Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006

С. Ф. Мартынович

Философские науки

Учебно-методическое пособие для студентов

Издательский центр “Наука”

Саратов 2006

УДК 1(075.8)

ББК 87я73

М29

Рецензенты:

Позднева Светлана Павловна, доктор философских наук, профессор,
зав. кафедрой философии и методологии науки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского;

Лосева Ольга Анатольевна, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета.

Мартынович С. Ф.

М29 Философские науки: Учебно-методическое пособие для студентов. – Саратов: Издательский центр “Наука”, 2006. – 221 с.

ISBN 5-91272-038-1

Аннотация

Учебно-методическое пособие для студентов “Философские науки” содержит следующие рабочие программы: Философия, Природа философского знания, Философия и методология науки, Философия и методология науки Карла Поппера, Методология гуманитарного познания. Описана также проблематика специального семинара “Философское, научное и гуманитарное знание: эпистемология и онтология”.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений – высших образовательных учреждений, обучающихся по специальности Философия, а также по нефилософским специальностям. Оно полезно для организации учебной и научной работы студентов, аспирантов и научных работников.

УДК 1(075.8)

ББК 87я73

ISBN 5-91272-038-1

© Мартынович С. Ф., 2006

© Издательский центр “Наука”

Оглавление

Введение 4

I. Философия 4

II. Природа философского знания 151

III. Философия и методология науки 177

Тема 1. Философия науки и ее статус в системе философского знания. 203

Тема 2. Концепции философии и методологии науки, их историческое многообразие и проблема единства. 204

Тема 3. Проблемы теории знания и научного познания в “Критике чистого разума” и в “Метафизических началах естествознания” И.Канта. 205

Тема 4. Философия науки А.Пуанкаре. 205

Тема 5. Программа эмпирического анализа научного познания Б. Рассела. 206

Тема 6. Концепция логики научного исследования и эмпирический реализм К. Поппера. 206

Тема 7. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. 206

Тема 8. Концепция философских оснований физики Р. Карнапа. 207

Тема 11. Плюралистическая методология науки П. Фейерабенда. 207

Тема 12. Тематический анализ науки Дж. Холтона. 208

Тема 14. Теоретическое и эмпирическое знание в научном познании. 208

Тема 15. Научное познание как деятельность. 209

Тема 16. Начальные вопросы философии естественных наук. 210

Тема 17. М.Планк о природе физического познания. 210

Тема 18. А.Эйнштейн о категориях мышления, понятиях физической теории и их отношении к реальности. 210

Тема 19. Н.Бор о теории физического познания и идеалах физического описания. 211

Тема. 20. Концепция философии физики М. Бунге. 211

Тема 21. Философия биологии М. Рьюза. 211

Тема. 22. Категории мышления нелинейной динамики и их общенаучное значение. 212

Тема 23. Знание, рациональность и ценности как проблемы современной философии науки. 212

IV. Философия и методология науки Карла Поппера 231

V. Методология гуманитарного познания 241

VI. Специальный семинар 275

“Философское, научное и гуманитарное знание: эпистемология и онтология”. 275

Заключение 283

Введение

Актуальность философского знания все более возрастает в условиях нестабильности природных, социальных и культурных процессов, в период быстрого роста научного знания и инновационных технологий. Глобализм как способ бытия и тип мышления высвечивает обострение экзистенциальных проблем современной цивилизации.

Традиции современного философствования, осмысливая жизненные проблемы человека, общества, человечества, все в большей мере обретают статус философии как мудрости жизни. Поэтому изучение философии, личное философствование имеет не только профессиональный смысл, но и бытийно-жизненное значение.

I. Философия

Рабочая программа по дисциплине Философия для специальностей 010400 - Физика, 113800 – Радиофизика и электроника.

Реализуется на факультете нелинейных процессов.

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальностей 010400 Физика, 113800 Радиофизика и электроника.

Вид учебной работы

Бюджет времени по формам обучения, час

очная

очно-заочная

заочная

полная программа

ускоренные сроки

полная программа

ускоренные сроки

Аудиторные занятия, всего

32

в том числе:

- лекции

32

- лабораторные (практические)

- семинарские

Самостоятельная работа студентов

Зачеты, +/-

+

Экзамены, +/-

Контрольные работы, количество

Курсовая работа, +/-

Раздел 1. Организационно-методическое сопровождение.

