3. заключительный этап: учащиеся отмечают соответствие найденной информации поставленным вопросам, оценивают значимость и полезность текста, выявляют его главную идею и основные мысли. В качестве контроля учащимся могут быть предложены следующие задания: записать основное содержание текста своими словами, или подготовить пересказ.

Пересказ текста

Пересказ текста требует от учащегося владение необходимыми лексическими и грамматическими навыками, а так же тщательной предварительной подготовки. Целью пересказа является передача основной информации прочитанного текста. Пересказ может быть средством контроля учащихся, степени понимания прочитанного ими текста и способности выразить основные мысли своими словами, а также умение выстраивать высказывания грамматически правильно. Рекомендаций по подготовке к пересказу схожи с рекомендациями по осуществлению изучающего чтения.

Подготовка докладов, презентаций или устных высказываний по заданной теме

Учебным заданием, развивающим лексические навыки и навыки говорения учащихся, может быть подготовка докладов, презентаций или устных высказываний по заданной теме. Доклады, презентации, устные высказывания предполагают правильное грамматическое и лексическое оформление.

Кроме того, важно учитывать и следующие моменты:

  1. Аудитория. Одна из задач докладчика - заинтересовать слушающих, то есть сделать свою речь максимально разнообразной, а информацию подобрать наиболее интересную и полезную. Важно иметь в виду, что после доклада со стороны слушающих могут последовать вопросы, поэтому при подготовке необходимо попытаться учесть возможные варианты.

  2. Время. Доклад не должен быть долгим, так как слушающие быстро устают. Необходимо уложиться в заданный промежуток времени, особенно если на уроке предстоит выслушать несколько докладов.

  3. Структура доклада или высказывания должна быть четкой и ясной. Основные идеи доклада можно перечислить во вступлении, а в заключении подвести итог и выделить основные мысли.

  4. При подготовке презентаций и докладов по возможности лучше воспользоваться наглядными пособиями, что также повысит уровень восприятия информации слушающими.

  5. Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.

Написание сочинений

Написание сочинений - еще одна форма контроля уровня грамматических и лексических навыков учащихся, а, кроме того, уровня понимания учащимися определенной проблемы. Сочинение – небольшая по объему письменная работа на заданную тему, состоящая из вступления, основной части и заключения.

Написание сочинений рекомендовано проводить в несколько этапов:

  1. Обдумывание идеи. Этот этап наиболее продолжительный. Учащийся анализирует вопрос, который он должен раскрыть в работе, возможно предварительное обсуждение проблемы с преподавателем и другими учащимися на уроке или вне урока.

  2. Планирование. На этом этапе необходимо обдумать структуру сочинения, наиболее выгодные варианты раскрытия проблемы.

  3. Написание. Обычно это наиболее сложная часть работы над сочинением, так как учащийся сталкивается с необходимостью выразить свои идеи четко и ясно. Необходимо также выбрать стиль изложения и придерживаться этого стиля на протяжении всего сочинения. Если у учащегося возникают сомнения по поводу стиля изложения, рекомендуется прочитать работу вслух, восприятие на слух поможет откорректировать стиль.

  4. Пpоверка. Перед тем, как сдать сочинение на проверку, рекомендуется самостоятельно проверить работу с точки зрения содержания, структуры, логики, грамматического оформления и подбора лексики.

Реферирование и аннотирование иноязычного текста

Summary – краткое изложение в письменном виде содержания текста. При этом материал излагается с позиции автора оригинала и не содержит элементов интерпретации или оценки.

Целью реферата является замена первоисточника, чтобы у читателя появилась возможность сберечь время при знакомстве с объектом описания.

Назначение – 1) осветить основную информацию, заключенную в тексте;

2) описать оригинал;

3) быть источником для справочных материалов.

План реферата - 1. выходные данные источника;

2. текст реферата, т.е. тема, основная мысль, краткое изложение содержания;

3. результаты и выводы.

Примерный объём реферата – 10-15% реферируемого текста.

Алгоритм составления реферата - а) прочитать весь текст и попытаться понять его содержание и смысл;

б) пересказать основные тезисы текста своими словами;

в) объединить все предложения, организуя текст согласно порядку основных идей оригинала.

