Образовательный стандарт республики беларусь
5 Квалификационная характеристика специалиста
5.1 Сфера профессиональной деятельности
Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности естественнонаучных, фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний:
обеспечение производственной деятельности предприятий, производящих и эксплуатирующих средства вычислительной техники;
проектирование, производство, монтаж, наладка, эксплуатация и обслуживание вычислительных средств, систем и сетей различного назначения и их отдельных устройств;
разработка и использование программного обеспечения для различных компьютеров;
осуществление научных, опытно-экспериментальных и проектно-конструкторских работ в области вычислительных систем и сетей;
обучение и подготовка специалистов в области вычислительных систем и сетей.
5.2 Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: вычислительные машины и комплексы, вычислительные системы и компьютерные сети.
5.3 Виды профессиональной деятельности
Выпускник вуза после адаптации до 1 года должен быть компетентным в следующих видах деятельности:
проектно-конструкторской и производственно-технологической;
монтажно-наладочной и ремонтно-эксплуатационной;
научно-исследовательской и образовательной;
организационно-управленческой:
инновационной.
5.4 Задачи профессиональной деятельности
Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:
проектирование компьютеров, вычислительных комплексов, специализированных вычислительных систем и компьютерных сетей;
монтаж, наладка, испытание, ремонт и техническое обслуживание компьютерных систем, сетей и их отдельных устройств;
разработка и использование программного обеспечения для различных компьютерных систем и сетей;
управление подразделениями, разрабатывающими и производящими компьютерную технику и их программное обеспечение;
разработка и освоение новых компьютерных систем и сетей;
обучение и повышение квалификации персонала;
оценка результатов, в том числе технико-экономический анализ производственной деятельности.
5.5 Состав компетенций
Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:
академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;
социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;
профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
6 Требования к уровню подготовки выпускника
6.1 Общие требования к уровню подготовки
6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.
6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности и жизнедеятельности.
6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.
6.2 Требования к академическим компетенциям
Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:
уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;
применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач в области создания и совершенствования инновационных технологий вычислительных систем и сетей;
иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;
осуществлять комплексный подход к решению профессиональных проблем;
разрабатывать бизнес-планы технологических задач;
использовать технические и программные средства компьютерной техники;
уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности;
применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента;
уметь грамотно оформлять различные документы и излагать результаты исследований;
формулировать и выдвигать новые идеи.
6.3 Требования к социально-личностным компетенциям
Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:
иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;
иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;
знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;
иметь способность к критике и самокритике;
уметь работать в коллективе;
использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;
иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.
6.4 Требования к профессиональным компетенциям
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:
в проектно-конструкторской и производственно-технологической:
определять цели проектирования объектов профессиональной деятельности, критерии эффективности проектных решении, ограничений;
реализовывать системный анализ объекта проектирования и предметной области, их взаимосвязей;
разрабатывать требования и спецификации объектов профессиональной деятельности на основе анализа запросов пользователей, моделей предметной области и возможностей технических средств;
проектировать архитектуры аппаратно-программных комплексов и их компонентов;
проектировать человеко-машинного интерфейса аппаратно-программных комплексов;
выбирать средства вычислительной техники (ВТ), средства программирования с целью их применения для эффективной реализации аппаратно-программных комплексов;
разрабатывать (на основе действующих стандартов) документацию для различных категорий специалистов, участвующих в создании, эксплуатации и сопровождении объектов профессиональной деятельности;
проектировать математическое, лингвистическое, информационное и программное обеспечение вычислительных систем (ВС) и автоматизированных систем на основе современных методов, средств и технологий проектирования, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования;
оценивать надежность и качество функционирования объекта проектирования;
обеспечивать условия безопасной жизнедеятельности;
рассчитывать экономическую эффективность;
создавать автоматизированные системы и производить программные продукты заданного качества в заданный срок;
тестировать и отлаживать аппаратно-программные комплексы;
разрабатывать программы и методики испытаний, проводить испытания объектов профессиональной деятельности;
подготавливать и передавать аппаратно-программные комплексы для изготовления и сопровождения;
создавать вычислительные системы, комплексы и сети, а также комплексы аппаратных и программных средств;
сертифицировать объекты профессиональной деятельности;
в монтажно-наладочной и ремонтно-эксплуатационной:
- участвовать в планировании и организации работ по монтажу, наладке и настройке средств и систем вычислительной техники;
осуществлять монтаж, наладку, настройку и регулировку вычислительных машин, комплексов, систем и сетей;
