Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование»

Кемеровский государственный университет культуры и искусства

Кафедра теории и истории музыки

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКИ

Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной

форм обучения факультета музыкального искусства

по специальностям: 070105 «Дирижирование»,

071301 «Народное художественное творчество»,

направлению 070100 «Музыкальное искусство»

Кемерово

2005

Утвержден на заседании кафедры теории и истории музыки

27 мая 2005г., протокол №9.

История современной отечественной музыки: Уч.-метод. комплекс для студентов факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 (051100) «Дирижирование»; 071301 (053000) "Народное художественное творчество"; направлению 070100 (522501) "Музыкальное искусство".

/ сост. И.Г. Умнова. - Кемерово: КемГУКИ, 2005. - 98с.

Составитель:

кандидат искусствоведения,

доцент

И.Г. Умнова

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………с.3

Тематический план………………………………………………………………………...с.4

Содержание курса………………………………………………………………………………..…с.6

Планы проведения лекционных занятий……………………………………………………….…с.37

Планы проведения семинарских занятий…………………………………………………………с.47

Темы рефератов………………………………………………………………………………….….с.55

Список музыкальных произведений для викторины………………………………………….….с.57

Контрольные вопросы к зачету…………………………………………………………………….с.57

Тесты…………………………………………………………………………………………………с.59

Перечень ключевых слов………………………………………………………………………..….с.65

Список литературы……………………………………………………………………………….…с.66

Введение

Изучение истории современной отечественной музыки имеет важное значение в подготовке как музыканта-педагога, так и музыканта-руководителя коллектива, артиста оркестра или ансамбля. Не случайно дисциплина «История современной музыки» в Государственном образовательном стандарте направления «Музыкальное искусство» включена в общепрофессиональный блок ОПД.Ф.09, в стандарте «Народное художественное творчество» в блок общеспециальных дисциплин (федеральный компонент) СД.Ф.02.06. Музыка ХХ века представляет собой одну из наиболее объемных, но в то же время и одну из наименее изученных сфер истории искусства. К тому же в образовательных стандартах средних специальных учебных заведений (откуда в основном в вуз приходят студенты) ей отведен небольшой объем часов. Необходимо не только осмыслить огромный и разноплановый массив материала, включающий как уже прошедшие, так и существующие в современной музыке явления, в контексте стилевых тенденций ХХ века. Актуальной потребностью является и объективное, лишенное тенденциозных оценок рассмотрение наследия отечественных композиторов, во многом определявших авангардные позиции искусства ХХ века.

Курс «Истории современной отечественной музыки», будучи взаимосвязанным с «Историей зарубежной музыки» и «Историей русской музыки», ставит своей целью многоаспектное изучение развернутой панорамы развития современной (прежде всего русской) музыки ХХ века в соответствующем стандартам ГОС ВПО объеме.

Задачи курса:

  • выработать понимание специфики музыкального искусства ХХ века, определить значение наследия отечественных композиторов в общем культурно-историческом процессе;

  • изучить основные этапы эволюции современного музыкального искусства; раскрыть преемственность общего музыкально-исторического процесса с эволюцией музыкального искусства в России;

  • сформировать знания об эстетических, жанрово-стилевых особенностях творчества композиторов ХХ века;

  • привить навык выявления многочисленных взаимодействий и аналогий в истории мировой и отечественной музыкальных культур.

Для успешного освоения студентами курса «История современной отечественной музыки» разработан данный учебно-методический комплекс (УМК), объединяющий тематический план курса, программу-конспект лекций, характеризующих его содержание, описание лекционных и семинарских занятий, темы рефератов, тестовые задания, список произведений для викторин, вопросы для подготовки к экзамену и зачету, список литературы и перечень ключевых слов.

В содержании лекционного курса, представленного в разделах, обзорная характеристика стилевых тенденций и важнейших явлений в современной отечественной музыке предваряет изучение эволюции жанров в рамках ХХ столетия. В содержании второго и третьего разделов рассматривается ряд монографических тем, посвященных характеристике художественных исканий крупнейших композиторов: А. Скрябина, С. Рахманинова, И. Стравинского, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке, Р. Щедрина, С. Слонимского. Систематическое пополнение лекционного курса новыми материалами является предметом постоянного внимания педагогов.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов факультета музыкального искусства, поэтому содержание курса по возможности максимально расширено. Основу курса составляют лекции (17 лекций), в содержании которых характеризуются не только музыкальные, но и другие художественные явления ХХ века. Поскольку важной задачей курса является развитие у студентов умения анализировать и делать выводы об особенностях эстетической системы современных отечественных композиторов, при прохождении курса планируются семинары (17 семинаров), викторины, рефераты, посвященные проработке отдельных разделов и тем курса. Для студентов заочной формы обучения курс лекционных и семинарских занятий формируется по усмотрению преподавателя. Формы проведения семинарских занятий ориентируются на опрос студентов по пунктам плана семинара, а также на прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов. Студенты самостоятельно готовятся к музыкальным викторинам.

Курс «История современной отечественной музыки» общим объемом 68 часов изучается в течение 6-7-го семестров. К зачету в 6-м семестре студент должен продемонстрировать не только знание музыкальной части, осваиваемой самостоятельно, но также показать знание теоретического материала, фактологии, владение терминологией. Возможны доклады студентов на семинарах по отдельным темам. Предусмотрено написание реферата по теме, предложенной педагогом или выбранной самим студентом. Промежуточной формой контроля также являются музыкальные викторины, тестовые задания и устные ответы на контрольные вопросы. Итоговая проверка – экзамен в 7-м семестре по билетам, включающим два вопроса, отражающих разные аспекты разделов курса. Допуск к экзамену обусловлен выполнением студентом всех заданий промежуточных форм контроля.