Клише для написания реферата

The object (purpose) of the text (paper) is

  • to discuss

  • to describe

  • to show

  • to determine

The present paper discusses some problems relating to…

………………… deals with some aspects of…

…………………. provides information on…

…………………. is devoted to…

…………………. is concerned with…

Introduction: The paper begins with a short discussion…

To begin with, the author…

The body of a summary: Then follows a discussion on…

Next the author tries to…

It must be noted that…

Then comes the problem of…

Conclusion: The conclusion is that…

To sum up…

Finally the author admits…

The final parаgraph states…

Review - аннотация – самое краткое изложение главного содержания первичного документа, составленное в результате компрессии текста оригинала и в нескольких строчках дающее представление о его тематике.

Назначение – аннотация не может заменить текст оригинала, она лишь даёт возможность читателю составить мнение о целесообразности более детального ознакомления с материалом.

Размер – 30 – 40 слов (500 печатных знаков)

План – 1) выходные данные;

2) тема, основные понятия;

3) краткое содержание, отличительные черты документа, т.е. то новое, что несет в себе материал и особенности его подачи;

4) выводы;

5) читательская аудитория.

Алгоритм составления аннотации – а) читать текст;

б) разделить на логические части;

в) ответить на вопрос: О чём текст? Сформулировать тему. Записать ответ в 1 – 2 предложениях, используя клише.

г) ответить на вопрос: Какова цель и назначение данного текста? Как вы оцениваете содержание и выводы на новизну, важность, достоинства и ограничения? в 2 -3 предложениях.

Отличия реферата от аннотации- Реферат строится на основе ключевых фрагментов из текста оригинала. Аннотация пишется своими словами, поэтому она носит отпечаток субъективности и оценки.

Дополнительные клише:

In my opinion…

To my mind…

It is possible to understand that…

This tells us almost for certain…

In spite of all these differences…

In conclusion I would like to state the main problem…

The author concentrates on a wide range of things which raise special problems…

The paper is interesting…

The paper is of importance…

It is valuable\ invaluable…

It is up-to-date\ out-of-date…

The article is useful\ useless

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «история языка» Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Предмет истории языка. Основные законы исторического развития языка. Сравнительно-исторический метод изучения языков. Основные этапы исторического развития изучаемого языка, становление национального литературного языка в связи со становлением нации.
  2. Учебно-методический комплекс по современному русскому языку (в 3-х частях)

    Учебно-методический комплекс
    Рецензенты: кафедра русского языка Башкирского госпедуниверситета (зав. каф., доктор филол. наук, профессор Е.А. Яковлева); доктор филол. наук, профессор кафедры современного русского языкознания БГУ Р.
  3. Учебно-методический комплекс по Современному русскому языку лексикология

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Современный русский язык. Лексикология» для студентов специальности «Педагогика и методика начального обучения» / Сост.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (63)

    Учебно-методический комплекс
    Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
  5. Методические комплекты по изучению иностранных языков •

    Учебные пособия
    Знание языка должно расширить потенциал гражданина, живущего не в замкнутом пространстве, а в обществе. Пусть английский язык станет Вашим добрым спутником, откройте ему дорогу к вашему сердцу, и он поможет вам открыть для себя новые
  6. Программа дисциплины «Иностранный язык (основной)» «Английский язык» для студентов

    Программа дисциплины
    В соответствии с целями и задачами обучения на Международно-правовом факультете МГИМО (Университет) программа по английскому языку включает следующие разделы:
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «логика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Знание логики является важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки специалиста управления. Сегодня в условиях изменения характера человеческого труда ценность такого знания возрастает.
  9. Учебно-методический комплекс по истории южных и западных славян с древнейших времен до начала XX в. (для студентов специальности «Документоведение»)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории южных и западных славян (с древнейших времен до начала XXI в.) предназначен для студентов исторического факультета (специальности «Документоведение») и должен способствовать более глубокому самостоятельному
  10. Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Учебно-методический комплекс Составители (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания английского языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов – аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания

Другие похожие документы..