Диссертация на соискание ученой степени

На правах рукописи

Коротков Александр Михайлович

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация
на соискание ученой степени
доктора педагогических наук

Научный консультант:

член-корр. РАО,

доктор педагогических наук,

профессор Сергеев Н.К.

Волгоград - 2004

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА 2. Методологические основы подготовки учащихся к обучению
в компьютерной среде 21

2.1. Сущностные характеристики дидактической системы
обучения в компьютерной среде 21

2.2. Обучение в компьютерной среде: основные направления учебной деятельности 40

2.3. Принцип дополнительности системного, деятельностного, информационного и социально-личностного подходов к обучению в компьютерной среде 81

ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 91

ГЛАВА 3.
Концепция подготовки учащихся к обучению
в компьютерной среде 98

3.1. Компонентная модель готовности учащихся к обучению
в компьютерной среде 98

3.2. Готовность учащихся к обучению в компьютерной среде: функциональный аспект 122

3.3. Уровни готовности учащихся к обучению
в компьютерной среде и их критерии 130

3.4. Концептуальная модель формирования готовности
учащихся к обучению в компьютерной среде 165

ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 218

ГЛАВА 4.
Реализация системы подготовки учащихся
к обучению в компьютерной среде 225

4.1. Анализ современной практики подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде 225

4.2. Целевой и содержательный аспект подготовки учащихся
к обучению в компьютерной среде 244

4.3. Процессуальный аспект подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде 270

4.4. Мониторинг эффективности подготовки учащихся
к обучению в компьютерной среде 311

ВЫВОДЫ К ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 328

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 334

Литература 338

Приложения 356

Введение

Актуальность исследования. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной информатизации общества, необходимости широкого использования, постоянного развития и усложнения информационных технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, нашедшая отражение в Федеральной программе развития единой информационной образовательной среды1, акцентирует внимание на необходимости создания единого образовательного пространства, обеспечивающего эффективное использование научно-педагогического потенциала, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню и качеству образования на основе информационных технологий.

Процесс информатизации образования влечет за собой модернизацию целевого, содержательного и процессуального его компонентов. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе требует не только наличия средств информационно-техно­логи­чес­кой поддержки и развития учебного процесса, подготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии, но и специальной системы подготовки учащихся к обучению в новых инфор­ма­ци­он­но-педагогических условиях.

Обучение в компьютерной среде – это не только процесс получения, интериоризации новой информации и освоения новых способов учебной деятельности. Это интеллектуальное развитие, овладение новыми способами мышления, воспитание мобильности в условиях информационного общества, присвоение ценностей культуры информационного общества. Если в недавнем прошлом в образовании ставилась задача развития логического и алгоритмического мышления школьников, то теперь ограниченность этой задачи стала очевидной: компьютер должен стать инструментом учащегося в развитии образного, вербального, интуитивного и других видов его умственной деятельности.

Содержанием обучения в компьютерной среде 1 являются способы учебной деятельности, межсубъектного взаимодействия и самореализации в компьютерной среде, представление о информационной картине мира, роли и месте человека в этом мире, а компьютер является инструментом интеллектуальной деятельности, средством самореализации учащегося. Обучение в компьютерной среде отличается от традиционного не только методами познания, но и формами, способами, типом управления и организации (Н.В. Апатова).

Новые подходы к обучению требуют новых методов организации учебного процесса, современных информационно-образовательных сред, новых педагогических технологий, позволяющих повысить интенсивность и эффективность учебного процесса, создающих условия и средства индивидуальной и коллективной учебной деятельности (В.В. Рубцов).

Компьютерная среда, если ее рассматривать не как самоцель, а как один из компонентов целостной образовательной системы, открывает возможности вариативности, облегчает доступ к информации, позволяет по-новому организовать взаимодействие учащихся и педагогов, способствует развитию познавательной самостоятельности (Е.И. Машбиц, Б.С. Гер­шун­ский, М. Демакова). Универсальность компьютера как средства, поддерживающего деятельностный подход к обучению во всех его звеньях, стимулирующего активность учащихся, повышающего их интеллектуальный уровень, отмечается многими исследователями (Ю.Д. Бабаева, В.В. Кобелев, А.А. Куз­нецов, В.В. Персианов, О.К. Тихомиров). Компьютеры вооружают учителя принципиально новыми инструментами педагогического воздействия, позволяют лучше оценивать обстановку в классе, делают учителя более свободным и позитивным по отношению к ученикам (А.П. Ершов, Р. Вильямс, К. Маклин, О.И. Дронина).

