«Инновационная система обучения студентов медицинского вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе достижений современных цифровых технологий»

Показатели деятельности Сазонова С.В. в соответствии с установленными оценочными критериями Конкурса «Лучший преподаватель медицинского вуза».

Номинация конкурса:

«За внедрение новых методик обучения студентов»

Личная информация:

а) Данные о конкурсанте:

Ф.И.О. - Сазонов Сергей Владимирович

Образование – высшее, медицинское;

Должность – заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии;

Ученое звание - профессор;

Ученая степень – доктор медицинских наук;

Телефон: (343) 214-85-06, 214-87-92

E-mail: Prof-SSazonov@

б) Подразделение: кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии ГОУ

ВПО «Уральская государственная медицинская академия Росздрава»

Адрес: 620129, г. Екатеринбург, ул. Репина, 3

Телефон: (343) 214-85-06, (343) 214- 87-92

E-mail: Prof-SSazonov@yandex.ru

Конкурсная заявка:

Название: «Инновационная система обучения студентов медицинского вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе достижений современных цифровых технологий».

  1. Описание высокой (новой) технологии (методики) обучения студентов.

Преподавание курса гистологии, цитологии и эмбриологии в медицинском вузе традиционно сочетает в себе три основных направления: лекционный курс, лабораторные занятия и самостоятельная работа студентов. Лекционный курс в настоящее время (с 2001 года) на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии ГОУ ВПО «УГМА Росздрава» осуществляется с использованием мультимедийных технологий и лекции доступны для студентов в том числе и в электронном виде. Использование мультимедийных технологий позволяет не только иллюстрировать основные ключевые опорные моменты лекций, но, что особенно важно на морфологической кафедре, каждое положение лекции подкреплять демонстрацией с использованием цифровых микрофотографий с гистологических срезов органов и тканей, а также соответствующих электроннограмм. При этом мультимедийные технологии позволяют использовать большое число демонстраций, что является затруднительным при использовании традиционных форм подачи демонстрации материала лектором. Существенным является и значительно более простая замена демонстрационного материала при получении новых, более совершенных микрофотографий.

Новым шагом в чтении лекции является использование встроенных фрагментов учебных фильмов, позволяющих наглядно демонстрировать в динамике объемные (формата 2D) трехмерные структуры, традиционно сложные для понимания студентов (например: процесс дробления в зародыше человека на ранних стадиях развития, процессы миграции лейкоцитов через стенку кровеносных сосудов, процесс кооперации клеток иммунного ответа и т.д.). Мультимедийный лекционный курс, разработанный на кафедре гистологии положительно оценен студентами Уральской государственной медицинской академии в ходе опроса обучающихся, проведенного на неофициальном сайте студентов Академии (Р.Давыдов, А.Минина: Идеальная лекция. Какой она должна быть? //Газета студентов-медиков «Студгородок», Октябрь 2008, №9 – С.2.)

Обучение же студентов на практических занятиях по гистологии, а также их самостоятельная работа за последние 70 лет принципиальных изменений не претерпела и до сих пор, как правило, осуществляется по традиционной схеме: студенты при помощи преподавателей и «Учебных заданий по темам» приобретают практические навыки – осуществляют изучение гистологических препаратов с использованием микроскопов, зачастую оборудованных монокулярным тубусом, оптикой со слабым увеличением, без микровинта, без встроенного осветителя и без препаратоводителя. Традиционные старые подходы к организации образовательного процесса, осуществляемого на кафедре гистологии являются для медицинской академии чрезвычайно финансово затратными с одной стороны, а с другой - тиражирующие прежние, часто уже устаревшие подходы к обучению, не дающие возможности в развитии принципиально новых, инновационных методов и технологий обучения студентов.

Осознание всех вышеперечисленных проблем диктует необходимость разработки и внедрения в процесс обучения на морфологической кафедре принципиально нового подхода к приобретению практических навыков студентами, реализации их теоретических знаний в практику через новые, доступные им информационные технологии и приобретение ими на кафедре совершенно новых (ранее несвойственных) компетенций.