выполнять аппаратные и программные сопряжения средств вычислительной техники, периферийного оборудования, специализированных технологических комплексов;
систематизировать результаты и составлять отчеты по выполненной работе, обеспечивать контроль качества выполнения работ;
обеспечивать безопасные условия труда, выполнение требований пожарной безопасности и проводить мероприятия по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
обеспечивать выполнение требований энергосбережения;
участвовать в планировании и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту средств вычислительной техники;
подготавливать документацию по техническому обслуживанию средств вычислительной техники и участвовать в составлении заявок на оборудование и запасные части;
инсталлировать, настраивать и обслуживать системное, инструментальное и прикладное программное обеспечение вычислительных и автоматизированных систем;
организовывать внедрение объекта проектирования и разработки в опытную или промышленную эксплуатацию;
сопровождать программные продукты, вычислительных и автоматизированных систем;
выбирать методы и средства измерения эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности;
анализировать эксплуатационные характеристики объектов профессиональной деятельности, вырабатывать требования и спецификации по их модификации;
участвовать в работе по обоснованию экономической эффективности внедрения новой техники, рационализаторских предложений и изобретений;
обеспечивать выполнение требований энергосбережения, осуществлять рациональное использование производственных ресурсов;
обеспечивать безопасные условия труда, проводить мероприятия по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
в научно-исследовательской и образовательной:
выбирать и преобразовывать математические модели явлений, процессов и систем с целью их эффективной программно-аппаратной реализации и их исследования средствами ВТ;
разрабатывать математические модели, методы, компьютерные технологии и системы поддержки принятия решений в научных исследованиях, проектно-конструкторской деятельности, управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека;
анализировать теоретическое и экспериментальное исследование методов, алгоритмов, программ, аппаратно-программных комплексов и систем;
анализировать и исследовать методы и технологии, применяемые на всех этапах жизненного цикла объектов профессиональной деятельности;
создавать и исследовать математические и программные модели вычислительных и информационных процессов, связанных с функционированием объектов профессиональной деятельности;
разрабатывать планы, программы и методики исследования программно-аппаратных комплексов;
разрабатывать и совершенствовать формальные модели и методы, применяемые при создании объектов профессиональной деятельности;
разрабатывать и исследовать методики анализа, синтеза, оптимизировать и прогнозировать качество процессов функционирования объектов профессиональной деятельности;
разрабатывать, совершенствовать и применять средства спецификации, методы разработки стандартов и технологии производства объектов профессиональной деятельности;
работать с технической, нормативной и педагогической литературой;
знать основы педагогики и психологии;
уметь создавать творческую атмосферу в коллективе;
повышать квалификацию, профессиональный уровень в педагогической деятельности;
уметь подбирать материал для занятий;
в организационно-управленческой:
организовывать собственный труд и работу других исполнителей в соответствии с поставленными задачами, условиями и сроками их выполнения, планировать фонды оплаты труда;
контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;
эффективно взаимодействовать со специалистами других подразделений и предприятий, разрабатывать и оформлять соответствующую документацию;
оценивать затраты труда, результаты и качество работы исполнителей;
анализировать работу по установленному заданию, оформлять отчеты, готовить материалы и информацию для руководства;
пользоваться глобальными информационными ресурсами;
владеть современными средствами телекоммуникаций.
работать с юридической литературой и трудовым законодательством;
в инновационной:
разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий в области информатики и радиоэлектроники;
оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;
проводить опытно-технологические работы при освоении новых информационных технологий, опытно-промышленную проверку и испытания разрабатываемых изделий и программных продуктов;
составлять договора на выполнение научно-исследовательских работ, а также договора о совместной деятельности по освоению новых технологий;
готовить проекты лицензионных договоров о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности.
7 Требования к образовательной программе и ее реализации
Образовательный стандарт республики беларусь (14)
Образовательный стандартНастоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требованияОбразовательный стандарт республики беларусь (8)
Образовательный стандартКлючевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельнаяОбразовательный стандарт республики беларусь (11)
Образовательный стандартКлючевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельнаяОбразовательный стандарт республики беларусь (22)
Образовательный стандартНастоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требованияОбразовательный стандарт республики беларусь (31)
Образовательный стандартКлючевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельнаяОбразовательный стандарт республики беларусь (32)
Образовательный стандартКлючевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качествоОбразовательный стандарт республики беларусь (34)
Образовательный стандартНастоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требованияОбразовательный стандарт республики беларусь (1)
Образовательный стандартКлючевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетнаяОбразовательный стандарт республики беларусь (2)
Образовательный стандартКлючевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа,