Образовательный стандарт республики беларусь

ОСРБ 1-40 02 01-2007

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

________________________________________________________________________

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

Специальность 1-40 02 01 Вычислительные машины, системы и сети

Квалификация Инженер-системотехник

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ

ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ

Спецыяльнасць 1-40 02 01 Вылiчальныя машыны, сiстэмы i сеткi

Кваліфікацыя Iнжынер-сiстэматэхнiк

HIGHEREDUCATION

FIRSTYLE="DEGREE

Speciality 1-40 02 01 Computers, Systems and Networks

Qualification System Analyst

Министерство образования Республики Беларусь

Минск

_____________________________________________________________________________

УДК 378.1:004.7(083.74) (476)

Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная единица, качество высшего образования, обеспечение качества, итоговая государственная аттестация, инженер–системотехник, вычислительная техника, электронная вычислительная машина (ЭВМ), вычислительная система, вычислительная сеть, информационное обеспечение, программное обеспечение (ПО), аппаратное обеспечение, язык программирования, архитектура вычислительных машин.

МКС 03.180

_____________________________________________________________________________

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Учреждением образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Садыхов Р.Х., проф., д-р тех. наук (руководитель);

Жеребятьев В.И., доцент, канд. техн. наук;

Прытков В.А., доцент, канд. техн. наук;

Луцик Ю.А., доцент, канд. техн. наук;

Дереченник С.С., доцент, канд. техн. наук;

Склипус Б.Н., доцент.

ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь

3 ВЗАМЕН РД РБ 02100.5.113-98

Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь

Издан на русском языке

Содержание

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ I

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ I

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ I

ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ I

1 Область применения 1

2 Нормативные ссылки 1

3 Основные термины и определения 1

4 Общие положения 3

5 Квалификационная характеристика специалиста 4

Требования к знаниям и умениям по дисциплинам и курсам специализаций устанавливаются в соответствии с образовательной программой. 27

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

___________________________________________________________________________

Высшее образование. Первая ступень

Специальность - 40 02 01 Вычислительные машины, системы и сети

Квалификация - Инженер-системотехник

Вышэйшая адукацыя. Першая ступень

Спецыяльнасць - 40 02 01 Вылiчальныя машыны, сiстэмы i сеткi

Кваліфікацыя - Iнжынер-сiстэматэхнiк

Higher education. First degree

Speciality - 40 02 01 Computers, Systems and Networks

Qualification - System Analyst

_____________________________________________________________________________

Датавведения2007-09-01

1 Область применения

Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника,

Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения.

СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации.

СТБ 22.0.4-2005 Система стандартов в сфере образования. Термины и определения.

РД РБ 02100.5.227-2006 Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин.

3 Основные термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями.

Аппаратное обеспечение – все оборудование, включая носители данных, предназначенное для автоматизированной обработки данных.

Архитектура вычислительных машин – система основных функциональных средств машин, принципов организации вычислительного процесса и переработки информации в ней.

Архитектура вычислительной сети – совокупность принципов логической и физической организации технических и программных средств, протоколов и интерфейсов вычислительной сети.

Архитектура вычислительной системы – концепция общей логической организации цифровой вычислительной системы, определяющая процесс обработки данных и включающая методы кодирования данных, состав, назначение, принципы взаимодействия технических средств и программного обеспечения.

Вид профессиональной деятельности – задачи в определенной сфере труда, выделяемые в соответствии с наличием характерных признаков и способов решения.

Вычислительная машина – совокупность технических средств, создающая возможность проведения обработки информации и получения результата в необходимой форме.

Вычислительная сеть – интегрированная многомашинная территориально рассредоточенная система, состоящая из взаимодействующих вычислительных машин (комплексов) и других цифровых устройств, объединенных каналами передачи данных.

Вычислительная система – совокупность аппаратных средств вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения, функционирующих как единое целое, и предназначенная для решения определенного класса задач.