Основным элементом в построении новой инновационной системы обучения занимает создание галереи электронных («виртуальных») гистологических препаратов. Дополнением, а также частичным замещением гистологического препарата при подготовке студента к практическим навыкам, может выступать внедрение в образовательный процесс цифровых цветных фотографий, созданных преподавателями кафедры, а так же студентами на лабораторных занятиях. Работа над созданием цветных цифровых фотографий с гистологических препаратов для обучения студентов проводится в морфологии, в том числе и на кафедре гистологии ГОУ ВПО УГМА Росздрава с 2006 года. Это привело к выпуску в 2008 году нового поколения учебно-методических пособий для самостоятельной работы студентов, в которых при изучении гистологических препаратов активно используются цифровые фотографии с обозначениями основных структурных элементов. Эти пособия доступны для студентов как в бумажном варианте, так и в электронном. Еще более доступным их для использования студентами сделало размещение электронных методических указаний на сайте кафедры (адрес сайта: http://do.teleclinica.ru).

Совершенно новой методикой в обучении студентов на практических занятиях является внедренное на кафедре гистологии в 2008 г. работа с цифровыми изображениямигистологических препаратов, получаемыми непосредственно на занятии, на комплексе световой микроскопии OLYMPUS ВХ51 оснащенным цифровой цветной камерой Deltapix и программным продуктом CELL (Olumpus). Комплекс позволяет демонстрировать изучаемый препарат в режиме реального времени студентам через интерактивную доску или мобильный компьютерный класс, отбирать наиболее удачные участки препарата, создавать на их основе электронные файлы и в дальнейшем дополнительно обрабатывать их с целью создания электронных надписей в электронных изображениях. Внедрение данной системы привело к внедрению в учебный процесс на кафедре гистологии ГОУ ВПО УГМА Росздрава «электронного гистологического альбома студента». Несомненным достоинством такого электронного альбома является исключительное качество получаемых электронных гистологических изображений срезов органов, возможность работы с ними в дальнейшем не только на кафедре, но и при подготовке к занятиям дома, удобство использования студентами при последующим обучении в академии. Важно подчеркнуть, что подобный «Электронный альбом студента» является авторской работой обучаемого, так как создается им индивидуально и не является закрытой системой, что позволяет постоянно над ним работать с целью совершенствования получаемых студентом знаний.

Следующим этапом создания на кафедре гистологии новой методики обучения студентов является формирование так называемой «галереи виртуальных гистологических препаратов». Принципиальное отличие предлагаемой «галереи» от имеющихся в настоящее время электронных микрофотографий с гистологических срезов, заключается в создании и предоставлении возможности самому студенту самостоятельно работать в режиме реального времени с заранее полностью оцифрованным препаратом, что позволяет ему произвольно менять поля зрения, увеличения, выбирать изучаемые объекты и делать их обозначения и т.д. Всего этого лишены электронные микрофотографии, отражающие в первую очередь видение препарата преподавателем и не дающие развития у обучаемого способностей к образному самостоятельному мышлению.

Создание галереи «виртуальных» гистологических препаратов открывает новые возможности их изучения как на практическом занятии, так и при самостоятельной работе студентов как на кафедре, так и непосредственно у себя дома, в библиотеке, в любом компьютерном классе, Интернет-кафе и даже в транспорте, с помощью новых «Интернет - технологий» для сотового телефона.

  1. Новизна технологии (методики) обучения, авторский вклад.

Впервые в России предлагается новый, комплексный инновационный проект реорганизации преподавания курса гистологии, цитологии и эмбриологии с использованием современных цифровых технологий, значительно облегчающий восприятие студентами материала и обеспечивающий формирование специалиста нового поколения с иным уровнем мышления и навыками работы.

Предлагаемый инновационный проект, ни в коей мере не отрицая старой формы обучения студентов гистологии, предлагает дополнительно вывести преподавание и изучение предмета на качественно новый уровень с использованием новых возможностей цифровых технологий для создания «галереи виртуальных гистологических препаратов». При этом проект не содержит в себе всех тех недостатков, которые возникают при использовании в обучении только цифровых фотографий.

