Образовательный стандарт республики беларусь

5 Квалификационная характеристика специалиста

5.1 Сфера профессиональной деятельности

Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности естественнонаучных, фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний:

  • обеспечение производственной деятельности предприятий, производящих и эксплуатирующих средства вычислительной техники;

  • проектирование, производство, монтаж, наладка, эксплуатация и обслуживание вычислительных средств, систем и сетей различного назначения и их отдельных устройств;

  • разработка и использование программного обеспечения для различных компьютеров;

  • осуществление научных, опытно-экспериментальных и проектно-конструкторских работ в области вычислительных систем и сетей;

  • обучение и подготовка специалистов в области вычислительных систем и сетей.

5.2 Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: вычислительные машины и комплексы, вычислительные системы и компьютерные сети.

5.3 Виды профессиональной деятельности

Выпускник вуза после адаптации до 1 года должен быть компетентным в следующих видах деятельности:

  • проектно-конструкторской и производственно-технологической;

  • монтажно-наладочной и ремонтно-эксплуатационной;

  • научно-исследовательской и образовательной;

  • организационно-управленческой:

  • инновационной.

5.4 Задачи профессиональной деятельности

Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:

  • проектирование компьютеров, вычислительных комплексов, специализированных вычислительных систем и компьютерных сетей;

  • монтаж, наладка, испытание, ремонт и техническое обслуживание компьютерных систем, сетей и их отдельных устройств;

  • разработка и использование программного обеспечения для различных компьютерных систем и сетей;

  • управление подразделениями, разрабатывающими и производящими компьютерную технику и их программное обеспечение;

  • разработка и освоение новых компьютерных систем и сетей;

  • обучение и повышение квалификации персонала;

  • оценка результатов, в том числе технико-экономический анализ производственной деятельности.

5.5 Состав компетенций

Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;

социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;

профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

6 Требования к уровню подготовки выпускника

6.1 Общие требования к уровню подготовки

6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.

6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности и жизнедеятельности.

6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.

6.2 Требования к академическим компетенциям

Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

  • уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;

  • применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач в области создания и совершенствования инновационных технологий вычислительных систем и сетей;

  • иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;

  • осуществлять комплексный подход к решению профессиональных проблем;

  • разрабатывать бизнес-планы технологических задач;

  • использовать технические и программные средства компьютерной техники;

  • уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности;

применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента;

  • уметь грамотно оформлять различные документы и излагать результаты исследований;

  • формулировать и выдвигать новые идеи.

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

  • иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;

  • иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

  • знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;

  • иметь способность к критике и самокритике;

  • уметь работать в коллективе;

  • использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;

  • иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.

6.4 Требования к профессиональным компетенциям

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:

в проектно-конструкторской и производственно-технологической:

  • определять цели проектирования объектов профессиональной деятельности, критерии эффективности проектных решении, ограничений;

  • реализовывать системный анализ объекта проектирования и предметной области, их взаимосвязей;

  • разрабатывать требования и спецификации объектов профессиональной деятельности на основе анализа запросов пользователей, моделей предметной области и возможностей технических средств;

  • проектировать архитектуры аппаратно-программных комплексов и их компонентов;

  • проектировать человеко-машинного интерфейса аппаратно-программных комплексов;

  • выбирать средства вычислительной техники (ВТ), средства программирования с целью их применения для эффективной реализации аппаратно-программных комплексов;

  • разрабатывать (на основе действующих стандартов) документацию для различных категорий специалистов, участвующих в создании, эксплуатации и сопровождении объектов профессиональной деятельности;

  • проектировать математическое, лингвистическое, информационное и программное обеспечение вычислительных систем (ВС) и автоматизированных систем на основе современных методов, средств и технологий проектирования, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования;

  • оценивать надежность и качество функционирования объекта проектирования;

  • обеспечивать условия безопасной жизнедеятельности;

  • рассчитывать экономическую эффективность;

  • создавать автоматизированные системы и производить программные продукты заданного качества в заданный срок;

  • тестировать и отлаживать аппаратно-программные комплексы;

  • разрабатывать программы и методики испытаний, проводить испытания объектов профессиональной деятельности;

  • подготавливать и передавать аппаратно-программные комплексы для изготовления и сопровождения;

  • создавать вычислительные системы, комплексы и сети, а также комплексы аппаратных и программных средств;

  • сертифицировать объекты профессиональной деятельности;

в монтажно-наладочной и ремонтно-эксплуатационной:

  • - участвовать в планировании и организации работ по монтажу, наладке и настройке средств и систем вычислительной техники;