В результате изучения курса студент должен ориентироваться в стилистических тенденциях отечественного музыкального искусства ХХ века, понимать их взаимодействие с различными жанрами, с конкретными композиторскими стилевыми системами, а также знать музыкальные произведения, имеющие выдающееся, этапное значение.

Тематический план

курса «История современной отечественной музыки»

Наименование разделов и тем курса

Всего часов

Лекции

Семинар. Занятия

Раздел 1. Основные тенденции развития отечественного музыкального искусства в ХХ веке

1.1. Периодизация отечественной музыки ХХ века

2

2

-

1.2. Визуальные искусства и музыка. Основные жанровые группы

2

2

-

1.3. Полистилистика как метод композиторского мышления. "Новое фольклорное движение"

2

2

-

Итого по разделу:

6

6

Раздел 2. Отечественное музыкальное искусство первой половины ХХ века

2.1. Музыкальный театр в культуре «Серебряного века»

2

2

-

2.2. Симфония и инструментальный концерт в дооктябрьский период

2

2

-

2.3. Развитие кантатно-ораториального творчества до 1917 года

2

2

-

2.4. Художественное содержание в жанрах камерной музыки первых десятилетий ХХ века

2

2

-

2.5. Особенности дореволюционных массовых музыкальных жанров

2

-

2

2.6. Проявление символического мирочувствования в музыке А. Скрябина

2

-

2

2.7. Преломление романтических традиций в творчестве С. Рахманинова

2

-

2

2.8. "Русский музыкальный театр" И. Стравинского

2

-

2

2.9. Новые тенденции в советском музыкальном театре

2

2

-

2.10. Становление советской симфонической музыки

2

2

-

2.11. Обновление монументальных жанров кантаты и оратории

2

2

-

2.12. Новые эстетические нормы в жанрах камерной музыки

2

2

-

2.13. Советские массовые музыкальные жанры

2

-

2

2.14. Инструментальные жанры в творчестве Н. Мясковского

2

-

2

2.15. Оперное наследие С. Прокофьева

2

-

2

2.16. Балетный жанр в творчестве С. Прокофьева

2

-

2

2.17. Самобытность стиля симфоний С. Прокофьева

2

-

2

2.18. Музыкальный театр Д. Шостаковича

2

-

2

2.19. Утверждение художественной позиции Д. Шостаковича в симфоническом жанре

2

-

2

Итого по разделу:

38

16

22

Раздел 3. Отечественное музыкальное искусство во второй половине ХХ века

3.1. Обновление жанров и форм отечественной оперы

2

2

-

3.2. Поиски и открытия в балетном жанре

2

2

-

3.3. Свободное толкование жанров симфонической музыки

2

2

-

3.4. Новаторское преобразование кантатно-ораториальных и хоровых форм

2

2

-

3.5. Индивидуально-звуковой мир камерных сочинений композиторов

2

2

-

3.6. Жанровое расширение массовой музыкальной культуры

1

-

1

3.7. Своеобразие образно-драматургического содержания поздних симфоний Д. Шостаковича

2

-

2

3.8. Хоровой космос Г. Свиридова

2

-

2

3.9. Полижанровость в творчестве А. Шнитке

2

-

2

3.10. Художественный мир Р. Щедрина

2

-

2

3.11. Преломление образов мировой истории и культуры в творчестве С. Слонимского

2

-

2

3.12. Музыкальный театр и концертно-филармонические жанры в постсоветский период истории отечественной музыки ХХ века

2

2

-

3.13. Массовые музыкальные жанры и музыка кино в последние десятилетия ХХ века

1

-

1

Итого по разделу:

24

12

12

Всего по курсу:

68

34

34

  1. Отдел по делам молодежи администрации г. Магнитогорска учебная база

    Документ
    Риторика; теория и практика лексикографии; литературная критика и редактирование; теория и история художественной культуры; теория языкознания; зарубежная филология; прикладное языкознание
  2. Заключение по экспертизе соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных (2)

    Документ
    В соответствии с распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.12.2007 №2045-05 «О создании комиссий и организации экспертизы условий осуществления образовательного процесса и экспертизы соответствия
  3. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (1)

    Документ
    Россия переходит на пути развития, предполагающие высокую соревнова-тельность во всех сферах жизни. Активное вхождение страны в деятельность мирового сообщества формирует потребность в специалистах нового уровня.
  4. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (2)

    Документ
    Важную роль в решении этих задач играет образование. Оно не только определяет потенциал общественного развития, но и открывает возможности самореализации каждого человека.
  5. Отчет о результатах самообследования Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Содержательный отчет
    В связи с проведением в ноябре 2008 года очередного лицензирования и аккредитации Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовская государственная консерватория (академия) им.
  6. Отчет о результатах самообследования фгоу впо «Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки»

    Содержательный отчет
    Самообследование проводилось в соответствии с Типовой программой государственной аттестации высших учебных заведений, утвержденной председателем Госинспекции по аттестации высших учебных заведений России
  7. В. В. Иванова Под редакцией профессора В. Г. Агакова Печатается по решению Ученого совета Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова

    Интернет справочник
    Приводятся сведения о Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова, Правила приема в ЧГУ и другая информация, представляющая интерес для абитуриентов.
  8. Справочник для поступающих (1)

    Интернет справочник
    Постоянно меняющийся мир, динамика его в сторону мифолого-символической интерпретации окружающей действительности, глубокая трансформация культурных традиций всех этносов, всех народов, доминирование виртуального над реальным, формирование
  9. Справочник для поступающих (2)

    Интернет справочник
    Постоянно меняющийся мир, динамика его в сторону мифолого-символической интерпретации окружающей действительности, глубокая трансформация культурных традиций всех этносов, всех народов, доминирование виртуального над реальным, формирование

Другие похожие документы..