Возможности, которые открываются при использовании новых методов обучения гистологии, цитологии и эмбриологии невозможно сравнивать с традиционным подходом к обучению, который практикуется в медицинских вузах в настоящее время. Это действительно новый, инновационный шаг в системе подготовки врачебных кадров с использованием современных информационных технологий, создающий систему обучения студентов XXI века, значительно облегчающий восприятие студентами материала, формирование специалиста нового поколения с иным уровнем мышления и навыками работы.

Принципиальное отличие, новизна предлагаемой для создания «галереи виртуальных препаратов», от внедряемых в настоящее время электронных микрофотографий с гистологических срезов в некоторых Российских вузах, заключается в том, что электронные фотографии являются застывшим отражением специально отобранных преподавателем полей зрения, которые отражают основные структурные элементы, но не представляют возможности самому студенту самостоятельно работать в режиме реального времени с препаратом, изучать все его многочисленные поля зрения, произвольно менять увеличения, выбирать изучаемые объекты и делать их обозначения и т.д. Более того, электронные микрофотографии отражают в первую очередь видение препарата преподавателем и не позволяют развивать у обучаемого способности к образному самостоятельному мышлению. Всех этих недостатков лишена предлагаемая программа инновационного обучения студентов гистологии с использованием «галереи виртуальных препаратов»

Внедрение в учебный процесс новых методов, объединенных в единую инновационную технологию обучения дает следующие изменения и принципиально новые возможности для студента:

- существенно повышается заинтересованность изучения предмета;

- повышается самооценка студента, как получающего образование в

медицинском вузе с наличием современных технологий обучения,

- изучение виртуального гистологического препарата может

проводиться как на территории кафедры гистологии, так и

непосредственно на любом компьютере, обеспечивающем вхождение

на сайт кафедры, на котором размещены соответствующие

оцифрованные «виртуальные» препараты;

- неизменно высокое качество «виртуальных препаратов»;

- не требуется каких либо специальных дополнительных устройств

для работы с «виртуальными препаратами»;

- в любое удобное для студента время он может самостоятельно

изучать основные структурные элементы органов и тканей;

- обучающийся может сохранять и работать с «виртуальным

препаратом» в своем компьютере;

- может делать электронные обозначения структур на виртуальном

срезе;

- может распечатывать полученные изображения;

- может изучать отдельные структуры с привлечением возможностей

редактора обработки цифровых изображений;

- может получать индивидуальную консультации преподавателей

кафедры по «виртуальным препаратам»;

- может создавать собственную «галерею виртуальных

гистологических учебных препаратов» - электронный студенческий

альбом.

- повышается производительность процесса обучения на практическом

занятии, освобождается время, которое ранее тратилось на зарисовку

гистологического препарата, на разбор ситуационных задач, решение

тестовых заданий и более углубленное изучение предмета.

Появляются дополнительные преимущества и принципиально новые возможности и у преподавателя кафедры при обучении студентов:

- повышается престижность рабочего места кафедры, оснащенного

новыми цифровыми технологиями;

- повышается самооценка преподавателя кафедры, овладевшего

новой технологией обучения;

- простота коррекции изменений гистологической номенклатуры;

- бесконечный ресурс «виртуальных препаратов»;

- преподаватель может отслеживать самостоятельную работу

студентов через компьютерный класс или их вход на сайт кафедры;

- может осуществлять индивидуальную консультацию студента по

препаратам в режиме реального времени;

- может проводить в определенные часы «виртуальные» консультации

гистологических препаратов;

- может проводить «репетиционное», обучающее тестирование

студентов с использованием «виртуальных препаратов;

- может проводить контроль-диагностику с использованием

«виртуальных» препаратов;

- значительно повышается производительность труда преподавателя, появляется время для разбора профильных вопросов, ситуационных задач и т.д.

- полностью изменяется структура и смысловая нагрузка на содержание практического занятия, приоритетом становятся развитие у студента профессиональных и общих компетенций, развитие понимания связи структуры и функции, определения роли гистологии в системе медицинских знаний и связи с основными смежными дисциплинами.