Исследованию различных аспектов обучения в компьютерной среде и использования информационных и коммуникационных технологий в образовании посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей (Ю.С. Бра­новский, В. Васильев, И. Волков, И.В. Гребнев, В.В. Давыдов, П. Дюге, С. Керр, В.В. Лаптев, С.П. Плеханов, В.В. Рубцов и др.), однако ряд исследователей (Я.А. Ваграменко, Г.В. Воробьев, И.В. Гребнев, С.П. Кур­дю­мов, М.П. Лапчик, Е.Н. Пасхин, В.А. Шведовский и др.) отмечают недостаточную разработанность области педагогики, связанной с использованием компьютеров. Сама по себе, в отрыве от педагогических идей, компьютеризация не может решить проблем современного образования. Исследования педагогов и психологов свидетельствуют, что включение компьютера в учебный процесс далеко не всегда эффективно, а в некоторых случаях усугубляет негативные стороны обучения, формализует учебный процесс, уменьшает степень общения учащихся, обедняет формы предметной деятельности, осложняет работу педагога (Ю.Н. Афа­насьев, Г.Л. Бекер, Р. Вильямс, Р. Глазер, И.Б. Горбунова, К. Маклин, А.В. Петров, Д.У. Сегал, С.Л. Чипман и др.).

Проблема невысокой эффективности обучения в компьютерной среде до настоящего времени не получила должного теоретического осмысления с позиций целостного подхода. Одни исследователи видят причину в неправильном построении учебного курса информатики, в том, что не все ученики способны мыслить алгоритмически (А. Щеголев), другие указывают на чрезмерную математизацию курса информатики (О.И. Дронина), третьи — на ненужное увлечение алгоритмическими языками (Дж. Вейценбаум, М. Бургин, В.М. Мо­нахов), некоторые считают причиной утилитарный подход, когда изучение информатики редуцируется к освоению компьютерного инструментария (А.В. Петров).

Отмечаются слабая проработка содержательной и системной сторон курса информатики (А.В. Могилев, О.К. Тихомиров, Л.М. Бабанин), отсутствие единой концепции, общих критериев оценки качества компьютерных педагогических средств (И.В. Роберт, А. Мирская, Т. Сергеева). Все это приводит к тому, что компьютер зачастую лишь имитирует безразличного и скучного преподавателя, предъявляющего определенный объем учебной информации, не заботясь об адаптации ее к индивидуальным особенностям учащегося, и формально определяющего степень ее усвоения (Л.В. Шеншев, А. Борк). Исследователи отмечают, что существующая система образования страдает вербализацией, в то время как для детей характерно наглядно-образное мышление (М.Н. Берулава). Фиксируются затруднения в переносе полученных знаний в сферы деятельности, не связанные с компьютером, снижение подвижности умственной деятельности, особенно при оперировании понятиями высокого уровня (А.В. Могилев).

В ситуации, когда практическое использование компьютерных технологий существенно опережает научные разработки, особую значимость приобретают методологические и теоретические исследования в области информатизации образования. В качестве теоретических предпосылок разработки целостной концепции и методико-технологических основ подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде можно выделить современные представления о целях, содержании, методах и организационных формах обучения информатике (С.А. Бешенков, А.Г. Гейн, А.А. Кузнецов, В.П. Линь­ко­ва, Н.И. Пак, Е.А. Ракитина, И.Г. Семакин, Т.К. Смы­ков­ская), о предметной подготовке в условиях компьютерной среды (И.Б. Гор­бу­но­ва, С.П. Гру­шев­ский, В.Р. Майеер, М.Г. Мехтиев, С.Н. Поз­дня­ков, Т.Ф. Сер­ге­ева, В.А. Смир­нов, Ю.Г. Федотова и др.), о информатизации в сфере профессионального образования и становлении информационной культуры специалиста (Т.Г. Везиров, Ю.А. Воронин, Е.В. Данильчук, Т.В. До­будь­ко, Т.В. Ка­пу­стина, О.А. Козлов, М.П. Лап­чи­к, А.В. Могилев, А.В. Пет­ров, Н.Х. Розов, О.Г. Смо­лянинова, О.К. Филатов и др.), о разработке и использовании средств мультимедиа и дистанционной поддержки образования, принципах организации компьютерной среды (Н.С. Анисимова, Е.В. Баранова, И.Е. Вос­тро­кнутов, И.Г. Захарова, С.И. Макаров, С.В. Панюкова, Н.В. Соф­ронова и др.).

Вместе с тем, как показали наши исследования, низкая эффективность использования компьютерных технологий в образовании во многом объясняется неготовностью учащихся к выполнению принципиально иных, чем в традиционном обучении, умственных действий с целью получения, преобразования, усвоения и использования учебной информации. В качестве ведущих целей обучения информатике необходимо выделить формирование основ научного мировоззрения, общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, овладение информационными и телекоммуникационными технологиями (А.А. Куз­не­цов, С.А. Бешенков).

До сих пор в педагогической практике бытует мнение о том, что учащимся достаточно освоить на начальных этапах простейшие манипуляции, а далее «работать на компьютере научит сам компьютер». Но это мнение опровергается рядом исследований (Е.В. Данильчук, Е.А. Локтюшина, Т.К. Смы­ков­ская): на каждом из этапов становления субъектности в образовании с использованием информационных компьютерных технологий востребованы специфические личностные качества, иной состав умственных действий, иные умения.