Целью изучения студентами специальностей для специальностей 010400 Физика, 113800 Радиофизика и электроника. учебной дисциплины Философия является формирование у них знаний о природе философии, ее роли в современной жизни.

В качестве задач выступает изучение философии как метафилософии, как истории философии, изучение общих и особенных тем философии.

Философиязанимает вполне определенное место в учебном процессе специальностей 010400 Физика, 113800 Радиофизика и электроника.

Изучение курса философии находится в коррелятивных отношениях как к современному состоянию философии, так и к истории философии в целом. Это обстоятельство определяет содержание данной учебной дисциплины.

Общие требования к образованности студентов специальностей 010400 Физика, 113800 Радиофизика и электроника по Философии, требования к знаниям и умениям по Философии:

- необходимо знать специфику философского мышления и возможности его применения в жизни;

- необходимо уметь критически оценивать предпосылки определенных концепций философии, уметь выявлять их методологическое содержание применительно к наукам, к различным сферам общественной жизни.

Методические рекомендации преподавателю.

Преподавание курса Философия базируется на изучении корпуса текстов классиков философской мысли, на осмыслении возможностей применения философских идей в опыте жизни. Это обстоятельство определяет содержание и методику построения лекций и других форм учебного процесса.

Понимание философии как исследования природы вещей, как познания вечного, непреходящего сущего, как науки о первых причинах и началах вещей, как пути для достижения счастья посредством разума свойственно античной традиции. Позиционирование философии как мирской мудрости, основанной на естественном свете человеческого разума, как единой науки, существующей в форме понятия, как трансцендентальной истории самосознания, как учения об абсолюте, как науки о разуме, постигающем самого себя, характеризует осмысление предметности и проблемности новоевропейского философствования.

Осмысление философии как исследования соотношения мышления человека и бытия человека, как изучения универсальных законов природы, общества и мышления, как стратегии переоценки всех ценностей культуры, как процедуры прагматического улучшения опыта, как анализа языка, как герменевтики бытия понимающего, как рефлексии культуры помечает пути самосознания философии постклассического периода.

  1. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности №030501. 65 «Юриспруденция»

    Учебно-методическое пособие
    Шелухин А.Ф. Выпускная квалификационная работа (подготовка, написание, оформление, защита). Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности №030501.
  2. Учебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей

    Учебно-методическое пособие
    О82 Отечественная история : учеб.-методич. пособие для студентов неисторических специальностей / С. В. Левин, Т. В. Платонова, И. М. Самсонов ; под ред.
  3. Учебно-методическое пособие для студентов Института истории и международных отношений Издательство Саратовского университета

    Учебно-методическое пособие
    Историческая география России: Учебно-методическое пособие для студентов Института истории и международных отношений. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов педагогического факультета специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»

    Учебно-методическое пособие
    Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Балашовского института (филиала) ГОУВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  5. Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса дневного и 6 заочного отделений по специальности 030500. 65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 (1)

    Учебно-методическое пособие
    по специальности 030500.65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 – Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности по направлению 030500.
  6. Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса дневного и 6 заочного отделений по специальности 030500. 65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 (2)

    Учебно-методическое пособие
    Проблемы теории доказательств. Учебно-методическое пособие по дисциплине цикла «ДС»; раздел «В 3.1»; основная образовательная программа специальности 030501.
  7. Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных специальностей Второе переработанное и исправленное издание

    Учебно-методическое пособие
    История и теория политических партий и общественных движений: Учеб.- метод. пособие для студентов гуманит. спец. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.
  8. Учебно-методическое пособие для студентов биологических факультетов специальности 011600 «Биология»

    Учебно-методическое пособие
    Кандидат биологических наук, доцент Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Г. С.
  9. Учебно-методическое пособие для студентов 1 и 2 курсов дневного и заочного отделений исторического факультета, обучающихся по специальности 07. 00. 02. отечественная история Казань 2010

    Учебно-методическое пособие
    История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до начала ХХ века. Часть 1. Учебно-методическое пособие для студентов 1 и 2 курсов дневного и заочного отделений исторического факультета.

Другие похожие документы..