По вышеуказанным признакам предлагаемый на конкурс проект можно оценить как:

- новаторский – т.к. конструкция способа обучения студентов принципиально, существенным образом отличается от прежнего;

- пионерский – т.к. в результате внедрения в учебный процесс появится технология, выполняющая не только прежние, но и новые функции;

- связанный с модернизацией и обновлением аппарата и технологий обучения студентов;

Таким образом, по типу предлагаемый инноваций проект относится: к разделу: новый инновационный продукт, технология, метод обучения, разработка.

Авторский вклад в создание технологии обучения:

Предлагаемая на конкурс технология была разработана и внедрена в учебный процесс на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии непосредственно проф. Сазоновым С.В. В создании и реализации предлагаемого инновационного проекта можно выделить следующие стадии:

  1. формирования инновационного замысла – 2006 г.;

  2. исследования инновационных возможностей для реализации проекта «виртуальная гистология» - 2007 г.;

3. подготовка документации и технических заданий на оборудование для реализации проекта 2007-2008 г.г.;

4. создание рабочего места преподавателя, оснащенного комплексом для получения электронных изображений гистологических препаратов – 2008 г.;

5. разработка и внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических пособий для самостоятельной работы студентов с использованием цветных фотографий гистологических срезов органов - 2008 г.;

6. создание сайта кафедры - 2008 г.;

7. разработка концепции «электронного гистологического альбома студента» - 2009 г.;

8. разработка и внедрение в учебный процесс интерактивной работы на лабораторном занятии с виртуальными гистологическими изображениями с использованием интерактивной доски и мобильного компьютерного класса – 2009 г.;

9. разработка и внедрение в учебный процесс концепции создания «галереи виртуальных гистологических препаратов» - 2010 г.;

10. разработка и внедрение в учебный процесс DVD обучающих фильмов с использованием виртуальных гистологических препаратов - 2010 г.;

11. оформление инновационного проекта: «Создание инновационной системы обучения студентов медицинского Вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе современных цифровых технологий» для участия в конкурсе «Лучший преподаватель медицинского вуза» в номинации: «За внедрение новых методик обучения студентов» - 2011 г..

  1. Р. И. Асфандияров заведующий кафедрой анатомии человека

    Монография
    А. И. Краюшкин, Л. И. Александрова, Н. И. Гончаров История кафедры анатомии человека. Под редакцией профессора В.Б. Мандрикова. Монография. – Волгоград, 2010.
  2. Профиль биология аннотация к программам дисциплин (модулей)

    Программа
    Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Иностранный язык», относятся знания, умения и виды деятельности,
  3. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 география.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (2)

    Учебно-методический комплекс
    6.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы 58 7. Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине…… 59 8.
  6. Информационный бюллетень "новые медицинские книги в библиотеке вгма" 4 квартал 2010 г

    Информационный бюллетень
    ВОРОНЕЖСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ им.Н.Н.БурденкоОБЪЕДИНЕННАЯ НАУЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКАИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ"НОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КНИГИ В БИБЛИОТЕКЕ ВГМА"4 квартал 2010 г.
  7. В. А. Батурин, проректор по научной и инновационной работе Стгма, профессор

    Тезисы
    В сборнике представлены тезисы работ XIX Итоговой научной конференции студентов c международным участием Ставропольской государственной медицинской академии, Винницкого национального медицинского университета им.
  8. Молодежь и медицинская наука в XXI веке 30 марта 1 апреля 2011 года г. Киров

    Документ
    Молодежь и медицинская наука в xxi веке: материалы XII-ой открытой итоговой научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием 30 марта – 1 апреля 2011г.
  9. Влияние нарушения маточно-плацентарного кровообращения на структуру лимбической системы головного мозга крыс в раннем постнеонатальном онтогенезе и его биохимическая коррекция

    Документ
    ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ МАТОЧНО-ПЛАЦЕНТАРНОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ НА СТРУКТУРУ ЛИМБИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА КРЫС В РАННЕМ ПОСТНЕОНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ И ЕГО БИОХИМИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Другие похожие документы..