Вышесказанное позволяет выделить в дидактике информатизации образования следующие противоречия между:

  • интенсивной информатизацией современного общества и недостаточной ориентацией образования на формирование личности, способной к жизнедеятельности в новых информационных условиях;

  • объективной потребностью современной школы в реализации идей личностно ориентированного образования в компьютерной среде и отсутствием целостной концепции подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде, обеспечивающему развитие самостоятельности, критичности, креативности, рефлексивности учащихся;

  • сложившимися в современной педагогической науке совокупностью теоретических положений об информатизации образования и отсутствием эффективных методико-технологических подходов к их реализации в реальной практике;

  • потребностью учащихся в использовании современных компьютерных технологий, накопленных ранее спонтанным операционально-техноло­ги­ческим опытом, и неготовностью их реализации учащимися при обучении в компьютерной среде;

  • построением учебных программ, ориентированных на высокий уровень современных технологий обработки информации, и отсутствием целостной концепции подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде.

Исходя из потребности в разрешении указанных противоречий была определена проблема исследования: современная система образования не обеспечивает в должной степени подготовку учащихся к непрерывному образованию и жизнедеятельности в информационном обществе в силу отсутствия целостной концепции и эффективной системы подготовки учащихся к обучению в специфических условиях компьютерной среды.

Учитывая необходимость разработки методологической, теоретической и методической основ подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде, нами была выбрана тема исследования – «Теоретико-методическая система подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде».

Объект исследования – образование с использованием компьютерных технологий.

Предмет исследования – подготовка учащихся к обучению в компьютерной среде.

Цель исследования – разработка концепции и теоретико-методических основ подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде.

При проектировании исследования мы исходили из системы гипотетических предположений о том, что обучение в компьютерной среде будет более эффективным по сравнению с массовой практикой, если:

  1. методологической основой подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде выступит принцип дополнительности системного, социально-личностного, деятельного и информационного подходов;

  2. будут уточнены и учтены специфика учебной деятельности в компьютерной среде, функции и особенности взаимодействия в ней субъектов дидактической системы;

  3. подготовка учащихся к обучению в компьютерной среде будет ориентироваться на целостную концепцию, представляющую цели становления субъектной позиции учащегося в такой среде, компонентный состав, функции, уровни готовности учащихся к такому обучению, а также на методологические, общедидактические и методические принципs обучения в компьютерной среде;

  4. будет разработана и апробирована модель-проект учебного курса «Информатика и информационные технологии», ориентированная на подготовку учащихся к обучению в компьютерной среде, реализуемая через систему частных моделей, учитывающих условия конкретных учебных заведений, определяющих цели, структуру, содержание, методы и организационные формы подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде.

Определение цели и гипотезы позволило сформулировать основные задачи исследования:

  1. Диссертация на соискание ученой степени (6)

    Диссертация
    В центре нашего исследования находится анонимный средневерхненемецкий трактат последней трети XIII в. “Geistlicher Herzen Bavngart” (“Сад духовных сердец”)1.
  2. Диссертация на соискание ученой степени (5)

    Диссертация
    Работа выполнена на кафедре медицинского страхования. Менеджмента и маркетинга ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
  3. Диссертация на соискание ученой степени (55)

    Диссертация
    Тенденция увеличения популяции пожилых и старых людей носит глобальный характер, влечет за собой не только увеличение потребности в медико-социальной помощи, но и оказывает непосредственное влияние на медико-демографическую ситуацию (Т.
  4. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

    Диссертация
    Защита состоится 13 ноября 2007 г . в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 737.004.03 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук при Таджикском государственном национальном университете (734025, г.
  5. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Теоретические и правовые основы уголовной ответственности за преступления против военной службы,

    Диссертация
    Уголовно-правовая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества, как преступлений, совершаемых военнослужащими в военное время и в боевой обстановке .
  6. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук (1)

    Диссертация
    Защита состоится " 1 " февраля 2008 г. в час. мин. на заседании диссертационного совета Д 002.034.01 при Институте Аналитического приборостроения Российской Академии наук (ИАнП РАН) по адресу:
  7. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук (2)

    Диссертация
    Актуальность темы. Масс-спектрометрия является универсальным аналитическим измерительным методом, а во многих случаях - единственным методом прецизионного контроля состава вещества в любых агрегатных состояниях: газообразном, твердом или жидком.
  8. Диссертация на соискание ученой степени (65)

    Диссертация
    Специальность: 12.00.12 – финансовое право, бюджетное право, налоговое право, банковское право, валютно-правовое регулирование, правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг,
  9. Диссертация на соискание ученой степени (54)

    Диссертация
    Поддержание на высоком уровне законности и правопорядка в войсках является одной из главных задач, от надлежащего выполнения которой во многом зависит успешная реализация мероприятий и достижение целей проводимой в Российской Федерации

Другие похожие документы..