  • осуществлять монтаж, наладку, настройку и регулировку вычислительных машин, комплексов, систем и сетей;

  • выполнять аппаратные и программные сопряжения средств вычислительной техники, периферийного оборудования, специализированных технологических комплексов;

  • систематизировать результаты и составлять отчеты по выполненной работе, обеспечивать контроль качества выполнения работ;

  • обеспечивать безопасные условия труда, выполнение требований пожарной безопасности и проводить мероприятия по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

  • обеспечивать выполнение требований энергосбережения;

  • участвовать в планировании и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту средств вычислительной техники;

  • подготавливать документацию по техническому обслуживанию средств вычислительной техники и участвовать в составлении заявок на оборудование и запасные части;

  • инсталлировать, настраивать и обслуживать системное, инструментальное и прикладное программное обеспечение вычислительных и автоматизированных систем;

  • организовывать внедрение объекта проектирования и разработки в опытную или промышленную эксплуатацию;

  • сопровождать программные продукты, вычислительных и автоматизированных систем;

  • выбирать методы и средства измерения эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности;

  • анализировать эксплуатационные характеристики объектов профессиональной деятельности, вырабатывать требования и спецификации по их модификации;

  • участвовать в работе по обоснованию экономической эффективности внедрения новой техники, рационализаторских предложений и изобретений;

  • обеспечивать выполнение требований энергосбережения, осуществлять рациональное использование производственных ресурсов;

  • обеспечивать безопасные условия труда, проводить мероприятия по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

в научно-исследовательской и образовательной:

  • выбирать и преобразовывать математические модели явлений, процессов и систем с целью их эффективной программно-аппаратной реализации и их исследования средствами ВТ;

  • разрабатывать математические модели, методы, компьютерные технологии и системы поддержки принятия решений в научных исследованиях, проектно-конструкторской деятельности, управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека;

  • анализировать теоретическое и экспериментальное исследование методов, алгоритмов, программ, аппаратно-программных комплексов и систем;

  • анализировать и исследовать методы и технологии, применяемые на всех этапах жизненного цикла объектов профессиональной деятельности;

  • создавать и исследовать математические и программные модели вычислительных и информационных процессов, связанных с функционированием объектов профессиональной деятельности;

  • разрабатывать планы, программы и методики исследования программно-аппаратных комплексов;

  • разрабатывать и совершенствовать формальные модели и методы, применяемые при создании объектов профессиональной деятельности;

  • разрабатывать и исследовать методики анализа, синтеза, оптимизировать и прогнозировать качество процессов функционирования объектов профессиональной деятельности;

  • разрабатывать, совершенствовать и применять средства спецификации, методы разработки стандартов и технологии производства объектов профессиональной деятельности;

  • работать с технической, нормативной и педагогической литературой;

  • знать основы педагогики и психологии;

  • уметь создавать творческую атмосферу в коллективе;

  • повышать квалификацию, профессиональный уровень в педагогической деятельности;

  • уметь подбирать материал для занятий;

в организационно-управленческой:

  • организовывать собственный труд и работу других исполнителей в соответствии с поставленными задачами, условиями и сроками их выполнения, планировать фонды оплаты труда;

  • контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

  • эффективно взаимодействовать со специалистами других подразделений и предприятий, разрабатывать и оформлять соответствующую документацию;

  • оценивать затраты труда, результаты и качество работы исполнителей;

  • анализировать работу по установленному заданию, оформлять отчеты, готовить материалы и информацию для руководства;

  • пользоваться глобальными информационными ресурсами;

  • владеть современными средствами телекоммуникаций.

  • работать с юридической литературой и трудовым законодательством;

в инновационной:

  • разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий в области информатики и радиоэлектроники;

  • оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;

  • проводить опытно-технологические работы при освоении новых информационных технологий, опытно-промышленную проверку и испытания разрабатываемых изделий и программных продуктов;

  • составлять договора на выполнение научно-исследовательских работ, а также договора о совместной деятельности по освоению новых технологий;

  • готовить проекты лицензионных договоров о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности.

7 Требования к образовательной программе и ее реализации

  1. Образовательный стандарт республики беларусь (14)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  2. Образовательный стандарт республики беларусь (8)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (11)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  4. Образовательный стандарт республики беларусь (22)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  5. Образовательный стандарт республики беларусь (31)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  6. Образовательный стандарт республики беларусь (32)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  7. Образовательный стандарт республики беларусь (34)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  8. Образовательный стандарт республики беларусь (1)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная
  9. Образовательный стандарт республики беларусь (2)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа,

Другие похожие документы..