Вычислительная техника – область науки и техники, охватывающая теорию проектирования и промышленного производства вычислительных средств, методы и средства автоматизации процессов обработки.

Дидактическая единица – автономная часть содержания учебной дисциплины, выраженная в названиях тем, разделов или модулей.

Инженер-системотехник – профессиональная квалификация специалиста в области вычислительной техники с высшим профессиональным образованием.

Интерфейс – совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие устройств вычислительной машины или системы обработки информации и/или программ.

Информационное обеспечение – данные и/или алгоритм обработки, необходимые при решении определенного круга задач в данной предметной области.

Квалификационная характеристика специалиста – обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка.

Квалификация – знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом.

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умение.

Компетенция – знания умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Обеспечение качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

Образовательная программа – система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами.

Образование - целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.

Образовательный стандарт – нормативный документ, устанавливающий нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования.

Объект профессиональной деятельности – предметы материальной и нематериальной сферы, на которые направлен труд специалистов, например, вещество, энергия, информация, сознание, процесс, система, модель, отношения.

Обязательный минимум содержания образования – системная совокупность знаний и умений, усвоенная выпускником, необходимая и достаточная для выполнения профессиональных функций специалиста и аттестации.

Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта.

Сфера профессиональной деятельности совокупность видов, в пределах которых осуществляется труд, например, наука, образование, экономика, культура, промышленность, искусство, право, политика, физкультура и спорт.

Типовая учебная программа дисциплины – учебно-методический документ, определяющий цели, задачи и содержание теоретической и практической подготовки выпускника вуза по учебной дисциплине, который разрабатывается на основе образовательного стандарта по специальности и утверждается в порядке, установленном Министерством образования.

Типовой учебный план – составная часть образовательной программы, регламентирующая структуру и содержание подготовки специалиста, виды учебных занятий и формы контроля знаний, которая учитывает государственные, социальные и личные потребности обучаемых, определяет степень самостоятельности вуза.

Умение –способность использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы; способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков. Умение всегда связано с применением знаний на практике и в процессе учебно-производственной деятельности.

Учебный план специальности – учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза.

Учебная программа дисциплины – учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины.

Язык программирования – язык, предназначенный для представления программ.

4 Общие положения

4.1 Общая характеристика специальности

4.1.1 Подготовка выпускника по специальности Вычислительные, машины, системы и сети обеспечивает получение профессиональной квалификации инженер- системотехник.

4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю Техника и технология подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-40 02 01.

4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки

4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца.

4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по дисциплинам:

  • белорусский язык или русский язык (на выбор);

  • математика;

  • физика.

4.3 Общие цели подготовки специалиста

Общие цели подготовки специалиста:

  • формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;

  • формирование навыков профессиональной деятельности, заключающейся в умении ставить задачи, вырабатывать и принимать решения с учетом их социальных, экологических и экономических последствий, планировать и организовывать работу коллектива;

  • формирование навыков исследовательской работы, заключающейся в планировании и проведении научного эксперимента, в умении проводить научный анализ полученных результатов, осуществлять творческое применение научных достижений в области информатики и вычислительной техники.

4.4 Формы обучения по специальности

Обучение по специальности предусматривает следующие формы:

очная (дневная, вечерняя), заочная.

4.5 Сроки подготовки специалиста

Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет, не менее 300 зачетных единиц.

Нормативный срок подготовки специалиста по вечерней и заочной формам обучения увеличивается на 1 год.

  1. Образовательный стандарт республики беларусь (14)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  2. Образовательный стандарт республики беларусь (8)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (11)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  4. Образовательный стандарт республики беларусь (22)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  5. Образовательный стандарт республики беларусь (31)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  6. Образовательный стандарт республики беларусь (32)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  7. Образовательный стандарт республики беларусь (34)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  8. Образовательный стандарт республики беларусь (1)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная
  9. Образовательный стандарт республики беларусь (2)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа,

Другие похожие документы..